Русская народная песня. Х-Х. 20 песен

Энциклопедия русской народной песни от восемнадцатого века до наших дней. 1612 песен
=========================

Хас-булат удалой!!

Хас-Булат удалой,
Бедна сакля твоя,
Золотою казной
Я осыплю тебя;

Саклю пышно твою
Разукрашу кругом,
Стены в ней обобью
Я персидским ковром;

Дам коня, дам кинжал,
Дам винтовку свою,
Лишь за это отдай
Молодую жену!

Ты уж стар, ты уж сед,
Ей с тобой не житье;
На заре юных лет
Ты погубишь ее.

Под чинарой густой
Мы сидели вдвоем;
Месяц плыл золотой,
Все молчало кругом.

Лишь играла река
Перекатной волной,
И скользила рука
По груди молодой.

Она мне отдалась
До последнего дня
И аллахом клялась,
Что не любит тебя!

Князь, рассказ ясен твой,
И напрасно ты рек:
Вас с женой молодой
Я вчера подстерег.

Полюбуйся поди,
Князь, игрушкой своей:
Спит с кинжалом в груди
Она в сакле моей!

Я её умертвил,
Утопая в слезах,
Поцелуй мой застыл
У нее на устах.

Тут рассерженный князь
Саблю выхватил вдруг;
Голова старика
Покатилась на луг.

Долго молча стоял
Князь у трупа столбом;
Сам себя укорял,
Но решил на своем.

Скоро пала роса,
Свежий ветер подул,
Смолкли птиц голоса,
Лишь реки несся гул.

С ревом бешеным вдруг,
Ударяясь в скалу,
Князь-убийца прыгнул,
И пошел он ко дну.

Переделка стихотворения А. Н. Аммосова (1823 1866) «Элегия». 1858 г.
+++++++++++++++

Хмель, ты мой хмелюшка..!!

Хмель, ты мой хмелюшка,
Веселая головушка!
Родись, родись, хмелюшка,
На моей на сторонушке:
На моей на сторонушке
Приволье хорошее.
Раздолье большое.
По тому по раздольецу
Ходил гулял добрый молодец,
Нефедушка,
Связал буйную голову
Тафтою зелёною.
Увидала матушка
С высокого терема:
– Не мое ли это дитятко?
– Твое, твое, матушка!
Сударыня матушка,
Друзья братья женятся,
А мне, молодцу, хочется. –
– Женись, женись, дитятко,
Возми, возми, дитятко,
Боярскую дочь.
– Она мне не работница,
Она мне не пособница.
– Возми, возми, дитятко,
Крестьянскую дочь.
– Она то мне помощница,
Она мне пособница.
============
Тульская губ. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходил Ванюшка в кабак!!

Ходил Ванюшка в кабак,
Пропил Ванюшка свой китайчатый халат,
Казловыи сапожки.
Стыдно молодцу вдоль по гораду прайти,
Па каменной па Маскве.
К быстрой речки падашел:
- Стану я на крутенькай бережок!
У нас ныни вы прашедшам году
Юрадилась много ягод вы бару,
Заблудилась красна девка ва лесу.
Выхадила на быструю на реку,
Становилась на крутинькай бирижок,
Расстелила гарнитуравый платок,
Становила ана сладкой водки полуштоф,
Разламала ана белый крупичатый калач,
На закусычку сладких яблачик пяток.
Закричала она своим громким голосом:
- Пиривощик, парень маладой,
Перевези мене на ту сторону домой!
- Красна девушка, здесь дорог перевоз.
Сымала красна девушка с сибе новый травчатый салоп,
Отдавала она перевощику за перевоз.
- Красна девушка, мы салопу не берем,
Кагда хочишь, красна девка, иди замуж за мине!
- Добрый молодец! Эта воля ни мая,
Воля батюшки маво.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходил, гулял молодец не весел, не радостен!!

