Любите ли вы поэзию, как люблю её я

!!! Плохие стихи - небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес. Уильям Шекспир
 !!Не всякий, кто может писать стихи, — поэт. Бенджамин Джонсон
!!! Все поэты — безумцы. Роберт Бертон
 О, вы, кого манит успеха путь тернистый, в ком честолюбие зажгло огонь нечистый,
 Вы не достигнете поэзии высот: Не станет никогда поэтом стихоплет. Никола Буало

!!!Из всех представителей рода человеческого зависти и злословию более всего предаются плохие поэты. Джозеф Аддисон
 Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой. Джозеф Аддисон
Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия. Вольтеh
!!!У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Георг Кристоф Аихтенберт
Поэзия — музыка души. Вольтер
Не позволяй душе лениться, чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь…Поэзия - это состояние души , она является  источником поэтического голоса.  Какова душа, такова и поэзия, - самое великолепная и красивая выразительница  языка, в  которой всё должно быть искренне, Какой  поэзия должна быть?- на это ответить нельзя, иначе не было бы гениальных поэтов.  Что особенно притягивает нас к поэзии, к человеку, который пишет? Поэт., который пишет так,  как живет и думает,  - действительно пишет настоящие стихи . Ложь и неискренность всегда заметны. И поэт должен суметь сделать слово настолько изумительным , чтобы читатель не просто понял значение слова, а почувствовал его, услышал его звучание., Но есть  в поэзии нечто большее, чем выражение мысли или чувства,.  . "Человек принимается за сочиние стихотворения по разным соображениям: чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношение к окружающей его реальности, будь то пейзаж или государство, чтоб запечатлеть душевное состояние, в котором он в данный момент находится, чтоб оставить - как он думает в эту минуту - след на земле . Пишущий стихотворение, пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.  Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом
Стихи доставляют нам удовольствие - очевидно еще потому, что они могут приводить в действие мозговой механизм самовознаграждения. В них есть слово, ритм – музыка, заложенная атором, смысл, образ. Поэзию издавна занимают самые основные человеческие ценности - истина, добро и красота, потому, как она - высший род искусства. Высший род поэзии и венец искусства -- поэзия драматическая.
 Так, например, многие русские народные песни удерживаются в памяти народа не только содержанием  но музыкальностью , ритмом стихов или своим мотивом , или своим "голосом"выражают собою бесконечно знаменательный смысл одною музыкальностью своих стихов, как, например, эти стихи из песни сумасшедшей Офелии:
   
   Он во гробе лежал с непокрытым лицом,    С непокрытым, с открытым лицом.2
   
   И как чувствуется, что эти стихи должны не читаться, а петься! Вот песня Дездемоны, переведенная или переделанная Козловым:
   
Непокрытый есть то же, что открытый, а открытый -- то же, что непокрытый; но какое глубокое впечатление производит на душу это повторение одного и того же слова с незначительным грамматическим изменением!
   Бедняжка в раздумьи под тенью густою    Сидела вздыхая, крушима тоскою:
   или
  Взалкав возвышенного хлеба, Возжаждав мудрого вина, Смотри, смотри в ночное небо,
 Читай созвездий письмена, Пока твой дух, доселе пленный, В темнице тела без огней,
 Не отразит в себе вселенной И сам не отразится в ней.
!Высокая поэзия  -  должна призывать  человека к вершинам духа и веры. А всё остальное может быть просто талантливо сделано, мастерски, но не несёт в себе высшей духовной нагрузки или не призывает к пробуждению совести, чести, искренности.

 Основные критерии в поэзии

!!!!!!!!!!!!!!!!
!1) оригинальность темы, интересность актуальность
! 2) необычный ракурс взгляд на проблему
 !3) богатый русский язык, самобытное изложение, умелое использование литературных приемов, рифм, форм...
 4) логичность или алогичность умело обыгранная в сюжетных линиях
 5) смысл произведения приходящийся на единицу текста одна фраза дельная остальное - вода
 6) масштабность, глобальность идей, !7) легкость чтения
 ! 8) правильно и грамотно расставленные акценты как смысловые так и языковые
 !9) музыкальность, (плавность, напевность) соответствующая  тексту ритм и смысл совпадать должны
 1
 1!1) новые находки, повороты образов, интересные рифмы, необычные сюжеты, острота, эмоциональность
 !12) динамика и живость произведения
 !13) искренность произведения, убедительность
 !15) правильно подобранная ритмическая структура по отношению к смыслу и эмоциям
 !16)Оставленное пространство для мыслей и чувств читателя
 17) Эстетичность произведения

      !!!!!Стихи можно научиться рифмовать, но придать им силу выразительности таким сочетанием слов, которые бы переосмысливали обычное в необычное, раскрывали бы сущность явления не через длительное изложение, а молниеносно, озарённо, пронизывая как электричеством  – этому научиться нельзя; для этого надо быть поэтом, а не виршеплётом.
      Маяковский сказал однажды, что он летел как ругань: другая нога ещё добегала в соседней улице. Вещи настолько разные, что объединить их может только поэт. Искусственный стих, заменитель поэзии, стих рассудочный и расчётливый, рассчитанный только на одобрение редактора или простых несведущих людей, опасающегося всего острого, яркого, не подходящего под общий фон
Образ –вот  главный признак искусства.  К сожалению, часто можно встретить так называемые "стихотворения", совершенно не содержащие образа. Очевидно, их авторы думают, что для создания стихотворения главное-  как-то срифмовать окончания строчек.  Нет,  главное-  создать образ. Если нет образа,  нет и поэзии.
       В произведении искусства все должно быть образным, оно все должно состоять из образов. Там, где хоть на чуть-чуть пропадает образ, там пропадает и искусство.
          
