Намтар. Исторический экскурс

Когда хочешь понять настоящее, спроси себя, а что было в прошлом?

Древнейшая в мире система письма, по-видимому, появилась в Месопотамии. Письменные источники, повествующие о Шумерской цивилизации, достались нам в виде глиняных табличек с клинописью. В отличие от папируса, пергамента и бумаги, глина не горит в огне, а только закаляется. Найденные таблички шумеров, количество которых превышает полмиллиона, передают огромный пласт информации из далёкого прошлого человечества. Благодаря письменному коду шумеров потомки получили подробную информацию об устройстве, укладе жизни, культуре, традициях и правилах существования одной из самых древних на планете цивилизаций.

Чтобы представить, как давно существовал этот удивительно развитый народ, достаточно вспомнить, что легендарный фараон Тутмос III, при котором Египетская цивилизация занимала самую большую площадь в своей истории и была самой могущественной за время существования Египта, правил на пять столетий позже заката шумерской цивилизации;

Его потомок, фараон Тутанхамон, имя которого известно многим и сегодня благодаря сохранившейся гробнице, правил Египтом на семь столетий позже шумеров;

Дарий I – легендарный персидский царь из династии Ахеменидов – покорил целые народы и создал империю спустя пятнадцать столетий;

Александр Македонский стал Великим на семнадцать столетий позже упадка и гибели Шумерской цивилизации;

Цинь Шихуанди – Император-основатель – объединил китайские земли, ввёл меры веса, единые деньги, законы, стандарты письменности на восемнадцать веков позже шумеров;

Римская империя возникла почти через двадцать столетий;

Чингиз Хан появился через тридцать одно столетие;

Наполеон Бонапарт прославился на тридцать восемь веков позже исчезновения шумеров.

Всего Шумерская цивилизация просуществовала более тридцати веков. Её упадок и гибель произошли в 2004 году до н.э., во время правления III династии Ура. Ещё тысячу лет продолжалось угасание эры шумеров, растворившейся окончательно в своих завоевателях: эламитах, амореях, вавилонянах, персах, хеттах.
В начале новой эры клинопись шумеров была окончательно забыта. Никто в мире не говорил на шумерском языке и даже не слышал о его существовании. Заново открыли и расшифровали письменность шумеров лишь в девятнадцатом веке.

Начиная с первой половины девятнадцатого века влиятельные европейские страны посылали своих эмиссаров и представителей в Месопотамию. Археологи, дипломаты, путешественники, меценаты, историки и учёные разных стран прибывали в пустынную местность с экстремально жарким климатом, чтобы найти следы исчезнувшей цивилизации. Археологические раскопки велись на территории бывшей Месопотамии площадью около двухсот сорока тысяч кв. км, охватывая современный Ирак, Северо-Восточную Сирию, Восточный Иран и Южную Турцию.

Интерес для первооткрыватей представляли реликтовые экспонаты того времени: статуи, барельефы, предметы искусства, ювелирные украшения, цилиндрические печати. Особенную ценность представляли письменные источники древних шумеров.
Древние шумерские таблицы оказались в коллекциях музеев и филантропов по всему миру. Наследие древней цивилизации можно увидеть в Ираке, Иране, Турции, Франции, Германии, Англии, США, России. Только в Эрмитаже хранится более двух с половиной тысяч шумерских таблиц.

Кроме глиняных таблиц, информацию потомкам несли цилиндрические или плоские печати, сделанные из металлов, камня или глины, которые служили шумерам средством удостоверения личности и подтверждали частную собственность. Особый интерес для учёных представляли надписи на каменных плитах, стелах и монументах того времени. Тексты в камне, иногда короткие, а иногда объёмные, в несколько сотен строк, восхваляли богов и могущественных царей того времени. Иногда в них фиксировался факт заключения мира между городами-царствами Шумера. Часто в камне были выбиты гимны, прославляющие богов. Нередко встречались ламентации - песня-плач в суровые времена. Найденные тексты тщательно переписывались искателями от руки или копировались оттиском. Иногда археологи делали копии надписей в экстремальных условиях, буквально вися на скалах над пропастью.

