При свете новейших языков. Книга Вторая. Глава III

Глава третья. Казанские истории

Казан — Визан

Чем сегодня, изучая тему средневекового Поволжья, руководствуются наши исследователи-историки: чем подпитывается необразованное сознание жителя центральной части огромного государства?.. И на какие тяжкие грехи — в идеологической борьбе — готовы наши академические бонзы... Вопрос не праздный. ...По ранней истории казанского ханства материалов крайне мало, практический их нет. «Дастаны», под условным названием «Дафтари Чингиз-наме» (принимаемые в прошлом за самостоятельные сочинения) являются всего лишь отдельными главами одного произведения, и восходят историческому сочинению неизвестного автора жившего в конце XVII века.  Вот отрывок из этого «дафтара»: «Когда Волга потеряла старое русло и стала течь западнее, стали совещаться, не построить ли снова город. По окончании совещания решили строить город на западе, в устье реки Казан… построили там крепость, назвали ее Казан, или, по-другому, Новый Булгар». Автор источника на птичьем языке, не пояснив нам что это за селение и как называется, отметил основание какой то крепости. Оставил загадку как для коллег из своего цеха, так и для тех кто заселив его через тысячи лет — безмерно радовался бы своему невежеству.

Любой знает — казан переводится как котел... Что тут сложного?..

А упомянуть второе значение слова qazan, — что значит быть украшенным, наряжаться — почему то было решено забыть... Древнетюркские слова «Безан» — «Козан», это не синонимы, а скорей антонимы, ведь «котел» и «красивое» взаимоисключающие вещи (bezan — наряжаться; наряжайся). В сегодняшней повседневной татарском речи слово «bezan» (бизэну), это — украшаться, а слово «kazan» — котел. Второе значение из слова «козан» совершенно сегодня утрачено, забыто: как лишний элемент вытеснено из слишком длинного ожерелья. И ни это ли значение слова объясняет этимологию нашей с вами проблемы.  «Козан-Бизэн» — и есть истинное название города Казани, то есть — быть красивым, быть украшенным. А вовсе не от значения «котел»?..

J  Не редко в современной татарской речи можно услышать такие выражения: «атказанган артист», «дан казанган чаралары», «абруй казанган»… Как думаете выделенные места что означают?.. Что являет под собой, если взглянуть на карту (историческую) слово Byzanz? Это название Великой средневековой империи — Византия... Или умай «Казанская икона Божьей Матери», одна из чтимых в русской православной церкви.
 
***
   
Существует множество прекрасных легенд. Считают что город был основан в 1177 году на месте крепости под названием «Учел», заложенной еще аж в 1103 году. Еще дивная версия: внук булгарского эмира Газан, в 1219 году организовал оборону крепости от Суздальцев, тем самым увековечив свое имя. Дав крепости название — Газан. Легенд довольно много… одна краше другой. Вот как свое прибывание в Казане в XVIII веке описывает один польский дворянин из города Кракова: «Казань — город больше Киева… Сам город, то есть крепость, опоясан толстыми стенами из каменных плит. Внутри стоят большие каменные постройки из тесаного камня, однако иной архитектуры и не похожие на европейские сооружения, ибо Казань находится уже в азиатской части света». Из строк этого письма можно судит — какова была мощь города... Но почему именно этот город стал центром татарского ханства? А где старая столица волжского края? Например город Биляр — столица древней Булгарии? ...В своей книге «Несбывшаяся Россия», поклонник псевдоисторического жанра доктор философских наук Андрей Буровский приводит такие цифры: «Биляр в древнерусских летописях называют Великим городом. И не зря. Его площадь превышает 700 гектаров. Тогда как площадь Киева и Чернигова в XIII веке не превышали и 100 гектаров. А площадь Парижа, Лондона, Кёлна, Милана — от 200 до 400 гектаров».

Иван по прозвищу — грозный

Сразу, как только чета Кошкиных взгромоздилась на московский престол, в первой половине  семнадцатого столетия, Романовы, рисуя из Ивану IV кровожадного монстра — начнут свое беспринципно лживую летопись. Вздернув в 1614 году на перекладине четырехлетнего ребенка по имени  Иван, на слетающего, уже давно покойного Ивана Васильевича начнут вешать всех собак. На него взгромоздят не только беды несчастного татарского народа, по его милости оставшегося без своей вотчины, но и «смуту» в Московском царстве — с его «государевыми людьми» под названием «опричники». Легенда и небылицы о насильственном крещении волжских татар Иваном Грозным в XVI веке, после завоевания им Казанское Ханство постепенно приобретут легитимную форму. Ведь то что творилось на московской земле во времена проявления «тишайшего» Алексея, как то следовало утаить. Скрыть. И Ивана Васильевича — принудившего казанских мусульман присягать христианству — на долгие века сделали врагом номер один — дьяволом, шайтаном; кыргый, кяфер, заралы и далее список неприличных эпитетов. Федерализовав регион на долгие четыреста пятьдесят лет.

От ужасов этого коварного персонажа, историки, в несчастной России его окрестили азиатским словом — грозный! Этот образ создавался веками. Попробуйте отрыть библию под названием «Истории Государства Российского», где Николай Карамзин  царствованию Ивана Грозного посвятил аж два тома. В эпоху этого «лжеца историка», его современник отметил весьма лаконично: «В Петербурге оттого такая пустота, что все углублены в царствование Иоанна Грозного». ...И нет сегодня никаких громогласных возгласов по поводу уничтожения в шестнадцатом веке Иваном Грозным татар Поволжья.  Никто ничего не знает. Вопросов нет. ...А трагическую картину с «телегами», когда подросток лишался головы если она выше колеса повозки, историки — в особенности казанские — рассыпали как шелуху от семечек. Преуспели в этом татарские интеллектуалы. Но эта история к московскому супостату XVI века не имеет никакого отношения... хитрые казанские академики с этими «телегами» протянули шлейф ко временам Чингисхана. Когда Темучин приказал истребить предавших его татар, оставляя в живых только тех у кого голова ниже колеса повозки. Вкусив сюжеты из двенадцатого века, не вдаваясь в подробности и полагаясь на невежественность своего читателя, казанские академические умы, историей Чингисхана лишь подкрепили кровавые дела последнего Рюрика. Из вытравленного ртутью Иоанна, для исторического оправдания своих неудач, невзгод и отсталости был сотворен миф. Назначив этого кровавого монстра самым главным злодеем для  последующих поколении. Разделяй и властвуй — чем ни принцем управления массами. 

