Мысли о России

Часть2

Мысли о России

Начало-Часть 1 Его дневник-наша история

    Основано на дневнике Иоганн Валл 1793-1860/ Tagebuch Johann Wall  geboren      1793 den 14 Februar 10 Uhr abends --gestorben 1860 den 10 Dezember /

Иоганн Валл был одним из основателей колонии Ам Тракт

Помню, как однажды я отправился в поле, и меня опять охватила мысль о России. Это было так необычно, в голове мысль, а перед глазами реальная картина. И это всё так контрастно. Вот я вижу десять моих прекрасных коров на лугу, там чуть дальше лошади лежат в высоком клевере. Чуть в стороне ложбинка и в ней проделаны небольшие заводи, в которых стоит вода для скота, а там дальше пшеничное поле и это всё моё и поле, и скот и земля! Так что же не хватает мне, что я хочу, и что я ищу? Я не мог себе ответить, и я не знал кто мог бы мне дать исчерпывающий ответ. Происходившие вокруг новые события, не давали покоя. В начале 1847 года в Берлине начали обсуждение закона об отмене для меннонитов прежних привилегий и распространения на них воинской повинности. И вскоре парламент провозгласил, что религиозное исповедание не должно препятствовать исполнению гражданских обязанностей. Это было последней каплей, надо было срочно принимать какое-то решение. Иоганн Корнис, память о котором невозможно забыть, в своё время, писал Старейшинам в Вердер, что если бы мы послали депутатов в Россию, то, возможно, иммиграция была бы вновь открыта и продолжена. Я обратился к Старейшинам Вердер, надо решать этот вопрос вместе, отодвигать уже больше некуда. И надо организовать сбор средств на этот проект. В конце мая 1850 я отправился в Козетицки, там в доме Герхарда Пеннор была назначена встреча всех старейшин, учителей, и всех представителей меннонитов. Вопрос был очень серьёзный и решался он на самом высоком уровне. Вопросы были действительно серьёзные, это и работа с людьми, и финансы, и план подачи прошения, а главное, кого отправить в Россию. Общим согласием были выдвинуты две кандидатуры, это моя кандидатура и второй был Клаас Эпп с Фюрстенвердер /о нём у меня есть отдельно/. Для меня и господина Эпп были подготовлены от нашей общины рекомендательные письма на имя Старейшины Петра Фрёзе, и нынешнему Председателю Ф. Вибе, зятю покойного Иоганна Корнис. Ну вот и началось, казалось, я это и ожидал, но теперь я начал понимать, насколько это серьёзно закрутилось. Вот теперь я буду стараться прямо по датам записывать все события, связанные с переселением в Россию. Иоганн ещё раз пролистал уже написанные странички дневника, а затем сделал обложку на дневник и положил в свою дорожную сумку.
С моей женой Маргарет я немного разговаривал о возможной иммиграции в Россию, но это было так, в общих чертах. А вот теперь я должен обсудить с ней эту тему более детально. Маргарет, я хочу слышать от тебя согласна ты с моим решением. Почти не задумываясь, Маргарет уверенно ответила своему мужу. Я всегда соглашалась с твоими решениями, и с пониманием принимала их, я не была и раньше против России, а сейчас я рада, что ты был на том собрании и что у тебя всё получилось. Знаешь, Маргарет, когда мы обсуждали этот вопрос, я обратился к собранию со словами. Дорогие Братья! Пусть наша миссия будет благословенна! Давайте попросим Господа послать нам Свою Благодать. Меня дружно поддержали, и все вместе произнесли слова, обращённые к Всевышнему. Господи! Даруй нам своё Благословение! И я попросил провести службу и помолиться всем вместе. Меня снова поддержали все собравшиеся и была служба и мы молились. И это было так прекрасно. Иоганн, я горжусь тобой. Моё внутреннее сознание подсказывает мне, что так продолжаться долго не может, в ближайшем будущем
