Лушка, ко мне!

 Со Светланой мы познакомились во время прогулки с собаками. У неё был старенький шотландский терьер. Мой эрдель, Гордей, по поведению - альфа самец, других кобелей не жаловал, но со Светланиным Джоном вёл себя дружелюбно, не видя в старой собаке соперника. Света любила живопись, я тоже. Мы подружились. К сожалению, Джона вскоре не стало, а вслед за ним ушёл из жизни Светланин муж. Все местные собачники жалели её, и очень обрадовались, когда вновь увидели на прогулке с собакой, алабаем, месяцев пяти. Щенка привёз из Туркмении рабочий геологической партии, сосед Светланы по дому, но через два месяца снова уехал с экспедицией. Его родителям собака была в тягость, и они выкинули щенка на улицу. Шёл 1991 год, рушилась страна, в магазинах было пусто.  Закрывались предприятия, научные учреждения, люди лишались заработка. Я тоже оказалась без работы, пробивалась продажей своих картин и частной дрессировкой. В нашем спальном районе появилось много брошенных породистых собак. Чьи-то хозяева уехали из страны, кого-то просто завезли подальше от дома, чтобы не кормить лишний рот. Мы, собаководы, всеми силами старались помочь несчастным обрести новый дом, не дать погибнуть.

    Стояли январские морозы. Как-то вечером, возвращаясь с работы, Светлана увидела у подъезда худого, дрожащего от холода щенка и не смогла пройти мимо. Она забрала домой бедолагу, накормила, обогрела, вызвала ветеринара. Щенок был истощён, лапы обморожены, но с этими проблемами Светлана справилась. Женщина решила, что он послан ей судьбой, как лекарство от одиночества и сразу дала ему кличку «Дар». Но определив, что это сука, переименовала в  Дару, а позже в Дашу. Бывший владелец, приехав домой, не стал требовать возврата щенка, отдал  Светлане Дашины документы и снова уехал. Домой он больше не вернулся.

  Оказалось, алабайку зовут Айша, но для Светы она так и осталась Дашей. К осени Даша окрепла, выросла. У неё был красивый чёрно-белый окрас, крепкий костяк, правильный прикус, и Светлана записала её на выставку. Эксперты дали Дашке высокую оценку, посоветовали хозяйке вступить в клуб, дрессировать собаку, чтобы получить диплом  и потом повязать. Алабаи начали пользоваться спросом. Предприниматели богатели, покупали машины, строили загородные дома и стали заводить для охраны крупных служебных собак. На дрессировочную площадку Светлана ходить не могла. Она преподавала в ВУЗ-е на заочном отделении, её лекции и консультации совпадали с занятиями дрессировкой. Тогда она попросила меня заниматься с ней и Дашей в удобные  для нас обеих дни и часы. Дашка оказалась способной ученицей. У меня было больше проблем со Светой, чем с ней. Но в итоге мы общими усилиями справились с ОКД (Общий курс дрессировки),а потом и Защитно- караульной службой. В обычной жизни это была мягкая собака. И погладить себя разрешала, и пузико почесать, и зубы осмотреть. Вот только чужих собак не жаловала, частенько набрасывалась и трепала. Алабаев на их родине порой использовали для собачьих боёв, вот и в нашей Дашке, видать, текли бойцовские крови. В товарищах у  неё были только три кобеля – бобтейл, ньюфаундленд и алабай. С ними она играла, ну а мой Гордей был для Дашки учителем и кумиром. Его она уважала и почитала. В дрессировке я люблю использовать метод подражания. Молодая собака быстрее осваивает науку, если рядом находится старшая и хорошо обученная.

   Пришло время, и у Дашки родились щенки. Их было пятеро, и в дальнейшем из этого помёта вышли три выставочных призёра. Когда настала пора малышам уезжать в новые семьи, Светлана чуть не плакала. С одной девочкой, палевой, с белыми лапами и белой мордочкой, она так и не смогла расстаться. Так у неё появилась вторая собака – Лушка. Как только щенку сделали прививки, Света договорилась со мной о дрессировке. Лушка была не такая темпераментная, как мать. Она очень легко обучалась. Мы не форсировали события, алабаи долго созревают. Этим тяжёлым собакам нельзя давать больших нагрузок на суставы, пока они растут. К восьми месяцам Лушка освоила ОКД, кроме прыжков через барьеры.
 
