День отъезда наступил

Часть 3
День отъезда наступил

Начало-Часть 1 Его дневник-наша история
Часть2-Мысли о России
    Основано на дневнике Иоганн Валл 1793-1860/ Tagebuch Johann Wall  geboren      1793 den 14 Februar 10 Uhr abends --gestorben 1860 den 10 Dezember /

Иоганн Валл был одним из основателей колонии Ам Тракт

День. Который мы и ждали, и боялись его наступления всё же наступил. Это было 29 июля 1852 года, все было готово к отъезду. Я уединился и встал перед Господом на колени, я попросил его быть с нами и вести нас. Я повторял и повторял слова, обращённые к нему. Бог мой, будь с нами, ни оставляй нас в пути одних перед неизвестностью, укажи нам наш верный путь! К часу дня объявили сбор отъезжающих. Я ещё раз пригласил всю свою семью в комнату, и мы прочитали вместе прощальную молитву. И наше путешествие началось! Ночь провели в Козелицки у Герхарда Пеннер. Утром 30 июля сюда приехал мой сын Иоганн Валл со своей женой они жили в Marauerwald. Они приехали попрощаться с нами., и проводить нас. Вместе мы дошли до
Gradanzschen и пробыли там несколько дней. Теперь предстояло последнее прощание со всеми, кто остаётся, дальше Граница! И 5 августа 1952 года мы пересекли границу Пруссии. Прощайте Братья и Сёстры!
Наше путешествие началось и пока всё шло нормально. Но у нас не получалось идти вместе с Франц Валл одним обозом. Он всё время уходил от нас далеко вперёд, и мы на своих трёх вагонах оставались одни и постоянно должны были его догонять. Но это нас не смущало, я следил за моей женой, пережить смерть дочери, оставить поместье и пойти в неизвестность могло её подломить. Но она держалась бодро, и не показывала свою печаль. На стоянках она ходила собирала лесные цветы, приносила и показывала мне красивые букеты. И часто шла по дороге пешком, говорила, что так лучше, чем тихо сидеть на повозке. В местах отдыха помогала готовить еду. Маргарет любила вишню и когда увидела в городе на базаре, не могла не купить. Восьмого мы были в Drobin, было воскресенье, и мы писали письма в Пруссию, и я и она. Это был наш последний вечер, но мы ещё этого не знали. Через пару дней Маргарет почувствовала недомогание, вскоре у неё открылся понос. А потом он перешёл в красную дизентерию.
Маргарет надо было срочно показать врачу. Но где его было найти. В город, который мы зашли назывался Kurhoff, найти нормального доктора нам не удалось, нам бы в Люблин, но далеко, там я знаю хорошего доктора. А этот дал какие-то порошки, да прислал молодого врача. Я плакал, я умолял, но другой помощи не последовало. Молились и наши дети, мы просили Господа помощи. Шестнадцатого мы подумали, что Бог нас услышал, моей жене стало немного лучше и мы двинулись в путь и к шести часам добрались до Люблина. Там я обратился к моему давнему знакомому господину Шлегель, он был военный. Он хотел мне помочь, но было уже поздно. В десять тридцать вечера моей жены не стало. Господь взял её к себе. Я остался один с нашими детьми, мы осиротели, мы были в шоке. Но все, кто нас окружал охотно взялись нам помогать. Пастор, посоветовавшись с доктором, разрешил поместить тело в церковь. На красном потолке алтаря слова были вышиты золотом: «Бог был христианином и примирил мир с собой». Мои дети и дочь Класс Эпп, она помогала нам, стояли у Алтаря. Я читал эти слова и не мог понять, что я читаю их у гроба моей жены Маргарет. Похороны были назначены на 21 августа 1952 года. Abraham Albrecht прибыл на двух лошадях, он поставил своих лошадей за катафалком. Я их не о чём не просил, они всё сделали сами. Повозки были драпированы, а лошади, накинутые чёрными одеялами. Даже лошадь во главе обоза была чёрной. Когда мы заходили в церковь, пастор без всяких просьб подходил к алтарю и молился с нами. Траурная процессия направилась к городскому кладбищу. Которое находилось чуть в стороне от города Люблин. Блаженны умирающие в Господе, с такими словами Пастор подошёл к гробу. Он сравнил жизнь с путешествием со ссылкой на наше путешествие, призывая нас к бдительности и молитве, утешая меня и моих детей. Гроб опустили в могилу, мне стало тяжело дышать. К горлу подкатился комок, он перекрыл мне дыхание, я еле держался на ногах. Из земли пришли, землёю