Мой старший сын Иоганн

Часть 5
Мой старший сын Иоганн

Начало-Часть 1-Его дневник-наша история
Часть2-Мысли о России
Часть 3-День отъезда наступил
Часть 4-На Волгу

    Основано на дневнике Иоганн Валл 1793-1860/ Tagebuch Johann Wall  geboren      1793 den 14 Februar 10 Uhr abends --gestorben 1860 den 10 Dezember /

Иоганн Валл был одним из основателей колонии Ам Тракт



Мой старший сын Иоганн прислал сообщение с Пруссии, с Мирауэрвальде, они тоже решили иммигрировать, и 28 июня началось их путешествие. С их семьёй шли ещё две семьи. О, мы так обрадовались этой новостью, но и, конечно, переживали, как они пройдут свой путь. Прошло восемь недель, а их всё не было. Мы молились Господу, просили защитить их, и направить путешественников по верной дороге. Я решил, что мой сын должен взять на себя мои дела, и что я только хотел оставить для себя лишь небольшую комнату. Седьмого сентября пришло от него письмо из Арзамаса, его жена Катерина болеет. Мой дорогой сын, у него опять проблемы. Это у сына вторая жена, первой была её сестра Хелена Винс. Хелена и мой сын были с одного года 1816 и поженились осенью 1841 года. Господь благословил этот брак, у них с Хеленой дети рождались умирали и только долго так не продлилось. Когда родился шестой Герман, Хелена разболелась, вскоре ребёнок умер, а вслед за ним в 1849 году 25 мая в 9 часов вечера умерла и мать. И вот мой сын со второй женой Катериной в дороге, они идут со своими детьми сюда к нам. И Катерина болеет, Господи, я прошу тебя, помоги им. Новость быстро разлетелась по селу, прибыли нарочные и сообщили, что их уже видели возле Фрезенхайма. И свершилось! Мой дорогой сын Иоганн прибыл сюда в Ханс-Ау 12/24 сентября 1860 года со своей семьёй. Они путешествовали в течение 10 месяцев и 5 дней. В дороге их постигло такое горе, они похоронили сына Корнелиуса. Ничто не предвещало беды, нас переполняла радость, но я сразу заметил, что мой сын выглядит не здоровым, но я думал, это усталость, дорога. Но оказалось не так, на следующий день 25 сентября у него начался приступ холеры, и в 1:30 он умер. Господи, ты дал возможность нам встретиться, но мы даже не успели порадоваться нашей встречей. Почему ты дал нам так мало времени. 16 сентября утром он был похоронен в моей могиле, я иногда говорил, что здесь должна быть моя могила. Похоронить Иоганна решили как можно быстрее, с таким заболеванием медлить опасно. На похороны собралось 22 семьи, Изаак Эпп, который шёл с Иоганном, тоже пришёл на похороны. Дмитрий Хамм произнес похоронную речь. Господь хочет дать понять, что этот случай побуждает нас смотреть и молиться, и оставаться такими благословенными. Для всех жителей колонии, для семьи, для родных это было за гранью понимания. Горе вдовы велико, она безутешно плакала, смерть мужа не обошла её и 12 октября Катерина родила мёртвую девочку. Господи, воля твоя, ты помог им добраться до нас, а если бы это случилось в дороге. Катерине ничего не оставалось делать, и она выходит замуж за своего приказчика Иоганна Зиберт.
Но не только здоровье жены Иоганна было подорвано, не смог перенести и отец.  Последнюю запись в тетради, которую начал известный Иоганн Валл 1793-1860, сделал его внук. Эта запись была сделана по поводу его смерти. Совсем не много информации есть об этом не простом человеке Иоганна Валл, который вместе с Класс Эпп открыли колонию, где жили наши предки и наши родители, в том числе моя мама.
10 декабря 1860 в 10:30 моего деда Иоганна Валл не стало, он был похоронен на кладбище в Ханс-Ау. Вот и всё тетрадь закрыли и забыли на архивных полках на сто пятьдесят лет!

/Более подробней есть в дневнике Мартина Классен.
Или здесь, Проза.ру

Часть 24 Отец и Сын Валль/


Все события в моей работе реальные, основанные на дневнике, который случайно оказался не потерянным и вот примерно через 150 лет смог поведать нам те события, когда наши предки собирались с Пруссии на Волгу. С ним шли мои прадед Яков Унгер и прапрапрадет Хайнрих Шмидт…

Спасибо


Рецензии