   Светлана сдружилась с Галей - клубным ветеринаром и судьёй экспертом. У неё тоже были алабаи, маленький частный питомник, но больших доходов этот бизнес не приносил. Как-то за чашечкой кофе Светлана пожаловалась Гале, что Лушка медленно выполняет команду «Ко мне», порой несколько раз приходится звать её, чтобы подошла. Галя сразу заявила, что мы неправильно дрессируем Лушу.

- Алабаи – не пудели. Нечего с ними цацкаться. Эти собаки работают только от хорошего пинка. Я за пару занятий сниму с Лушки тормоза. У вас во дворе есть хоккейная коробка. Сейчас мы туда пойдём, закроем калитку. Лушку вы ведь ещё не обучали прыжкам через препятствия?
- Нет, она только через низенький кустик в парке перескакивает.
- Отлично! Действуем так. Ты зовёшь собаку, и если она не несётся к тебе резвым галопом, я её бью. Лушка непременно кинется искать у тебя защиты.  Несколько раз повторим, и она будет  быстро являться по первому зову.

   Света мне тут же позвонила и сказала, что теперь Лушку будет дрессировать Галя.
- Алла, только не обижайся. Ты прекрасный инструктор, но Галя лучше знает породу. Она меня уговорила. И потом ей трудно материально, я хочу дать ей заработать.
   Конечно я обиделась.
- Хозяин барин, поступай, как хочешь. Галя разводит  алабаев, может у неё лучше получится обучать Лушку.

   А ещё через два дня Света снова позвонила. Голос у неё дрожал.
- Ал, Лушка пропала.
- Как? Где?
   И тут Светлана мне рассказала о Галиной методике.
- Когда она ударила Лушку палкой, та заскулила но ко мне не побежала, хотя я её звала. Стала метаться по коробке, а Галя загоняла её в угол и снова била, била. В очередной раз, оказавшись в углу, Луша развернулась, набросилась на Галю, укусила, а потом перепрыгнула через ограду и убежала.

   Мы искали Лушку с Гордеем и Дашкой по всему району. Подключили к поискам всех знакомых собачников, расклеили объявления. На третий день беглянку нашёл и привёл домой Сергей, хозяин алабая, товарища Дашки. У Лушки был шок. Она сразу забилась под стол, её сотрясала мелкая дрожь. Света побежала в аптеку за успокоительным, а я осталась с Лушкой. Разговаривала с ней, гладила, почёсывала.   После укола она перестала трястись и уснула.

- Ал, что теперь делать? Получается, я предала свою собаку, не защитила, а ведь она, в сущности, ещё щенуха. Простит ли?
- Собаки умеют прощать. Стресс со временем пройдёт.
- А ты будешь с нами заниматься? – лицо у Светланы было несчастное.
 - Конечно, буду, мы же подруги. И потом каждый должен делать своё дело. Ветеринар – лечить, инструктор – учить. Попробуем справиться  со срывом. Только времени на это уйдёт много. Ты пока не подзывай её командой «Ко мне». Пользуйся,  неуставной - «Сюда». На ту у неё возможна отрицательная связь.
- Хорошо. И знаешь, я буду тебе платить за уроки. Пожалуйста. не отказывайся.
- Света, денег я не возьму, не обижайся.
- Почему?
- По кочану. Начнём через неделю, а пока гуляй с мамой и дочкой, больше играй с ними и не заходи на огороженные площадки. Купи бельевую верёвку 20 метров и привяжи к ней карабин. Мы с Гордеем постараемся чаще составлять вам компанию на прогулках.
- И всё же почему?
- Это у меня первый такой случай, и я не совсем уверена...
- В себе? Но у тебя такой опыт.
- В тебе. Вдруг ещё какой-нибудь авторитет тебе даст «полезный» совет.
- Обещаю! Никаких авторитетов. Я заткну уши и никого не стану слушать.