разразиться буря, и нас заставят в ней участвовать. Мы меннониты должны сами это понять и уходить в другие страны. Иоганн, Маргарет совершенно серьёзно спросила, а в какие страны собираются уходить наши Братья. Я много слышал, что они хотят идти, например, в Германию. Это всё так серьёзно, и ты думаешь, что нет ничего что может всё изменить. Мы обсуждали эту тему на собрании. Если даже Король пойдёт нам навстречу и даст нам религиозную свободу ещё лет на сто, для нас меннонитов это не будет большим выигрышем. Подрастают наши дети и в других семьях тоже дети и их у нас в наших семьях много, но что их ждёт. Для них не остаётся свободной земли, они не смогут строить дома, иметь свои земли и это вынудит их на иммиграцию. Я считаю, экономические условия — это единственный мотив нам меннонитам иммигрировать в Россию! /я впервые это прочитала у И. Валл, всё время первой причиной называют военную службу/. Маргарет, помоги мне подготовиться к поездке, завтра мы едем с господином Клаас Эпп в Мариенбург, нам надо получать паспорта. Первые наши хлопоты не увенчались успехом. Принявший нас генерал сказал нам -«нет». А потом объяснил, что в России не осталось земли для меннонитов, и Россия закрыла приём. Но если вы можете доказать, что у вас есть там наследство. Или вы обладаете такой профессией, в которой нуждается Россия. Похоже, что вопрос с Россией стал закрытым для нас. Вопрос с паспортами всё же удалось решить, помогли хорошие знакомые. Да, пришлось пойти и на такое. Но всё же пришлось ехать в Мариенбург, нужна была ещё лицензия. В ней мы написали, что едем с частным визитом к своим молочанским Братьям, и наша поездка не несёт политического характера. Благодаря этому странному посредничеству дорога в Россию нам была открыта. Но опять проблема, ехать было неначем, наш транспорт был не готов. И только 25 июня я, Клаас Эпп и Мартин Классен /его дневник у меня можно прочитать/были готовы в дальний путь! Шесть часов, вечер, нас окружили провожающие. Последнее слово Божье, которое мы читали вместе, было: «Возложи свою просьбу на Господа, он даст тебе пищу». Моя жена Маргарет в сопровождении нашего сына Корнелиуса поехали нас провожать до Мариенбурга. На протяжении всего пути следования нас встречали наши Братья, и все желали нам хорошей дороги. Но вскоре наступило время прощания с моей Маргарет и сыном Корнелиусом. Мы пожелали друг другу много добрых слов, и чтобы скорей снова встретиться. На следующий день мы приехали в пограничный город Гаклог. Но там выяснилось, что мы не можем взять с собой наши книги, и рукописи, Нам пришлось всё оставить у Бургемайстера. Что делать, надо значить надо. И мы пошли, с нами шла надежда, что скора мы доберёмся до Молочной. Но все наши расчёты скора рухнули. На нашем транспортном средстве дважды ломалась ось. Приходилось делать длительные остановки. И только 17 июля мы прибыли в Екатеринослав, потом был Тизен, потом Чортиз. Это была уже Хортица, и там мы встретились со старейшиной Якобом Дук. А самое интересное ждало нас на другой день. На пути нашего следования было Кладбище, и я там нашёл могилу дедушки моей жены. Надпись на памятнике хорошо сохранилась, поэтому сомнений не было. «Здесь покоится прах почтенного старейшины Корнелиуса Регир. Он родился в 1746 году, в 1794 году он привёл своих единоверцев на юг России и умер в этом же году 16 июня 1794 / Иова 19, 25-27/. А на обороте памятника написано-«Gott hat dich aus dem Streit». Меня охватили странные чувства, я опять погрузился в мои постоянные размышления о России. А здесь, на могиле человека, который сам познал переселение и не по рассказам, вот с кем я хотел бы пообщаться, но увы, он мне уже ничего не расскажет. Неожиданно я понял, что рядом со мной кто-то стоит, это отвлекло меня из моих мыслей. Господин Валл ваша жена может гордиться своим дедушкой. Да уж, господин Эпп, я слышал о нём будучи ещё не женатым на Маргарет. У нас о нём тоже много говорили. У меня есть хорошая идея, давайте попросим местных меннонитов рассказать нам о нём. Да это действительно идея, я могу по возвращению домой, рассказать моей жене и нашим детям про их деда и прадеда.
Господин Валл, помните, нам говорили, что здесь не далеко живёт Хайнрих Франц, это учитель школы. Вот. Думаю, кто сможет нам рассказать про Господина Ригера. Мы переживали, что оторвём господина учителя от его дел, а оказалось, что он с большой радостью готов рассказать нам об этом известном человеке, и более того, ему самому интересно встретиться с ними. Господин Франц любезно пригласил нас к себе домой. Понимаю ваш интерес и учитывая то, что вас ждёт дорога, буду краток. Расскажу самые значимые события. Однако, я захватил с собой мой дневник, и записал туда важные даты. Корнелиус Ригер родился в Пруссии, в Розенорте. Его родителями были Петер Ригер и Маргарет Андрес. Я немного вздрогнул, Мать дедушки моей Маргарет тоже звали Маргарет, может в честь её назвали мою жену. Корнелиус женился на Маргарет фон Берген. Ну это