станем, пастор трижды повторил эти слова и при этом бросая землю в могилу к гробу моей Маргарет. О Бог! Там лежит моя Маргарет, с которой я так счастливо провел почти 28 лет. Прощай моя любимая жена. Уже все ушли с кладбища, а я не мог, я ещё и ещё раз рассматривал кладбище, оно было великолепным, церковный двор был окружён массивной стеной, могилы украшены великолепными надгробьями, а вокруг липы, акации, клёны. Я так засмотрелся, что мне показалось Маргарет стоит рядом и мы смотрим вместе, я даже спросил её нравиться ей здесь. И тогда я принял решение сделать красивое надгробье и на её могиле. Я попросил господина Professor Wagner заказать памятник с надписью
Здесь покоиться Маргарет Валл рождённая 1799 г. 9 апреля 1852 года 19 августа в путешествии из Шёнзее в Тигенхоф в Западной Пруссии на Молотчну. 1 Тим. 15, 16
/Hier ruht Margarethe Wall geb. Regier geb. 1799 d. 9. April 1852 den 19 August auf der Reise von Sch;nsee bei Tiegenhof in Westpreu;en nach der Molotschna Timoth. 15, 16.
/В дневнике Мартина Классен есть запись, они посещали её могилу, когда шли в Россию/
Нам пришло приглашение приехать в Крым. Господин Кёппен и его семья прибыли из Санкт-Петербурга на южное побережье, и он хотел бы с нами встретиться. Такая возможность выпадает не часто, и мы быстро выдвинулись в путь. Поехали Класс Эпп, я, Давид Хамм и взяли с собой Daniel Schmidt von Steint и моего сына Корнелиуса. Мы были на своих лошадях, и нуждались в помощи и эти двое молодых любезно согласились нам помочь. Уже пятнадцатого октября мы прибыли к господину Кёппен. Нас встретили как хороших друзей, и мы провели там две ночи. После того, как все вопросы были решены, нас снова пригласили попробовать самый вкусный виноград. У господина Кёппен было несколько сортов винограда, которые считались редкими и очень ценными. И хозяин гордился этим и угощал щедро. Двадцать девятого октября уже к концу дня мы вернулись назад. Там снова был траур. Оказывается умер мой кузен Франц Валл /mein Vetter Franz Wall/.
Дорога была дальняя, утомительная и какое счастье, что можно вернуться к своим детям. У нас была съёмная квартира, но мы чувствовали себя там счастливо, хоть и одиноко, но мы были дружны, нам помогали Братья и Сёстры, и мы всегда знали и чувствовали, как милостивый Господь заботится о нас. Самую дальнюю поездку на Волгу приходиться отложить до весны. Зимой туда и не доедешь, и что под снегом увидишь.
Мы получили ещё одно письмо из Петербурга. Письмо было адресовано Класс Эпп, который ведёт наше дело, мне надо было только подписать бумаги. Оставалось ждать результат. И так прошла зима и наступила весна, а с нею наступило время ехать смотреть земли на Волге, о которой ещё не давно ничего не знали, а теперь говорили всё чаще и чаще. Этот день, который мы ждали выпал на второе мая 1853 года. За мной заехали Класс Эпп, Давид Хамм и молодой человек по имени Яков Винс. Мне представили Якова как нашего переводчика, он хорошо говорил по-русски. Мой сын Корнелиус снова стал нашим сопровождающим, он отвёз нас в Бердянск. Я записывал весь маршрут, это может может когда и пригодиться. Наш путь лежал через Ростов, Ново-Черкаск, дальше Донецк и через Дон на Царицын на Волге. Потом мы взяли направление на Сарепту. Здесь мы решили не много отдохнуть, и пробыли там три дня. Нам всё время встречались добрые люди и от этого наши частые путешествия не казались нам такими утомительными. Вот и здесь Председательствующий господин Philipp Wiebemit со своим братом встретили нас и окружили заботой. Они же помогли в Саратове встретиться с
главным судьёй саратовской конторы иностранных поселенцев. В Саратов мы прибыли 18 мая и уже на следующий день нас ждал тёплый приём в этой конторе. Нам не пришлось долго ждать приёма и в такое короткое время для нас нашлось время. Нас встретил сам Статский Советник Алексей фон Фрёзе. Господин Советник принял нас с величайшей добротой. Оказывается, про нас ему давно доложили, и он ждал нашей встречи. Он предложил нам на рассмотрение земли в Новоузенском районе Саратовской области. И добавил, эти земли мы должны посмотреть сами и сами должны принять решения селиться на них или нет, чтобы мы и наши потомки не ругали его даже