   Через неделю Лушка перестала рваться с поводка, проходя мимо злополучной хоккейной коробки, и мы приступили к занятиям. Светлана для поощрения собаки пекла мелкие галетки с говяжьей печёнкой. Это было отличное лакомство, и Лушка охотно выполняла команды у ноги за вкусный кусочек. К ошейнику  в начале занятия мы пристёгивали и поводок, и смотанную верёвку. После трёх-четырёх команд Света демонстративно отстёгивала поводок, чтобы собака считала себя свободной, и давала команду «Гуляй». Верёвку опускала на землю, а её конец контролировала я. Сначала я отпускала Лушку от хозяйки не дальше пяти метров. Если собака удалялась, я давала Свете сигнал,  она подзывала Лушку командой «Сюда» и манила печеньем. Порой собака игнорировала команду, тогда я, осторожно подёргивая за верёвку, привлекала её внимание и бережно подтягивала к Светлане. Через месяц Лушка с пристёгнутой верёвкой, уже отходила на 20 метров и по зову возвращалась, получая бурные хозяйские восторги, вкусняшки из кармана и любимую игру в отнималки. Ещё через две недели верёвку убрали, оставили висеть на кольце ошейника только карабин. Его позвякивание напоминало собаке о контроле. А ещё через две недели Лушка успешно прошла испытания по ОКД. К этому времени мы восстановили уставную команду «Ко мне». С Галей Света помирилась. У Даши было слабое место – печень, последствия её скитаний в щенячьем возрасте, и ей необходимо было наблюдение ветеринара. Галя всегда приезжала быстро, по первому звонку. Она лечила Дашу, назначала ей витамины и диету, принимала роды. Многие отзывались о Гале, как о хорошем диагносте.

   Света часто гуляла со своей парой алабаев в парке у пруда, впечатляя народ зрелищем их работы. Управляемые на расстоянии маленькой хрупкой женщиной, две крупные собаки одновременно садились, ложились, вставали, выполняли повороты на месте и в движении. Однажды воскресным утром Светлана отправилась с собаками на прогулку. К парку им надо было перейти через дорогу с оживлённым движением автомобилей. Они стояли на переходе у светофора и ждали зелёного сигнала. Вдруг из подъезда ближнего дома выскочила собака, колли, и радостно понеслась знакомиться с алабаями. Следом на крыльцо вышел хозяин с сигаретой в зубах. Прислонился к стене и даже не думал останавливать свою собаку. Дашка никогда не жаловала сук, кроме любимой доченьки Лушки, а шотландских овчарок просто не выносила. Вырвав поводок из рук хозяйки, лютая Дашка кинулась на колли, а поскольку они с Лушкой были на сворке, та тоже поскакала рядом с матерью. Несчастная колляшка понеслась прочь и выскочила на проезжую часть, где её настигла Дашкина пасть. Светлана застыла в ужасе. На сцепившихся собак нёсся грузовик, и тогда она изо всех сил отчаянно закричала

- Луша, ко мне!

Ах, как потом она благодарила меня за то, что научила Лушку подходить по первому зову. Услышав команду, умница Лушка развернулась и радостно побежала к хозяйке. Поскольку она была крупнее и сильнее матери, то и её поволокла за собой. Дашка же, не выпуская из зубов холку злополучной колли, тащила визжащую собаку. Грузовик пронёсся мимо, шофёр и не собирался тормозить. Так Лушка спаслась сама, спасла свою мамочку, а заодно и колли, которой на тротуаре удалось, наконец, вырваться и убежать к хозяину.


Рецензии
Очень трогательный рассказ.
Люблю собак. Такая преданность и любовь!

Анна Эккель   09.01.2019 00:18     Заявить о нарушении
Спасибо. А я люблю ещё и единомышленников - собачников.

Алла Жарикова   09.01.2019 18:58   Заявить о нарушении