Задача по дешифровке и переводу древних текстов представлялась архисложной, и на её решение понадобились многие десятки лет кропотливого труда учёных. Часто фрагменты одного текста находились в разных местах. Чтобы собрать полный текст послания из прошлого, требовалось сотрудничество ученых из разных стран.

Письменность древних шумеров была расшифрована во второй половине девятнадцатого века. Ключом к шифру стала древняя надпись на Бехистунской скале рядом с городом Персеполис (нынешний Иран). Надпись, выбитая в камне на высоте сто пять метров, оказаласть неподвластной времени и сохранилась до наших дней. Даже Александр Македонский во всём его могуществе и блеске, пожаром уничтожив древний Персеполис, не пытался разрушить надписи, выполненные древними персидскими мастерами во время правления Дария I.

Идентичный по содержанию текст на Бехистунской скале состоит из столбцов, написанных на трёх языках: древнеперсидском, эламском и аккадском. На тот момент учёным был известен лишь древнеперсидский. В течение нескольких лет они расшифровывали столбец на эламском языке. Последней была расшифрована третья колонка, которая была написана на аккадском. Этот язык предшествовал вавилонскому. Оба языка относились к группе родственных им семитских языков, в которую входят также иврит, арамейский, арабский.

Однако, как оказалось, все эти три языка, точнее их письменность, возникли на основе совершенно другого, ещё более древнего языка. Большая часть найденых глиняных таблиц, особенно в Южной Месопотамии, была написана на тогда ещё неизвестном учёным языке, который сильно отличался от древнеперсидского, эламского и семитских языков. Французский ассириолог Жюль Опперт предложил в 1869 году называть этот ранее неизвестный человечеству язык «шумерским» по расшифрованному на надписях титулу правителя – «Царь Шумера и Аккада».
Благодаря тому, что после шумеров остались силлабарии - словари  и, в частности, шумерско-аккадские, язык древнейшей цивилизации смогли расшифровать.

В 1871 году знаток ассирийского языка  Арчибальд Сайс публикует первый перевод шумерского текста. Расшифровав код из далекого прошлого и получив доступ к языку древнейшей цивилизации, закат которой произошёл более четырёх тысяч лет назад, учёные начали огромную и кропотливую работу по переводу и обработке информации из далёкого прошлого. Впервые в истории человечества лингвисты, расшифровав шумерский язык, доказали существование неизвестного ранее народа и его цивилизации. До этого, как правило, это была исключительная прерогатива археологов или историков.

Основная часть текстов с шумерского была переведена уже в двадцатом веке. Продолжается эта работа и в наше время. Материала достаточно. Только в Великобритании хранится около 150 тысяч таблиц, пока не расшифрованных. Надо отметить, что перевод лингвистов отличается точностью. Это подтверждает эксперимент, во время которого один и тот же исходный текст клинописью был дан для перевода нескольким независимым и признанным специалистам в области шумерской письменности. Перевод с шумерского, который в результате получился у каждого из участников эксперимента, был схожим и не имел больших различий и трактовок.

Писали шумеры слева направо. Размеры таблиц варьировались от одного сантиметра до полуметра, в зависимости от объёма содержания. По форме таблицы были прямоугольными или квадратными. Писали на обеих сторонах, а иногда и на рёбрах таблиц. Как звучал шумерский язык – неизвестно. Аналогов этому языку в современном мире нет. Учитывая большое количество омонимов и знаков, которые могли, в зависимости от контекста, обозначать как слог, так и целое слово, существует предположение, что язык шумеров был тоновым. В таких языках смысл сказанного зависит от интонации.

Письменность и уклад жизни шумеров послужили фундаментом, на котором выросли цивилизации Малой Азии. Вавилоняне, хетты, ассирийцы, персы и другие народы переняли культуру шумеров. В какой-то степени шумеры повлияли и на развитие всего человечества.

Современный Китай имеет некоторые схожести с цивилизацией шумеров – например, стремление к строгому учёту, порядку, организованности. Тотальный контроль был в большом почёте и у шумеров. В Китае существует традиция отмечать праздник Новой луны – «эшеш» у шумеров. Китайцы так же, как это делали шумеры, делят сутки на двенадцать периодов по два часа каждый.