***

Если на минуту представим себе что Казанское Ханство это мусульманская держава, просуществовавшая под патронатом восточного Халифата пол тысячелетия, и Ислам — пустивший корни семь столетий назад до рождения Ивана Васильевича — стал полноправной базой духовной жизни татар Казанского Государства — то в таком случае  как могло получиться — что целое государство прекратило свою правовую основу? Спрашивается кем! — вроде бы каким то — московским князем, юношей, назвавшимся царем. Был бы уместен вопрос — куда смотрело крымское ханство, и почему без ответствовала Османская империя: где помощь арабского мира? Где, со своими конфессиональными ценностями братья мусульмане... Как двадцатилетний мальчишка из захудалого московского княжества сумел разрушить семисотлетнюю исламскую культуру на Волге?! Вопросы для любознательных.

...Хотя историк Николай Костомаров и оставил для нас такие строки что «Имя Грозного осталось за ним в истории и в народной памяти», вопрос — был ли он таким уж грозным.  Ведь предшественники запомнились не менее грозными. Например дед, и его полный тезка Иван Васильевич (Иван Третий, из династия варягов), был собирателем русских земель, ратное дело которого продолжил внук. По сегодняшний день многие вопросы связанные с темными веками остаются без ответов.  Неразгаданными. Тайными. Например, были ли эти исторические персонажи голубых кровей,  и принадлежал ли московский стол им по праву? Был ли Иван Васильевич Грозный по вероисповеданию  — православным, и какой язык, для общения со своими подданными предпочитал? И с какой каллиграфией, ложились государственные и посольские документы на его стол? И прочие мелких деталей — с его подчиненными татарскимииминами. И самый последний  вопрос этого камертона — почему именно Иван IV принял помазание на царство?.. 

Башня Сююмбики
            
На территории кремля в центре Казани, с наклоном на северо-восточную сторону  стоит башня... Название этого шпиля из красного кирпича — «Сюембикэ манарасы», что в переводе означает —  «Башня Сююмбике». Пробовали ли вы когда нибудь приблизиться к разгадке этой городской достопримечательности, к гордости города Казани, столицы республики Татарстан? Что за башня украшает визитную карточку города — вам знать вовсе не обязательно, и такого рода мысли вас никогда не посещали: зачем вам это знать? ...Каждый гость столицы республики непременно старается побывать возле подножия этого загадочного сооружения: отказываясь покидать приделы города без фотографии на фоне этого падающего красного монумента. Туристов первым делом ведут туда, чтоб из-под ног этой красавицы начать рисовать картину исторического прошлого многострадального татарского народа. Именно с этого месте экскурсовод начинает зарабатывать свой кусок хлеба: вуалируя печальные страницы города различными мифами, сказками и байками. Благо этих легенд, вливаемых в ухо необразованного и потерявшего свои исторические сознание, в российской федерации предостаточно...

J     До XIX века башню именовали как «Хан–Джами» или «Хан Мэчет», и только потом появилось имя Сююмбикэ. По-татарски звучит как «Сюембикэ манарасы». Слово «сюем», в татарском означает радоваться, ласкать, «бике» это принцесса. Слово «манара», в русской транскрипции это —  минарет.

Что такое «минарет», в научных книгах есть только арабский перевод этого слова. Но скорее всего корень здесь все-таки алтайский; от древнетюркского «megnra» — кричать, орать. А для чего строили башни (минареты) именно для призыва верующих на молитву... Криком, молитвой. Вот в этом и заключался весь замысел минарета.

Вот одна красивая версия...

В истории города Казани, девушка по имени Сюембикэ появилась в 1532 году: в качестве жены правителю Казанского Ханства была привезена дочь мурзы Юсуфа. Ее первого мужа звали Джан-Али. Второй муж Сафа-Гирей — прошу читателя, к сумасбродству этой легенды отнестись снисходительно — оставил вдовой жену с малолетним сыном по имени Умемыш-Гирей в 1548 году. И по случаю малолетства наследника Сююмбику горожане выбираю правительницей. И тут парадокс — как гласит легенда — правление женщины в государстве не понравилось московскому князю. И ситуация принимает прозаический оборот: вопрос даже не в том какое отношение имеет Москва ко внутренней политики абсолютно иной державы, а в планомерном руководстве Казанским Ханством. И мать с сыном отправляют в ссылку в Москву, и «народ казанский с большой скорбью проводил царицу» в объятия очередного мужа по имени Шах-Али (Шэгели), героя ливонской воины, и мавзолея в Касимове. 

Теперь следующий сюжет...

Гордая Сююмбике, предложение Ивана Грозного выйти за него замуж и стать московской царицей отвергает. Но красота и обаяние казанской царицы московскому правителю не дают покоя. С огромным войском разгневанный Иван осаждает стены города. И на замужество, ради спасения своего народа от порабощения и гнета, при условии, что в качестве свадебного подарка будет построена самая высокая башня в городе, татарская красавица соглашается.  За семь дней условие было выполнено. Башня стояла. И как уверяет легенда: несчастная невеста, перед началом свадебного пира просит у жениха, с целью попрощаться с горожанами, разрешение подняться на самый верх башни.  Получив добро от Грозного Ивана Васильевича,  невеста  поднялась на самый верх башни, и не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным городом — бросилась вниз. В некоторых случаях, когда экскурсовод на территории казанского кремля с придыханием расскажет вам этот лживый сюжет, не забудьте спросить — а был ли на ее руках малолетний ребенок!.. Неправда ли красивая легенда...

Но следующая версия отвергает предыдущую.