   !!!!!!!        Кстати, есть хороший способ проверить, является ли созданное поэзией или нет.  Нужно сказать то же самое,только так переставить слова,чтобы нарушить ритм и рифму.Если была поэзия,то она и останется,так как остался образ, а вот если образа не было, а была только зарифмованная ритмика,то после убирания зарифмованной ритмики останется пшик.
           Посмотрим на примере.  Проделаем это со строфами из блоковской "Незнакомки":
             "Закованный странной близостью, я смотрю за ее темную вуаль - и вижу там очарованную даль и очарованный берег, и на дальнем берегу цветут синие, бездонные очи".
 Как видим, поэзия осталась. Еще более сложным приемом ассоциативного способа является метафора, суть которой- в непрямом переносе свойств одних явлений на другие. Прием метафоры требует от поэта особого таланта, умения находить необычные подобия в разнообразном мире.

!!!!!!      Примеров кратких, сосредоточенных метафор можно привести множество:

    "кипящая душа" (Рылеев),"огненная тоска" (Соловьев),"ширококрылое вдохновение" (Тютчев),"рябое лицо дождя" (Маяковский),"молния боли железной" (Набоков),"литавры горных гроз" (Антокольский),"стонущие мачты" (Багрицкий),"шум порывистых берез" (Рубцов),"сумерки сердца" (Окуджава),"сияние тьмы" (Бродский),"эхо заплакало в чаще"..."зеленого ветра всплески" (Лорка).        Без образа поэзии нет. Но образ мало создать, его надо еще уметь подать. Подать так, чтобы он доходил полно, сильно и легко.   В качестве примера потрясающе верного сочетания темы, идеи и образа можно привести известное стихотворение Некрасова:

             "Вчерашний день, часу в шестом,              зашел я на Сенную.              Там били женщину.
              Кнутом.              Крестьянку молодую.              Ни звука из ее груди!              Лишь бич свистал, играя...              И Музе я сказал: "Гляди-              сестра твоя родная!"

!!!!для речевой выразительности очень важен подбор слов. Правильный подбор слов имеет такое громадное значение, что у человека, не владеющего этим, навряд ли получится поэтическое произведение даже при хорошем воображении.  Он просто не передаст сильный образ слабыми словами, он просто испортит его.
      Ведь слова в стихотворении - не то, что слова в простой речи. В простой речи слово несет только смысл, а в стихотворении оно должно еще обслуживать образ. От него здесь требуется особая точность: не только точность в передаче смысла, но и точность соответствия образу. У каждого слова есть масса синонимов, а значит всегда можно выбрать лучшее, незатрепанное. Но привычка вставлять в строку первое приходящее в голову приводит к тому,ч то из множества синонимов выбирается как раз самое часто употребляемое слово. Мысль при этом, конечно, передается, но ведь поэзия состоит не в том,чтобы просто рифмовать мысли.
      А пользуясь синонимами, мы можем учесть не только свежесть какого-то слова, но и его разные оттенки.  Можно сказать -"бить", но можно сказать и "хлестать"истезать. Можно написать "деревянный дом", а можно-"изба из старых бревен".  По смыслу одно, а по образу-разное
  !!!!    Как трудно порой находить нужное слово! А как часто бывает, что даже неплохое найденное слово не проявляет всю свою силу из-за неправильно занятого места или из-за нагромождения рядом других, пустых и посторонних слов.

    !!!        От чего зависит, найдет поэт нужное слово или не найдет?
     Во-первых,  от  ясности мысли.  Тему и идею нужно осознавать очень ясно. Не зная, что именно хочешь сказать, не найдешь и нужных слов.
     Во-вторых, от сосредоточенности чувства. Не стоить бросаться писать, если чувство еще слишком неконкретно, слишком широко и расплывчато. Стихотворение в этом случае тоже окажется расплывчатым, и слова будут не меткими.Как Нельзя объясняться в любви, пока чувство не созрело
     В-третьих,  от понимания собственного образа. Бывает, что поэт родил воображением образ, но еще сам не осознал его во всей его глубине.  В этом случае слова и образ не будут в необходимом единстве.

О ритмической выразительности.!!!!

