Очерк 22 о милостивых

Александров В.Г.  академик Петровской академии наук и искусств.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе).

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Очерк 22 О МИЛОСТИВЫХ

“БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ, ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ” (Мтф. 5:7) Каждый из нас в этой жизни кому-то переходил дорогу, кого-то обижал, кому-то не помог и пр., и пр., но, несмотря на это, был прощён. Худо дело, когда  не обращаем внимания на то, что делает наше сердце чёрствым, скорым на  осуждение и расправу, а не отзывчивым на крик о помощи.  Надо развивать в себе способность чувствовать характер событий, происходящих с близкими. Нередко, то, что в них нас расстраивает, вызывает гнев и осуждение – это есть скрытый сигнал о бедствии, о невозможности ими разрешить возникшие вопросы. А мы, проявляя невнимание, а потому и не милосердие уже только этим усугубляем и без того их тяжёлое положение.
Проще всего простить дальнего, подать милостыню, выступить  в роли благодетеля-мецената, чем проявить сострадание и милосердие к тем, кто рядом с нами. Ведь для этого нужно потратить самое главное – время и силы, а не деньги и власть. Купить то, что принесёт настоящее благо своим близким невозможно. Они ждут от нас милостивого к ним отношения, которое заключается в понимании происходящего с ними, и оказания именно той помощи, которая необходима.  Главные для нас события протекают в ближнем окружении. Если  не будем всё время стараться уходить от решения проблем, возникающих в этом круге, то у нас и поводов для осуждения близких  людей будет  меньше, ибо  вовремя сможем предотвратить развитие в них тех качеств, которые на самом деле требуют порицания, изменения, лечения. Но, выпустив из поля своего зрения то, что происходит с близкими, мы пытаемся  оправдать самих себя их осуждением.
Быть милостивым, вовсе не означает быть всё прощающим. Ибо милость  проявляется  тогда, когда  позволяет человеку становиться лучше, сильнее; когда с помощью её энергий в окружающих начинают проявляться их лучшие качества. Поэтому милость не исключает сопротивления злу, но не насилием и осуждением, а силой добра. Проще всего быть добреньким, попускающим по причине своей духовной лености и тупости, проявление другими их слабых сторон.  По настоящему милостивый человек кипит энергией, сотворения блага. Но это никакого отношения не имеет к внешней деятельности. Только внутренняя ярость против того, что оставляет собственную душу в недолжном состоянии, способна проявиться в силе, очищающей мир от  зла. 
Часто  именно изменение нами своего отношения к жизни будет самым настоящим актом милосердия к нашим близким, ибо, таким образом,  снимаем с них груз переживаний за нашу судьбу. Мы должны следить не только за тем, чтобы не впадать в грех осуждения, но и за тем, чтобы своими действиями, мыслями, образом жизни не вводить других в искушение различного рода соблазнами, не вводить в заблуждение по поводу целей, которые следует в жизни ставить.  Когда наша душа устремлена к достижению вышеописанных блаженств, это будет настоящим актом проявления нами милосердия, а не плаксивой жалостливости, убивающей и собственную волю к жизни и волю тех, на кого она направлена.
Человек может в себе  умножить только то, что проявляет сам; получить то, к чему стремится его сердце. Поэтому дух не милостивый, отчуждённо относящийся к окружающим, порождает соответственное отношение к нему  и людей. Ища то, с чем можно сравнить взаимодействие души с  миром, следует обратить внимание на работу приёмника-передатчика радиосигналов. Он принимает из внешнего мира те частоты, на которые настроен. Точно так же и настроение нашей души позволяет ей получать только соответствующие ему сигналы. Для этого необходимо выяснить то, что она сама передаёт в мир. Если это будут энергии любви, - значит, и  наша душа такие же энергии получает из глубин творения. Поэтому нам и говорит Спаситель о том, что милость творящие помилованы будут.  Характер  будущего определяет  не только  Божья воля. Бог к нам, как к Своим детям, неизменно относится с любовью.
 Мы способны получить только то, на что настроены. Если  к окружающим людям относимся  с пренебрежением; мир рассматриваем в виде набора вещей и условий, позволяющих удовлетворять наши потребности-похоти, а не как продолжение собственного организма,  то  у нас не возникнет в душе такая настройка, которая позволяет ей воспринимать энергии небесных сфер. Поэтому, человек немилосердный, чёрствый, не участвующий в деле сотворения блага, почувствует лишь враждебность к нему людей и мира. Даже, если считает себя верующим, он  не будет  в состоянии воспринимать  Бога, как Любовь. Отсюда не далеко до самого страшного греха  - хулы на Духа Святого, до клеветы на Бога, что Он не есть Любовь. Конечно же,  сердце такого человека не в состоянии будет воспринимать энергии, очищающие его от грязного налёта греха и зла, поэтому и само творение будет восприниматься в искажённом виде.


Рецензии