Сказки бабки Антонины. Стрела - разлучница

    
     Немного времени прошло, вновь баба Тоня с нами на скамейке ведет неспешную беседу.
     Позабыв об играх наших, обо всем на свете, раскрыв рты, распахнув глаза в немом восторге, вторую сказку ждем мы.
    
     Отложены к завалинке «лаптушки», пистолеты, луки, стрелы, ждут они своего часа. Нам сейчас не до них, ведь сказки нашей старушки, как и ее крендельки, вкусны, приятны нам.
    
     Порывом ветра с завалинки разрушен оружейный детский арсенал, все на земле лежит. На отмостке лежат и стрелы наших луков. Одна из них в падении опустилась к ногам нашей бабули.   
    
     Бабушка наша, кряхтя, едва согнувшись, стрелу поднимает и говорит: «Ну, вот, ребятки, и вторую сказку пришло время вам рассказать. Сказка эта про стрелу - разлучницу».
    
     - Давно, ребятки, это было.

     Полторы тысячи лет назад Приморье наше заселяли племена Илоу, племя Раскиданной Травы, племя Дуба Молодого и племя Быстроногой Лани.
    
     Основным занятием для племен Дуба Молодого и Раскиданной Травы было  рыболовство, собирание кореньев, грибов, орехов, ягод,  диких плодов съедобных.
    
     Мужчины племени Быстроногой Лани были охотниками.

     В семье одной этого племени было три брата, Орлиный Глаз, Тигриный Клык и Ловкая Рука.
    
     Младшим братом был Ловкая Рука, Орлиный Глаз – старшим.
    
     Все три брата в племени Быстроногой Лани слыли хорошими охотниками. Старший охотник считался мастером лесных боев с диким зверем, во всем опорой он служил младшим братьям.
    
     Оружие наших братьев достойно было их мастерства.
    
     У старшего брата был лук из дуба, у среднего - из кедра, а у младшего - из лещины, орешника.
    
     Оружие каждого служило честно и исправно каждому из наших удальцов, никогда не подводило их в охоте.
    
     Было принято в том племени изготавливать стрелы к лукам из кедра и из березы, снабдив их оперение пером птицы, или листьями деревьев.
    
     Такие стрелы, заостренные с концов и закаленные в огне, не оставляли шансов зверю выжить, когда они в него вонзались.
    
     Самой лучшей стрелой братцы считали стрелу из березы.
    
     Как они были правы в том решении, ведь и у монголов материал березы для стрел их был в почете. А, уж, они-то, вам скажу, были мастерами стрельбы из  лука, в его изготовлении.
    
     Был обычай в племени Быстроногой Лани, связанный со стрелами и колчаном для них.
    
     В день совершеннолетия молодой охотник должен был пройти обряд посвящения в Кормильцы семьи.
    
     И, в том священном таинстве, участие достойное принимали и племена соседние.
   
     Мужчины племени охотников искали себе спутницу жизни в племенах собирателей и рыболовов.
    
     В день посвящения, охотник молодой должен был послать стрелу в полет за счастьем при восточном ветре, с восходом солнца.
    
     Стрелу ту должна была поднять, по договоренности тайной, избранница будущего Кормильца. Должна она стрелу поднять к закату солнца. Вложить она обязана ее в колчан для стрел, ею самой изготовленный. Колчан тот наша девица вручить могла лишь хозяину стрелы, не перепутать.
    
     Все дело в том, что на закате солнца, все три братца (или другие члены племени) должны встречать ту девицу у своего чума (проживали они тогда в таких жилищах). На глазах девушки должна быть повязка с тем, чтобы она не глазами, сердцем, своей душой, узнала своего суженого.
    
     Немного времени традиция давала девушке для ее решения, с кем дальше рука  об руку шагать по жизни. Всего лишь один день отпущен ей на ее выбор. Так решили племена.
    