      Поскольку ритм сам по себе, даже без слов, вызывает у человека то или иное эмоциональное состояние, очень важно, чтобы он соответствовал тому воздействию, которое оказывает образ. Не действовал противоположно,  а "настраивал на волну" образа.
     Встречались случаи,  когда стихотворение, слабое по тексту, имело очень сильно воздействующий ритм и только поэтому,  независимо от своих недостатков, в целом казалось хорошим.  Ведь ритму не нужен смысл, он влияет на нас не через смысл, не через логику, а непосредственно.
     Правда,  есть такие мастера,  которые умеют ритмизировать (если можно так выразиться) не только форму, но и само содержание, - подавать по законам ритма еще и само изложение смысла, а не только внешнее построение строки. Ну , это уже "высший пилотаж",- впечатление потрясающее!
!!!!!!!!!!!          Если ритм сбит или слаб, даже высокообразный и хорошо словесно оформленный текст выглядит неживым,  -какой-то красивой,  но неодушевленной конструкцией.  Ритм дает динамичность,  живую осязаемость.  Стихотворение становится не мертвым передатчиком чувства,  а самим чувством,  живой частью самой жизни.
!!!1Финал,  - впрочем, может быть,это только мое субъективное мнение,-не стоит делать отдельно.  Финал не должен быть самостоятельной частью.  Это придаст ему вид какого-то ненужного довеска.   Финалом должны быть последние строки образа,то есть последние строки средней части.
       Требование краткости относится и к финалу,но задача его велика. Финал должен закрепить в читателе всю силу образа. Это-как последний удар в музыке.Нельзя последним аккордом изгадить все впечатление.  Финал должен быть сильным и эффектным.  Эффектным не значит обязательно кричащим.  Можно и тихо сказать такое,  что перевернет всю душу.
     Сделать это в кратких словах,  конечно,очень трудно.  Я считаю финал самым трудным моментом творчества.  Бывает,что никак не найдешь подходящих слов,и образ остается каким-то висячим,без последнего подчеркивающего аккорда.

         Возьмем,  к примеру,  юношеские строчки Блока:

           "Гроза прошла, и ветка белых роз            в окно мне дышит ароматом...
            Еще трава полна прозрачных слез,            и гром вдали гремит раскатом."

      Финальная часть здесь, по-моему,  не настолько крепкая,  как нужно.  Но если поменять местами пары строк,  получим такой вариант:

           "Еще трава полна прозрачных слез            и гром вдали гремит раскатом,
            но дождь уже прошел,  и ветка белых роз            в окно мне дышит ароматом." 
Немного надо сказать и об общем тоне стихотворения.
    К сожалению,  есть сочинители, у которых на первом месте - желание удивить, поразить, соригинальничать,  повыделываться любой ценой.
    Допустим, это у них получится.  Ну и что? Выделывание есть,  а поэзии-то нет.  Поэт должен показывать то,   Что нужно передать людям,  а не самого себя.
   Умение читать стихи значит передать личностное обаяние , но  оно порой затмевает смысл стиха Слышим чей-то голос, который не передает смысла музыкальности образности.
      Поэт А.Фет пишет так: "Лирическая деятельность требует безумной, слепой отваги. Кто не в состоянии броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой,ч  то он воспарит по воздуху,  тот не лирик." Конечно, это не надо понимать буквально,  но мысль Фета понятна.

      Писатель Паустовский пишет: "Ты увидишь в мире много значительного и интересного,  если ты сам будешь значителен и интересен."

      О том же и слова Луначарского: "Художник есть прежде всего многосодержательный человек. Первое условие художественного дарования-громадная чуткость к жизни,  второе условие-умение выразить этот организованный материал с величайшей простотой, силой и убедительностью. Человек не великий не может быть великим поэтом, потому что заражать ему других - нечем."

      Л.Толстой: "Заразительность-несомненный признак искусства. Чем сильнее заражение, тем лучше искусство, а сила заражения зависит от особенностей чувства, от ясности передачи и от искренности автора, его знаний, душевного развития.  Искренность - самое важное условие."

      Гоголь: "В лирической поэзии неискренность всегда обнаружит себя надутостью."

      Чехов: "Писатели,  которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же,  и вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель."

  !!!    Флобер: "О достоинстве книги можно судить по силе тумака,  который от нее получаешь,  и по количеству времени, какое нужно,  чтобы прийти в себя."

      Достоевский: "В поэзии нужна страсть,  нужна ваша идея и непременно указующий перст,  страстно поднятый.  Безразличие же ровно ничего не стоит,  а главное-ничего не значит."

      Писарев: "Поэт должен писать кровью сердца и соком нервов."       

      Шопен: "Путь к простому лежит через сложное, простота есть конечная цель всякого искусства. Всякий,желающий сразу прийти к этому,ничего путного не достигает,нельзя начинать с конца. Надо много учиться, даже очень много, чтобы достигнуть простоты.  Достигнуть простоты-нелегкое дело."

      Пикассо: "Некоторые художники превращают солнце в желтое пятно, а надо уметь желтое пятно превратить в солнце. Реальность есть нечто большее, чем вещь в себе. Художник, просто срисовываю-щий дерево,  делает себя слепым к настоящему дереву. Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а каким мыслю."

      Торвальдсен (скульптор): "Если я не вижу в своем произведении никаких недостатков, значит мой талант иссякает."      Из Л.Толстого:
      
      "С искусством нашего времени случилось то, что случается с женщиной, которая свои женские привлекательные свойства, предназначенные для материнства, продает для удовольствия тех, которые льстятся на такие удовольствия.  Искусство стало блудницей.  Это сравнение верно до мельчайших подробностей...
      !!!Причина появления настоящего искусства есть внутренняя потребность выразить накопившееся чувство. Причина поддельного искусства есть корысть.   
   
