Глупый и глупость. Охота на слова

От хворей много на земле мученья,
Но мир воюет с ними сотни лет.
Теперь от всех болезней есть леченье,
И лишь с одной бедой всегда мученье —
От глупости, увы, лекарства нет.

Это строчки из Эдуарда Асадова.

Редкий автор не писал о глупости и её воздействии на общественную и частную жизнь. А Павел Покровский отметил:
Так глупо выдавать понты за гордость
и, путая дешёвый блеф с игрой,
пытаться быть по жизни кем угодно,
но так и не решиться быть собой…
 
Евгений Баратынский ещё в 1827 году поставил вопрос остро: «Как сладить с глупостью глупца?...»

Как сладить с глупостью глупца?
Ему впопад не скажешь слова;
Другого проще он с лица,
Но мудреней в житье другого.
Он всем превратно поражен,
И все навыворот он видит:
И бестолково любит он,
И бестолково ненавидит.

Глупый. А это какой? Смотрим в словарь Владимира Даля?
ГЛУПЫЙ о человеке неразумный, скудоумый, недальний, ограниченного ума; непонятливый, тупой, тупоумный; говорят также о животном.
| о речах или о деле: безрассудный, бестолковый, неразумный, нерассудливый. Глупенький, глуповатый, несколько глупый. Глупехонек, глупешенек, вовсе или весьма глупый.
Глупый да малый говорят правду.
Глупый да малый что ни увидит, то и просит.
Глупый ищет места, а умного везде (и в углу) видно.
Умная ложь лучше глупой правды.
Малый, что глупый: а глупый, что малый.
Глупому не страшно и с ума сойти.
Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнить.
Глупому счастье, умному Бог дает.
В глупую (дурацкую) голову и хмель не лезет.
Рад дурак, что глупее себя нашел.
Скуп не глуп: себе добра хочет.
Волос глуп, везде растет.
Велик да глуп, так больше бьют.
 Мужик глуп, за то его и бьют (оттого его много и бьют).
Стар да глуп, больше бьют.
Пьян да глуп, так больше бьют.
Родился мал, вырос пьян, помер глуп.
Плут, кто берет, а глуп, кто дает.
Глуп, как пуп (как хлуп), как печка, как пробка, как пень, как надолба и пр.
Глуп, как осел, как индейский петух, как осетровая башка.
Тупо сковано, не наточишь; глупо рожено, не научишь.
Глупость жен. свойство глупого;
| самое дело: глупый поступок, речь, дело.
Скупость не глупость, себя бережет.
На человеческую глупость есть Божеская премудрость. Глуповатость жен. свойство, состояние глуповатого. Глупышка, глупыня, глупеня об. глупыш, глупец, глупендяй муж. глупый человек, дурак.
| Глупыш, морская птица, буревестник, бурная птица, поморник, Procellaria glacialis;
| глупыши олон. род гороховиков, оладьев.
| Глупыш, олон. глупец, глупышенок, молодое и потому еще вовсе глупое животное. Глупцов, глупышев, ему принадлежащий. Глупеть, делаться глупее чем был, становиться глупым, дуреть, тупеть. Глупить, глуповать, дурить, шалить, баловать, делать пустое, глупое. Глуподурый, глуподуроватый, придурковатый, глупый, с придурью: тупоумный, малоумный, с причудами. Даль. Словарь Даля. 2012


Школьный этимологический словарь не известно на каких основаниях приравнивает прилагательные ГЛУХОЙ и ГЛУПЫЙ. Тот, кто плохо слышит, может восприниматься как глупый, но нет никаких оснований делать эти слова родственными, однокоренными.

Если говорить откровенно, то следует признать, что миром не одно уже столетие руководят глупцы. Планета маленькая, а власти на ней не способны договориться и жить спокойно, в мире, без насилия и зла. В век развитых коммуникаций, мгновенного распространения любой идеи в мире господствует ложь. Создаётся безмерное количество мифов, а потом начинается борьба не с реальными явлениями, а с их мифическим отражением. И везде врут, врут, врут. Не глупость ли это во вселенских масштабах?

А ещё есть город Глупов и его обитатели глуповцы. И рассказал о них   Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин  в сатирическом романе  «Исто;рия одного; го;рода»,   написан роман в 1869—1870 годах.

