Биографические записки. Глава 28

В этой главе опишу то,что пропустил,рассказывая о родственниках по отцовской линии,то,что узнал из рассказов и писем потомков этих родственников.О Бородине Иване Михайловиче,младшем брате отца и последнем ребёнке Михаила Осиповича и Марфы Сергеевны,о Бородине Фёдоре Михайловиче и других.Много раз упоминал про них в предыдущих главах,но подробнее на писал--просто не знал всех обстоятельств их жизней.

Теперь могу это сделать по рассказам одной из дочерей дяди Ивана,Елены Бородиной,в замужестве Ястребовой.Благодаря Интернету мы восстановили утерянную было связь,и она рассказала то,что по разным причинам я знать не мог.О дяде Фёдоре и его семье рассказал его старший сын Виктор.

Иван Михайлович родился в апреле 1935 года и,будучи ребёнком,выдержал,пережил вместе с матерью,старшим братом Фёдором и сестрой Зинаидой те жуткие,тяжёлые времена немецкой оккупации и послевоенной разрухи.По скупым рассказам бабушки,тёти Зины можно представить лишь часть тех тягот и лишений,выпавших на их долю с октября сорок первого по июль сорок третьего,до освобождения.

Марфа Сергеевна рассказывала,как отступавшие гитлеровцы в надежде избавиться от бомбардировок Красной Армии гнали с собой мирное население,что,однако,не мешало бомбёжкам и обстрелам...Их оставили только в районе Хотынца,примерно в сотне километров от родимых мест,и добирались до дома они около недели,питаясь тем,что давали тыловые советские войска,по сути,голодая.Да и дома не было ничего,кроме лебеды и щавеля.Тётя Зина,вспоминая отдельные эпизоды этой эпопеи,только плакала..

Сквозь слёзы она вспоминала,как пришедшие в октябре в Касьяново немцы выгнали жителей из домов.Лавина наступающих войск прошла на восток,в деревне остались тыловики,но и они не вернули дома хозяевам,и те устраивались кто как мог.
Кто в подвале,кто в сараях,кто в землянках.

Бабушка с детьми оказалась в землянке,сооружённой и брошенной красноармейцами за нашим огородом на склоне оврага.Остатки и следы этой землянки до сих пор видны под зарослями краснотала,а в  моём детстве мы с ребятами иногда "партизанили" там,играя в войну...
А тогда топили по-чёрному,благо,лес был рядом на противоположном склоне оврага.Питались тем,что успели унести из домашнего погреба,--картошкой,огурцами,грибами.Весной вскопали небольшой участок огорода,посадили картошку,овощи.Варили супы из крапивы,лебеды,щавеля...
Бабушка говорила,что иногда кормили и немцы;как это было,она не уточняла.В одной из своих статей,основанной на рассказе тёти Зины,я попытался изобразить некоторые картинки из жизни моих родных в оккупации...

После освобождения в сорок третьем можно было бы вернуться в свой дом,но он сгорел,остались одни стены.Восстановить его своими силами семья не могла,да и было просто нечем.Поэтому землянка стала их кровом до 46 года,когда вернувшийся с фронта дед Миша с ребятами всеми правдами и неправдами восстановили свой дом...

Не знаю,когда дядя Иван уехал из Касьяново в Москву к деду.По документам,показанным мне Еленой Ястребовой(Бородиной),он окончил семь классов Касьяновской школы и затем учился во Мценском ФЗУ,приобретя профессию плотника.Однако,по рассказам отца и бабушки,дядя Иван был единственным представителем касьяновской ветви Бородиных на похоронах деда Осипа в Москве.Это было 11 ноября 1948 года,и рассказ родных отложился в памяти моей ешё и потому,что дата эта--мой день рождения... 

И ещё документ,присланный мне Еленой,--выписка из военного билета дяди Ивана.Призывался в армию он Куровским военкоматом Московской области.Это в трёх десятках километров от теперешнего моего жилья в Орехово-Зуево.

Куровское до 1956 года было районным центром Московской области,соответственно там был райвоенкомат.А как туда попал Иван Михайлович,установить пока не удалось.
Район был переведен в Орехово-Зуево,военкомат тоже.Попытка моя узнать что-либо в нашем военкомате успехом не увенчалась--нашим бюрократам понадобились документы,доказывающие моё родство с дядей,а их у меня нет.

