На Волгу

Часть 4
На Волгу

Начало-Часть 1-Его дневник-наша история
Часть2-Мысли о России
Часть 3-День отъезда наступил


    Основано на дневнике Иоганн Валл 1793-1860/ Tagebuch Johann Wall  geboren      1793 den 14 Februar 10 Uhr abends --gestorben 1860 den 10 Dezember /

Иоганн Валл был одним из основателей колонии Ам Тракт

Ещё дорогой договорились с Класс Эпп навести порядок в нашей группе, пришедшей с нами. Группа была долго разбросана по Молочной, надо снова собрать под крыло церкви. И самое главное, надо начинать подготовку к переселению. Времени оставалось не так много, Класс Эпп готовился с семьёй переехать на Волгу осенью. И до отъезда первой группы решили провести выборы и каждый избранный должен как можно быстрее приступить к своим обязанностям. Под руководством Бернгарда Фаст второго августа 1853 в церкви Орлов были проведены выборы на должность учителя. Из тридцати голосующих, двадцать восемь голосов получил Давид Хамм. Класс Эпп и мой сын Корнелиус получили по одному голосу. Девятого августа снова прошли выборы, я совсем не ожидал что на должность Старейшины выберут меня, двадцать шесть голосов было за меня. Уже тридцатого августа господин Фаст утвердил наши должности. И первый поезд отправился на Волгу! Ушли и Класс Эпп и вновь избранный Давид Хамм.
Я остался ещё на зиму в Молочна.
Шестое июня 1854, Воскресенье, я провёл прощальную проповедь. Ну вот и всё, сейчас и мы уходим туда на Волгу, в нашу новую жизнь. Мы собрались в Штайнбахе в Шойне П. Шмидт, погода была хорошая и народу собралось много. После обеда выступил с прощальной речью Брат Jantzen von Scherdon. У нас было поистине не забываемое прощанье. А как иначе, мы прощаемся возможно на всегда со всеми, кто здесь остаётся. Но как бы там ни было тяжёлым прощанье, мы помнили, что настоящие братские чувства никогда не исчезают, даже если вы живёте далеко друг от друга. Седьмого июня мы были в пути, у нас было одиннадцать вагонов, быстро идти не получалось, мы гнали с собой скот. У нас было пятнадцать голов крупнорогатого скота, тринадцать коров и два быка. Но мы решили, это была хорошая порода коров и лучше дольше быть в дороге, чем там на месте купить плохую породу. Такое решение было принято совместно с господином Янцен и господином Петерс. Абрам Янцен и его жена Мария моя родная сестра приехали со своей семьёй в Молочну ещё осенью прошлого года. Господин Пётр Петерс приехал с Клейн Вердер, и сейчас мы идём с ними в одном цуге и в одном направлении. И это направление -Волга.
Но Бог послал мне в этом путешествии ещё одно испытание. И это испытание-мой младший сын Яков. У него проявились симптомы болезни Штайнбаха. Я раньше даже не слышал о таком диагнозе. Да, я замечал за ним, он мог быть весёлым ни с того ничего, то грустным, то враз становился злым. А потом это стало сильнее проявляться, а порой почти одновременно, и заканчивалось истерикой. И вскоре стало доходить до безумия, мы были вынуждены его связывать. Нет ничего страшнее, чем смотреть на такой ужас с твоим сыном. За что со мной так поступает Всевышний. Что я делаю не так, почему он меня так испытывает. Мы похоронили дочь Маргарет перед самым отъездом, но тогда я был не один, со мной была моя дорогая жена Маргарет. Но и её я похоронил по дороге, теперь Яков. Если бы не поддержка с неба, такое трудно было бы пережить.
Мы уже знали, что скоро прибудем к цели, и подготовились. Вагоны встали один за другим, скот сгуртовали ближе к вагонам, и вот так пошли к цели. И получилось, даже не мы, а они нас увидели первыми.
-----------------------
Это произошло двадцать второго июля 1854. Мы наконец то прибыли!
На полях работали наши братья, которые пришли с Класс Эпп. Встреча была фантастической, я видел счастливые лица людей, и понял, что у нас всё получится. Встретившие в поле Братья и Сёстры повели нас к месту их стоянки. Единственное строение, которое мы увидели, была конюшня господина Эпп. Её построили, чтобы можно было временно где-то укрыться под крышей. Все остальные жили в землянках.