Вы думаете зря он отложил на время работу над циклом очерков «Помпадуры и помпадурши» и занялся глуповцами?

 Александр Пушкин написал сатиру «История села Горюхина», это пародия на труд Николая Карамзина «История государства Российского», сделанный под диктовку академиков истории, которыми были представители западной цивилизации, многие из которых и по-русски не говорили.
Салтыкова –Щедрина осенило и он отложил всё, чтобы ещё раз через историю города Глупова напомнить читателям, естественно, в завуалированной форме, что власть Романовы взяли незаконно, а история государства Российского, как и история города Глупова,  сплошь и рядом не достоверна.

Цель  сатиры  Салтыкова-Щедрина, по его же словам, «уловить физиономию города  (Глупова) и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах».
«Другая цель, как то можно судить по некоторым прозрачным намекам того же предисловия,  -- пишет критик Алексей Суворин, - сатира на метод историографии, которого придерживается» современное поколение историков. И, добавлю от себя, что сонм официальных историков ХХ века и нынешнего продолжает эти же традиции лжи.
Напомню, что «История села Горюхина» написана как пародия на «Историю государства Российского». Создатели Новой Хронологии Глеб Носовский и Анатолий Фоменко документально доказали, что в основе истории России – склейка из нескольких вариантов одной и той же летописи, а в ней небольшое число реальных событий и их фантомные отражения, нередко до четырёх раз. Пушкин, видимо, понял это и написал о собрании старых календарей, которые ключница обнаружила на чердаке в корзине под ворохом щепок. Составитель истории села указал четыре источника. И Салтыков-Щедрин  тоже называет четыре источника, найденных  «Летописцем» в глуповском городском архиве и собранных в одну большую связку тетрадей.

История села Горюхина расписана на 55 лет, история города Глупова – почти на 100 лет, с 1731 по 1825, то есть с момента изменения традиций погребения покойных до восстания декабристов на Сенатской площади, а между ними – уничтожение самого большого государства на Земле – Великой Тартарии, отражённое в официальной истории как подавление пугачёвского бунта.

Алексей Суворин отмечает, что История города Глупова проникнута критикой книг Михаила Погодина по истории русского народа, при этом писатель Щедрин не просто стремится «осмеять разных невинных компиляторов» истории, но и не отделяет своих взглядов  «от взглядов мнимых его архивариусов». Иначе говоря, архивариусы чушь несут, а автор их не одёргивает, словно сам согласен с этой чушью.

Суворин берёт на себя право утверждать, что  глуповцы не были и быть не могли, в силу исторических обстоятельств,  такими, какими изобразили их архивариусы, особенно если принять во внимание, что «Летописец преимущественно ведет речь о так называемой черни».

Суворин пишет: «Несколько страниц далее мы видим, что архивариус ничуть не лучше трактует и об интеллигенции... Стало быть, это не пародия; стало быть, сатирик готов подписаться под взглядами архивариусов, или он опять шутит, беззаботно смеется и над архивариусами, и над читателем, и над господами Шубинскими (историками)? Читаете дальше, и перед вами возникает новый вопрос: не захотел ли г. Салтыков насмеяться и над самим собою? Подобное самоотвержение редко посещает авторов, но все-таки бывает...» А далее он обвиняет писателя в поверхностном знакомстве  с историей XVIII века и, вообще, с историей русского народа. То есть Суворин требует от автора знать ту фальшивую историю, какую написали для русского народа. Зачем знать?  «Иначе, без изучения, можно впасть в ту же грубую ошибку, в какую впадали некоторые иностранцы, посещавшие Русь в XVI веке и говорившие, что «русским народом можно управлять, только запустив в их кровь по локоть руки».
А разве не так управляли? За первые сто лет династии Романовых уничтожена почти вся военная и государственная элита.
«Глуповцы так глупы, так легкомысленны, так идиотичны и ничтожны, что самый глупый и ничтожный начальник их является существом высшим, равного которому из среды себя глуповцы не могли бы представить. В читателе естественно рождается мысль, что глуповцы должны благодарить Бога и за таких начальников...»
    
