Хочу кутак!

    Книжка "Ташкент - город хлебный" меня не обманула. И хотя Андижан это совсем не Ташкент, но после голодного моего Харькова рай для меня все равно состоялся - здесь было что покушать.
    У Колобовниковых, у которых я жила под видом дальней родственницы, исполняя обязанности прислуги, был выходной день и они уехали куда-то. Оставили мне денег и велели купить продуктов по списку. Весь список говорил мне о том, что люди хотят по приезду поесть окрошки. Языка ни узбекского, ни таджикского я, конечно, в 1947-м году знать не знала, кроме "салям", а узбекские и таджикские продавцы в лавках возле рынка очень плохо знали русский.
Все что я придумала это говорить им слово "Окрошка" и показывать что я уже для нее прикупила. Зелень, редиску. С трудом нашла картошку у памирских подростков.
Но сколько я не повторяла "окрошка" и не показывала на свой белый воротничок у платья толку не было никакого. Окрошка по-узбекски звучит совсем не похоже - чалоп. А мне бы еще знать, что у них тоже есть похожее блюдо!
Может быть, стоило называть кефир?
Я телепАлась домой. И испытывала какие-то гадкие ощущения: не достала, не нашла, растяпа.
    Соседями нашими были молодые ребята - муж и жена, приехали на стройку из России. Парнишке было лет 25, его жене не больше. Выходной день они посвятили уборке комнаты. Сам дом, в котором они жили принадлежал апе-местной пожилой узбечке. Она почему-то жила одна и брала квартирантов на постой. А эти были всегда озорные, шустрые. Вдвоем они развернули старое покрывало и трясли его что было мочи, наверное, добиваясь чтоб ни одной пылинки!
"эй, горемычная, что плетешься? Ты такая подвижная вроде.Хозяева наказали?", - крикнул мне парнишка.
"Где у них тут кефир продается найти не смогла"
"Ну, это и я пока не знаю. А ты спроси у них то самих, у торгашей местных. Кефир по ихнему это кутак. Три раза повторишь - запомнишь"
     Я так обрадовалась, как будто мне рубль подарили. Побежала назад в лавку к пожилому ашно. Неслась, аж выпала редиска!
"Хочу кутак!", - прямо с порога ему. Улыбаюсь во всю личность и повторяю...
Продавец снял тюбетейку и почему-то показал лысину, руками провел по отсутсвующим волосам. Позвал женщину. Она повернулась ко мне ухом и приложила к нему ладошку, мол, слушает меня...
    "Хочу кутак!"
    Что происходило я даже не опишу. Откуда-то взялся военный. Не русский мужчина, капитан, на вид, скорее всего, татарин.
    "Приличная девушка, ты что буянишь?", - спросил он
И я снова давай уже почти кричать, что хочу кутак. Сколько можно объяснять? Я не побираюсь, я денежку заплачу, у меня есть...
    "Так ты совсем оторва. Мало того тебе кутак подавай еще и не по любви, а за деньги!", - рассмеялся капитан
    "Причем тут любовь, мне на окрошку!"
    "Та не тряси ты редиской своей, уже я понял все. Ну-ка говори, какой дурак тебя научил вместо катыка купить кутак? Где живет? Я ему сейчас вот. Шутники тоже мне. Пожилого дедушку чуть до инфаркта не довели. Кутак ей. Вынь и положь"
      Он то догадался. А я?
      Даже когда мне сунули в руки здоровенный глиняный кувшин этого катыка, а не кутака я все шла и спрашивала капитана "Чего страшного я сказала то?"
"Кому страшного, кому не очень. Кутак это то, что между ног у мужиков болтается, а ну показывай кто ляпнул тебе словечко?"
У дома апы соседской никого не было. И я решила не позорить парня - все забудется. А я сама виновата, что дурочка такая...
      Капитан однако отступать не собирался. Что-то он мне лицом своим пытался объяснить. Потом расспрашивал, какие движения на лице были у парня, когда он мне про этот злосчастный кутак пояснял? Подмигивал может, может хихикал, может часто  моргал. Или, может, тон голоса менялся у него?
Почему-то ничего из подобных вещей мне не помнилось категорически. А то что помнилось я очень долго расшифровывала. Иногда годы проходили и только тогда меня осеняло, что значила чья-то странная улыбка или подмигивание, отвод глаз...
Рассказать это все капитану? Я как-то задумалась и не стала. Вдруг это слабость, а ударить по слабости многим в удовольствие. Однако ж капитан как будто догадался или подслушал о чем я думала...
     "У...а тебе, как я погляжу, побежать и чьи-то фантазии выполнить, как солдату приказ. Теперь я и не уверен, что тебя подставили балбесы. Могли и между собой шутить без задней мысли"
     Это были очень полезные для меня выводы. Я уже начинала осознавать к тому времени, как важны эти едва заметные штрихи в общении с людьми. Как важны именно для меня, в моей судьбе.Наверное, мне следовало задержаться в этой точке пространства и времени, пусть товарищ капитан прояснил мне все это подробнее...
Но запах цветущего азиатского жасмина, сирени, запах от недалекого тандыра, где кто-то пек лепешки, звуки закрывающегося базара, небо, с которого уже сходило вечернее солнце ...все оно было мне гораздо ближе, чем выражение лиц. Даже несмотря на то, что выражение эти приводили к неприятностям...
     "А...это ты, хулиганье!" - крикнул капитан, когда в калитку стал входить тот самый парень со стройки...Как будто виделись не впервые...
     Я почему-то ожидала, что парнишка будет суетиться и волноваться, а он был совсем спокоен....
     "Я товарищ капитан узбекский только-только изучать засел. Вот и ошибка слегка случилась, извините, не повторится!"
     "Лингвист, говоришь?"
     "Не. Я инженер. Приехал ваять!"
     Как так быстро получилось  у капитана, что он парнишку на коленку себе уложил и ремнем отходил. Умеючи, наверное, и правда, не долго.
"Приехал ваять? Вайя, вая, ваянь,ваяя...тьфу ты! А вместо этого что делаешь? Воняешь!", - воспитывал капитан
     Парнишка вопил, что не имеет права офицер красной армии среди бела дня инженера по заднице...
     Вобщем...вот так я узнала второе слово после "салям" ...


Рецензии
Название показалось более, чем провокативным))))
(У многих тюркских народов язык похож, а я много общался с татарами).

Поэтому, провокативность названия создала некое напряжение при чтении, что явно мешало хорошему прочтению...

Надо бы поменять название)))))

С уважением Шелт.

Шелтопорог   28.12.2022 18:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.