Ходил, гулял молодец не весел, не радостен,
Повесил головушку на правую сторонушку,
Потупил ясны очи в мать сыру землю.
Увидела матушка, усмотрела родимая:
- Дитя ль, мое дитятко, дитя ли мое милое!
Что ходишь не весело, гуляешь не радостно?
- Сударыня матушка, жениться мне хочется!
- Женись, мое дитятко, женись, мое милое,
Возьми, мое дитятко, княжию дочь, боярыню.
- Сударыня матушка, за речкой стоит слободушка
В ней четыре дворочка: в одном дворе дядюшка,
В другом тетушка, во третьем - вдовушка.
У вдовушки девушка, зовут ее Марьюшкой.
Она-то меня иссушила, она-то меня искрушила.
==============
Тверская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходила Аксиньюшка по саду!!

Ходила Аксиньюшка по саду,
Сбирала девушек в горенку,
Сажала девушек за столы,
За те ли за столики дубовые,
За те ли за скатерти браные,
За те ли утерищи шитые.
Сажала девушек высоко,
Садилась Аксиньюшка выше всех,
Клонила головушку ниже всех,
Думала думушку крепче всех.
- Сестрицы-подруженьки, как же мне быть?
Как же мне быть - в чужи люди иттить?
И как же мне свекра назвать будя?
Батюшкой назвать мне не хочется,
А свекром назвать мне усовестно.
Никак не назвать - будя гнев держать.
==============
Архангельская губ. Разные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходила младёхонька по чистому полю..!!

Ходила младёхонька по чистому полю,
Искала младёхонька калину с малиною:
Калина с малинушкой очень рано расцветала.
В тоё пору матушка меня горьку родила,
Не собравшись с разумом в чужи люди отдала.
В чужий людях, матушка, было жить умеючи,
Умеючи, матушка, еще разумеючи;
В чужих людях, матушка, три заботы на уме:
Первая заботушка – деверь да золовушка,
Другая заботушка – свекор да свекровушка,
Третья то заботушка – муж нёудала голова:
Пашенька не пахана, бела рожь не сеяна.
Первый то годочик млада в горе прожила,
Другой то годочик сиротою прослыла,
В третий то годочик не гулливая была,
В четвертый годочик малы детушки пошли,
Малы детушки пошли, иссушили молоду.
===========
Московская губ. Звенигород. Село Ильинское. Лирическое.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходила-то девушка по лесочку!!

Ходила-то девушка по лесочку,
Наколола ноженьку на дерночку.
Болит, болит ноженька, да не больно,
Любил меня милый друг, да недолго,
Не малое времячко - один годочик,
А годочик кажется за денечик.
Поехал мой миленькой в городочик,
А я, красна девушка, во следочик!
Гналась, гналась девушка, не догнала,
При пути-дороженьке ночевала.
Там ехали купчики, все голубчики,
Разбудили девушку они ранешенько,
Посадили девушку во каретушку,
Повезли они девушку в городочик,
Посадили девушку в теремочик.
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходит ветер у ворот!!

Ходит ветер у ворот,
У ворот красотку ждёт.
Не дождёшься, ветер мой,
Ты красотки молодой!

Ай-люли, ай-люли,
Ты красотки молодой!
С парнем бегает, горит,
Парню шепчет, говорит:

Догони меня, дружок,
Наречённый муженёк!
Ай-люли, ай-люли,
Наречённый муженёк!

Ой, ты, парень удалой,
Не гоняйся за женой!
Ветер дунул и затих:
Без невесты стал жених.

Ай-люли, ай-люли,
Без невесты стал жених.
Ветер дунул, и Авдей
Полюбился больно ей;

Стоит дунуть в третий раз,
И полюбится Тарас!
Ай-люли, ай-люли,
И полюбится Тарас!

Н.Г. Куропатник (1809 1868). Песня Ильинишны из драмы Н. Кукольника «Князь Холмский». Музыка М. Глинки (1840).
Песни, романсы забытых поэтов
+++++++++++++++

Ходит казак, ходит Донской!!

