Читать не вредно- вредно не читать!

«ЧИТАТЬ НЕ ВРЕДНО- ВРЕДНО НЕ ЧИТАТЬ!».
 
Детство мое и отрочество прошли в солнцеобильном Вахшском районе, но во время каникул или отпуска отца, офицера милиции, мы с родителями ездили в живописный горный кишлак Рарз Айнинского района, откуда они родом.
Там, в доме бабушки Каромат я всегда поражался обилию аккуратно сложенных книг. Что это были за книги, я сказать не могу. Потому что все книги разного формата и объема были на арабской графике, а нас этому тогда не учили.
Библиотека эта принадлежала моему дедушке по материнской линии Мирзо Умару. Он был муллой, также как и его старший брат Мулло Кошиф. Оба учились в медресе Бухары и Самарканда, затем дедушка открыл в своем дворе начальную школу для местной детворы. Книги, видимо он собирал в годы учебы, а потом в хурджинах на ослах привозил в свой кишлак, автомобильной дороги в верховьях Зеравшана тогда еще не было.
 Когда в 1937 году повсеместно начали преследовать духовенство, дедушка Мирзо Умар, оставив трех малолетних детей с женой, переселился в Самарканд, и некоторое время скрывался у своих друзей, а потом стал имам-хатибом в одной   из пригородных мечетей, где его вскоре и настигла смерть. Похоронили его на знаменитом кладбище Шохи зинда, чем до сих пор весьма гордится моя матушка.
Каким был дедушка, я могу лишь представить со слов покойной бабушки и людей, видевших его. Никаких фотографий он не оставил, а только библиотеку,  которую он видимо собирал не один год. Сама бабушка была неграмотной, но я видел, с каким благоговением, лишь обмыв руки, она бережно перебирала книги и сдувала с них пыль. Одна книга из библиотеки дедушки, изданная в 1910 году в индийском городе Калькутта, теперь хранится у меня, и я ею дорожу как реликвией в память о деде.
Видимо любовь к книгам передалась мне по генам. К тому же, в Вахшском райцентре были хорошие библиотеки, в которые я был записан, и частенько заглядывал в книжный магазин. Моя домашняя библиотека регулярно пополняется до сих пор, иногда даже к неудовольствию супруги, так как новый шкаф в квартире ставить больше негде! В такие минуты я привожу слова Цицерона: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Жена молча соглашается.
Но я по своим детям сужу, что нынче молодежь не особенно проявляет рвение к чтению. Ее больше занимают телешоу и интернет. А жаль… И все же, выражение «Читать не вредно – вредно не читать!» сейчас стало слоганом многих акций, фестивалей и праздников книги.
«Читай с любовью. Сколько бы лет тебе ни исполнилось, нет ничего лучше хорошей книги в руках», — так сказал кто-то.
Лучшие моменты в чтении — это когда ты находишь мысль, чувство, взгляд на вещи, которые кажутся тебе особенными, близкими. И вот они, высказанные кем-то другим, тем, кого ты никогда не встречал, быть может давно умершим. Как будто чья-то рука протянулась и коснулась твоей.
Почему люди слушают песни? Почему люди читают книги?
Вот как ответил на эти вопросы канадский писатель Дуглас Коупленд: «Чтобы на время забыться, сбежать от себя. Хорошая книга, хорошая песня, они заглушают твой внутренний голос. Они как бы берут управление на себя. Ты погружаешься в песню, ты погружаешься в книгу – и освобождаешься от своих собственных переживаний и мыслей и проникаешься мыслями автора. Ты как будто выходишь из своего тела и становишься кем-то другим».
Сара Джио  в романе «Лунная тропа» пишет: «У каждого есть свое счастливое местечко. Сцена, которая сразу же всплывает перед глазами, стоит вам зажмуриться и перенестись мысленно в ту точку земного шара, где жизнь окутывает вас теплом и уютом. Для меня это книжный магазин с его изумрудно-зелеными стенами и огромными окнами, которые служат по ночам рамкой для приветливо подмигивающих звезд. В камине еще пылают угольки, напоминающие по цвету закатное солнце, а сама я сижу перед камином, закутавшись в плед, и с увлечением читаю книгу…».
Правильно сказано:
Человека формируют познания, познания самого себя. И в этом, как ничто иное, помогает книга.
 
«Если сравнить интеллект с растением, то книги подобны пчелам, переносящим оплодотворяющую пыльцу от одного ума к другому» — пишет  американский поэт и дипломат  Джеймс Лоуэлл.
«Читать мне нравилось. Как не крути, книги были надежнее людей».   Так пишет английский писатель-фантаст Нил Гейман в романе «Океан в конце дороги». Это небольшое ностальгическое путешествие главного героя в детство — сладкое, магическое, страшное, и такое реальное. И чем-то этот роман напоминает повесть  Сотима Улугзаде «Утро нашей юности».
Из глубины веков доносится до нас голос великого Абдурахмона Джами:
В одиночестве другом лучшим является книга,
Мудрости утренней зарей считается книга.
Ему словно вторит итальянский философ Умберто Эко:
«Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрел его — в углу, с книгою».
Задумаемся над словами и другого мыслителя, Артура Шопенгауэра:
«Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике».
Испанский писатель и композитор Карлос Руис Сафон предостерегает нас от пустого времяпровождения. Он в «Игре ангела» ришет:  «Вам виднее, как лучше разбазаривать время и деньги. Я же останусь дома и почитаю, ибо жизнь коротка».
По мнению Евгения Евтушенко, «Человек, не любящий книгу, несчастен. Жизнь такого человека может быть и наполнена интересными событиями, но он не способен сопереживать другим».
Любить книги призывал и великий Носир Хисрав:
Всё трудное — лёгким в учении станет,
Коль будешь с хорошею книгой дружен.
Американская писательница, автор всемирно известного романа «Убить пересмешника» Нелл Харпер Ли (1926-2016), так написала о своей ранней любви к книгам:  «Сейчас, 75 лет спустя, в обеспеченном обществе, в котором люди имеют лэптопы, мобильные телефоны, айподы и пустоту в головах, я всё-таки предпочитаю книги».
В одной беседе Тимур Зульфикаров сказал, что даже несмотря на развитие высоких технологий и появления в жизни человека электронной книги, поклонники традиционного чтения всё равно останутся, так как общение с печатной книгой сродни общению с живым человеком.
Я уже говорил, что в детстве много читал и, перечитывая, но все подряд, бессистемно, чего не советую другим. Вот что по этому поводу   думают герои  испанского писателя Жауме Кабре из его книги «Я исповедуюсь»:
«– Я перечитываю лишь то, что достойно этой чести.
– А что этого достойно? – Бернат вдруг как будто превратился в Адриа.
– Способность заворожить читателя. Заставить восхититься умными мыслями, которые есть в книге, или красотой, которая от нее исходит. При всем том, что перечитывание уже по самой своей природе содержит противоречие.
– Что ты имеешь в виду, Исайя? – спросила тетя Алина.
– Книга, которая недостойна того, чтобы ее перечитали, тем более не заслуживает того, чтобы ее вообще читали. – Он посмотрел на гостей. – Ты спросила, не хотят ли они чаю? – Берлин перевел взгляд на книгу и тут же забыл о своей роли хозяина. Он продолжал:
– Но пока мы книгу не прочтем, мы не знаем, достойна ли она быть прочитанной еще раз. Жизнь – вещь суровая…».


                Мансур СУРУШ


Рецензии