Ну и, конечно же, она не должна быть предсказуемой и тем более подражательной. Время действительно диктует, как писать стихи, однако это право поэта принять эти правила или нет.
Поэт вне времени,  он его  обгоняет, становится непризнанным гением, и становясь понятными и современными лишь для потомков. Современники - те, что попали в струю и популярны сейчас, вряд ли будут так-же актуальны в будущем.
Для того, чтобы выразить свои чувства или события той или иной эпохи можно использовать и прозу.
Мне очень нравится, что сказал Бродский по этому поводу:)
 читатель  все сборники стихов меряет каким-то своим ощущением ценности поэзии.
      Какое же это свойство? Замечательный испанский поэт Федерико Гарсиа Лорка пишет, что в Испании среди поэтов, певцов, музыкантов существует такой термин-"дуэнде" .Имеется в виду какой-то особый дух,  родной и близкий людям,  имеющий потрясающую силу воздействия, но откуда он - это очень трудно объяснить.
      !!!    Лорка приводит пример. На каком-то народном празднестве пела выдающаяся профессиональная певица. В пении не было допущено ни малейших ошибок, сильнейший голос, совершенная техника. Когда она закончила петь, народ долго гремел аплодисментами и кричал "Браво!" Но вот после этой великой певицы вышла петь крестьянская девушка. Она пела волнуясь,  голос был, конечно, слаб и не поставлен профессионально.  Но!.. Но когда она закончила свою песню,  огромная аудитория застыла, как завороженная. При всей непрофессиональности и простоте в ее песне была такая родная и непобедимая сила, такая искренность простой души, что великая певица померкла перед простой крестьянкой.  И Лорка пишет: "Вот это и есть "дуэнде".   Мы все, весь народ,  проживаем в одних условиях, в одной среде, в одной общности. И поэтому понятно, что тот деятель искусства, который умеет в ясной, простой и сильной форме выражать не надуманный, а действительный дух народа, будет очень родным всем людям. Его произведения будут влюблять в себя. !!!             Поэт не должен быть отдельным царьком, в стороне от всего народа.  Поэзия-это не частное дело, не частная собственность индивидуалиста, пусть даже и талантливого. Встреча в горьковской библиотеке  Почему одни поэты для узкого круга, другие – для страны . Поэт должен служить людям и быть с ними до такой степени одним целым,чтобы любая боль народа вызывала в нем даже не сопереживание, не сочувствие, -это слово не подходит,- а самую реальную точно такую же боль. Нет, не точно такую же,- ведь он же поэт!- а гораздо более сильную боль.
  !!1   Нужно избегать "кабинетной" поэзии, выдуманной, высосанной из пальца собственного индивидуалистического воображения. Нужно учиться у людей, у жизни, у натуры.П оэт Блок называл это "нырянием за жемчугом".  Возражая тем,  кто ставит личное воображение выше всего, Лорка пишет: "Нет, воображение-бедно, а так называемое "поэтическое" воображение- в особенности. Реальная правда поэтичностью превосходит вымысел." Он называл великолепно сделанные, но не идущие от жизни стихи "раззолоченной нищетой".

Немного о детской поэзии ,стихи для детей нужно писать  особенным способом - иначе, чем пишутся другие стихи. И мерить их нужно особенной меркой. Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей.
Такие, например, великаны, как Тютчев, Баратынский и Фет, несомненно потерпели бы в этой области крах, так как приемы их творчества враждебны по самому своему существу тем приемам, которые обязательны для детских поэтов.
Но отсюда не следует, что детский поэт, угождая потребностям малых детей, имеет право пренебречь теми требованиями, которые предъявляют к поэзии взрослые.       
!!!!Когда легко написать хорошее стихотворение — трудно сделаться поэтом. Ханс Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Анна Андреевна Ахматова
Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души.
Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок. Жорж Батай
 Поэт — дитя; он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы. Лев Карсавин
!!Вероятно, ни один человек не может быть поэтом, не может даже любить поэзию, если он, хотя бы в малой степени, не душевнобольной. Томас Бабингтон Маколей

 Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью.  Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты.  Только культура ума делает возможной культуру духа.
 Валерий Яковлевич Брюсов
Георг Гадамер
!!1В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы. Бенедетто Кроче
 Миф, в какой бы форме он ни передавался, всегда есть поэзия. Йохан Хёйзинга
Любовь, поэзия были теми путями, в которых мы искали убежища от одиночества и увядания жизни.
 Жорж Батай
Настоящий поэт чувствует себя ребенком в окружающем мире. Жорж Батай
О поэзии могу теперь сказать так: это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова.
 Жорж Батай
Поэтическое есть та доля привычного, что растворяется в необычном и растворяет в нем нас.
 Жорж Батай
Поэзия всегда в некотором смысле противоположна поэзии. Жорж Батай
Поэзия может на словах попирать установленный порядок, но она не может занять его место.
 Жорж Батай
Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок. Жорж Батай
 Поэт — дитя; он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы. Лев Карсавин
Поэзия стала повседневностью. Морис Бланшо
В довоенные времена жил один старый больной поэт, которого совершенно забыли и по настоянию которого, как я где-то прочел, всем посетителям должны были говорить, будто его нет дома. Время от времени жена — из жалости к нему — звонила в дверь…
 Эмиль Мишель Чоран
Ветер, который так прекрасно замещает музыку и поэзию. Странно, что в краях, где он дует, ищут каких-то других средств выражения. Эмиль Мишель Чоран
 Из европейской поэзии исчез крик. Осталось жонглирование словами, художества акробатов и эстетов. Эквилибристика опустошенных. Эмиль Мишель Чоран
Настоящая поэзия начинается за пределами поэзии. То же самое с философией, да и со всем на свете.
 Эмиль Мишель Чоран
Поэтическое воображение по сути своей не формирует, а деформирует образы. Ролан Барт
Мы ведь знаем мнение величайших ученых, что разные отрасли знания требуют изучения и наставления, поэтическую же способность создает сама природа, и поэт творит из своего духа и в то же время как бы вдохновляется свыше. Цицерон Марк Туллий
 Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон Марк Туллий
Я не стремлюсь охватить своими стихами все. Вергилий Марон Публий
 Поэты желают быть или полезными, или приятными. Гораций (Квинт Гораций Флакк)
 Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше. Гораций (Квинт Гораций Флакк)
 Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки.
 Гораций (Квинт Гораций Флакк)
 Раздражительное племя поэтов. Гораций (Квинт Гораций Флакк)
 Художникам, как и поэтам, издавна право дано дерзать на все что угодно.
 Гораций (Квинт Гораций Флакк)
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности. Овидий Где жизнь, там и поэзия. Неизвестный автор
Негодование делает поэтом. Неизвестный автор
 Поэзия — говорящая живопись. Неизвестный автор Поэт всегда простак. Неизвестный автор
 Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию. Мурасаки
Не следует обращать внимания на крохотные пятнышки на лучезарном солнце: пусть лучше подумают о том, сколько пришлось пободрствовать Гомеру, чтобы создать произведение, в котором так много света и так мало теней. Мигель де Сервантес Сааведра

!!!Нельзя вблизи сидящих на престоле Стоять певцу. Джордж Ноэл Гордон Байрон
Ты хочешь, чтобы твои песни не умерли? Пой о сердце человека. Роберт Браунинг
 В свой час своя поэзия в природе. 111 Джон Ките
Ни один великий поэт не может не быть одновременно и большим философом.
 Сэмюэл Тейлор Кольридж
Афоризмы и цитаты о поэзии

Все, что поэт пишет с божественным вдохновением и святым духом, то весьма прекрасно. Демокрит
Историк и поэт отличаются друг от друга не речью — рифмованной или нерифмованной; их отличает то,  что один говорит о случившемся,  другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории: ибо она показывает общее, тогда как история только единичное. Аристотель

Кто идет к вратам поэзии, не вдохновленный музами, воображая, что одно искусство сделает его поэтом, тот и сам несовершенен, и поэзия его — ничто в сравнении с поэзией вдохновленного. Платон

Поэтическое воображение странствует и перевоплощает вещи, придает им самый их чистый смысл и определяет взаимосвязи, дотоле неведомые, но всегда, всегда, всегда орудует фактами самой что ни на есть ясной и четкой реальности. Оно внутри человеческой логики и контролируется разумом, от которого не может отделиться. Федерико Гарсиа Лорка

 Поэтический образ — это всегда трансляция смысла. Федерико Гарсиа Лорка

 Поэзия и искусство — это особая форма не только выражения,  но и познания.
 Ян Райнис

Между ученым и поэтом простирается зеленый луг: перейдет его ученый — станет мудрецом, перейдет его поэт — станет пророком.
 Халиль Джебран Джебран

 Поэзия — это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря. Халиль Джебран Джебран

 Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда… Анна Андреевна Ахматова
Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчета количество материальных благ растет быстрее, чем способность освоить их согласно закону души.
Поэт — не толпа, он неизлечимо одинок. Жорж Батай

Прославим поэтов, у которых один бог — красиво сказанное бесстрашное слово правды.
 Максим Горький

 Поэтический язык — краткий, сжатый, картинный и музыкальный. Владимир  Короленко

Стих прежде всего — гармония. Владимир Галактионович Короленко

 Стих — это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма. Владимир Галактионович Короленко

!!!Поэзия не может не быть поэзией своего времени и должна быть ею. Но тот, кто выражает черты своего времени, роднящие его с будущим, оказывается бессмертным.
 Анатолий Васильевич Луначарский

 Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать,  звенеть, благоухать!
 Константин Георгиевич Паустовский

 Поэт — дитя; он смеется лучшим в мире смехом — смехом сквозь слезы. Лев Карсавин
!!Вероятно, ни один человек не может быть поэтом, не может даже любить поэзию, если он, хотя бы в малой степени, не душевнобольной. Томас Бабингтон Маколей

 Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью.  Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты.  Только культура ума делает возможной культуру духа.
 Валерий Яковлевич Брюсов

 Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил. Валерий Яковлевич Брюсов

 …Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом, и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков — грешно и стыдно
 Валерий Яковлевич Брюсов

 !!!Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. Константин Георгиевич Паустовский