Археологические работы выяснили: «башня была построена в XVII веке, предположительно в 1645 году». Если верить историческим книгам, то в семнадцатом веке Ивана Грозного не было уже в живых, царь рожденный в 1530, в мир иной ушел в 1584 году: дела минувшего века. Ну а с какой целью устремилась в высь эта кирпичная стрела — по сей день историками чешутся плешивые затылки. Неразгаданная загадка. В качестве минарета вряд ли могло быть использовано: взобраться без спортивной сноровки на самый верх, не представляется возможным. Зоркий глаз наблюдателя, и пытливый ум исследователя не могут упустить одного — покосившегося вида сооружения  (башню возводили в короткие сроки). ...В этом городе невежественных ротозеев, как в прочем и в других городах страны, исповедуя сумбурные сказки про Казанское Ханство, толпу за собой водят не только экскурсоводы, но этому подвержена и местная интеллигенция. Эту трагедию — омрачившую праздник русскому царю — с превеликим упоением и во всех тонкостях, ни грамма не усомнившись в том что легенда под собой не имеет здравого смысла, каждый разложит по полочке. О несостоятельности этого лишенного здравого смысла лощенного памфлета, татарские интеллектуалы просто не имеют право сомневаться. И твердым фундаментом на почву этого пошатнувшегося памятника, оставив догматическую форму на незащищенной части человеческого сознания, ляжет на сквозь пронизанная лживая речь экскурсовода. Как на посетившего музейный комплекс родителя, так и на его отрока.

***

Если рассуждать по страницам традиционных исторических книг, то в разное время — Джан-Али, Сафа-Гирей и Шах-Али были правителями Казанского Ханства. На эту должность их выдвигала — Москва. То есть по протекции Кремля. Любая книга незатейливо раскроет вам эти сюжеты о геополитических перестановках. Важную роль Москвы. И все, вышеперечисленные горе персонажи, поочередно были мужьями дочери бия Юсуфа. Той самой, которая по легенде с малолетним сыном выбросилась с непонятно откуда возникшей башни. 

Первый муж: Джан-Али (по-татарски Жэнгэли). Этому, державшему ориентир на Москву казанскому правителю, разрешили прожить короткую жизнь; убили «касимовского» царевича в 1535 году.  Жэнгэли — посаженный на стол казанского двора в 1532 году — был всего навсего лишь ширмой, реальное управление ханством было в руках Булата Шарина («Карачыбык» — черная плеть). Джан-Али прожил ровно столько, сколько было позволено его покровителем Василием III. В 1535 году, московского князя Василия Второго постигает безвременная кончина, и в связи с чем низложение Джан-Алия. И в местечке Иске-Казане (Старая Казань) хан дожил последние свои дни. ...На вакантное место, изгнанный с престола в 1531 году возвращается Сафа-Гирай (по-татарски Сафа-Гэрэй). Но казанцы Гэрэея не приняли: народное волнение 1546 года заставляет его искать убежище в Ногайской Орде. Но спустя какое то время, своего путника, для захвата власти в столице татарского ханства дорога вновь обретает: по ней войско, возглавляемое Сафа-Гираем двинулось на Казань. ...Этот полководец даже уговорил своего шурина (брата Сююмбики — Юнуса), за оказания помощи в захвате трона в Казани портфель «мангытского» бека (монгольский род). И совместные усилия увенчались успехом — город переходит в руки алчного Сафа-Гирая. И через два года после триумфального апофеоза Сафа-Гэрэй «пьяный убился во дворце» был отравлен, а шурин обещанной должности конечно так и не дождался. Вот так второй муж красавицы Сююмбики стал жертвой стечения обстоятельств.
 
Столь ли важна ее красота, не в этом дело, не из-за ее красоты крымские чингизиды проливали кровь... Кипели страсти. По тюркским законам она переходила из рук в руки: жена побежденного автоматический становилась женой победителя. Таковы древние законы. Или быть может история требуя к себе пера Шекспира, и имеет весьма прозаичный облик? А что если эти ребята, подражая европейским рыцарским турнирам эпохи XIII—XIV столетий, где по окончанию «победитель турнира имел право выбрать царицу турнира», из-за бабы проливали собственную кровь, и кровь своих подданных? Теряли головы? С татарского языка «сююм...» переводится как «радовать». Обладать этой радостью видимо хотелось многим.

...В 1551 году, очередным обладателем этого вожделенного сердца становится Шах-Али (по-татарски Шигэлэй), охарактеризованный Николаем Карамзиным как: «Будучи не способен к ратному делу, ни духом слабым, ни телом чрезмерно тучным, Алей славился умом основательным». Что же произойдет с этим неспособным «к ратному делу» героем ливонской воины? ...Не долго побывав в объятиях дочери Юсуфа, этот «чрезмерно тучным» казанский шах бросает своих подданных и бежит из Казани. Становится слугой Москвы: полководцем Ивана Грозного, ветераном ливонской войны, и участником бесконечных казанских походов. 
 
***

Откуда были родом эти любители сердечных утех и рыцарских турниров?

...После падения империи Золотая Орда, ее наследники, за право кому и где править в расколовшейся державе пустились во все тяжкие. Чингизиды — забыв адаты отцов, потеряв совесть честь и моральный облик — лохмотья этого одеяла стали тянуть каждый на себя. И огромный Улус, под названием Казанское Ханство — стал вожделенным курском. Историк замечает: «На первых ролях во всех этих странах, включая Казань, были представители четырех-пяти кыпчакских родов, чьи ценности и образ жизни были унаследованы из быта Золотой Орды». ...Эти вышеперечисленные мужья Сююмбики — заполнившие страницы истории Поволжья  позором — были крымчанами. Родом из Крымского Ханства — образованного в 1441 году как независимое царство  (завоеванного в 1239 году ханом Батыем). Этих золотоордынских ощипенцев казанцы так и не приняли, не суждено было им осесть на чужой вотчине.

J    После всех мытарств... казанцами правителем был избиран сын Астраханского хана Касима — Ядигар-Мухаммед. Опрометчивое решение выходит для них боком... «Блуждавший в степи ногаец» с десятитысячным войском входит в Казань.  После падения Казани, Ядигар переходит на сторону русского царя, женится на дочери Кутузова-Клеопина по имени Мария, и при дворе Ивана Грозного, приняв крещение и станов Симеоном Касимовичем, занимает высокий пост.

Сююм-бикэ. Серьга и Sergius

Являются ли эти слова однокоренными — этот вопрос не удивит сегодня никого. Поскольку любой, даже с низким уровнем интеллекта  ответит что — нет! — и что слова эти из разных языковых групп. И это именно так!.. Ну я попытаюсь доказать обратное, что слова эти однокоренные! — и как я уже отмечал выше — переводится как «радовать».
Ведь существуют же:
—  тюркские языки,
—  романские
—  греческие с его индоевропейской семьей языков (?) неугомонно будет твердить мой оппонент, упуская из виду тот факт — что языки в глубокой античности, языковеды еще не догадались разделить на этнические группы.       

