Однажды вечером. Часть 4. 5. Без любви

Лидия.  Из дневника.
2002 год, 17 октября, Катманду

Нет сомнений, что Будда действительно жил на земле, так же как нет сомнений в том, что был Христос, родившийся около 500 лет спустя. Это доказывают  оставшиеся после Будды 108 томов собственно поучений, под общим названием «Ганджур», и 254 тома философских трудов учеников и последователей Будды, которые пытались философски обосновать и объяснить его учения, под названием «Данджур». Не ясно только, был ли он просто человек, или Бого-человек, как Христос. Сам он запрещал называть себя и тем и другим.
Оставшиеся прижизненные свидетельства, (а ученики Будды, как и ученики Христа, записывали за ним каждое слово) не дают причин думать о божественном происхождении Будды. Но традиция приписывает Будде 15 чудес, которые никак не могут быть  сотворены человеком, а разве только Богом. Будда также признан как последний из аватар Вишну. А это значит, что он и был Бог.  Что касается мусульманской традиции, она полностью отрицает божественное происхождение Христа или кого-либо еще. Даже Магомет – не сын Божий, а, как и Моисей, лишь Пророк, умеющий передать Божью волю людям. Нет Бога, кроме Аллаха!  Кстати, в христианстве Будда почитается как святой Иоасаф и его день – 19 ноября. Поскольку, насколько мне известно, все христианские святые почитаются в мусульманстве, то и Будда должен быть один из них.
Буддизм возник в то время, когда общество, наверное, как и наше сейчас, пришло к глубокому моральному и философскому кризису. И не только в Индии. На вопросы о смысле жизни, правильном устройстве общества, возможности преодолеть страдания и стать счастливым (а, главное, что же есть счастье?) пытались ответить и другие великие учителя — Конфуций в Китае, основатель джайнизма Махавиру в Индии, Заратуштра в Персии, Сократ в Афинах. Но лишь Будде удалось не только раскрыть смысл жизни, но и показать путь к ее правильной реализации. Остается только удивляться, если счастье возможно, почему мы все не учимся этому еще в школе? Зачем столько страданий и в конечном итоге приход к концу без понимания пройденного пути?
 Главное достижение Будды в том, что он понял "четыре благородные истины": жизнь есть страдание, жизненная жажда есть причина страдания, отказ от привязанности и ненависти как источников жажды есть единственная возможность прекращения страдания и есть восемь правил или восьмеричный благородный путь, который приведет к прекращению страдания, к мокше, освобождению. Эти непростые истины и практики, постигнув на собственном опыте, и стал проповедовать Будда. Сначала он не хотел этого делать, так как считал, что люди слишком захвачены жаждой наживы, или тяготами выживания и просто не поймут его. Но проникнув в свою карму, он понял, что это его жизненный путь, он достигнет своей нирваны только через помощь, которую он может оказать другим. И  народу ясно это учение без метафизических ухищрений, без ораторских приёмов философа-эрудита, излагаемое простым языком, на котором говорил народ. Так было приведено в движение «Колесо дхармы». Сорок с лишним лет продолжалось странствование Будды и его учеников по Индии с проповедью нового учения. Их жизнь шла спокойно и размеренно; редкие разногласия почти не нарушали её течения. Члены общины не только не преследовались, но охотно принимались как населением, так и правителями; число приверженцев постоянно росло. Сам Будда дожил до глубокой старости и умер, когда им было совершено всё, что он собирался сделать. Так создавалось и расцветало учение Будды, возникшее в эпоху одного из величайших духовных кризисов в истории древнего мира и предлагавшее индийский вариант освобождения от трагических противоречий жизни. Этот вариант оказался весьма привлекательным из-за своей широты, отсутствия догматизма и национальной ограниченности, из-за гуманности устремлений и практической направленности, из-за впечатляющей красоты просто и серьёзно выраженных мыслей.
Все, глаза слипаются, завтра продолжу записывать все, что я здесь постигла. Если только сил хватит. Завтра едем на озеро Пхева!


Рецензии