Ходит казак, ходит Донской
Да по хороводу.
Смотрит казак, смотрит Донской
Хорошу невесту.
- Хорошая, пригожая,
Поди, выди за меня!
Если ты выдешь, если ты пойдешь -
Счастливая будешь.
А не выдешь, а не пойдешь -
Воспомянешь молодца.
==============
Тверская губ. Круговые, хороводные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходит Машинька лужечком!!

Ходит Машинька лужечком,
А Ванюша - бережком.
Машит Машинька платочком,
Машит Машинька платком.
- Что-то, матушка родная,
Мне сегоднишний день скука,
Со милым другом разлука.
Разлучает нас неволя,
Чужа дальняя сторонка,
Петербургская дорожка,
Московская широкая.
Разлучают нас все люди,
Да все люди, все злодеи.
Все злодеи-лиходеи
Разлучить с милым хотели.
Кто меня с милым разлучит,
Тот недолго проживет,
Через три года умрет.
==============
Орловская губ. От извочиков.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Ходют кони за рекою!!

Ходют кони за рекою
Ищут кони водопою
К речке не идут -
Больно берег крут

Ни ложбиночки пологой,
Ни тропиночки убогой.
Как же коням быть?
Кони хочут пить

Вот и прыгнул конь буланой,
С этой кручи окаянной.
Синяя река,
Больно глубока

Ходют кони за рекою
Ищют кони водопою
К речке не идут -
Больно берег крут.
+++++++++++++++

Хожу я по улице да не нахожуся!!

Хожу я по улице да не нахожуся,
Гляжу я на милую да не нагляжуся.
Светит, светит месяц во все чисто поле,
А в том чистом поле девка просу полет,
Девка просу полет, белы руки колет.
Скинул бы галицы, отдал бы девице,
Чтоб она полола да рук не колола!
Послать было сваху за девушку сватать,
Да поп не венчает, за свово сына чает.
А дьякон не служит, по девушке тужит,
А дьячек не дьячит, по девушке плачет,
Пономарь не звонит, по девушке стонет.
Поедемте, братцы, во чистое поле,
Наловимте, братцы, куниц, лисиц, зайцев.
Попу дадим лисицу, дьякону куницу,
А дьячку, беднячку, хоть серого зайца,
А просвирне, горюше, хоть заячьи уши!
==============
Сабурово. Орловская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Хоровод девичий, другой молодечий!!

Хоровод девичий, другой молодечий.
Не раз ходили, прохаживались.
Как пропала у меня золотая мониста,
Золотая мониста, серебряная.
Поповна взяла, дьячковни дала.
Ах ты, купчик мой, ты, голубчик мой,
Ты дай шелчку хоть ниточку!
Я в трактир пойду, на чаю пропью!
Я на сахаре, на меду,
Я на белых калачах.
==============
Тверская губ. Круговые, хороводные.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Хорош мальчик уродился!!

Харош мальчик урадился,
Он немножко са мной павадился,
Скоро прочь отстал,
Иную сыскал.
Верно, научен,
Са мной разлучён.
Па праулачку мальчик идет,
Важную песинку пает,
На акно не глядит,
Са мной гаварит:
- Атваряй, Маша, вароты,
Атваряй, широки!
Я вороты отворяла,
Свого милаво встречала,
За ручку брала,
Во горенку вела;
Во горенку, ва навую,
На краватку тисавую,
Посадила на кравать,
Стала целовать.
Целавала, милавала,
Аставляла начавать:
- Астанься, милый, начавать,
Ca мною спачивать.
Милой шуток не любел,
Постелюшку стлать не велел,
Только говорил:
- Изволь проводить!
Проводить дружка не смею,
Боюсь я таво -
Прогневить ево.
==============
Рязанская губ.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Хорошо было детинушке!!

