Славянская трапеза

Настойчивый звонок поднял меня с постели. Борька звонил в две минуты седьмого. Дожидался, что ли "приличного" времени? Или просто метро открылось? - Только что прилетел. - Есть хочешь? - спросил я, прикидывая время на дорогу. - А у тебя есть? - жалобно переспросил он. Я рассмеялся: - Приезжай.

Из Домодедово он добрался даже быстрее, чем я ожидал. Рожа у него была помятая с дороги, но одет в свежее. В дипломате, что ли, запасную рубашку тащил? Кухня была свободна, соседи еще спали.

Летом еще, когда приезжал подавать документы, я понял, что с соседями будут проблемы: без драки не обойдется. Конечно, "божий одуванчик" Анна Александровна ничем мне помешать не могла. Потом уже, когда я починил ей телевизор, отношения у нас и вовсе установились самые дружеские, а когда я "оживил" ее будильник "Тиль", она и вовсе стала относиться ко мне с благоговением. Будильник этот был древний, послевоенных времен и с тех же времен, поди, и стоял. Ей он, почему-то, был очень дорог. Я прихватил его как-то с собой и обошел несколько мастерских. Везде не стали даже смотреть: "Штамповка. По репарациям..." Мне кажется, будильники все штамповка... но везде отказали. Обозленный, вечером я разобрал механизм. Оказалось, лопнула заводная пружина, по заклепке отвалилось ушко. Я снял ее, нагрел на газу кончик, отпустил и загнул его скобой. Потом закалил снова. "Ремонтом" это, конечно, не назвать - часы здорово отставали, но, все же шли. Анна Александровна была счастлива.

Соседа Толика я и вовсе почти не видел. Работал он "сутками" где-то в трамвайном депо и оттуда же таскал пачками "девочек" на вечеринки. У себя в комнате он устроил "светомузыку": облицованный зеркальными осколками вращающийся шар под потолком и, отоспавшись со смены, до утра там развлекался.

К визиту гостей он готовился всегда тщательно, жарил мясо с картошкой, запасался выпивкой. Пустые бутылки ставил потом на стол к Анне Александровне и она с ворчанием, сделав петлю на бечевке, вытаскивала из них пробки - штопора Толик не признавал. Толик был человеком обязательным. Если, к примеру, на сегодня у него была приглашена девушка с подругой, то на следующий раз он уже звал подругу отдельно, так что никто не оставался обиженным. Раза два в месяц, на выходные, Толик особенно прихорашивался, выносил весь мусор, проветривал. Приходила бывшая жена с ребенком, милая приветливая женщина. А потом Толик снова отводил душу с девочками из депо.

Проблемой была другая пара, жившая в ближней к выходу комнате. У них была двойня, мальчик и девочка, к тому времени им было примерно по полгода. Девочка поспокойнее, а мальчишка орал все время. Кроме того, они постоянно занимали ванну: то пеленки, то купать... Проблемой было даже почистить зубы. Муж ее был главным инженером ЖЭКа и с ним-то у меня и нарастал конфликт. Я слышал, как за глаза он звал меня "штемп". По счастью, к моему приезду осенью, его посадили. Взятка, изнасилование. Времена были "андроповские" и одно обвинение было тяжелей другого... Помогать дочери, "платиновой блондинке" приехали родители жены. С ней у меня проблем не было. Мог и помочь чем-то: коляску поправить, в счетах разобраться... Старики же спали долго, вставали поздно, но зато потом занимали кухню на весь день. - Вы слышали: Андропов сдох, - встретил меня как-то на кухне радостный дед.

Я принялся разогревать банки. Технология была такая: налить полковшика воды, поставить в него консервную банку и "прокипятить". Отоваривался я в соседнем гастрономе на Большой Бронной. Дом был "правительственный". По слухам, в нем жил Суслов. Во всяком случае, снабжался "Гастроном" лучше многих других в пределах Садового. Мне, правда, мало что доставалось: с занятий я возвращался не раньше трех часов дня, к этому времени все вкусное уже разбирали.

Болгарских голубцов, например, в виноградных листьях фирмы "Глобус" я не застал ни разу, только ценники от них. Но "Славянскую трапезу" той же фирмы (мясное рагу с томатной подливой) брали не так охотно (или завозили больше?). Во всяком случае, если так случалось, то я забирал к себе в корзинку все оставшиеся банки - хоть три, хоть семь. Это было большое подспорье в моем холостяцком быту.

- И что, ты все это съешь? - спросил Борис, разглядывая, как я "варю" банку. - И ты съешь, - подтвердил я. Важно было не перегреть, иначе, когда протыкаешь крышку консервным ножом, в дырку сразу бьет струя горячего томата.

Борис управился даже раньше меня. Мы посмеялись еще про двух евреев за "славянской" трапезой. Времени уже оставалось не так много: ровно в восемь я выбегал и мчался скачками на Пушкинскую и, с пересадкой на Ногина, в Беляево. Получался час "от двери до двери". Ну, а ему к девяти в министерство.

В Израиле Борис оказался на год раньше меня. Так получилось, что хотя и жили по соседству, последний год почти не виделись. Я полгода в командировках, он менял работу, ребенок, хлопоты. Встретились как-то на улице, он намекал, что "ищет концы" через Сохнут, я не придал значения. Ну, ищет... родни у него там не было.

И вот, собираясь в очередной раз в Сибирь, звоню спросить, не привезти ли чего из местных сувениров. Отвечает запыхавшаяся Люда: - Ты опоздал. Я сейчас одеваю Аллу и мы уезжаем к маме. Борис уже ждет нас в Москве.

Писем от него не было. Просто исчез. А матери наши были коллегами, встречались вместе на врачебных конференциях и, собравшись в поездку, родители узнали Борин адрес. Навестили его в Хайфе.

Как им показалось, Борис не рад был, что его там нашли, мой адрес, если и забыл, то у них не спрашивал, и после переезда я его не искал. Встречал, иногда, на правых сайтах, его рисунки, да доходили слухи от общих знакомых.

У него, как обычно, все было хорошо, а у меня, как обычно, плохо. Я понял, что это зависит не от страны, а от умения устраиваться в ней.

Вот в школе еще, когда рассказывали про Ползунова, Кулибина... казалось, брехня, пропаганда. А потом, уже молодым инженером, повезло именно рядом с такими людьми работать. Окружающие вздыхали: - Вот, на Западе, были бы миллионерами. А тут понял: не были бы. Точно также бы нищенствовали. Не за те таланты платят.

И вот, недавно попался мне ролик о Борисе на youtube. Как, бывает, по-разному складывается жизнь...


Рецензии