Вектор лжи vs детектор лжи

ВЕКТОР ЛЖИ  VS  ДЕТЕКТОР ЛЖИ
Выяснилось, что столь почтенное изобретение человеческого разума как детектор лжи  совершенно бессильно перед вектором лжи, когда на тот есть растущий спрос. В этом я убедился вчера, 27 декабря, заглянув в ящик. Программа «А на самом деле», всегда с успехом радовавшая публику раздеванием человеков на полиграфе, на этот раз осталась с носом. Однако телевизор штука хитрая и есть подозрение, что нос был запланирован – вероятно, как подарок гражданам к Новому году, в котором положено быть позитиву. И верно, – какой позитив в детекторе? Почему хотя бы в праздник не поверить, что добро есть? Что ж, я, в общем-то, тоже за позитив, но при одном условии: когда он не воняет.
Итак, на шоу пригласили абсолютно невинные в нравственном отношении создания, заслуженную артистку и народную звезду, в свое время мечтавших о том, чтобы их жизнь была сказкой, посетивших «бабу Вангу», которая, быв женщиной сметливой, им эту сказку и пропела. Дамы более-менее благополучны и счастливы, сказка реализуется, жизнь продолжается – что тут делать полиграфу? Правда, для внешнего эффекта действа приглашен был и сам кум «бабы Ванги», потенциально жирная добыча детектора, тем более, что дотошная психоэсперт Пантус, в доказательство своего незряшного присутствия, подцепила-таки его на крючок вопросов, заставив дернуться – но рыбу отпустили: разоблачать родственников прорицательницы и, тем более, спецслужбы двух, а может и больше, стран пора, видимо, еще не наступила.
Теперь, когда время полиграфа, по сути, иссякло, казалось бы, и разойтись мирно, предвкушая застолье и зимние каникулы. Но вы плохо представляете общество, в котором живете, если думаете, что оно столь примитивно, чтобы благодушно разойтись по домам. Ну уж нет, коли война идет, то она продолжается. И когда детектор лжи уже бесповоротно сникал, тут-то, поддержанный всем планом устроителей шоу и благоприятствующей атмосферой, бодро и агрессивно выдвинулся вперед вектор лжи, окончательно развеяв все сомнения, что это шоу было создано именно для него.               
Для затравки, как раба-христианина на арену львам, в центр внимания был выброшен незадачливый служитель православья профессор А.Д. Этот достойный человек,  известный религиовед, с точки зрения его иерархических хозяев, должен обеспечивать интеллектуальную, современно-рационалистическую защиту церковной истины, призванную дискредитировать организации религиозных конкурентов-теневиков, адептов бесчисленных «деструктивных сект», а также пускать пыль в глаза светского общества хорошими манерами и научным способом мышления. Своим интеллигентным и импозантным видом он может невольно обмануть – и государственных политиков-дьяков-бюрократов, которым об этих материях думать некогда, и многих представителей ученого цеха, которые тоже заняты другим, и даже иных из «профессиональных» атеистов, которые «сознательно» и «партийно» не желают думать (или не умеют?) о религии во всей полноте проблемы, – всей своей фигурой бросая выгодный свет на клерикальную машину, создавая ей цивилизованный образ, под которым, однако, никуда не девается всё то же традиционное принципиальное невежество практикуемых ею архаических мифа и обряда, выдаваемых за вменяемую социальную реальность.
В свое время я прочитал том или два трудов А.Д. и искренне уважаю их автора. И изумляюсь, как же так получается, что, успешно борясь с «теневыми» сектантами, он как бы не замечает, что сам работает на ту организацию, которая лишь в силу благоприятных исторических обстоятельств получила статус «световой», то есть общественно признанной, «государствообразующей» и т.п., а фактически является – как одна из частей расколовшейся как минимум в 1054 году единой христианской религии – такой же сектой, как и сотни других. Если современный теолог и историк религии этого не видит и не понимает, что религиозный раскол обличает духовную несостоятельность расколовшихся, то о нем следует по меньшей мере сказать, что политика в нем съела религию. Если чувство и идея Бога не исходят из глубин твоей интуиции, то религия в строгом смысле  для тебя всегда будет не духовной, а всего лишь церковной, то есть чем-то внешним, вроде партийной круговой поруки и дисциплины. Теология обязана понимать такие вещи, не проституируя их в угоду Левиафану и Кесарю.