 Когда поэту не нужен и не понятен окружающий его человеческий мир, то он сам остается ненужным и непонятным для окружающего человеческого мира. Георгий Валентинович Плеханов

 Поэзия — моя держава, Я вечный подданный ее. Михаил Аркадьевич Светлов

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело. Лев Николаевич Толстой

 Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность. Эмиль Золя

Поэзия (как ошибочно считают люди наивные или пресыщенные) заключается не в ритмическом сочетании слов-погремушек, но в духе, который охватывает широкие горизонты и видит дальше и глубже, чем глаза человека. Ромен Роллан

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он. Анатоль Франс

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. Анатоль Франс
Цель поэзии — полезная правда. Поль Элюар
Поэты лгут, но их ложь приятна. Альфред Адлер
Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит. Людвиг Витгенштейн
Плохие поэты стирают следы превращений, хорошие — открыто демонстрируют их. Элиас Канетти
Подлинные поэты встречаются со своими персонажами лишь после того, как создали их. Э Канетти
 Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения. Вильгельм Дильтей

можно назвать это по-русски.  Обаяние искренности?  Сила родности?

      Ну, конечно, не в том оно, чтобы различать ямбы от хореев, ломаную строку от распрямлённой. И не в аллитерациях, и не в рифмах. Всё это частичные особенности только внешнего её отличия. Сущность же поэзии вовсе не может быть разложена на сумму тех или иных признаков. Сущность эта – в её неожиданности, в её неповторимости, в её новизне, всегда удивительной и зачастую неузнанной по первоначалу.
     !!! В чём же неожиданность и новизна поэзии? В открытии новых соотношений смысловых реальных понятий. Соотношения эти воспринимаются в первый момент как неоправданные, непривычные в своей контрастности и необжитости. неожиданность выразительности слов, заменяющая собой всякий длинный способ описания событий, и есть поэзия. Выразительность, бытующая в языке простых людей, и не подозревающих, что они выражаются поэтически. Но не всякий наделён этой способностью. Не всякий пишущий стихи – поэт.
            Эти записи уже были закончены.  Но перечитав,  я увидел,что упущена одна очень важная мысль. Чтобы не путать сложившуюся композицию текста дополнительной вставкой, я выскажу эту мысль отдельно.

            Теория теорией, но есть еще нечто,  которое никакой теорией не учтешь. Что это?  О чем идет речь?
     Это даже трудно обозначить каким-то словом.!!!
     И дальше Лорка приводит слова великого испанского певца Мануэля Торреса,  сказанные одному исполнителю: " У тебя есть голос,  ты владеешь разными стилями,  но никогда не добьешься успеха,  потому что в тебе нет дуэнде."
            Я не знаю,  как Может, еще как-то?   Очевидно определить это каким-то одним словом невозможно.
     Юные поколения, конечно, могут не знать,  а более старшие обязательно помнят замечательного советского исполнителя песен- Марка Бернеса. И точно так же,  как Лорка, так и я хочу на этом примере сказать: вот оно-"дуэнде",  вот о чем идет речь.
     В поэзии есть много хороших и сильных поэтов,  но - не имеющих этого свойства. Их стихи прекрасны,  мы эти стихи помним и любим.  Но вот этого волшебного свойства в них нет.  Это свойство сильно звучит в отдельных стихах Пушкина. Среди недавних поэтов можно назвать Николая Рубцова.  В какой-то степени это было,например,  у Высоцкого.
             Так что же это за свойство? Какова его природа?     Чтобы объяснить это, я начну издалека.
     Есть такое выражение-"любимые поэты","любимые композиторы" и т.д. В чем тут дело? Почему одни из них становятся любимыми, а других,-  при всем признании их величия,- мы так не называем? Потому, что каждый человек имеет свой тип внутреннего мира и собственное его направление. Допустим,  какой-то человек не умеет сочинять музыку или рисовать, но если бы умел, то его музыка и его живопись были такими-то и такими, - в соответствии с его внутренней жизнью. И вот когда этот человек встречает произведения искусства тоже такого типа,  хоть и созданные не им,он воспринимает их как родные ему. Вот почему правильней было бы говорить не "любимые" поэты,"любимые" писатели,  а-"родные" поэты,"родные" писатели или композиторы.  Это слово более точно передает суть дела.
            В конце хочу привести стихотворение Евгения Евтушенко, которое называется "На смерть Бернеса":

                "Он лежал, Марк Бернес.                Шли солдаты с ткачихами Пресни.
                Но ни смерть, ни болезнь                не смогли отобрать его песни.
                И артист,и таксист                понимали,что плакать не стыдно.
                "Я люблю тебя,жизнь",-                тихо пела над гробом пластинка.

                Песни жили внутри                тех,кто к гробу цветы приносили.
                Песни,как фонари,                освещали дороги России.
                Эти песни щемят                до сих пор у Балкан и Камчатки,
                и на мачты шаланд                песни тихо садятся,как чайки.

                Всем стараясь помочь,                он поет и поет,чуть усталый,
                и про темную ночь,                и про парня за Нарвской заставой.
                В чем Бернеса секрет?                Отчего его помнит планета?
                В том,что в сущности нет                у него никакого секрета.