уж слишком, а может в честь её моей жены дали имя, но и ещё совпадения. Моя бабушка Хелена фон Берген, а его жена Маргарет фон Берген, вот это да. Корнелиус стал министром и сменил своего свёкра Герхарда фон Бергена на посту старейшины церкви -меннонитов. Согласно церковным свидетельствам, Корнелиус Ригер был любим в общине менонитов; на протяжении всей его жизни. Его проповеди в качестве приглашённого проповедника, укрепили связи между старейшинами различных собраний. Религиозный указ за освобождение от ношения оружия, многие другие ограничения, например, ограничивалось приобретение ими земли. В таких условиях началась иммиграция 152 семей меннонитов в Россию. Корнелиус Ригер проповедовал прощальную проповедь в церкви менонитов Розенорта. 14 марта 1794 он и Корнелиус Варкентин, министр Розенорта, начали путешествие в Россию. Уже 29 апреля прибыли в Хортицу. Корнелиус Ригер сразу начал свою работу по объединению, и ему удалось восстановить мир. Затем смертельная болезнь, вероятно, тиф, поразила его. Перед смертью он рукоположил Якова Варкентин как старшего и попросил его проповедовать ему простую похоронную проповедь. На его похоронах 16 июня 1794
присутствовал барон фон Брэкел, директор поселения Хортица. Наш рассказчик замолчал, чувствовалось что рассказывает учитель биографию Ригера уже не первый раз. Молчали и мы. Я первый раз слышал биографию дедушки Маргарет, я уверен, что столько про своего деда моя жена не знала. Всю дальнейшую дорогу до самого Орлова мы продолжали обсуждать с господином Эпп услышанное. И вдруг Класс Эпп сменил тему. Он давно заметил, что мы едем по большому населённому пункту, и это вероятно уже колония Молочная, куда мы и держим путь. Мы ушли 25 июня, а сегодня 26 июля, в пути мы ровно месяц. Председательствовавший в Орлове Филипп Вибе приветствовал нас гостеприимно. А потом мне сказали, что совсем здесь не далеко живёт сводный брат моей матери Иоганн Классен, которого я не видел с 1804 года. Эта поездка была очень и очень результативной. Наши Братья постарались сделать для нас почти не возможное. Я укажу лишь несколько фамилий в моём дневнике. Я уверен, что когда мои потомки позже прочтут мой дневник и увидят вот эти имена, они поймут кто участвовал в решении нашего вопроса, какие высокопоставленные имена были задействованы и вот тогда потомки будут знать каким не простым был вопрос нашего переселения в Россию.
Наши Братья сделали для нас столько много, что невозможно это оценить. Они организовали нам встречи с такими высокопоставленными чиновниками, с которыми просто так не встретиться, помогли с поисками земель, которые могли бы стать для нас местом куда бы мы могли переселиться. Мы должны были ехать в Одессу, но выяснилось, что Herrn Dirigirenden Baron v. Rushen сам собирается в инспекционную поездку и прибудет через полмесяца сюда и ожидается его визит к зятю Иоганна Корни. Встречу с ним нам обещали организовать, и теперь у нас появилась прекрасная возможность посетить друзей и оглядеться с местностью, и погулять по крымским виноградникам, и, конечно, вдоволь поесть разные сорта винограда. Вечером шестого августа у нас была встреча с Exielenz Pascharok. Я даже не ожидал, что можно разговаривать с такими господами легко и просто. Мы обсуждали много вопросов, но главное, говорили о землях. Рассматривалось поместье Чоти, другие участки. Обсуждаемый участок имеет 7887 десятин, из которых 300 орошаемых, а остальные можно поливать с небольшими затратам. Эти земли могли бы стать для нас собственными, на которые мы могли бы переселиться. Девятого августа я посетил Якова Варкентин, кстати сказать, женой этого уважаемого господина была моя племянница. И вот здесь я впервые услышал о Волге. Точнее о свободных землях на Волге. Я часто вспоминаю эту встречу она была судьбоносной. По дороге в Симферополь мы впервые услышали имя Пётр Иванович Кёппен. Нам представили его как русского учёного немецкого происхождения, Академик Петербургской академии наук, действительный статский советник, служил в Министерстве государственных имуществ Российской империи. У него большие связи и через него можно получить аудиенцию для прошения нашего переселения. Господин Кёппен по состоянию здоровья проводил большую часть времени в своём любимом имении в Карабаге, близ Алушты. Мы получили приглашение приехать на