АБС. Несколько слов от Якова Задонского

Предлагаю читателям Проза.ру познакомиться с любопытным и необычным литературным источником неизвестного автора раннего средневековья.

Небольшое по объему произведение называется «Сефер Алеф Бет де-бен Сира» или «Алфавит бен Сиры».

Иногда в состав Ветхого Завета христианской Библии включают неканоническую (второканоническую) книгу «Премудрости Иисуса, сына Сирахова». Автор текса, написанного на иврите в 180 - 170 годах до нового летоисчисления, Шимон бен Йегошуа бен Эльазар бен Сира.

Имеется ли историческая связь между бен Сирой, «алфавита» и бен Сирой «премудростей»? Скорее всего, нет. Хотя анонимный автор был знаком с «книгой премудростей бен Сиры», о чем свидетельствуют прямые цитаты из «премудростей», вставленные автором в свой текст.

Имя бен Сира таинственный автор, как мне кажется, выбрал неслучайно. Пародируя мудрость того самого сына Сиры, прослывшего  мудрецом еще при жизни и автора неканонической «Книги премудростей».

Однако бен  Сира «премудростей» никак не мог быть современником царя Невухаднецара II, правившего Вавилонским царством в 605 – 562 годах до н.э. (1). Современником царя был великий пророк Ирмиягу (Иеремия), автор двух книг, включенных в канон:  «Книги пророка Иеремии» и книги «Плач Иеремии».

Анонимный автор поставил знак равенства между именем  Ирмиягу и Сира на основании равенства гематрий имен (2). И потому у него бен Сира на самом деле сын пророка Иеремии. И от отца своего унаследовал его мудрость (3).

«Алфавит бен Сиры» на русском языке никогда не издавался, за исключением отдельных небольших  фрагментов. Чаще всего это рассказ о Лилит, апокрифической первой жене Адама.

В основу своего перевода я положил английский текст «алфавита», опубликованный Дэвидом Стерном, Марком Джей Мирским в сборнике «Rabbinic Fantasies», США, Иллинойс, «Varda books» в 2001 году.

Английский источник я сверял с оригинальным текстом «Алфавита»,  поэтому кое-где мною были внесены некоторые  изменения и правки. Я пользовался ксерокопией текста «Сефер Алеф Бет де-бен Сира», переизданного в Кракове в 1896 году.

Для удобства чтения перевод текста я разбил на отдельные главы, которых в первоисточнике нет.

Чтобы сделать текст более понятый русскому читателю, я добавил  некоторые комментарии к тексту в примечаниях, обозначенных буквами ЯЗ. Остальные примечания принадлежат авторам перевода «Алфавита» на английский язык.



(1) Согласно еврейскому летоисчислению от сотворения мира Невухаднецар воцарился в Вавилоне в 3319 году или в 441 до н.э.

(2) Сира (самех, йуд, реш, алеф) – 60+10+200+1= 271. Ирмиягу (йуд, реш, мем, йуд, ге, вав) – 10+200+40+10+5+6= 271.

(3) В христианской традиции принято считать пророка Иеремию, не имеющим семьи и детей, как сказано: «И было ко мне слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем» (Иер. 16:1-2). Однако в еврейской традиции у Ирмиягу (Ирмии) был  сын по имени Сира, дочь по  имени Хамуталь. Пророк Йехезкель также считается сыном Ирмии.


Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/08/1364


Рецензии
Да. Яков, работу Вы проделали колоссальную! Текст для читателей-неевреев чрезвычайно сложный. Я его перечитала трижды, чтобы понять, чей же сын Иисус, сын Сирахов. Выходит, что Иисус - потомок пророка Иеримии? Или я что-то неправильно поняла? Ну уж в том, что согласно гематрии получается одно число 271 при прочтении имён Сира и Ирмиягу, я поняла. А вот человек, далёкий от еврейской традиции, который понятия не имеет о том, что такое гематрия, никогда не сталкивался с письменным ивритом и названия ивритских букв ему ни о чём не говорят... О, такой читатель ничего не поймёт! Для читательницы-нееврейки, оставившей Вам рецензию "Скукотища", Ваш текст пришёлся совсем не по зубам... Почитаю дальше, насколько духу хватит. За один заход точно всё не прочитаю. Да, я вот подумала, что тот, кто захочет всё-таки разобраться, может открыть Гугл... Но схватить впопыхах алфавит "Алеф Бэт", разобраться с гематрией невозможно! Вот мой покойный муж, Царство ему Небесное, работал два года в Израиле и знал иврит, когда мы познакомились в 2000 году, настолько, что свободно разговаривал на иврите с моей дочерью от первого брака. Кстати, с первым мужем чистокровным евреем, я прожила всего три года(1979-1982) и развелась по собственной инициативе. Невозможно было жить с человеком, который постоянно лгал, ходил "налево" да ещё и рюмочку любил пропустить не меньше гоя. А вот гой оказался порядочным человеком, который "нашёл Бога в Израиле", полюбил евреев за то, что Иешуа был евреем да так, что готов был принять гиюр... В сердце своём он никогда бы не отказался от Христа, даже если бы сделал "брит мила". В этом я уверена! Только в нашем небольшом городе, где нет ни синагоги, ни раввина, принять гиюр невозможно. А заочно гиюр не дают... В Израиль мы так и не попали. Муж работал в Израиле нелегально и попал в чёрный список, поехал к другу-еврею на 10 дней, а задержался на два года... А ещё консулы высказали мысль, что женился на еврейке с корыстной целью. Без него я в Израиль на ПМЖ не поехала. Два раза была в гостях у дочери(2011 и 2015). Извините, что нагружаю Вас информацией, которая Вам, скорее всего не интересна...
С уважением,

Вера Шляховер   06.10.2021 11:04     Заявить о нарушении
Да, пропустила кое-где запятые в тексте. Я очень щепетильна в вопросах грамотности, даже, если это касается знаков препинания. Но уж редактировать текст рецензии из-за запятых не буду...

Вера Шляховер   06.10.2021 11:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Вера.
Этот твой отзыв ровно номер 666.

Яков Задонский   06.10.2021 19:46   Заявить о нарушении
А вот этот короткий текст я прочитала только что... Не могу не отозваться. Число 666 - число дьявола. Но Вы знаете, меня очень сложно обидеть. Я никогда не отвечу злом на зло. Я - не конфликтный человек вообще и у меня нет недругов. То, что посвятила постороннего человека в свою личную жизнь, - моя ошибка. Ради Бога, извините. Век живи - век учись! Я очень люблю свой народ и то, что мой первый муж оказался, мягко говоря, непорядочным человеком, а второй честным и порядочным, никак не наводит тени на всех евреев, как и не возвышает неевреев. У нас с Вами не совпадают взгляды в вопросах веры и хождения перед Богом, но что ж? Каждый человек лично будет отвечать Всевышнему за себя. Я в своей жизни, думаю, не меньше Вас пострадала от проявлений антисемитизма, особенно в юности, молодости. Но я считаю, что мессианские евреи не перестают быть евреями, принимая Иешуа, как и христиане, искренне принимающие гиюр, не могут отказаться от Христа в сердце своём. Христос был, есть и будет камнем преткновения. И, как подано в канонической Библии, Он сам об этом говорил...
Несмотря ни на что Вы, Яков, остаётесь интересным для меня автором, читать которого я буду периодически. В первую очередь хочу узнать относительно "Мальчика"... На мой взгляд, никто из современников, каким бы выдающимся историком-исследователем он ни был, не может абсолютно достоверно знать, как оно было на самом деле в те далёкие времена...
Будьте благополучны, Яков, удачи Вам во всём, здоровья и неиссякаемого творческого вдохновения! С уважением к высоко эрудированному и серьёзному автору,

Вера Шляховер   07.10.2021 11:23   Заявить о нарушении
Не могу не отозваться. Число 666 - число дьявола. Но Вы знаете, меня очень сложно обидеть. Я никогда не отвечу злом на зло
.
Я не понял, Вера, это к чему сказано?