Я отвлекся на мои претензии к преподавателю духовной академии, потому что мне, в силу, так сказать, презумпции разума, которую я дал этому человеку, хочется, чтобы он использовал свой интеллект лучшим образом.
Когда же телеведущий предоставил ему слово, я внимал одновременно со смешанными и раздвоенными чувствами: уважая его, я был на его стороне и жалел его, но в то же время помнил, кому он служит, с интересом, однако, ожидая его речи, но уже и чуя, что здесь его интеллигентность и импозантность вряд ли сработают – атмосфера в студии заметно сгущалась в сторону массовых эмоций культа «бабы Ванги».
Так и вышло. Речи не получилось. Он едва успел промямлить общее место про шарлатанство, как аудитория заволновалась, зашевелилась, загудела. Выступать стали, не ожидая приглашения. Вот вырвалась вперед широкомордая баба, как будто ожившая в степи та самая, евразийская каменная, тыча пальцем в церковного интеллигента и грозя разобраться и наказать негодяя, «порочащего нашу Вангу». Затем возникла, почти из сумрака, некая худощавая, сказав, что у Ванги не была, зато ездит к Матроне. И наконец – широк народ! – выступил мужчина-артист с фамилией на Г, видимо, известный, потому что даже мне, зрителю очень случайному, показалось знакомым его лицо. Он-то, кажется, и добил окончательно церковного ученого, пригвоздив короткую речь финалом: «Надо верить в Бога, верить в Вангу, и Россия будет великая!» 
Всё это обрушилось на защитника истины и церкви, я видел его растерянное, распадающееся лицо и слышал, как он, слабо сопротивляясь, успел пробормотать: «…бритва Оккама». Да, думаю, самое место о ней говорить в этом зале, где в горячем душном воздухе ходит или, верней, висит, как топор, пожалуй что призрак конкретной кровавой бритвы. Ведь тут на глазах сгустились те самые «чувства верующих», на страже которых сам Левиафан уже несколько лет как стоит с этой бритвой за пазухой.… В общем, попал ты, бедняга-профессор, между молотом церкви и наковальней широких народных масс! Весь печальный юмор и анекдот заключается, однако, в том, что в данном конкретном случае клерикальный институт, которому ты служишь, вовсе и не нуждался в твоих услугах. Тут тебе не с оформленными в организации и мундиры еретиками да сектантами сражаться, тут перед тобой – дикое поле, бесформенная масса, биологическая платформа, на которой покоится начальствующий над тобой клерикализм и из которой он набирает овец и баранов для своих непосредственных нужд. Парадокс в том, что ты, пытающийся защищать церковь средствами разума, проиграл, а церковь – в очередной раз  победила разум и выиграла! – Ибо нашла в телеаудитории свою питательную среду. Потому что ты не понял, что у церкви два этажа: верхний, рациональный и исторический, на котором ты работаешь, и нижний, невменяемый, этнический и хаотический, который тебе, похоже, неизвестен, но который самой церкви бесспорно дороже верхнего, ибо здесь, внизу, и проходит вектор лжи, здесь – ее сила!   
28 декабря 2018


Рецензии
То, что делал Мессинг для Сталина, Берии, КГБ и показывал на сеансах "Психологических опытов" - "две большие разницы". Как-то Вы всерьез обсуждаете шоу-бизнес... О полиграфе известно - стоит пройти спецподготовку и можно отвечать, что угодно.

Евгений Капитанов   08.01.2019 18:18     Заявить о нарушении