                Пел Бернес не спеша,                пел негромко,но добро и гордо.
                Голос-это душа,                а не просто-луженое горло.
                Лишь тогда мы певцы,                если жизнь-наша вечная тема,
                и шагают бойцы                с нашей песней за правое дело.

                Вновь, пластинка,кружись,                настоящее прошлым наполни.
                Он любил тебя,жизнь.                Ты люби его тоже.
                И помни."             

  Итак, мы видим, что
Нет, чисто литературные достоинства детских стихов должны измеряться тем же самым критерием, каким измеряются литературные достоинства всех прочих стихов.

По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для  детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых.

Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.

В сущности, совершается злое и вредное дело: вместо того чтобы подготовлять детей к восприятию гениальных поэтов, их систематически отравляют безграмотной и бездарной кустарщиной, убивающей в них  горячее чувство стиха.

Итак, двенадцатая заповедь для детских поэтов: не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых - поэзией!

Есть и тринадцатая. Она заключается в том, что в своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим "взрослым" ощущениям и мыслям. Конечно, мы должны делать это с большой осторожностью, не насилуя природы ребенка, но если мы этого делать не станем, нам придется отказаться от роли воспитателей. Мы обязаны мало-помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей, дабы путем постепенного усложнения поэтической формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов. Это и будет подлинным стиховым воспитанием, о котором у нас почему-то все еще очень мало заботятся. Методика стихового воспитания старших дошкольников заключается в выработке наиболее рациональных приемов постепенного нарушения вышеизложенных правил - всех, за исключением двенадцатого, которое требует высокого качества детских стихов. Это правило нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

К сожалению, многие педагоги, рецензенты и критики все еще судят о детской поэзии исключительно по ее содержанию, не догадываясь, что самое ценное содержание детских стихов будет безнадежно погублено неудачной и неряшливой  формой, - так что именно в интересах тематики нужно раньше всего изучать формальные особенности детских стихов, а также наиболее эффективные методы их созидания.

Был он рыжим,         как из рыжиков рагу.Рыжим,    словно апельсины на снегу.
Мать шутила,         мать веселою была: «Я от солнышка сыночка родила...»
А другой был чёрным-чёрным у неё. Чёрным,     будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она, говорила:«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом,       в сорок памятном году прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —поклонились маме в пояс.
И ушли. Довелось в бою почуять молодым рыжий бешеный огонь                и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей, серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла, воевали до победы. Мать ждала.
Не гневила,    не кляла она судьбу. Похоронка обошла её избу.
Повезло ей.      Привалило счастье вдруг. Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей.       Повезло ей!               Повезло!—
Оба сына воротилися в село.  Оба сына.     Оба-двое.           Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать. Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще? Пьют зеленое вино, как повелось...
У обоих изменился цвет волос. Стали волосы —      смертельной белизны!
Видно, много белой краски у войны.
Ты мне сказала: «Ночью Тебя я видела с другой!  Снилось:
 на тонкой ноте в печке гудел огонь.  Снилось, что пахло гарью.
 Снилось, метель мела,  Снилось,  что та — другая —  тебя у метро ждала.
 И это было началом  и приближеньем конца.  Я где-то ее встречала —
 жаль, не помню лица.  Я даже тебя  не помню,  Помню,
 что это — ты...  Медленно и небольно  падал снег с высоты,
 Сугробы росли неизбежно  возле холодной скамьи.  Мне снилась
 твоя усмешка.  Снились слезы мои... Другая  сидела рядом.
 Были щеки бледны...  Если все это — неправда,  Зачем тогда снятся сны?!
 Зачем мне —  скажи на милость —  знать запах  ее волос?..»

А мне ничего не снилось.  Мне просто  не спалось...

Ноктюрн

Между мною и тобою — гул небытия,  звездные моря,  тайные моря.
 Как тебе сейчас живется, вешняя моя,  нежная моя,  странная моя?
 Если хочешь, если можешь — вспомни обо мне,  вспомни обо мне,
 вспомни обо мне.  Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,
 долгая любовь моя.

А между мною и тобой — века,  мгновенья и года,  сны и облака.
 Я им и к тебе сейчас лететь велю.  Ведь я тебя еще сильней люблю.

Как тебе сейчас живется, вешняя моя,  нежная моя,  странная моя?
 Я тебе желаю счастья, добрая моя,  долгая любовь моя!

Я к тебе приду на помощь,— только позови,  просто позови,  тихо позови.
 Пусть с тобой все время будет свет моей любви,  зов моей любви,
 боль моей любви!  Только ты останься прежней — трепетно живи,
 солнечно живи,  радостно живи!  Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи,
 счастливо живи всегда.

А между мною и тобой — века,  мгновенья и года,  сны и облака.
 Я им к тебе сейчас лететь велю.  Ведь я тебя еще сильней люблю.

Пусть с тобой все время будет свет моей любви,  зов моей любви,  боль моей любви!
 Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи.  Счастливо живи всегда.

Скажи мне что-нибудь хорошее Как детство, ночь обнажена.
 Земля становится просторнее...  Моя щека обожжена
 пронзительным:  "Скажи мне что-нибудь!"..