Насколько помню уже я сам,в те времена--пятидесятые годы--прописаться в столице было весьма проблематично.Возможно,поэтому родственники прописали Ивана в районном центре,откуда он и был призван в армию.Очень может быть,что он и работал в Куровском по своей специальности--в те времена страна строила заводы и фабрики.Те самые,которые с успехом разрушил очередной  кремлёвский реформатор...

Дядя служил во флоте,в части,расположенной в посёлке Бурмакино Ярославской области.В его военном билете,копию которого мне прислала его старшая дочка Елена,названа воинская специальность--старший комендор палубный на орудиях калибром 76--130мм.

Сейчас может показаться странным нахождение моряков в районе,где дальше Волги не уплывёшь,но другой мой дядя,Фёдор Михайлович несколькими годами ранее  тоже служил в морской пехоте...в Кемеровской области.Чем это объяснить,не ведаю,но теперь-то этих армейских частей почти наверняка нет.И что с ними стало--после бесчисленных "перестроек" вряд ли кто мне скажет...

  Далее позволю себе изложить письмо Елены Бородиной,в замужестве Ястребовой.С её согласия,разумеется.

"Призывался папа на службу весной 1955 года,а демобилизовался в 1959.Служил в Ярославской области,станция Бурмакино,где жила мама,там с ней познакомился.

После службы папа вернулся домой в Касьяново и,немного побыв у родни,завербовался на север,уехал,потому что не было места.

В октябре 1959 года он уже был в Батагае и присылал маме оттуда фотографии.Вероятно,он звал маму,но в то время она была очень больна...,постоянно лежала в больнице в Волжском.А потом её отговаривали родители:куда больная поедешь.Об этом они и папе моему говорили.

Приехал папа за мамой всё-таки в 1961 в конце декабря  или в начале января 1962(не знаю,сколько он пробыл здесь на материке).Приехал он глубокой зимой к маме в Бурмакино,но её не было там,она лежала в больнице в Волжском.

Он забрал её из Волжского,вернулись в Бурмакино, и 9 января они зарегистрировали брак.Эта запись есть в паспорте у мамы.Но папа вновь уехал на север один.Моей маме дали инвалидность по заболеванию.Но на север всё-таки к папе приехала после выздоровления в 1963 году.А в 1964 году родилась уже я.
Первый раз они приехали в отпуск в 1967 году,оставили меня в Бурмакино.

Папа на севере работал плотником всегда.А там из других материалов и не строили тогда.

Жили сначала в пос.Батагай Верхоянского района ЯАССР,в самом начале посёлка на улице Ленина.Этот посёлок стоит на реке Яна.(Потом мы жили в Куларе,а затем в
Северном,эти посёлки тоже на Яне,только ниже по течению,ближе к океану,Усть-Янский район).

Дом напоминал барак(длинное помещение с одним коридором вдоль барака,топилось одной печкой).У нас сначала была одна комната,а потом дали и соседнюю.Удобства на улице,баня через два дома.У каждого в коридоре около своей комнаты был стол с плитой.Это и была кухня.

В сравнении с нынешними удобствами,жить,наверное,родителям было трудно.Но это было весёлое время,и для родителей,и для нас с Мариной.Мы с Мариной и родились в Батагае.Я 21.06.1964,а Марина 26.03.1968.

Все в бараке дружили:и дети,и взрослые,ходили в гости,отмечали праздники.Мама с папой очень дружелюбные.Я не помню,когда бы с кем они ссорились.Нас любили.Мама нам часто шила и вязала сама одежду.Ездили на природу:собирали грибы,ягоды.Папа ещё ходил на охоту.А рыбалка--неотъемлемая часть всех живущих на севере.

Из Батагая уехали в 1973 году,т.к.папу перевели...в Кулар Усть-Янского района ЯАССР.Кулар в переводе с якутского --яма.Посёлок действительно находился в низине--яме.А мы жили почти наверху этой ямы.Поэтому,когда прорвало дамбу на близлежащем озере,наш дом от наводнения не пострадал.А внизу людей эвакуировали на лодках.Люди забирались на крыши,и их,в том числе и маму,забирали солдаты...

Мама ещё в Батагае стала работать бухгалтером в аптеке,скрыла свою инвалидность,иначе бы её не взяли на работу.Помню,приходила к ней на работу,а она давала мне глюкозу.Радость!
И в Куларе она тоже работала бухгалтером.

Каждые 2 года родителям давали отпуск(так можно только на севере),и мы объезжали всех родственников:маминых родителей,папиных...

