Англия. Путевые заметки-2019

Королевская галерея

Виолетта уверенно ведет авто, мы едем по центру Лондона. В серой дымке утра стены Тауэра,  высотные дома, и ограды набережной Темзы - рукой подать – светлы и доступны. Пешком идем по набережной Темзы мимо притихшего колеса Лондон-Ай, мимо факелов с живым огнем на фасаде. Биг-Бен в строительных лесах, ему все подходит!
Пересекаем Сент-Джеймсский парк* с белыми и черными лебедями, пеликанами  и сказочным для них домиком. Вдали виднеется Букингемский дворец и профиль памятника  королеве Виктории. Прошу Виолетту спросить у  служащей парка, как можно попасть в  Букингемский дворец (резиденция правящей династии!), там ведь охрана у входа. Она объясняет.  В одном из крыльев дворца  - Королевская галерея**. Рождественская елка в фойе украшена не шарами – символическими коронами российской империи из бордового бархата и позолоты.
Выставка «Russiа &Romanovs".

Полотно «Венчание Николая II и великой княгини Александры Федоровны» 1895 , художник Лауритс Тукс (1853 1927). Последняя свадьба монархов России - свадьба Николая II и принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы Гессен-Дармштадтской, крещеной под именем Александры Федоровны - состоялась 26 ноября (14 ноября по старому стилю) 1894 года. Портреты августейших лиц как английской династии, так и российской: Петр I, Екатерина  II,   Николай II, семейные портреты, междинастийные связи, браки: Великая княгиня Мария Александровна Эдинбургская (1853 —  1920)- дочь российского императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Мария вышла замуж за принца Альфреда герцога Эдинбургского  (1844 —  1900) второго сына королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского.   Бесценные полотна Тициана, Лукаса Кранаха Старшего, Гольбейна, Питера Брейгеля Старшего, Караваджо, Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера.
Один из вариантов картины:  Лукас Старший Кранах "Святые Женевьева и Аполлония". 1506 год. Увидев картину издали,  подумала, что это гобелен.... Бесподобно!!!Красивый инкрустированный столик, изумительные табакерки с алмазами. Особо запомнилась  ваза с рисунком тройки лошадей с извозчиком -  Сервский фарфор***. 1846 год.

Выставка фотографий «Roger  Fentons photografs of the Cremea. 1855». Роджер Фентон (1819—  1869) — один из первопроходцев британской фотографии и первый официальный военный фотограф. В 1852 году Фентон представил в Англии свои первые фотографии, сделанные в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге.Фотографии Крымской войны Роджера Фентона считаются одним из первых примеров военной фотожурналистики. Портрет  генерала М. И. Платова****. Российские ордена с лентами и аксельбантами…

*Сент-Джеймсский парк — королевский парк в Вестминстере, начинающий «зелёный пояс» в центре Лондона, который тянется отсюда на запад через Грин-парк и Гайд-парк к Кенсингтонским садам. С севера на парк выходит Сент-Джеймсский дворец, с запада — Букингемский дворец, с востока — Министерство иностранных дел. Сент-Джеймсский парк считается старейшим в Лондоне. Как и близлежащий дворец, он наречён в память о когда-то стоявшей здесь богадельне во имя св. Иакова Младшего (Джеймса).

** Королевская галерея представляет собой открытую для публики картинную галерею, находящуюся в Букингемском дворце, который считается главной  резиденцией британских монархов. Тут проходят выставки разных произведения искусства, которые входят в состав Королевской коллекции. Они находятся в собственности королевы, которая выступает больше в качестве общественной хранительницы, чем частной хозяйки. Предметы в экспозиции регулярно меняются. Ежедневно тут представлено примерно  пятьсот работ.
***Сервский фарфор – художественные изделия фарфорового завода в   Севре, близ Парижа. Фарфоровая мануфактура была переведена туда в 1756 году  из замка в Венсенне.

****Граф (1812)Матвей Иванович Платов (1753—1818)- генерал от кавалерии (1809).  Принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века.


Портрет сестер Бронте в Лондонской национальной галерее

Лондонская Национальная галерея*, которую я давно мечтала посетить, на Трафальгарской площади.  Картины мастеров располагаются в хронологическом порядке. Великие мастера Средневековья, Возрождения, импрессионисты... Дега, Мане, Писсарро.  «Купание в ла Гренуилье»,  туманная «Темза за Вестминстером» Моне...
 Выставка современной фотографии. Позитив фотомастеров: наш современник обнимает женщину со спины, она радостно улыбается, а на переднем плане – овечки… Джон Харрисон со своим гуру...