Начнем с простого.   

Что связывает — например — русских писателей Александра Сергеевича Пушкина с Сергеем Тимофеевичем Аксаковым, кроме писательской деятельности только имя — Сергей. Сергеев Андрей Васильевич (российский военачальник), Сергеев Владимир Григорьевич (академик), Сергеев Петр Гаврилович (химик-технолог), Прокофьев Сергей Сергеевич (композитор) и многие другие. И конечно это имя вовсе не русского происхождения — а латинского! И попало оно к нам с очень интересной формулировкой: «через старославянский и средневековогреческий язык Византии из латинского языка». В буквальном значении это древнеримское родовое имя  sergius, означает — высокий, высокочтимый. Отсюда: английское — sergius, немецкое —  sergius, французское — serge, итальянское — sergio, и конечно русское — Сергей.

J Серьга — украшение в виде кольца, продеваемое в мочке уха, поясняет нам энциклопедия. Чаще всего изготавливалась из золота и серебра, но, иногда и из других видов металла. Так же делали из кости или из ценных пород древесины, практический применялся любой материал. Энциклопедический словарь отмечает: серьги «первоначально были преимущественно мужским украшением».

У Владимира Даля мы находим: «Как мужская краса, а одном ухе, серьга, сережка, одно кольцо», «Серьга в ухе — плут парень!», «Коли муж в отъезде, жена в серьгах не ходит обычай». «Уж видно холоп: и серьга в ухе». У Ушакова можно прочитать следующее: «Кольцо, продеваемое в мочку уха для украшения».

***

Можно ли сказать что слова «серьга» и «Сергей» имеют общие корни? Ведь они, как две капли воды, имея слитное звучание похожи друг на друга, прислушайтесь. Как тонок и мягок звук? И видимо оттого что носят в ухе, как украшение, и произошло русское имя — Сергей? В своем словаре, этому украшению, которое и в других частях головы находило место, Владимир Иванович Даль предложил множество сказочных оборотов: «серёжка, — жечка, сев. чусы, чуски, ушники, колтушки; створчатое колечко, с украшеньями и с подвесками, пронятое в мочке уха; иногда же в носовой хрящ, как напр. у наших ногайцев и пр.».

История незатейлива. Продолжение рода в далеком прошлом наши предки чтили... И родовую тамгу продолжал мужчина, он самец, он продолжатель дело отца, и своего деда. Отчество шло по отцу, первым делом спрашивали: «Кем будешь по батюшке?». И мужчина старался оставить наследника передав ему навыки свое ремесла, свое хозяйство и конечно отчество. …Но в далеком прошлом, по сравнению с сегодняшним днём, детей в семье рождалось много, и конечно не все выживали, большинство, не достигнув даже возраста отрочества умирало. ...И по древним поверьям считалось что их забирает Небо. То есть Бог выбирает себе самых лучших; а в особенности мальчиков. И чтобы Господь не обратил свой взор на ребенка мужского пола раньше времени — его наряжали в девичье платье. Одевали в женскую одежду цепляя на него украшения противоположного пола. По обычаю наших далеких предков – младший сын должен был остаться с родителями в родительском доме. Смотреть за отцом и матерью, ухаживать за их старостью вплоть до их смерти. После того как родители покидали земной мир, родовое гнездо полностью переходило к нему. По наследству. К младшему сыну. Таковы были  заветы отцов.

О казаках.

На переднем плане картине Репина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» есть персонажи с серьгой в ухе, у отец главного героя художественного произведения «Тихий Дон» на левом ухе тоже висела кольцо. Носить в ухе серьгу у казаков не всем было дозволено, удостаивались только некоторые. В семье — только самому младшему сыну  продевали на ухо серьгу. По этой причине (Из продолжателей рода он был самый младший) и цепляли на него эту метку. Серьга в левом ухе у казака означала, что он один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду. Ногайцы серьгу носили в носу, «иногда же , — как пишет в своем словаре немец В.Даль, — в носовой хрящ» протыкали ее. ...Ни один казак от несения военной службы не должен был стоять в стороне. Все как один, в этом социуме вооружённого военного сословия принимали участие. Не смотря на то что —   «вдруг война, а я уставший»,  в бою «серьга» играла  роль оберега, показывая на последнего в  чьей-то династии. И что его смерть повлечь за собой конец его рода.

***

Теперь о том где зарыта собака...

Татарское слово «сюю» (ласкать), берет свое начало от древнетюркского корня SAY — здоровый, благополучный; хороший. Все предельно просто. А его переносное значение — любить. Откуда «сююгэ», «сююргэ»... Сокровенное значение этого древнетюркского слова будет — обращаться очень нежно, ласково. И не отсюда ли, внимание, его русская транскрипция:  «серьга», «сережка»?.. Ведь «для милого дружка и сережку из ушка», «Всем сестрам по серьгам».

J  B турецком языке слово suyum, означает — остреё нити продеваемое в ушко иглы. А вот переносное значение его, стоит очень дорогого — остриё окончания нити! А теперь слова из русского языка: сечь, сечься, секут, секутся. Откуда они? Возможно то же из тюркского: «сюю» – ласкать. (Татарское: сююче, сююнэч, сююкле).

Теперь о нашей героине Сююмбике. Ведь в истории города Казани XVI века она была регентша, и  латинское слово sergius, — более или менее оправдывает свое назначение — высокий, высокочтимый...

Улуг-Мухаммад

В момент развала на части Улуса Джучи, один из наследников Чингисхана успевает ухватиться за жирный его кусок. Какого вероисповедания был наследник сотрясателя Вселенной, вошедший в историю как Улуг-Мухаммед, о ком сегодня жители Поволжья толком ничего и не знают — не сложно догадаться. Поскольку ему дали имя пророка, то держался он веры магометанской... Слово «оле» с татарского переводится как — большой, великий. То есть не просто Мухаммедом но еще и великий. Этот Великий Мухаммед имел приличную родословную: был сыном Джелал ад Дина и внуком того самого Тахтамыша, который в 1382 году дотла сжег Москву. Улу-Мухаммед, когда то своим родственником по имени Киши-Махмет, выбитый из золото-ордынской обоймы, основался в местечке под названием Белёв. А в 1438 году русские его и оттуда выгоняют. Остался не удел. И неприкаянный, со своими ратниками направляется в Казань. Где после короткого штурма, и физического устранения правителя Азиза Лилибейя завладел городом. Все произошло по исторической справедливости, ссылаясь на закон Чингисхана (Тюрк. ясак — закон великой власти), Улу-Мухаммад — законный наследник, и имеет полное право претендовать на казанский стол. Затем, укрепившись на берегах Волги Улу-Мухаммед начинает войну с московским княжеством.   