Потом родители,оставив нас у бабушки в Бурмакино,ехали не море.А потом приезжали в Волжский и гостили там до конца отпуска.Так отпуск проходил всегда,пока мы жили на севере.

В Куларе мы прожили 2 года.Выяснилось,что под посёлком нашли золото,и мы переехали во вновь отстроенный посёлок Северный.Считай,что мы его основатели.
В Куларе мы жили с 1973 по 1975 годы.Жили в балке(так называется частный дом).Балок был на двух хозяев(с разными входами с противоположных сторон).В нём была только одна комната с дверью на улицу.

Папа достроил за лето кухню и холодный коридор.
Топили дровами.Я даже однажды,пытаясь разжечь печь(помочь родителям),чуть дом не спалила,Уже поленница,сложенная у стены дома,загорелась.Я раздетая,босиком,в сильнейший мороз,выскочила и руками забросала снегом поленницу...

Воду привозили и сливали в бочки чуть дальше от дома.Зимой,чтобы вода не замёрзла,надо было быстро её перетаскать в бочки,которые стояли на кухне в доме.

Я ходила в школу,а вот для Марины места в саду не нашлось,и её отправили со знакомыми людьми на материк в Волжский к маминой сестре Фае.Там она год прожила.Потом вернулась и перед школой ходила в сад.

В Северный мы переехали в 1975 году.Я пошла в 5-й класс,а Марина в первый.
Сначала жили в однокомнатной квартире без удобств,а потом дали двухкомнатную с удобствами.Именно здесь уже в 1978 году у нас появился телевизор.Не было до сих пор не потому,что не на что было купить,а потому,что не было телевышек.

А мы и не чувствовали нехватку.Гуляли целыми днями,ходили друг к другу в гости(зимой не нагуляешь).Весело было.Хорошие годы!

В Волгоград я переехала в 1979 году,когда закончила 8 классов.Уехала с севера от родителей и приехала в Волжский Волгоградской области.Сначала жила у той же маминой сестры 3 года.Поступила в в Волгоградское педагогическое училище(теперь же в нём работаю,сейчас он колледж).

А родители вернулись в 1982 году.Мама и папа выработали по 25 лет северного стажа.Здесь,в Волгограде,мы ещё в 70-е годы купили кооперативную квартиру.До поры до времени в ней жили квартиранты.

Я после окончания пошла работать в детский сад,параллельно училась в Ульяновске в пединституте по специальности "дошкольное образование".

Вышла замуж в 1985 году.Муж Ястребов Виктор Михайлович,1957 года рождения.
Он работал в Волгограде,а ко мне в детский сад водил свою дочь.
Его жена попала под машину,не выжила...

Тане на тот момент было 1,5 года.Он жила у родителей Виктора на станции Абганерово.Через 2 года скоропостижно умирает мать,и Витя забрал дочь к себе.Ему в Волгограде выделили комнату.Вот тогда он и привёл её ко мне в группу.
Через полгода мы поженились.

А через год родилась Аня.
Жили дружно в маленькой комнатке 10 квадратных метров на четверых на подселении.Потом через 5 лет переехали в однокомнатную по обмену,а ещё через 4 года Вите дали двухкомнатную квартиру,где живём до сих пор,только уже вдвоём...

Девчата уже замужем:Истомина Татьяна и Кротова Анна.Живут рядом с нами.
У Тани два сына:Владислав(2003года)и Артемий (2015 года).
У Ани старшая Вероничка(2009)и Никита (2014).

Таня закончила энергетический колледжи политехнический институт..Аня закончила медицинский университет.

Моя сестра Марина окончила уже в Волгограде 10 классов,закончила политехнический институт,работает бухгалтером-экономистом на заводе "Баррикады".

Марина вышла замуж в 1992 году.Муж--Клинцов Александр Владимирович 1966 года рождения.У них 2 сына:Евгений 1992 года и Вячеслав 1997 года.Оба живут отдельно.
Женя закончил колледж и институт по автомобильному строительству,а Слава учится в техническом университете ..."

Вот почти дословное письмо дочери дяди Ивана Елены,присланное мне в 2019 году.
Мне осталось добавить,что Ивана Михайловича не стало 7 января 2004 года..

Теперь о Фёдоре Михайловиче и его семье.Из того,что рассказал его старший сын Виктор.Сначала я хотел переработать его письмо,но по некоторым причинам решил напечатать его полностью,поместив в следующую главу.





 


Рецензии