Давно я не делал записи в моей тетради, столько навалилось дел на новом месте. Как быстро бежит время, уже прошло три года, когда я сделал в этой тетради первую запись, это ещё было в Пруссии, а теперь я на Волге, мы строим здесь нашу новую колонию. Я ожидал и знал, что будут трудности на новом месте, но не думал, что они будут такими, Всё больше и больше у нас нарастает не понимание с Класс Эпп. Всё чаще мы конфликтуем из-за решения проблем. Я всё время прошу Всевышнего помочь нам решить проблемы миром. Иоганн ещё раз перечитал эту запись, и подумав добавил, сегодня второе февраля 1858 года, мой шестьдесят шестой день рожденья. Записывать можно бы и много что, да не всегда хочется эти проблемы написать на бумаге. Я старею, сдаёт сердце, хотя оно у меня давно уже слабое. Только Бог даёт мне силы, и я благодарен ему за это. Я должен довести начатое мной дело о переселении в Россию до должного уровня. Мы должны построить такую колонию, о которой мечтали и боролись за её строительство. В хлопатах о общественном, я забывал о личной жизни, а может так было и легче пережить одиночество. Вот теперь уже и дети оставили меня. Старший сын Иоганн остался в Пруссии, хотя тоже писал, что собираются сюда.
Обе мои дочери Юстина и Хелена вышли замуж уже здесь в России. У Юстны свадьба была в октябре 1855, она вышла замуж за Петра Коппер. А Хелена вышла замуж за вдовца Корнелиуса Янцен, их свадьба была тоже здесь в России в мае 1857.
С Пруссии приходят письма с сообщениями об ушедших в другой мир моими родными и близскими. Такова жизнь, проживаем события, записываем их, и не знаем, что нас ещё ждёт, что я запишу в эту тетрадь ещё.
С началом строительства колонии Ханс-Ау, ещё в 1854 году, мы организовали в одной землянки церковь, и даже начали учить детей. У нас постоянно было желание скорей построить церковь для нашей ещё пока маленькой общины. Но мы надеялись, что скоро нас будет здесь много. И чем больше мы говорили о будущей новой церкви, тем больше возникали споры, между нами, а самое страшное, что у нас нарастали не понимания с Класс Эпп. Господи, вразуми его, не дай нам окончательного разрыва. Осенью 1854 надо было окончательно принимать решение и начинать подготовку для строительства церкви. Но всё так же мы не пришли к единому мнению строить в Ханс-Ау, или в Коппенталь. У меня такая ситуация вызывала серьёзное беспокойство. Но всё же мы преодолели все проблемы и церковь решили строить в Коппенталь. Но Класс Эпп не успокоился и не смирился, на мою просьбу прекратить все распри он не реагировал. Я понимаю, что это моя обязанность противостоять любым противоречиям. Но Класс Эпп считает себя выше всех и не хочет ни с кем считаться. Он не считает себя виновным в происходящем. О мой Бог! Помоги мне, научи как правильно поступить, как донести до него. У нас между братьями уже возникли ссоры. О мой верный Спаситель, помилуй его и открой ему глаза. И даже сейчас, когда напряжение в церкви становится все сильнее и сильнее, и многие выступают против него, пусть братья подчиняются моему совету, прощают его и умоляют тебя привести его ко спасению всех наших душ, чтобы мы были воодушевлены этим. О, скорей бы это пришло к нам, чтобы мы могли вести тихую жизнь во всей благочестии и респектабельности, ибо это хорошо для нас и хорошо для тебя! Помогите нам сделать это, и направьте к этому Класса Эпп. Поскольку все ещё эмигрируют меннониты с Пруссии, в январе 1859 Класс Эпп добился разрешения от императора Александра II на переселение еще меннонитов. Новый земельный участок располагался на земельном участке у реки Кондурча в Уезде Самары поселение Альт-Самара была основана колония меннонитов „Альт-Самара и была названа в честь царя Alexandertal».

Продолжение -Часть 5
Мой старший сын Иоганн


Рецензии