Ещё абзац из Суворина.
«Другой фантазии того времени -- завоевания Византии -- г. Салтыков тоже коснулся и довольно остроумно ("Войны за просвещение"), хотя, по правде сказать, сюжет этот достаточно исчерпан. Была другая фантазия, более дикая и нелепая, взлелеянная всесильным Платоном Зубовым после 1793 года; фантазия эта сохранилась в собственноручных набросках знаменитого временщика: разграничив Европу, он присоединял к России все пространство до устьев Эльбы на севере и до Триеста на юге и назначал несколько российских столиц, в которых государи должны были жить по нескольку месяцев в году; эти столицы были: ПЕТЕРБУРГ, МОСКВА, ЯРОСЛАВЛЬ, АСТРАХАНЬ, БЕРЛИН, ГАМБУРГ, ВЕНА и еще что-то; извращенная фантазия и невежество всесильных россиян того времени не останавливались ни перед чем, подкрепляемые беглыми маркизами и другими представителями старого режима, устремившимися в Россию, как в землю обетованную».

Сегодня бы официальные академики истории отнесли бы Салтыкова-Щедрина и его книги к лженауке, как это сделано с некоторыми  сторонниками Концепции Общественной Безопасности (КОБ) и Новой Хронологии.

 А  ведь Щедрин и его Архивариусы правы, были эти города столичными. И фактов очень много. Подлинную науку двигают энтузиасты, без платы за труды, на общественных началах. А те, кто противостоит правде, кто врёт ежедневно и ежечасно, сполна черпают средства на ложь из госбюджета.

 «История одного города» вышла  в «Отечественных записках», а потом и  отдельным изданием  в 1870 году,  вызвала массу толкований и негодований, а уже цитированный нами А.С. Суворин в статье «Историческая сатира», появившейся в апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории. А вот И. С. Тургенев считал книгу замечательной, в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».
Вдумчивый читатель увидел в градоначальниках города Глупова многих русских царей. За недолгий срок в Глупове сменилось шесть правительниц, которые под разными предлогами подкупали солдат, чтобы захватить власть. После в Глупове воцарился на много лет Двоекуров, образ которого близок  Александру I. 
Пётр Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, градоначальник «предприимчивый, легкомысленный и увлекающийся», подверг город за время своей власти голоду, а сам умер от обжорства.
Василиск Бородавкин за время своей власти подверг уничтожению Стрелецкую и Навозную слободы,  33 деревни, но взыскал два рубля с полтиною недоимок. Стремлением  к   реформам, направленным на просвещение, он напоминает Петра I.
Пфейфер («голштинский выходец») — Петр III.
Негодяев («бывший гатчинский истопник») — Павел I.
Беневоленский — М. М. Сперанский (глава «Комиссии составления законов» 1804—1808 гг.)
Грустилов — Александр I.
Угрюм-Бурчеев — граф Аракчеев.
Перехват-Залихватский — Николай I.
По сути история города Глупова – это сатира на многих исторических персон Российской империи. 
Сам Щедрин говорил: «Если бы я действительно писал сатиру на XVIII век, то, конечно, ограничился бы «Сказанием о шести градоначальницах».

В общем, труд Салтыкова-Щедрина ещё ждёт своего исследователя, который не зациклен реперными точками официальной, то есть фальшивой истории. И мы ещё немало узнаем  о глупостях того времени.

Не забудем и «Похвалу глу;пости», также «Похва;льное сло;во Глу;пости» (лат. Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus, греч. ;;;;;; ;;;;;;;;). Эразм Роттердамский написал это небольшое  сатирическое произведение  в 1509 году. Сатира написана от лица Глупости (Мории) в форме иронического самовосхваления (энкомия), при этом Эразм вспоминает многих  античных авторов и критикует факты  общественной и частной жизни. Этот жанр характерен для   эпохи Возрождения. А что критикует? Традиции, убеждения и суеверия европейского общества, а также церковный быт и обычаи. Сам Эразм не был сторонником Реформации, раскола, но по сути немало для этого сделал.

Повод для написания сатиры - безделье во время переезда из Италии в Англию в 1509 году, а подготовил текст для печати в доме Томаса Мора. После этого Эразм получил известность и как писатель, и как историк. Как видите, глупость или похвала глупости позволяет многим сделать карьеру.


Рецензии