Хорошо было детинушке
Сыпать ласковы слова,
Да трудненько Катеринушке
Парня ждать до Покрова.
Часто в ночку одинокую
Девка часу не спала,
А как жала рожь высокую,
Слёзы в три ручья лила!
Извелась бы неутешная,
Кабы время горевать,
Да пора страдная, спешная 
Надо десять дел кончать.
Как ни часто приходилося
Молодице невтерпёж,
Под косой трава валилася,
Под серпом горела рожь.
Изо всей-то силы-моченьки
Молотила по утрам,
Лён стлала до тёмной ноченьки
По росистым по лугам.
Стелет лён, а неотвязная
Дума на сердце лежит:
Как другая девка красная
Молодца приворожит?
Как изменит? как засватает
На чужой на стороне?
И у девки сердце падает:
Ты женись, женись на мне!
Ни тебе, ни свёкру-батюшке
Николи не согрублю,
От свекрови, твоей матушки,
Слово всякое стерплю.
Не дворянка, не купчиха я,
Да и нравом-то смирна,
Буду я невестка тихая,
Работящая жена.
Ты не нудь себя работою,
Силы мне не занимать,
Я за милого с охотою
Буду пашеньку пахать.
Ты живи себе гуляючи
За работницей женой,
По базарам разъезжавши,
Веселися, песни пой!
А вернёшься с торгу пьяненькой 
Накормлю и уложу!
Спи, пригожий, спи, румяненькой!
Больше слова не скажу.
Видит бог, не осердилась бы!
Обрядила бы коня,
Да к тебе и подвалилась бы:
Поцалуй, дружок, меня.
Думы девичьи заветные,
Где вас все-то угадать?
Легче камни самоцветные
На дне моря сосчитать.
Н. А. Некрасов (1821 1878). 1861 г. Из поэмы «коробейники».
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Хорошо дрова рубить!!

Девушки:
Хорошо дрова рубить,
Которые березовы.
Хорошо ребят любить,
Которые тверёзые.

Парни:
Хорошо траву косить,
Которая зеленая.
Хорошо девку любить,
Которая смышленая.

Девушки:
Хорошо дрова рубить,
Которые осиновы.
Хорошо ребят любить,
Которые красивые.

Парни:
Хорошо траву косить,
Которая росистая.
Хорошо девку любить,
Которая форсистая.

Девушки:
Хорошо дрова рубить
И ложить в поленницы.
Хорошо ребят любить,
Которые не ленятся.

Парни:
Мы кончаем петь припевки,
Идем травушку косить.
Надоели эти девки,
Надо новых заводить.

Девушки:
Полно, полно вам сердиться,
Полно хорохориться.
Не пора ли помириться
И вообще не ссориться.

Вместе:
Хорошо дрова рубить
Да травушку покашивать.
Рядом с дролечками быть,
Про любовь расспрашивать.
+++++++++++++++

Хорошо на Волге жить!!

Хорошо на Волге жить,
Ходят пароходики.
Незаметно пролетают
Молодые годики.

Растяни гармошку шире,
От плеча и до плеча.
Разлилася наша Волга
От Москвы до Калача.

Волгу-речку стала мерить,
В ней глубокая вода.
Кто полюбит Волгу-речку,
Не разлюбит никогда.

Стало близко отовсюду
До родных до Жигулей.
То и дело пароходы
К нам идут с пяти морей.

Что ни сделаю для милого, -
Всё не эдак да не так.
Волга, Дон соединились,
А мы с милым всё никак!
+++++++++++++++

Хорошо тому на свете жить!!

Хорошо тому на свете жить,
У кого нету заботушки,
В ретивом сердце зазнобушки.
Зазнобушка - мил сердечный друг,
Зазнобил сердце у меня, молодешеньки,
Сушил, крушил меня, девицу,
Сушил розу, сушил белую.
Я сама его повысушу,
Я ни зельем, ни кореньями,
Я своими горючьими слезьми.
- Не достанься, мой любезный друг,
Ни подружки, ни родной сестре -
Лучше матушке-сырой земле.
==============
Тверская губ. Песни.
Сборник Киреевского
+++++++++++++++

Хоть весною и тепленько!!