Яков Задонский   08.10.2021 15:44   Заявить о нарушении
Подходит время зажигать свечи на шабат. Барух ата адонай элогейну мэлэх аолам ашер кидшану бэ мицвотав вэ цивану легадлик нер шель шабат кодеш. Можно будет пообщаться и дальше при взаимном уважении по истечении времени святой субботы. С уважением,

Вера Шляховер   08.10.2021 17:32   Заявить о нарушении
Шабат закончился и я отвечу на Ваш вопрос, Яков.
Вы очень много знаете. По уровню эрудиции мне с Вами не равняться. О значении числа 666 знают даже неверующие и не религиозные, но образованные люди. Это число - имя зверя, который от сатаны, само несовершенство и зло! И как же Вы не поняли, что я имела в виду относительно моего отзыва?
В мире есть три вида любви: любовь "эрос:(любовь между мужчиной и женщиной), любовь "филео"(любовь к животным, определённой еде, к книгам и тп) и Любовь "агапэ"(Божья Любовь). Я ещё 20 лет назад разобралась с вопросом Любви "агапэ", а потому очень осмотрительна с подбором слов и выражений при коммуникации с людьми. Словом можно ранить и даже убить человека, а можно исцелить и воскресить из мёртвых... Подставлять другую щеку, когда бьют по одной, я тоже умею: не из горделивых. Но я не делаю это слепо и часто. Я лучше отойду в сторону от того, кто любит бить. Оставаться без лица в моём возрасте как-то нехорошо...
Будьте благополучны. С уважением,

Вера Шляховер   09.10.2021 20:25   Заявить о нарушении
Я не вижу ответа на вопрос, Вера.
Если только ты не больна заболеванием, имя которому Гексакосиойгексеконтагексафобия. Другими словами повернутость на числе 666.
Есть объективная реальность: ты мне оставила 2 сообщения. Учет сообщений веду не я, ведется программой Проза ру. Первое твое сообщение под номером 666, второе - 667. Зайди ко мне на страницу и сама посмотри. Я тут ваще каким боком? И если бы твое сообщение было тысячным, я бы тоже обратил на это твое внимание.
А о чем ты подумала, есть искажение твоих мыслительных способностей.
Мне ват стало интересно. Ты идешь в магазин, набираешь продуктов на пару-тройку тысяч, тебе выбивает кассовый аппарат чем, и... Номер чека 666. Ты обнаруживаешь это, придя домой, и стараясь понять, за что ты отвалила эти деньжищи.
Твои действия?
1. Выкинешь чек и забудешь обо всем?
2. Выкинешь чек и продукты? Жрать-то их все равно нельзя, на них знак 666.

В словах «шестьсот», «шестьдесят» и «шесть» содержится 8, 10 и 5 букв соответственно, Если сложить восьмую, десятую и пятую букву алфавита (абвгДеёЖзИ…), то получится слово «жид».

Ни чё тебя не страшит, общаясь со мной?
Вера, ты вообще в своем уме?
.
Прости, говорю всегда, что думаю. Итак сдерживался.

Яков Задонский   10.10.2021 08:40   Заявить о нарушении
Какой "Барух ата адонай"?
Тут только два варианта: или крест снять или штаны надеть. Тебя, правда, не касается, но смысл остается.

Яков Задонский   10.10.2021 08:45   Заявить о нарушении
"Можно будет пообщаться и дальше при взаимном уважении по истечении времени святой субботы".
.
Ты спятила, Вера?
Где, в чем и когда я проявил неуважение?
Я никогда и ничего не удаляю, у меня нет ЧС, я не пишу жалоб никуда и никогда первый не перехожу на личности.
Но общаюсь со всеми на ТЫ. Это моё кредо.

Яков Задонский   10.10.2021 08:50   Заявить о нарушении
А вот от тебя в мой адрес прилетела куча оскорблений. Правда, очень замаскированных.
Но шитых белыми нитками.
Что с тобой, Вера? Ты ж уже не девчонка 15 лет, пора и о мире горнем думать.
И не щеки подставлять там где ничего не ожидается (так любой дурак может), а в зеркало на себя смотреть. И слова, которые вылетают из тебя, вначале писать на компе в ворде. Через день стараться прочесть их, не любуясь собой, а со стороны, чужими глазами. А потом публиковать.
Просто пипец какой-то. Прописные истины нужно разъяснять бабушке.

Яков Задонский   10.10.2021 08:56   Заявить о нарушении
Извините, уважаемый Яков, если я Вас чем-то обидела. Мне трудно с Вами общаться. Мы с Вами, к сожалению, говорим на разных языках... Я работаю на "Прозе.ру" уже почти два года, но такая ситуация у меня впервые. Заходить на Вашу страницу я, может быть, и буду, так как она интересна для меня, но без комментариев. Зла не держу. Искренне желаю Вам здоровья и добра. Всевышний нас рассудит в своё время.

Вера Шляховер   10.10.2021 10:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.