Норвегия. Осло. Она - Ложь. Часть 2

  Boris S. Gotman, Ph.D

  Окончание. Начало - http://www.proza.ru/2019/01/06/2168

  На верхнем снимке иллюстрации к этой части репортажа читатель видит какое-то непонятное сооружение, плавающее в водах Осло-фьорда на расстоянии нескольких десятков метров от Оперного театра Осло  (Operahuset). Мои снимки имеют достаточный резерв резкости, поэтому очень советую просматривать их с увеличением до 400%.
 
  Справа под ним я поместил снимок этого же сооружения, который сделал с  более  близкого  расстояния.
 
  На нём уже хорошо видно, что это  конструкция из  стали и стекла с асимметричными  изломанными  формами, установленная на бетонной плавающей платформе, покачивающейся  на волнах, поворачиваясь вокруг якоря.
 
  Когда смотришь на этот снимок, кажется, что в платформу врезался  корабль, обломки которого остались лежать на её краю.
 
  На самом деле "обломки" – это искажённое стеклами загадочной конструкции  отражение плывущего недалеко от неё небольшого прогулочного судна.
   
  На мой взгляд, неизвестная фигура более всего напоминала айсберг, что подтвердил всезнающий интернет (приведу вкратце найденные во  всемирной паутине сведения):
 
 "She Lies  (Она Ложь)  - скульптура   Моники  Бонвичини (Bonvicini),  изготовлена из нержавеющей стали и стеклянных панелей.  Высота над водой - примерно 12 метров (39 футов),  размеры в плане - 17 метров (56 футов) на 16 метров (52 футов).
 
  Это постоянное сооружение, плавающее на бетонной платформе в Осло-фьорде  рядом с Оперным театром  Осло в Норвегии.
 
  Скульптура поворачивается вокруг якоря  под действием приливов и ветра, при этом в её зеркальных полупрозрачных стёклах непрерывно меняются отражения волн, неба и вообще всего, что попадает в поле её "зрения".
 
  Скульптура  "Она Ложь" призвана стать памятником перемен в этом месте после строительства Оперного театра, памятником тоски и надежды, памятником самой постройке.
   
  Скульптура Моники  Бонвичини  представляет собой трехмерную интерпретацию картины немецкого художника XIX века Каспара Давида Фридриха « Das Eismeer». В частности, это относится к основному мотиву работы: огромные груды льда, которые служат символом силы и великолепия севера.
   
  Реконструируя знаменитую романтическую картину, произведение визуально представляет форму айсберга, будто приплывшего  к Оперному театру с севера из-за глобального потепления".
   
  Оставляю читателям возможность анализировать приведенные выше формулировки  и иносказания ведущих деятелей искусства.
 
  А я хочу в заключение  заметки высказать и обосновать своё мнение о том, что выражает эта скульптура айсберга в контексте нашей темы - нефть это благо или проклятие?
 
  Развитие норвежской нефтяной промышленности привело к началу работ  по освоению нефтедобычи  в Баренцевом море, что запрещено  конституцией  страны.
 
  Кроме этого, сложность  добычи  нефти  в Арктике с учётом непрерывного падения мировых цен на нефть приведут, по мнению ряда норвежских учёных,  к огромным убыткам.
 
  Как помнит читатель,   скульптура Моники  Бонвичини  это  интерпретация картины немецкого художника-романтика  Каспара Давида Фридриха   "Ледяное море" ( Das Eismeer).
 
  Хочу добавить,  что у картины есть ещё одно название «Крушение надежды» (Die gescheiterte Hoffnung ).
 
  Снимок этой картины я поместил в правой нижней части коллажа.
 
  Читатель видит мощные вздыбившиеся торосы, а рядом с ними следы кораблекрушения.
 
  Справа видны остатки кормы с надписью "HMS Griper".
 
  Это один из двух кораблей, которые участвовали в экспедициях Уильяма Эдварда Пэрри в 1819–1820 и 1824 годах на Северный полюс.
 
  Художник как бы предупреждает зрителя о том, что люди не могут и не должны  пытаться стать повелителями  этого ледяного величия, что такие попытки приведут  их к гибели.
 
  Полотно производило на зрителей настолько удручающее впечатление, что было признано слишком  радикальным  и потому не было продано до самой смерти художника.
 
  Вот какой сюжет выбрала для своей скульптуры Моника  Бонвичини!
 
  Она большая ложь, - как бы говорит работа  Моники об иллюзии всеобщего  благоденствия, в основе которого лежит нынешний  поток нефтекрон.  Это всё очень быстро и резко может  измениться, точно так же, как сменяются отражения в плоскостях  скульптуры.
 
  А простые граждане, далёкие от аллегорических образов высокого искусства, уже много лет каждый день слышат и читают об уже идущих и готовящихся войнах за нефть и сверхприбыли, которые она пока приносит.

  Что уж говорить о тысячах гибнущих в этих войнах и миллионах беженцев из районов боёв...
 
  Вот и ответ на вопрос:  нефть это благо или проклятие…


Рецензии
Здравствуйте, Борис!
Интереснейший рассказ в двух частях!
Интереснейшее сооружение Моники Бонвичини! С глубоким смыслом!
Увидеть бы его своими глазами!
" ...большая ложь, - как бы говорит работа Моники об иллюзии всеобщего благоденствия, в основе которого лежит нынешний поток нефтекрон. - Это всё очень быстро и резко может измениться, точно так же, как сменяются отражения в плоскостях скульптуры".
А НЕФТЬ - в ней, несомненно, и плюсы, но и минусов предостаточно, увы!
Со вздохом,


Светлана Петровская   16.01.2022 22:26     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана! Спасибо! Минусов в нашей жизни предостаточно, но миллионы стараются получать от жизни плюсы, не омрачая сегодняшних радостей завтрашними катастрофами, предотвратить которые пока невозможно... С уважением и лучшими пожеланиями,

Борис Готман   17.01.2022 12:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.