Война заканчивается пленением русского князя Василия, и в последующем его «откупом». Выкупают московского князя за двести тысяч рублей... деньги немалые. Бюджет для молодой республики, как сегодня было бы замечено, требует финансовых вложений... И «для сбора этой фантастической суммы, вместе с Василием были отправлены на Русь татарские мурзы с отрядом воинов». И как только освобожденный из плена князь Василий в Москве занимает свой пост, татарская интеллигенция хлынула к нему на служение. «Тут же поступили в службу к Василию» в княжестве под названием Московия. Авторы энциклопедических словарей, характеризуя Казанское царство отмечают что внутренний строй его «резко отличался от строя Золотой Орды». Противостояния между пришлыми правителями и местными булгарскими феодалами, в последующем сыграло в судьбе города роковую роль. Погибельную.

***

Но вожделенного «стола» (символа монаршей власти) — стоит заметить — жаждали многие,  претендентов на московское царствование было не то чтоб предостаточно, а очень много. Одного такого — звали Шемяка (Татар. «шымык», «шума» —  гладкий, скользкий). Галицкий князь Димитрий Юрьевич Шемяка через посредников Василию Васильевичу заявил: «Для чего любишь татар и даешь им русские города на кормление? Для чего серебром и золотом христианским осыпаешь неверных? Для чего изнуряешь народ податями? Для чего ослепил брата нашего Василия Косого?». Вооруженный неискоренимыми традициями византийского двора Шемяка, со своим оппонентом вступил в неравный бой. ...Василий Васильевич, лишенный зрения был отправлен в Углич. Так Шемякой отмщение за ослепление своего брата Василия Косого было восполнено сполна.

J Как отмечает советский историк А.А.Зимин, прозвище «скорее всего восходит к татаро-монгольскому чимэху, что означает украшать, а отсюда чимэк украшение, наряд». Но согласно другой версии, Шемяка — сокращение от Шеемяка, то есть способный намять шею, силач...

***

Татары, для возвращения слепого к власти, сыграли важную роль... Сыновья казанского хана Улуг-Мухаммеда помогли ему восстановить статус-кво: в 1447 году, этого, по описанию русских историков ставшего «самым ничтожным государем», Касим и Якуб усадили на утраченный трон. А скользкий Шемяка «был отравлен по приказу Василия». Затем, в 1456 году, рати «темного» с «татарскими отрядами двинулись к Новгороду». Князь направляется на вечевую республику с целю вытряхивания деньги. «Был заключен договор. Новгород, кроме прежних 8000 рублей, должен был заплатить великому князю еще 8500 рублей, возвратить все земли, приобретенные новгородцами в областях, тянувших к Москве, давая великому князю черный бор в своих волостях и судные пени, но главное — Новгород обязался отменить «вечные» грамоты, писать грамоты от имени великого князя и употреблять великокняжескую печать». Новгородцы конечно были возмущены: на что этим смутьяна в 1460 году владыка Иона прямо заявил: «он выпросит у хана войско и разорит нас».

Махмутек, Якуб и Касим
          
Но не только в русских волостях кипели срасти по завоеванию трона, но и в татарских...

Сыновья Хана Улуг-Мухаммеда — закадычного друга Василия темного — Махмутек, Якуб и Касим пускаются на упреждение своего благосостояния в после отцовского благополучия. В историю убийцей своего отца, среди трех братьев, вошел старший — Махмутек.  Совершив свое коварное дело овладел троном. Касим — перейдя на сторону Москвы, и получив на пожизненное пользование берега Оки — организовал свое государство — небезызвестное Касимовское ханство.  Якуб остается ни с чем… И злее врагов между этими братьями трудно было сыскать. Как только к Касиму приходят с «предложением занять казанский трон» крамола переходит за края: при поддержке московский князь Ивана III Касим развязав жестокую братоубийственную войну идет на Казань. Череда военных походов, на условиях предложенных Москвой, заканчивается мирным соглашением. Ибрагим (сын Махмутека) со своими оппонентами заключает мир. Итог довольно прозаичный — вотчина Касима переходит к Ивану III, оказавшему непосильную помощь в войне с Казанью. ...Таким образом Улу-Мухаммед, который «основал на берегах Волги в Казани и положил начало татарскому Казанскому царству» стал жертвой собственных детей.

***

Новгород заключает союз с князем литовским и польским королем Казимиром. В союзе с последним был и золотоордынский хан Ахмат. И ничего странно тут нет — католик с мусульманином заключают союз, а московский (Иван III) заключает договор с Крымским Ханом Менгли-Гиреем. О религиозной нетерпимости сторон история умалчивает: все смешалось в Датском королевстве. Без татар не обходилось ни одно событие; ни одна битва, ни одно сражение, ни одна драка или ссора... Например на реке Ока, где русский князь Иван противостоял крымскому Хану Ахмату, победа была одержана только благодаря касимовским царевичам —  Данияру и Муртазе. Походы на Новгород в 1478 году, опять не обошлись без ордынцев. Летописец объяснил что Иван III на Новгород шел «не яко на христиан, но яко на язычник и на отступник православия»  и «в области великого княжения», были переселены «десятки знатнейших семейств Новгорода». Что следует взять на заметку, в войске русского Ивана, на этих нехристей и отступников новгородских, в первых рядах шли отряды касимовского царевича Данияра. В снятии вечевого колокола — символа новгородской вольности — и в перенесении его в Москву, татары приняли самое активное участие как и в присоединении Иваном Васильевичем в 1484 году, города «Тверь к себе». К своему хозяйству. Вот когда татарин выслужился, вот когда стал служилым.

В Кашире, с целью переждать смутные времена на своей исторической родине, находят прибежище многие татарские царевичи... Одного такого, после неудачного покушения на Давлет-Гирея нашедшего убежище в этом городе звали Тахтамыш-Гирей... Интересен и другой фрагмент этой поздней средневековой истории: изгнанный из Казани Шах-Гали, в 1532 году под эгидой русского князя именно из этого стойбища манкуртов вел переговоры с казанцами.