Нередко попадались сувенирные магазины, расставленные по пути экскурсий за художественными залами. После посещения Королевской галереи мы получили немалую дозу впечатлений и информации. И вот  отводили душу, рассматривая художественные рождественские игрушки, календари, магниты и разные сувениры.
Конечно, надо заранее готовиться к посещению художественных галерей, музеев, выделить то, что хотелось бы посмотреть. Мы вели поиск картины, на которой изображены сестры Бронте. Сначала поднялись на второй этаж,  спрашивая не раз  у смотрителей залов, как нам найти эту картину. Их указания были точными.

Выйдя из Музея, в восточном крыле галерии мы и нашли искомое.  В зале «24» -  тройной портрет сестёр Бронте.  Слева  направо изображены: Энн (Анна), Эмили и Шарлотта. Портрет написал их брат Бренуэлл Брнте** приблизительно в 1835 году.  Взгляды   девушек устремлены куда-то вперед, Как будто чувствуют тайный знак неминуемого рока, нависшего над ними.
Бренуэлл Бронте написал на картине с сестрами и себя, но впоследствии стер свой автопортрет, хотя его силуэт все равно проступает на полотне как тень между головами Эмили и Шарлотты. Странным – или не странным – образом, ему не удалось спрятаться за спинами сестер.

Сестры Бронте - знаменитые  английские писательницы 40-х и 50-х годов XIX века.
Они родились в местечке Хэтворт в Йоркшире – Шарлотта 21 апреля 1816, Эмили 30 июля 1818 и Энн 17 января 1820 – в семье бедного сельского священника ирландца Патрика Бронте. Их отец был ткачом, но впоследствии изучил богословие и стал англиканским священником, получив маленький приход на севере Англии возле промышленного города Лидса. Там родились его шесть детей – сын и пять дочерей; после рождения младшей жена умерла.

Когда Шарлотте было восемь лет, а Эмили шесть, отец отдал четырех старших дочерей в школу Кован-Бридж. Условия в школе, где готовили гувернанток, были ужасные – здесь заболели и умерли от туберкулеза две старшие сестры: Мария и Элизабет. Тогда  Патрик Бронте забрал домой больных Шарлотту и Эмили. Позже Шарлотта училась в платном пансионе, а Эмили и Энн получили домашнее образование.

 Страшные воспоминания о школе остались в их памяти навсегда: позже Шарлотта упоминает о ней в романе Джейн Эйр. Все дети Патрика Бронте пробовали писать, а сын Бренуэлл и Шарлотта увлекались рисованием. После окончания пансиона Шарлотта продолжила там же преподавать, а сестры стали работать гувернантками в состоятельных семьях.
С раннего детства сестры страстно увлекались писательством.  В 1846 году  за собственный счёт издали сборник стихов под псевдонимом  братьев Белл (Каррера, Эллиса и Эктона Беллов). Книга не привлекла внимания, было продано только два экземпляра.
Тогда сёстры вернулись к прозе, каждая из них написала в следующем году по роману. «Джейн Эйр» Шарлотты, «Грозовой перевал» Эмилии и «Агнес Грей» Энн были напечатаны в 1847 году после долгого поиска надёжного издателя.

24 августа 1847 Шарлотта Бронте выслала издателям Смиту и Элдеру рукопись Джейн Эйр, и 16 октября ее роман увидел свет. Роман Джейн Эйр повествует о судьбе образованной девушки, сироты, которая должна сама пробивать себе дорогу в жизни. Закончив школу, она устраивается гувернанткой в дом высокомерного и грубого дворянина Рочестера. Их отношения – это противоборство воли, интеллекта, ценностей и представлений о жизни. Их разделяет происхождение, положение в обществе, образ мышления и поведения. Развитие отношений Джейн и Рочестера держит читателя в постоянном напряжении. Любовь преодолевает все превратности судьбы, но героиня ради чувства не поступается своими принципами. Сочинение, написанное с искренностью и страстью, покорило читателей и принесло автору шумный успех. Роман был восторженно оценен передовой печатью и подвергнут критике со стороны реакционеров. При выходе роман «Джейн Эйр» имел почти сенсационный успех, книга продавалась огромными тиражами, на этом фоне возник интерес к остальным романам.