тогда, когда он будет уже в могиле. Теперь мы взяли маршрут знакомиться с новыми землями, и 24 мая были уже в Катериненштадт. А в Мариентале к нам приехали Его Превосходительство Главный судья с геодезистом, нам показали на планах предлагаемые нам земли. И с тридцать первого мая по третье июня мы проехали по бывшему Солевозному Тракту. По приезду в Варенбург остановились у господина Леонарда, а господин Оберрихтер останоился у Conrad M;ller. А потом мы вернулись в Катериненштадт и остались на Pfingsfeiertagen. На празднике мы смогли познакомиться с обоими Пасторами, а с Пастором Томасом я лично познакомился, и он сказал, что наслышан обо мне. О! Как это приятно знать, что меня здесь уже знают. Двенадцатого июня мы прибыли в Самару, на следующий день у нас было приглашение в Палату Государственных Имуществ на встречу с господином Kajonder. Мы думали, что на этом наши встречи закончатся, мы возьмём эту землю. Господин Эпп уже с самого начала хотел получить участок, который находился 500 вёрст выше Саратова. Он показал письмо с Петербурга, в котором было уже всё оговорено. Но не все наши вопросы решались в нашу пользу, мы хотели получить участок на казённых землях. На этих землях мы бы освобождались от платежа процентов, нам бы предоставлялись те же условия, которые имели наши Братья меннониты, уже жившие в России. Но даже между нами было не согласие. Я же хотел получить участок, где не будет проблем с водой, где ещё есть не распаханные земли, на которых можно вести выпас животных. И я всё же настоял на повторном осмотре. Пятнадцатого июня мы уже были в русском селении Барма и два дня 15 и 16 июня знакомились с землёй. Казалось, это было конечной целью нашей поездки. Нам советовали не брать другой земли, только эту, она очень хорошая, много источников с водой. Было трудно принять решения. На выбранные нами земли приедут семьи наших Братьев, что они нам скажут, если мы поступим не осмотрительно. Закончив осмотр участка, Класс Эпп объявил наше решение. Нам понравился участок, мы понимаем, что нам предложили лучшие земли, и мы благодарим за такое внимание к нам, и мы бы хотели взять эти земли. Но в округе этого участка располагаются русские селения, мы получаемся одни, в итоге из-за того, что нас будет мало мы не сможем сами управлять нашей колонией, мы не сможем жить по нашим менонитским законам. И чтобы принять окончательное решение, мы обратились к господину Главному судьи разрешить нам ещё раз проехать по второму предложенному участку на Солевозном Тракте по правую сторону речки Тарлык. На нашу просьбу Господин судья откликнулся и направил Губернатора Орловского района господина Gottlieb Rott;rmel сопровождать нас. После повторного осмотра земли на Солевозном Тракте, мы приняли решение и объявили, что берём эту землю. Класс Эпп сразу подготовил письмо и отправил его в Петербург. А мы отправились в обратный путь. Я не вольно поймал себя на мысли, что мне теперь хочется всё внимательней рассмотреть и запомнить. Это было связано с нашим решением поселиться здесь. Я хотел уже тогда знакомиться с окружающими нас интересные места. Теперь это будут и наши места. Седьмого июля мы попали на Орловский Конный завод. Вот где удивлениям не было предела. Нам показали самых дорогих коней, один стоил тринадцать, другой восемнадцать тысяч рублей серебром. Но эти жеребцы стоили этих денег, они были превосходны.
Одиннадцатого июля мы прибыли в Харьков. Нет ничего более приятного в путешествии, чем услышать таких верных свидетелей истины как господина Ландезе. Он был Проповедник и нам довелось присутствовать на его проповеди. Много ещё интересного было на нашем пути. Я много записывал, но если бы я записал всё, то мой дневник состоял бы не из одной тетради. Но ближе к дому, мысли стали о детях, как они там, всё ли ладно. С Божьей помощью семнадцатого июля мы добрались до Штайнбаха, и я встретился с моими детьми. Спасибо тебе Господи, ты сохранил самое дорогое для меня, моих детей. Куда бы Господь не завёл нас, ты укажешь нам верный путь, ты помог мне пройти такой длинный путь по Россию и помог вернуться назад. Ты привёл нас с Пруссии сюда, и помоги нам и дальше!

Продолжение -Часть 4
На Волгу


Рецензии