Орешниковый соня

                Орешниковый соня.

           Едва я пришёл с рыбалки, и мы с тестем начали разбирать рыбу, как заявился сосед. Похвалил рыбу, поговорили о погоде, о видах на урожай винограда, ещё о том , о сём, как вдруг он обратился ко мне: -- А я ведь, Вадим до тебя прийшов. Завёлся у меня в саду какой-то непонятный зверёк. Я и хочу узнать, вредный он али нет. Мобыть вредный, то как его отвадить. Ты, говорят, в птицах и зверушках хорошо разбираешься, вот и помоги мне.
          -- Что, крыса или хомяк?
          -- Та ни… этих я на своём веку побачив, а такого никогда не встречал. С ранку пийшов у сад, а вин на грушу шасть и у дупло сховался, – сосед от волнения говорил на каком-то не совсем понятном русско-украинском наречии.
          -- Дед, ты уж говори, пожалуйста, по-русски, я ещё плохо понимаю украинску мову, кто на какую грушу шасть?
          -- Та я шо, и правда забыл, а здесь усе так говорять… груша у меня старая на задах растёт, плодов совсем мало даёт, а срубить жалко, она на рождение сына посажена. Да ты видел её!
          -- Это в самом углу которая, в несколько стволов?
          -- Ага, ага, она самая. С пяток лет, а может боле ветром толстый сучок отломило. Потом там гнить стало и дупло образовалось. Птички птенчиков стали выводит в нём.
          -- Какие птицы?
          -- А я знаю? Не разбираюсь я, разные всякие.  Вот у прошлом року горобцы жили и надысь снова…
          Тесть толкнул меня локтем, -- Воробьёв так здесь называют…
          -- А в этот травень, годин у пять ранку…
          -- Дед, -- перебил я его, -- опять?
          -- Та забуваюсь я, а ты привыкай! Ну, ладно… сижу я, значит, на корточках, лозу осматриваю, а эта рыжая зверушка так быстро-быстро между рядками проскакала и скрылась. Ничого себе, думаю, рыжие мыши мерещатся… Не надо было с утра к стакану прикладываться, а то скоро зелёные чертенята забегают.   Посидел, поразмышлял, и вдруг осенило: не мышь это. Хвост длиннющий и пушистый, а на конце навроде тёмной кисточки. Успокоился, да и позабыл.
          -- Дак я такого же видел, -- вступил в разговор тесть, -- только не утром, а вечером. Недели две назад. И тоже в конце участка. У меня там картошка посажена, вот я и пошёл окучивать.  И ещё большой грецкий орех там растёт, почти у самого забора. Дотяпал до ореха, глянул на него, а эта рыжая тварь сидит на сучке, на меня уставилась. А глаза большие, чёрные, и хвост пушистый висит. Хотел я его сбить, да пока за комком земли потянулся, он исчез, как растворился…
          -- А я сейчас видел, -- перебил тестя сосед. – Подхожу к груше, а он из-под неё выскочил, прыгнул на корявый ствол, ловко и быстро поднялся по нему и скрылся в дупле. У меня там лесенка стоит, но она короткая, только до перших сучков, а выше я боюсь залезать, старый уже. И тут я про тебя, Вадим, вспомнил. Может, залезешь, прогонишь энтого, вдруг он вредитель какой.
         За разговором мы успели рассортировать рыбу: которую на уху, которую пожарить. Жена унесла её на кухню.
         -- Слушай, дед, -- предложил я, -- у меня есть определитель млекопитающих  СССР с цветными картинками. Давайте сначала посмотрим его, может быть Вы увидите своего знакомого. Я почему-то думаю, что его надо искать среди сонь.
         -- Який такий соня, не слыхав…
         -- Подожди, -- осадил его тесть, -- Вадим дело говорит. И я тоже гляну. А проказник этот никуда не убежит, если не убежал уже.
         Я принёс обещанную книгу и раскрыл её на странице с изображениями представителей семейства сониевых. Сосед, долго не разглядывая, ткнул пальцем в одно из них – «Це вин!»
         -- Орешниковая соня – прочитал я мелкий шрифт. – А сейчас прочитаем, что о ней написано. – Я раскрыл другую книгу. – Так… самый мелкий представитель семейства … обитает в лесной и лесостепной зонах… активен в тёмное время суток… впадает в зимнюю спячку… питается орехами, желудями, орешками бука и липы, семенами различных растений, ягодами, фруктами, насекомыми, поедает яйца и птенцов мелких птиц…
         -- Вот, вот! – запричитал сосед. – Ягодами и фруктами! Он у меня всё кончит!
         -- Да не объест Вас ваша соня, ей одной виноградины хватит, чтобы насытиться, зато сколько насекомых-вредителей уничтожит. Вы об  этом подумали? Меня лично другое интересует. Как соня в наших местах оказалась? Ведь здесь не только лесом, даже лесостепью не пахнет. Одни поля, сады, да виноградники. Лесополосы и то довольно редки, разве что вдоль дорог. Непонятно это! Ладно! Пойдём смотреть этого или эту соню, а то может оказаться вовсе другой зверёк, хотя, конечно, по деревьям в этих местах больше лазить некому.
          Мы прошли через весь соседский сад к старой груше. Один из её стволов уже явно начал усыхать. К стволу была приставлена лестница, которая доставала до нижних толстых сучьев.
          -- Что-то я не вижу дупло!
          -- Его с земли не видно из-за листьев, оно на том стволе, который с сухой вершиной.
          Я полез на дерево. А вот и дупло, но оно изнутри заткнуто сухой травой и листьями. Удобно устроившись на сучке, отломил сухой прутик и начал проталкивать внутрь дупла. Прутик упёрся во что-то мягкое и дёрнулся в руке. Травяная затычка раздвинулась и показалась рыжая мордочка, очень похожая на мышиную. Но чёрные глаза были относительно крупнее, ушки мельче и круглее, а усы просто длиннющие. Зверёк испуганно цикнул, вылетел из дупла и, быстро перебирая лапками, поднялся по стволу вверх. Всё же далеко он не убежал, а уселся поперёк сучка, свесив длинный, пушистый хвост с тёмной кисточкой на конце.
          Теперь я мог хорошо рассмотреть его. Конечно же, это  орешниковая соня, потому что была точной копией рисунка из книги. Только мех был не ярко рыжего цвета, а как-бы оливково- рыжего и на животе более светлый.
          Казалось, что соня не очень испугалась и с любопытным интересом меня разглядывала. Я спустился с груши, подтвердил название зверушки и предложил оставить соню в покое. Сосед немного поворчал, но согласился.


Рецензии
Вот и еще с одним милым зверьком познакомили!
Благодарю сердечно!

Елена Вознесенская   22.01.2019 23:23     Заявить о нарушении
Благодарю!

Вадим Светашов   23.01.2019 01:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.