J   Свое историческое название город «Тверь» получает еще в конце первого тысячелетия новой эры, и оно древнетюркское — TVERDE, что и означает — на троне.  От корня «tur» (тюр) —  высокое почетное место.  В Москве есть улица под названием «тверская», она от красной площади идет на подъем, на возвышение. По-французски:  tour — башня.

Слово «коллома» (Коломна) с древнетюркского переводится: охранение, обеспечение; «копотня» — высокое поселение, высокая трава; «кунсау» (Кунцево) — пристанище; «качера» — то место, где можно спрятаться, схорониться (Древнетюркское: «qacur» — обращать в бегство, прогонять, изгонять).   
 
Угра


J Река Угра — это левый приток реки Оки. Угра представляет собой естественный рубеж на подступах к Москве. Однозначного ответа на вопрос какова этимология гидронима, русская наука простой отказывается отвечать.... То слово финно-угорского происхождения «уга»  — что означает — река; то слово «угра» из древнерусского «Qgr»,  что означает — червь. Древнетюркский элемент конечно же отсутствует.

Тюркское слово UGRI — качать, переносить места на место... или переносное значение  — успокаивать — своего места, в академических изданиях не нашло.

***

Историк и юрист Бадр ад-Дин аль-Айни, автор фундаментального труда «История человечества в разные эпохи», в 1427 году со слов очевидца записал: «в землях дештских большая неурядица, и три царя оспаривают царство друг у друга. Один из них, по имени Давлет-Бирди, овладел Крымом и прилегающими к нему краями, другой — Мухаммед-хан — завладел Сараем и принадлежащими ему землями, а третий, по имени Барак, занял земли, граничащие с землями Тимурленка». ...К концу пятнадцатого века в результате этих «неурядиц», на карте Дешт и Кипчака появляется новое, довольно смелое и хитрое геополитическое образование — Княжество Московское. В российской историографии есть такая дата — 1480 год. Этот год, согласно российской историографии, считается годом падения власти Золотой Орды над русскими княжествами, или как помпезно любят заявлять российские историки — концом «монголо-татарского» ига. Ставшее апофеозом трехсотлетнего противостояния славян над варварами. ...Эта дата на земле Дешт и Кипчака ознаменовала конец одного «ига», и начало нового —  русского! В слове «иго» нет ничего криминального, это тюркское слово переводится просто — хозяин, или господин. Наблюдать нечто страшное в передачи эстафетной палочка на реке под скромным названием Угра, тут не приходится. Меняется главенство в Великой степи: власть от одного хозяина переходит к другому. Претендуя на федерацию в огромной тюркской империи, Москва становится преемницей вчерашнего Улуса Джучи.

Чем же знаменательна эта «Угра»? А ничем!

В сводах русских летописей имеются рисунки, их довольно много — «Стояние на Угре». Чем, эти странные миниатюры притягивает на себя внимание зрителя: на чем можно было бы заострить свой взгляд? К сожалению ни на чем!.. Одно слово — «стояние»! Понять на этой дивной картинке с какой стороны реки стоит войско Хана Ахмата, а с какой стоят воины князя Ивана III, по причине того что ратники с обеих стороны в одинаковых латах, не представляется возможным. Если только не учесть тот факт, что на битву с татарской нечистью Иван Васильевич пришел с пищалью времен Алексея Михайловича и с гаубицей наполеоновской эпохи. И все! Между татарами и русскими никокой разницы. ...В этой несостоявшейся битве! — вознесенный российскими писателями символом освобождения Руси от многовекового монгольского порабощения — победу одержал московский князь. Следует отдать должное лубочным ратникам Иван III, не давая сражения до глубокой осени измотавших нервы противника. И как ответствует нам русская академическая наука — Хан Ахмат дрогнул. Отступил.

J   По предположенной версии современных российских историков, Крымский хан шел на Москву для очередного грабежа, но Л.Н.Гумилев замечает что войну с Ахматом надо воспринимать ни как свержение иго, «а как войну за веру с нечестивым противником, врагом православия». Лев Николаевич пишет: «Исход его, решил рейд русско-татарского отряда под командованием воеводы Наздреватого и царевича Нур-Даулет-Герея в тыл Ахмата, в Поволжье».

***
О чем же нам забыли сказать... что на самом деле произошло?

«Посланный вниз по Волге отряд под начальством Наздреватого и Нордоулата [Нур-Даулат], — пишет русский историк Н.И.Костомаров, — напал на Сарай, разбил его». Другой историк, автор книги «Скифская история» А.Лызлов ответствует следующее: «О царь! Нелепо было бы великое сие царство до конца опустошить и разорить, ведь отсюда и ты сам родом, и мы все, и здесь — отчизна наша. Уйдем же отсюда, и без того довольно разорение устроили, и Бог может прогневаться на нас». Вот почему Хат Ахмат, не дождавшись помощи от Казимира, повернул своих всадников на Литовские земли «и с досады разорил ее», а не от боязни того что «река окончательна замерзнет». Через двадцать два года после этой знаменательной даты, династие Шихмета прекращает свое существование. ...В 1500 году на арене битвы при «Ведроше», казанский царь Махмет-Ахмин со своей кавалерией принимает участие.  Битва закончилась поражением литовско-польского войска, пленением К.Острожского и переходом одной треть земли литовского королевства под юрисдикцию Иван III. И на помощь к русскому Ивану (через два года после этих событии) приходит Махмед-Ахмин. Опять.

Книжка под названием «История России с древнейших времен до конца XVII века» все же публикует свою непредвзятость: «Значение событий 1480 г. было осознано в Москве далеко не сразу. Даже убийство хана Ахмада его врагами в Орде январе 1461 г. не давало русским политикам полной уверенности в том, что долгой, тяжелой эпохе ордынской зависимости пришел конец». Без конца тревожившие белокаменные стены Москвы крымские ханы, были носителями Ислама. Исповедовали мусульманство. Крымское ханство находился прод протекторатом (Лат. protector — покровитель)  Турции: Султан требовал ему положенного, то есть налогов.  А средства для уплаты этой дани следовало где-то искать, и эту «постыдную дань», под названием «поминки» московское государство платило до начала восемнадцатого века...

Татарка Елена
            
Если речь пойдет о женах татарках, то пойдем из далека.