"Скажи мне что-нибудь!  Скажи!  Скорей!  Пусть будут звезды - до неба.
 Заполони.  Опустоши.  И все-таки  Скажи мне что-нибудь!..  Плати за то, что целовал,
 Словами вечными, как прошлое...  Зачем  Учился Ты словам?
 Скажи мне  Что-нибудь хорошее...  За то, что Ты не опроверг
 Всё мужество моё  Нарочное,  За бабий век,  Недлинный век -
 Скажи мне что-нибудь хорошее..." Святая  И неосторожная,
 Чего Ты просишь? Правды? Лжи? Но шепчет женщина:
 "Скажи!  Скажи мне Что-нибудь хорошее..."

Как много лет во мне любовь спала. Мне это слово ни о чем не говорило.
 Любовь таилась в глубине, она ждала - И вот проснулась и глаза свои открыла!

Теперь пою не я - любовь поет! И эта песня в мире эхом отдается.
 Любовь настала так, как утро настает. Она одна во мне и плачет и смеется!

И вся планета распахнулась для меня! И эта радость, будто солнце, не остынет!
 Не сможешь ты уйти от этого огня!  Не спрячешься, не скроешься -
 Любовь тебя настигнет! Как много лет во мне любовь спала.
 Мне это слово ни о чем не говорило. Любовь таилась в глубине, она ждала -
 И вот проснулась и глаза свои открыла!

Благодарю тебя  За песенность города,  И откровенного, и тайного.
 Благодарю тебя,  Что всем было холодно,  А ты оттаяла, оттаяла.

За шёпот и за крик,  За вечность и за миг,  За отогревшую звезду,
 За смех и за печаль,  За тихое прощай,  За всё тебя благодарю.

Благодарю за то,  что ты по судьбе прошла,  За то, что для другого сбудешься.
 Благодарю тебя  за то, что со мной была,  Ещё за то, что не забудешься.

За шёпот и за крик,  За вечность и за миг,  За отгоревшую звезду,
 За смех и за печаль,  За тихое прощай,  За всё тебя благодарю.


Моя вселенная

Пришла ты праздником, пришла любовию,  Когда случилось это, я теперь не вспомню.
 И не поверю я и на мгновение,  Что в мире мы могли не встретиться с тобою

И радость вешняя, и память вещая -  И над моею головою солнце вечное.
 Любовь нетленная - моя вселенная,  Моя вселенная, которой нет конца.

Ты стала жизнью мне, судьбою стала,  Обратно все мои года перелистала
 И озарение, и день рождения  И ты во мне, как будто Новый год, настал.


Покроется небо пылинками звезд,  И выгнутся ветки упруго.
 Тебя я услышу за тысячу верст,  Мы - эхо,  Мы - эхо,
 Мы - долгое эхо друг друга. И мне до тебя, где бы я ни была,
 Дотронуться сердцем нетрудно.  Опять нас любовь за собой позвала,
 Мы - нежность,  Мы - нежность,  Мы - вечная нежность друг друга.

И даже в краю наползающей тьмы, За гранью смертельного круга,
 Я знаю, с тобой не расстанемся мы,  Мы - память,  Мы - память,
 Мы - звездная память друг друга.
Мы совпали с тобой

Мы совпали с тобой,  совпали  в день, запомнившийся навсегда. Как слова совпадают с губами.
 С пересохшим горлом —  вода.  Мы совпали, как птицы с небом.  Как земля
 с долгожданным снегом  совпадает в начале зимы,  так с тобою  совпали мы.
 Мы совпали,  еще не зная  ничего  о зле и добре. И навечно совпало с нами
 это время в календаре.


Отдать тебе любовь? Отдать тебе любовь? - Отдай! - Она в грязи...
 - Отдай в грязи!.. - Я погадать хочу... - Гадай.
 - Еще хочу спросить... - Спроси!.. - Допустим, постучусь...
 - Впущу! - Допустим, позову... - Пойду! - А если там беда?
 - В беду! - А если обману? - Прощу! - "Спой!"- прикажу тебе..
 - Спою! - Запри для друга дверь... - Запру! - Скажу тебе: убей!..
 - Убью! - Скажу тебе: умри!.. - Умру! - А если захлебнусь?
 - Спасу! - А если будет боль? - Стерплю!  - А если вдруг - стена?
 - Снесу! - А если - узел? - Разрублю! - А если сто узлов?
 - И сто!.. - Любовь тебе отдать? - Любовь!.. - Не будет этого!
 - За что?! - За то, что не люблю рабов.
Красивая женщина - это профессия

Красивая женщина - это профессия. И если она до сих пор не устроена, ее осуждают и каждая версия
 имеет своих безусловных сторонников. Ей, с самого детства вскормленной не баснями,
 остаться одною а, значит, бессильною, намного страшнее, намного опаснее,
 чем если б она не считалась красивою. Пусть вдоволь листают романы прошедшие,
 пусть бредят дурнушки заезжими принцами. А в редкой профессии сказочной женщины
 есть навыки, тайны, и строгие принципы. Идет она молча по улице трепетной,
 сидит как на троне с друзьями заклятыми. Приходится жить - ежедневно расстрелянной
 намеками, слухами, вздохами, взглядами. Подругам она улыбается весело.
 Подруги ответят и тут же обидятся... Красивая женщина - это профессия,
 А всё остальное - сплошное любительство.


Рецензии