После публикации романов сестры Бронте получили материальную независимость и славу, они могли оставить труд гувернанток и заняться любимым делом. Хауорт, где они жили, стал местом паломничества любопытных, желающих взглянуть на знаменитых сестер.
В 1854 в Хэтворте, где Шарлотта жила с отцом, появляется молодой помощник священника Артур Белл-Николс (1819–1906). Он влюбляется в Шарлотту, просит ее руки, но отец против. Чтобы не огорчать отца, Шарлотта отказывается от брака. Однако в последний момент, когда Артур, решив стать миссионером, собирается ехать в Индию, Шарлотта, уже простившись с ним, соглашается на брак, и Артур Белл-Николс остается в Хэтворте. Их супружество длилось недолго. И хотя она не испытывала к мужу настоящий любви, замужество принесло ей некотое умиротворение и покой. Ее угнетал ранний уход сестер и брата.  В следующем году, 31 марта 1855 Шарлотта умирает во время преждевременных родов, осложненных туберкулезом, в возрасте 39 лет.

 Когда посмертно вышла в свет  повесть Шарлотты Бронте «Учитель», публика оказалась скорее разочарована, а критики сочли ее лишь незрелым черновым вариантом третьего романа. Трудно предположить, как развивалась бы литературная судьба Шарлотты Бронте после ее ухода, особенно учитывая необычайный расцвет викторианского романа в середине и во второй половине XIX века, если бы вскоре не появилось ее жизнеописание, ставшее не только одной из самых популярных книг, но и вызвавшее немалые споры, обвинения и даже судебные процессы. Биография Шарлотты Бронте, написанная по горячим следам известной писательницей, современницей и подругой Шарлотты Элизабет Гаскелл (1810–1865), помогли в сохраненить памяти потомков имена и книги сестер Бронте.

Идея биографии возникла так. Вскоре после смерти Шарлотты 31 марта 1855 года в «Шарпс Лондон Магазин» появилась статья о писательнице, автор которой отзывался о ней не слишком лестно и искажал некоторые факты ее жизни. Это не ушло от внимания ее ближайшей подруги Эллен Насси (1817–1897), и в письме мужу и отцу Шарлотты она высказала мнение, что следовало бы опубликовать опровержение, а заодно и познакомить публику с достоверной информацией о писательнице. В качестве будущего биографа Эллен Насси предлагала кандидатуру Элизабет Гаскелл***. Муж Шарлотты, Артур Белл Николлс (1819–1906), счел статью достаточно безобидной и не стоящей опровержения, однако отец Шарлотты поддержал инициативу Эллен и 16 июня сам написал Гаскелл, предлагая ей составить «краткий обзор» жизни и творчества его дочери.
Уже после смерти сестёр «Грозовой перевал» Эмилии Бронте   был признан одним из самых значимых в литературе за то время. Романы сестер Бронте и в 21 веке остаются одними из наиболее востребованных классических произведений.  Бронте в прошлом, 2018 году исполнилось 200 лет со дня рождения.

Эмили Бронте  (30 июля 1818 — 19 декабря 1848).
Энн Бронте  (17 января 1820 — 28 мая 1849).
Шарлотта Бронте (21 апреля 1816 — 31 марта 1855)

К первым писателям-реалистам можно отнести Диккенса, Теккерея, а также сестер Бронте. Во главу угла была поставлена способность видеть жизнь такой, какая она есть, и называть вещи своими именами.
Памятная доска сестрам Бронте (Шарлотта, Эмилия, Энн, указаны годы  их жизни) установлена в Вестминстерском аббатстве на стене в Уголке поэтов ****. В честь сестёр Бронте, а также их брата Бренуэлла, был назван кратер на Меркурии.

*  Лондонская Национальная галерея — главная художественная галерея Лондона. Имеет четыре крыла: )экспонаты, созданные с 1260 по 1510 г., выставлены в крыле Сейнсбери
( выставлен знаменитый рисунок Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем»;  «Уилтонский диптих) ;  с 1510 по 1600 г. — в Западном крыле («Аллегория любви» Веронезе; «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля Старшего); с 1600 по 1700 г. — в Северном крыле (несколько полотен Рембрандта…);  с 1700 г. — в Восточном крыле (работы Уильяма Тернера, Джона Констебла...).