Ярославский князь Федор Ростиславович Черный, живший в XIII веке, вторым браком был женат на дочери хана Менгу-Тимура. По крещению ставшая Анной. А в качестве свадебного подарка от Тимура русский князь получил тридцать шесть городов, в том числе и Казань. Жена этому чермному (что по тем временам означало «красивый») родила двух сыновей —  Давида и Константина. В сытой Орде Федор Черный прожил до 1290 года, пока не «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Это все о том какую тесную взаимосвязь имели русские с ордынцами... скрепляя семейные узы.   

Первой женой московского князя Василия III (сына того самого героя стояния на Угре), была татарка по имени — Атун Соломония Сабурова (Тат. сабыр — терпеливый, вежливый), «дочь незнатного дворянина Юрия Сабурова» (за бездетность, впоследующем постриженная в монастырь). Вторым браком этот «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси» был женат на красавице Елене Глинской: внучке хана Мансур–Кията, родоначальника рода мансуровых. И конечно татарского происхождения. И как не дави этих злых татар ногтем,  связи с русскими в геополитическом пространстве все же имели место... И эта самая этническая татарка Елена Глинская (внучка сбежавшего из Крым после смерти своего отца Мансур Мамая) и была матерью того самого монстра, который в 1552 году стал завоевателем Казанское Ханства, оставив негативный отпечаток в памяти народа, и пищу для русских историков-борзописцев. ...Про темника Мансура Киятовича Мамая, основателя рода глинских, Лев Гумилев отметил так: «где-то на Волыни этот потомок грозного темника принял православие <…> Её отец и дядя были люди западных понятий». Дядя Елены — князь Михаил, у литовского князя Александра носивший сан «придворного маршалка» (командующим) был человеком «православного исповедания», проведший свою юность в Европе, в частности в Германии и в Италии.

Василий оказался низкосортного покроя. 

Вот как российский историк Николай Костомаров описывает ситуацию бракосочетания Василий III c дочерью Василия Львовича Глинских, чем объясняет причину их брака: «Отцу хотелось женить его на какой-нибудь особе царского рода. В этих видах он поручил своей дочери, королеве Елене, найти для ее брата невесту. Но Елена прежде всего заметила, что ей самой трудно взять на себя хлопоты по этому делу, так как отец не заключил с ее мужем прочного мира, а кроме того, извещала, что на Западе не любят греческой веры, считают православных не христианами и не отдадут дочерей за православного государя».

J     Постриженную в монашки жену Василий засылает в Покровский суздальский монастырь... и женится вторично. По совету оного мудрого грека «пришлось брать Василию жену из числа дочерей его подданных», и чтобы хоть как-то иметь свои притязания на земли литовские: женой стала Елена Васильевна Глинская. И, «несмотря на брак Василия с Еленой, дядя ее Михаил еще несколько времени сидел в тюрьме и был освобожден только по усиленной просьбе великой княгини». Глинские состояли в подданстве у литовского князя Александра.

Древнерусское слово «бракъ» — это и свадьба, пир и супружество. А этимологию слова «брак» с целью  женитьбы, как и время появления слова в русской письменности никто не знает.  Этимология здесь, скорей, из тюркского:  «бер» — один, «як»  — сторона. Отсюда и «bir-jak» (брак), то есть — одно целое... Что смело можно было бы отнести именно к — союзу двух.

***

Внучка татарского Хана Мансура — Елена Глинская, в историю Руси вошла не только матерью Ивана четвертого, но регентшей, и ярким реформатором московского государства. В марте 1535 года она велела переделать старые деньги и чеканить из «гривенки по 300 денег», где «в копейке две деньги или четыре полушки». С целью создать укрепленный участок в городе (для заселения его аристократией), своего рода «цитадель» (Ита. Cittadella — небольшой город), по ее приказу совершенствуется часть города Москвы. И в эту связку жердей, что в последующем будут именовать как «Китай»-город (Тюрк. китай — огороженный, укрепленный...) — переберется вся московская знать.

На деньгах появится изображение воина, что непосредственно было связано с образованием цитадели внутри столицы московского государства. На монете воин стоял с копьем, это нововведение назвали просто, по-татарски — «деньга копейная». Историк XIX века Бестужев-Рюмин пишет: «С ее времени на деньгах изображается всадник с копьем; от того копейка». ...Теперь подумаем об этимологии этого для русского ума загадочного термина. Ряд историков полагают что слово пошло от литовского «копа». Объяснение здесь простое — Елена была литовкой, а дядя и вовсе человек европейского покроя. Если даже отдать предпочтение литовскому варианту, то, происхождение термина может быть откуда угодно. ..Например слово «копка» по-тюркски, это — ворота. Почему не может быть этот денежный эквивалент тюркского происхождения, «копейня» (привратник) — сторож у ворот, у входа куда-нибудь. Если за вход отдавать привратнику монету, тому кто стоит у ворот с целью сбора денег, то — деньга копейная будет самый раз. Монета имеющая свое особое предназначение. Представим такую этимологию: «тенге» (деньга), «коп» (копейная), перевод с тюркского — много, очень; обильный большой, «копей» — умножаться, увеличиваться. То есть, своего рода перхоть. (Древнетюркское: kepak — отруби, перхоть)

Но зачем изображать воина на монете?

J  Наука, занимающаяся монетами носит название — нумизматика, от греческого «номос», то есть  — закон. Отсюда и «номизма». И вот что в недрах этой дисциплины можно обнаружить, сия наука гласит нам что монеты чеканились не только для регулярного обращения как платежные средства, но и «на память». Вот оказывается как... Значит. Были монеты «на смерть», на «отпущения грехов», «на день рождения»… Или например «пфенниг палача Гамбурга» — монета которую вручал палач судье при уходе в отставку... так же как и «на посещение монетных дворов» (Серебряные монеты королевства Саксония, на посещение королями монетного двора).