     Итак, наш младший брат, чтобы далеко от чума своей избранницы стрела не улетела, решает взять стрелу из тростника. Берет стрелу тростниковую (была она у них для детских игр, не для  охоты), лепестки цветка багульника вставляет в оперение (чтобы было её лучше видно при полете), стрелу пускает. Братья, отец, мать, семья, все племя, видят этот процесс.
      
     Летит стрела, все видят, порывом ветра восточного стрелу подхватывает  непонятная сила, бросает тростниковую стрелу ввысь, за кедры. Нет стрелы, не видно, куда упала.
    
     Стоит наш «посвященный» юноша в смущении, молчит.

     Все племя в одновременном вздохе осуждения несчастного полета стрелы - разлучницы, ставит точку (а, может, и вопрос) в полете судьбы Ловкой Руки.
    
     Впервые, за шестнадцать лет, как то ни странно, рука его не была умелой, ловкой.
   
     Что делать? Стрелу ведь нужно отыскать, в том обязанность полная Ловкой Руки (ведь, не будет же её искать невеста).
    
     Весь день по сопкам окрестным наш стрелок несчастный в поисках стрелы пропадает. Нет стрелы, исчезла. Проходит в поисках весь день.
    
     Темнеет в лесу быстро.
    
     Набирает «посвященный» смолы кедровой и сосновой в ракушку речную, на костре ее разжижает. Сооружает факел из ветки, травы со смолою. Поджигает факел от костра у чума наш удалец, пускается на поиски стрелы.
    
     Всю ночь короткую он проползал на коленях, изорвав до дыр свои кожаные штаны. Нет нигде стрелы. Ну, как тут домой вернешься. Позор!  Ведь он - охотник. Да и не поймут его в племени, раз он придет с пустыми руками.
    
     Тут его и начинают одолевать мысли об обмане. Стрелу ведь можно подменить  другой стрелой, такой же.
    
     Как вы думаете, друзья, что сделал Ловкая Рука.
    
     Подумал он: «Я – Ловкая Рука! Но и ум мой, не промах, тоже ловкий! Заменю стрелу я, и, дел то!»
    
     Берет тут наш мудрец другую  стрелку, в оперение ее лепестки багульника опять вставляет, с нею домой идет.
    
     Показывает Ловкая Рука своим родным «пропавшую» стрелу. Все племя быстро узнает о его находке, соседей о том оповещают.
    
     По общей договоренности, с восходом солнца Ловкая Рука стрелу, уже березовую, решает, чтобы не гневить судьбу, пустить на поиски счастья своего.
      
     Берет лук, кладет стрелу, тетиву натягивает, пускает ввысь стрелку.
      
     Все племя, и соседи, наблюдают за повторным обрядом.
    
     Поднялась стрела ввысь, едва видно. Начинает она, подчиняясь закону тяготения, свой путь вниз. Ветер восточный дует, казалось, стрелку понесет к чуму избранницы ее.
      
     Стоит девушка из племени Раскиданной Травы, Цветок Лотоса, у чума, в небо смотрит с тревогой, в томном ожидании счастья своего.
    
     Стрела летит вниз, на землю, убыстряя свой полет.

     Но странно то, что ветер восточный в порывах сильных не меняет ее путь. Летит стрела бумерангом.
    
     Тут, оба племени видят Перуна, древнеславянского бога грома и молний.  Странно для нас то, что племена те были не славянские. Но ведь бог един для всех, не так ли. Рукой своей громовержец направляет полет стрелы, превращая ее в молнию.
    
     Летит молния неумолимо, испепеляет «мудреца».
    
     Слышат все: «Обычаи семьи, рода, племени, народа, священны! Соблюдайте их без лукавства, честно. До окончания времен я буду тех обычаев незримым стражем»!
    
     Сказал Перун слова те мудрые, рукой взмахнул, и в траву, на место кучки пепла, стрела из тростника с оперением из лепестков багульника воткнулась.


Рецензии