** Патрик Бренуэлл Бронте (1817 —1848) — английский художник и поэт, единственный сын в семье литераторов Бронте, брат писательниц Шарлотты, Эмили и Энн.
*** Элизабет Гаскелл (1810 – 1865) вошла в историю английской литературы в первую очередь как автор «Жизни Шарлотты Бронте»(1857) , хотя она написала многочисленные романы и повести, в свое время весьма популярные, но затем почти забытые. Гаскелл писала эту книгу так, как писала свою художественную прозу, уделяя особое внимание созданию социально-исторического фона, подробному описанию нравов, характеров, образа жизни людей определенной эпохи.
 ****Уголoк  поэтов v Вестминстерском аббатстве.  Первым поэтом, похороненным здесь, стал Джеффри Чосер в 1400 году, в 1556 году ему был поставлен памятник. В 1599 году традиция была продолжена с захоронением Эдмунда Спенсера. Также здесь покоится прах Сэмуэля Джонсона, Теннисона, Браунинга, Диккенса и многих других знаменитых прозаиков и поэтов. Рядом с ними погребен прославленный актер Дейвид Гаррик. Также в уголке установлен ряд мемориалов и памятных досок литераторам, захороненным в других местах:
В. Шекспиру, Дж. Остин, У. Блейку,  П. Шелли, Р. Бернсу, Л. Кэроллу и
Д. Байрону. Недавние мемориальные плиты посвящёны поэтам Джону Клэру и Дилану Томасу, актеру, сэру Лоренсу Оливье .

 Парк в Берли-хауз

 Город Стамфорд в графстве Линконшир (Stamford, Linconshire) - древнейший город. Все дома и заборы озле них  своеобразны: сделаны в с вое время  из камней и  кирпича песчаного цвета.  Старинные узкие улочки, узкие проходы между домами. Этот город хорошо бы увидеть на рассвете или на закате солнца… Впервые побывав в этом городе, я  и ощутила его своеобразие, но поняла, что по-настоящему любишь тот город, который ты хорошо знаешь, который видел в разные времена года, в разное время суток, на разных этапах своего взросления, когда был счастлив просто так, радуясь самым первым жизненным впечатлениям, первым прочным нитям дружбы, которые у многих из нас сохранилась на всю жизнь.

На окраине Стэмфорда находится дворец – Берли-хауз  (Bughley House) с примыкающим к нему огромным парком, богатым   редкими породами деревьев и внутренний парк художественных скульптур.  Дворец -  собственно Англия, собственно история, здесь снимались некоторые сцены фильма о королеве Елизавете.
Собственность сэра Уильяма Сесила, William Cecil, Lord Burghley ,
канцлера и фаворита Елизаветы первой, построившего его в 17 веке, и его потомков.

Mы въезжаем в парк Бергли-хаус*. И хотя не сезон – самое начало года, и солнышко едва проглядывает из-за серого покрывала неба, на обочине немало авто.  На гладкой зелени газона словно застыли олени и оленята, коричнево-соломенные, цвета сухих дров. Они медленно пережевывая, едят траву. Огромный серый замок Бергли  с многочисленными башенками – а ля замок Шамбор во Франции.  Перед фасадом – железная решетка, низенько пострижены газоны. С правой стороны  дворца – остатки старинного предохранительного рва. В самом замке Берли хауз    я побывала в мае прошлого года. Запомнились богатые кровати для вельмож и их гостей, вплоть до королевы Елизаветы, когда она гостила в замке. Красиво украшены балдахины над кроватями, лампы, картины, ковры (один ковер, мне рассказала об этом служащая зала,  с подмигивающим глазом мастера – смотря с какой стороны смотреть).
 По аллеям парка степенно прогуливаются семейные пары с детьми, малыши катят на самокатах, на велосипедиках. Подтянутые люди в возрасте, также и молодые люди. Черно-серые куртки, джинсы. Запомнились колготки одной девушки: до колена густо-черные, а далее – прозрачные, с контурами кенгуру.
Одни стволы деревьев, словно дивные бальные платья королев и их фрейлин, разного покроя!   Другие стволы, словно нос корабля или винты. Сухие полоски коры  расположены не перпендикулярно земле, как обычно, а  наискосок, под острым углом. Вероятно, под влиянием ветров? Наросты на древних стволах будят фантазию: это и ангелы, и дамы, и что-то округлое, попроще, что-то вызывает по ассоциации улыбку . Один из дубов облюбовали птицы. Выдолбили клювами  на стволе несколько гнезд. Птенцы выглядывают, вылетают из гнезда… Любят дубы и белочки. Вот одна из них стрелой мчится к дереву, заслышав песенку идущей к ней Ясмине. Идя по аллее заметила камень у дуба. Это памятный камень с гербом – львы-  вверху. Коронация 1953 года… Нашла в интернете: «Британская королева Елизаветы II  взошла на британский престол 2 июня 1953 года в возрасте 27 лет».