Хоть весною
И тепленько,
А зимою
Холодненько,
Но и в стуже
Мне не хуже:
В зимний холод
Всякий молод,
Все игривы,
Все шутливы:
В долгу ночку
К огонёчку
Все сберутся,
Стары, малы,.
Точат балы.
И смеются.
А как матки
Придут святки,
Тут-то грохот,
Игры, хохот;
О какие
Тут дурные
На игрища
Есть личища!
А плутишкам,
Ребятишкам
Там и нравно,
Где забавно,
Где пирушки,
Где игрушки,
И где смехи,
Скачки, пляски,
Песни, сказки,
Все утехи.
А снежки-то?
Ком, свернися!
А коньки-то?
Стань, катися!
А салазки?
Эй, ребята!
По подвязке
Надо с брата!
Привяжите!
Ну! везите!
Едем в Питер.
Я пусть кучер,
Вы лошадки
Резвоноги!
Прочь с дороги!
Держи право!
Ай, ребятки!
Ну, уж браво!
Накатались,
Наигрались
Вплоть до ночки.
Не видали,
Как часочки
Пролетали.
Только ль дела,
Что катайся?
Чем изволишь 
Забавляйся:
От ученья
За веселье,
От веселья
За ученье.
Всяко время,
Мне не бремя,
И зимою,
Как весною,
Славу богу,
Не скучаю,
Но вкушаю
Радость многу.
Адмирал А. С. Шишков (1754-1841). 1818 г. В песне много устаревших оборотов. Часто печаталась в детских сборниках.
Песни-романсы известных поэтов и писателей
+++++++++++++++

Хуторок!!

За рекой, на горе,
Лес зеленый шумит;
Под горой, за рекой,
Хуторочек стоит.

В том лесу соловей
Громко песни поет;
Молодая вдова
В хуторочке живет.

В эту ночь-полуночь
Удалой молодец
Хотел быть, навестить
Молодую вдову.

На реке рыболов
Поздно рыбу ловил;
Погулять, ночевать
В хуторочек приплыл.

«рыболов мой, душа!
Не ночуй у меня:
Свекор дома сидит, -
Он не любит тебя.

Не сердися, плыви
В свой рыбачий курень;
Завтра ж, друг мой, с тобой
Гулять рада весь день».

- «сильный ветер подул.
А ночь будет темна!. .
Лучше здесь, на реке,
Я просплю до утра».

Опозднился купец
На дороге большой;
Он свернул ночевать
Ко вдове молодой.

«милый купчик-душа!
Чем тебя мне принять.
Не топила избы,
Нету сена, овса.

Лучше к куму в село
Поскорее ступай;
Только завтра, смотри,
Погостить заезжай!»

- «до села далеко;
Конь устал мой совсем;
Есть свой корм у меня, -
Не печалься о нем.

Я вчера в городке
Долго был - все купил;
Вот подарок тебе,
Что давно посулил».

«не хочу я его!. .
Боль головушку всю
Разломила насмерть;
Ступай к куму в село».

«эта боль - пустяки!. .
Средство есть у меня:
Слова два - заживет
Вся головка твоя».

Засветился огонь,
Закурилась изба;
Для гостей дорогих
Стол готовит вдова.

За столом с рыбаком
Уж гуляет купец.
(а в окошко глядит
Удалой молодец).

«ты, рыбак, пей вино!
Мне с сестрой наливай!
Если мастер плясать -
Петь мы песни давай!

Я с людями люблю
По-приятельски жить;
Ваше дело - поймать,
Наше дело - купить.

Так со мною, прошу,
Без чинов - по рукам;
Одну басню твержу
Я всем добрым людям:

Горе есть - не горюй,
Дело есть - работай;
А под случай попал -
На здоровье гуляй!»

И пошел с рыбаком
Купец песни играть,
Молодую вдову
Обнимать, целовать.

Не стерпел удалой,
Загорелась душа!
И - как глазом моргнуть
Растворилась изба.

И с тех пор в хуторке
Уж никто не живет;
Лишь один соловей
Громко песню поет.
+++++++++++++++


Рецензии