***

А что странного с московскими монетами шестнадцатого века? Оказывается есть много чего удивительного и занимательного. Изображение на деньгах «ездца с копьем» появилось не сразу. Первоначально была «мечевая копейка», на которой всадник изображен не с копьем, а с мечом. Доказательством того, что сначала была мечевая копейка, являются клады, которые представлены только мечевой копейкой, без единой монетки всадника с копьем. А вот как недоумевает автор «Этимологического словаря русского языка» А.Г.Преображенский: «Производство копейки от копьё затрудняется еще тем обстоятельством, что в этом слове писалась буква Ъ (ять), которая была бы совершена невозможна здесь, если бы это слово действительно производилось от копье, копие». А вот как отрезал страж постулатов русской исторической мысли, академик, автор труда «Очерки по истории смуты в Московском государстве XV–XVII веках», свалив все на польскую шляхту, Сергей Федорович Платонов: «Бури Смутного времени и знаменитый пожар Москвы 1626 года истребили московские архивы…». Но восточное происхождение слова — дёрнув рычаг не в том направлении — некоторые представители филологической науки все же рискнули высказать. Например Ф.И.Эрдман, в своем «Изъяснении некоторых слов, перешедших из восточных языков в российский» указывал что название копейка имеет восточное происхождение — «копек» это собака. Поскольку на этих монетах изображена была еще и собака. …А то что древние литовцы происходили от тюркской орды, конечно никто не стал замечать, поскольку дела давно минувших времен...

Стоглав

Н.И.Костомаров пишет: «Уже прежде московские властители считали себя преимущественно царями, с одной стороны, потому что заступали для Руси место ханов Золотой Орды, которых русские в течение веков привыкли называть царями, а с другой, по тому что считали себя по женской линии приемниками византийских императоров, которых титул по-русски издавна переводился словом “царь”». Так же в своем письме Ивану Грозному, великий князь литовский и король польский Стефан Баторий написал любопытные строчки: «Как смел ты попрекать нас бусурманством, — ты, который кровью своей породнился с бусурманами. Твои предки, как конюхи, служили подножками царям татарским, когда те садились на коней, лизали кобылье молоко, капавшее на гривы татарских кляч…». А вот отрывок из послания турецкого султана к Ивану IV (но только не следует делоть вывод, что перед вами оригинал): «А всЪх областей цари и князи и градодержатели повинование ко мнЪ творят: литовские короли, и Святая святых горы, и греки, и волохи, и еросалимляне, и витязи, и римцы, и кафимцы, и тургане, а преже было Вавилон и Асирия, и вся восточныя и сЪверския страны, — тЪ всЪ великую службу ставят предо мною от сотворения миру. А ты, руский воздержатель, хощеши един со мною братися, а не возможеши противу меня стояти, потому что в силе твоей стяжания нЪту, и храбрости, и конского урищрения, и нЪсть достойно к моей силе».

Русский князь Иван IV— внук собирателя русских земель — в возрасте семнадцати лет венчается на царство. Это событие зафиксировано 1547 годом,  а «через полтора десятилетия после царской коронации, послы Константинопольского патриарха привезли в Москву решение Вселенского собора, подтвердившее право московита на царский титул», так осмелился высказаться историк Николай Костомаров. Теперь уже законно избранный царем Иван Васильевич, для решения накопившихся вопросов собирает собор: вопросов набралось — сто. Собор с речью где он «каялся в своем прежнем поведении» Иван Васильевич открывает 1551 году. Вопросов, в бесхозном и разваливающемся государстве было много. В основном, стены этого московского парламент коснулись духовных тем, например: «пересмотра порядков церкви, ее управление и религиозных обычаев». «После внутренних преобразований, — замечает историк Костомаров, — правители занялись покорением Казанского царства».
 
J «Акты этого знаменитого собора, — пишет Костомаров, — дошли до нас в форме вопросов, предлагаемых от имени царя, этих вопросов и ответов было сто». Это эпохальное событие, в последующем, историками будет принято называть — Стоглавом. «До нас не дошли его ранние списки, а те, которыми мы принуждены довольствоваться, писаны уже в XVII веке и в них есть разноречия» отмечает Николай Иванович Костомаров.
             
***

Что такое монастырь?

Монастырь это — земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. То что простыми словами понимается как община верующих, в науке объясняется от греческого «monasterion» — келья, отшельник. Появление первых монастырей отмечены серединой первого тысячелетия до новой эры в Индии, но изобретение этого института отшельников бедолаг и просто добровольно отрешенных от гражданского социума относят к китайцам. А само слово конечно тюркского происхождения:  monasterion (монастырь) — переводится как — прости мои прегрешения. ...Историк девятнадцатого столетия пишет так: «Монастыри с существовавшими в них злоупотреблениями составили одну из главных забот Стоглавого собора». Почему «стоглав» обратил на это особое внимание, и что же творилось в этих верующих общинах?

J По-французски: monaster; по-английски: monastery (Menacen — угроза, наказание); по-турецки: manastir (монастырь), mana: идея, мысль, добродушие. В грузинском языке послушника называют — mziri. Ну а по-древнетюркски — manastar. 
             
*** 

Иван Васильевич во времена своего сиротского отрочества, в своих мемуарах писал: «...Подданные наши достигли осуществления своих желаний — получили царства без правителя. Дворцы и села наших дядей взяли себе. И сокровища матери перенесли в Большую казну, а остальное разделили. Припомню одно; бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не взглянет, и уже совсем не как раб на господ. Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Все расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей». ...Теперь эпоха безвластия в государстве московском прошла, теперь есть хозяин, есть царь. Пришло время наводить порядок, и начать с духовной часть. С религии. С Веры.

Монастыри, ставшие земным раем для архимандритов игуменов и прочих начальствующих лиц, в годы сиротского отрочества будущего хозяина земли русской, практический искоренились. Этот институт отшельничества сильно расшатался. ...Соборов со старцами и до прочих мероприятий никому не было никакого дела... все было в руках настоятелей, чувствовавших себя полными хозяевами. Раздавая своим родственникам монастырские села «настоятель жил в полном удовольствии». Вольготно. Все хозяйство держалось в руках «игумена». Монастырь, когда «князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель», представлял из себя маленькую страну со своими законами и правителями. В его недрах бурлила своя жизнь. В этих закрытых от светского глаза кельях: «курили вино, варили пиво и меды оправлялись пиры», приезжали «знатные и богатые господа», и не всегда с просьбой о прощении прегрешений. Были монастыри в которых чернецы и черницы (монах и монахиня) жили вместе; тогда поговаривали: «На девиц глядел чернец со вздохом». Монах жил с монахиней, и «нередко можно было встретить в монастырях мальчиков… ребят голоусых». Вот какое духовное наследие досталось Ивану Васильевичу.

Nail_Gil  январь 2019


Рецензии