* Берли-хаус (Burghley House) — самая грандиозная резиденция в Англии со времён королевы Елизаветы I - отражаeт архитектурные вкусы той эпохи. Расположена на границе Линкольншира и Кембриджшира, на окраине Стамфорда, к северо-востоку от Питерборо. Берли-хаус строился в 1555—1587 годах для барона Берли — титул, который носил первый министр королевы, Уильям Сесил (1520—1598). Вплоть до настоящего времени поместьем владеют его потомки, носившие титул сначала графов, а потом и маркизов Эксетеров.

2019

Рисунок  Татьяны Оленчиковой, художницы из Донецка,
к моему стихотворению об английском парке (2007 год), которое принимало участие в конкурсе и заняло призовое место.

У английского парка зимой
зелен травы газон,
олень  и олениха пощипывают травку,
присыпанную снежком -
скудна их трапеза на  закате дня.
Плавно покачиваются резные широкие рога.
Как мало знаю об оленях я:
могу и перепутать: у кого рога.
Высоки в парке дерева,
в ветвистой кроне -
шпаги дуэлянтов  скрещены,
угадывается едва:
ветвей коснулась рука мастера!
Огорожены юные деревца!
Камень - белая ракушка-
художником раскрыта его красота!
И пруд с отражение белого домика,
и - тишинa.
Божественная тишина
в парке английском,
до боли близком.

Парк скульптур в Burghley.

Английский парк в  Burghley House  в канун Рождества, в  не сезон. Именно здесь, после шума и многолюдья Лондона,  декабрьским днем, быстро  переходящим в сумерки, можно ощутить Англию.
Порывы холодного ветра с дождем, дерева, кустарники, потерявшие свою листву, и -  простор, раздолье: на зеленом ковре огромного газона -  два олененка: один стоит - замер, другой (вероятно, другая) звучно пощипывает траву.  Дворец , потемневший от дождей и времени, к нему примыкает ансамбль зданий, все это  обнесено высоким каменным забором, в том же  тоне . Все это, усиленное серостью и сыростью дня, создает ощущение средневековья.   
Калитка в парк. Она, к нашей радости, поддалась.
Опавшая, коричневая листва. Полумрак аллей, старинные деревья, новые, огороженные посадки , обнаженная кроны  дерева, а на ней – человечки-дуэлянты на ветке, явно рука мастера их поставила.
Внизу, на поляне - раскрытая белая ракушка, рукотворная - красота.
Пруд с виднеющимся вдали белокаменным шлюзом. Удивительная тишина.
 
...Парк современных скульптур на территории одного из лучших парков Ланселота Брауна, известного английского ландшафтного садовника.

Огромный серый замок Бергли  , перед его фасадом – железная решетка, низенько пострижены газоны. С правой стороны  дворца – остатки старинного предохранительного рва.

Дворец  Burghley House принадлежит потомкам   Уильяма Сессила.
Скромный дворянин,  начав строительство Бергли (примерно в 1555 году), постепенно возвысился до самого могущественного человека в Англии, став лордом  и главным министром королевы Елизаветы I

Рисунок  Татьяны Оленчиковой, художницы из Донецка,
к моему стихотворению об английском парке, которое принимало участие в конкурсе и заняло призовое место.


Рецензии
Валентина! БЛАГОДАРИМ за экскурсию! Чудесно! Славно прогулялись вместе с вами по графской просторной резиденции! Даже увидели эти удивительные деревья с необычным рельефом коры. Чувствуется, что девочка помогала более звонко и весело воспринимать всё вокруг! Присутствие детской души всегда радостно!

Ты словами будто создала яркий акварельный ЭТЮД - живой образ парка с оленями и белочками. Пихтами, дубами, птицами и гуляющими людьми, и как живописный приём на сероватом , серебристом фоне - красно-оранжевую электричку "схватил" твой наблюдательный глаз! И как же приятно побывать с близкими в таком милом парке!

Посмотрела в заключении съёмку Burghley House and Park на ютюбе: несколько мгновений "парим"взглядом над парком,видим среди привольного зеленого ландшафта стройные охристые очертания позднего готического стиля великолепного замка.
Да, такая грандиозная панорама, есть где лошадкам поскакать!

Наталия Евгеньевна Васильева   11.01.2019 18:58     Заявить о нарушении
Благодарю, Наталия!
да, просторно, есть, где лошадкам поскакать,
на авто подьехать, погулять, поразмышлять, глазу отдохнуть,
а в сезон можно посмотреть внутренний,художественно оформленный парк,
залы замка.

Валентина Томашевская   12.01.2019 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.