следующий год, осенью, в Петербург для дальнейшего решения нашего вопроса. Самое ожидаемое скора свершилось, мы, наконец, посетили ту самую усадьбу, о которой нам говорили наши Братья. Нас сопровождал господин Бакариус, он сказал нам, нас ожидают для встречи советники штатов Stewer и Muhlhausen Мы поняли, что у нас обоюдный интерес. Мы заинтересованы купить поместье Чоти, а они хотят его нам продать. Но это очень сложный вопрос и сделку оформить не так просто. Теперь наш путь был на Симферополь. Там были наши паспорта и оттуда на Молочну. Там ещё было несколько визитов. А 30 сентября из Хальбштата мы взяли курс домой! Пятого ноября мы купили собственных лошадей и на собственном транспорте пересекли границу.
Было воскресенье десятое ноября, время приближалось к обеду, значит успею пообедать сегодня со своей семьёй. Настроение было отличное, я решил сделать своим сюрприз и войти в дом не с центрального хода. И я увидел, в саду за столом сидела моя Маргарет и что-то читала, она меня ещё не увидела, а я воспользовался этой минутой и смог рассмотреть мою любимую жену. Мы так долго были в разлуки, но по её спокойному виду я понял, что здесь у них всё в порядке. Наверно, она почувствовала моё присутствие и сначала тихонько повернулась, а потом захлопала в ладоши и стала такой растерянной, уронила стул, зацепилась за соседний и у неё никак не получалось нормально встать, я пошёл к ней навстречу и вот она уже повисла у меня на шеи. Мы так радовались нашей встречи. На шум прибежали наши дети. Я обнял их по очереди, и я понял, что это лучшее, что может быть у меня, это самое прекрасное чувство, и самая лучшая встреча со своей семьёй! На обед мы всей семьёй собрались за нашим обеденным столом, и все вместе дружно поблагодарили Бога за эту встречу, за то, что он не оставил нас в разлуке, помог нам и вновь соединил.
Дальнейшие переговоры о нашей иммиграции в Россию продолжались в письменном виде. Нам предложили землю через отца Кёппена, так теперь мы его называем, в трёх районах, в Витебском, Самарском и Оренбургском. Отец Кёппен снова напомнил нам о встречи с нами осенью 1851 года. Он пригласил нас в Петербург, для решения нашего вопроса нужно было личное присутствие. Перед нами стояла серьёзная задача, надо было серьёзно всё подготовить, и на это требовалось много времени. Но хоть не надо было снова решать вопрос с паспортами, они у нас были. Скора моя поездка встала под вопрос, моя дорогая жена Маргарет серьёзно заболела. Оставить её я не мог. Видно, господь не хотел, чтобы я путешествовал, мы стали срочно искать мне замену. Выбор пал на молодого Изаака Классен с Gr. Lichtenau. И как было оговорено, депутаты Класс Эпп и Изаак Классен осень отправились в Петербург. Там они сообщили наше решение, мы выбрали Самарскую область, и нам предложили там два района, Николаевский и Новоузенский, нам давали льготы, если нам это не понравится, мы можем купить частные земли. И ещё, каждый меннонит, когда он заплатил 350 талеров в российское консульство в Гданьске, мог иммигрировать, в Россию. Сначала желающих иммигрировать было мало. Клаас Эпп, я, мой родственник Франц Валл, ещё М. Хамм в Орлове, потом из Kl. Werder пришло сообщение, что тоже желают к нам присоединиться.
Не просто так сразу принять такое решение, я был готов давно, я давно загорелся этой идеей. Я вместе с женой пришли к такому решению, и поэтому с нашего общего согласия объявили о продаже нашего владения. И уже 26 января был составлен договор купли продажи, и наш покупатель P. D;k заплатил нам за наше поместье 13 700 талеров, а инвентарь мы решили продать позже. Одна ступень была пройдена, мы расстались с тем, что не проста так было нажито, но это не движимость, а теперь предстоит прощание с родными и близкими. С друзьями и просто соседями, с теми, с кем жили бок о бок. О Боже! Кто знает, увидимся мы ещё когда-нибудь с ними. Но видно и правда Бог не хотел нас отпускать, может напрасно мы проигнорировали все его послания нам. Но в горе, которое на нас свалилось перед самым отъездом, мы были не в состоянии о чём-то думать. Господь забрал у нас нашу молодую любимую двадцатилетнюю дочь Маргарет. Какой удар для родителей мог быть больнее чем потеря ребёнка. Мы похоронили нашу Маргарет и собрались идти в Россию без неё.

Продолжение --Часть 3
День отъезда наступил


Рецензии