Мифы в истории Европы и России

Начиная с незапамятных времен и вплоть до Французской революции независимо, от доминации любой религии на территории стран Руси и Европы, мифы всегда имели религиозную привязку. Например это четко прослеживается в древнегреческих мифах: Похищение Зевсом Европы, Елевсинские мистерии, описанные Лосевым и т.д. Также Платон, который описывал возникновение Атлантиды в диалогах "Тимей и Критий" пользовался религиозными мифами. Похоже было со Спартой: перед войной с Афинами спартанский царь Архидам обратился к оракулам о ее будущем исходе. Это означает, что он верил в авторитет оракула, который пользовался популярностью среди древних Греков, что в свою очередь свидетельствует о факте веры в него, что является главной составляющей мифа.
   Это же касается и христианской эпохи вплоть до 1789 года. Христианство, даже при полной правильности, все равно остается мифологичным. Те элементы: Святая Троица, Распятие, Воскресение Христа и т.д. являются элементами веры, которая еще до ХХ столетия была еще доминирующей религией, а значит, согласно Лосеву, имеет признак мифа, только правильного. К этому также добавляются мифы народного характера. Венская оборона, например, 1683 года, которой руководил польский Король Ян III Собеский еще имела мифы религиозного характера, что отразилось в лозунгах религиозной борьбы того времени: война с неверными мусульманами.
   После Французской революции религиозная привязка к мифу начала постепенно угасать, чем и ознаменовалась "Весна народов" 1848/1849 гг. и "Парижская коммуна" 1871 года, Революции в Царской России (1905, 1917 г.г.). Действовал лозунг: Свобода, Равенство, Братство. Исключение при этом составляет славянская Польша, где Ноябрьское восстание (1830-1831 г.г.) и Январское восстание (1863-1864 г.г.) имели ярко выраженную религиозную окраску. Вспомним, что Стефан Кеневич в своей книге опубликовал даже пригласительную афишу католического духовенства на святую мессу, посвященную успеху Январского восстания. Это свидетельствует о элементе религиозности польского славянского народа того времени.
   После 1917 года в Советской России, а потом и во всех социалистических странах миф окончательно потерял религиозную привязку. Стало модным следовать положениям лозунга: "Пролетарии всех стран - объединяйтесь!" для построения секулярного порядка по принципу хиллиазма. В этот период Польша снова стала исключением из правил: ликвидация польской рабочей партии произошла в результате противостояния католического епископата с коммунистами, апогеем чего стало при помощи Запада избрание папой римским понтифика Иоанна Павла II, а значит, пришлось на краткое время восстановить религиозные мифы, которые были разбавлены в элементе польской националистической идеологии.
   В Западной Европе, а позже и в странах бывшего соцлагеря религиозная составляющая мифа была негласно замещена тезисом сытого свободного рая. В Познани есть даже памятник жертва антикоммунистических восстаний 1956 года и позднейшего периода, где Бог только упоминается, а главный акцент сделан на сытую независимую свободу. В этот миф поляки до сих пор свято верят. Видно, что мифы, начиная с ХХ столетия, уже окончательно приобрели секулярный характер, в которых, в лучшем случае Бог лишь упоминается. Только после 2000 года в рамках тенденции ликвидации христианстава, а значит и ее мифологии, по всей Европе, а потом и в Северной Америке при помощи мифа толерантности и политкорректности костелы и кирхи начались продаваться или в лучшем случае превращаться в музеи, что означает рассвет начала процесса возникновения постхристианской эпохи. При этом, начиная с 50-х г.г. произошел параллельно процесс исламизации западного мира: внедрение исламской мифологии в духовно культурное тело Запада и замещение им христианства. Это означает постепенное создание религиозных мифов в отрыве от христианства. Это же касается и сексуальной тематики: пропаганда гомосексуализма, что является страшнейшим грехом в христианстве. Даже в это время, в силу христианской религиозности Восточная Европа пытается сопротивляться данной "толлерантности", например та же Польша. Это означает, что христианская мифология, особенно с польским национальным оттенком не желает покидать своих позиций. Отсюда неприятие поляками, например, идеологии гомосексуализма, пускай и в секулярно-пасивном варианте.   


Рецензии