Древние греки каким-то образом сумели сохранить и применить большую часть культурного и научного наследия шумеров, включая пантеон богов, основы демократии, мифы и легенды. Они переняли у шумеров познания в математике, астрономии, философии, космогонии.

Многое взяли от шумеров и изложили в библейских сюжетах и талмудах еврейские мудрецы. Можно предположить, что древние еврейские книги черпали информацию и мудрость из ещё более древних источников. Так прототипом библейского Ноя, спасшимся от потопа, был шумерский Зиусудра, только возник он в шумерских текстах на две тысячи лет (!) раньше написания Библии. В Библии пророк Авраам, отец многих народов, вышел из города Ур. Перевести и сохранить за две тысячи лет древние тексты могли лишь избранные и посвящённые. Об определённой связи древних шумеров и еврейского народа свидетельствует начало общего для двух народов солнечно-лунного календаря. Базируясь на своих познаниях о небесных траекториях Солнца, Земли и Луны, древние шумеры создали в храмовой столице страны городе Ниппур календарь. Он начинался в 3 760 году до н.э. Иудейская эра начинает отчёт с 6/7 октября 3 761 года до н. э.

До сих пор остаётся загадкой, каким образом и от кого древние шумеры получили удивительно точные знания по астрономии? С помощью математических формул и астрономических таблиц шумеры могли определять различные фазы Луны, траектории движения планет, предсказывать солнечные затмения. Они применяли все понятия современных астрономов, включая полную сферическую окружность в триста шестьдесят градусов, горизонт, зенит, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие.

Древние шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления. Такую систему используют современные программисты и все мы при делении круга на триста шестьдесят градусов, одного часа на шестьдесят минут и одной минуты на шестьдесят секунд.

В записях, дошедших до наших дней, шумеры отображали уклад жизни, моральные принципы, историю, законы, мировозрение, страхи и надежды. В каждом крупном шумерском городе существовала библиотека. Документы хранились в ящиках, корзинах, кувшинах. Существовал каталог информации.

В шумерских городах действовали школы при храмах – эдуббы. Закончить школу и стать писцом было очень престижно и почётно. Большей частью выпускников были дети элиты и знати государства. До наших дней дошел шумерский список, насчитывающий пятьсот писцов, среди которых была одна женщина. На самом деле шумерских писцов по всей стране было гораздо больше.

Львинная часть расшифрованных письменных материалов на глиняных таблицах имеет прикладное значение. Письменность использовалась в основном для составления описей имущества, списков рабочей силы, складских запасов, расписок, данных о производстве и продажах, решений судов, сделок купли-продажи, результатов гаданий, медицинских рецептов, планов, чертежей, карт. Самые ранние записи относятся к 2 900 году до н.э.

Другими прикладными документами на глиняных таблицах были тексты-наставления, указания и альманахи для фермеров, животноводов, строителей, ремесленников. Шумерами велись записи технологий того времени, например, руководство по обжигу кирпича, плавке металлов или пособие по строительству кораблей с разбивкой на комплектующие материалы. Часто на таблицах помещались чертежи строительных и архитектурных проектов. Существовали силлабарии (словари), методические пособия для учителей, учебники и тексты для студентов эдуббы - школы-академии.

Переводчики с шумерского расшифровали тысячи табличек с текстами по математике, астрономии, астрологии, географии, биологии, философии и космогонии.
Часть глиняных таблиц древних шумеров была посвящена историческим событиям. В них описывались, а скорее даже скупо, как в протоколе, фиксировались для потомков исторические факты с датами. Самым известным из расшифрованных исторических текстов является «Царский список». В нём отражён точный хронологический перечень шумерских правителей и династий. Шумеры не трактовали исторические события, они были скорее хроникёрами и не считали себя в праве комментировать историческое прошлое.

Малую, но очень значимую часть шумерского письменного наследия составляют художественные тексты. Литературные жанры Шумера включают эпосы о победах и героях, мифы, гимны богам и царям, ламентации во времена голода или эпидемий, филосовские эссе, записи публичных споров (диспутов).

Шумеры умели записывать на глиняных таблицах клинописными знаками музыку. Её расшифровали и воспроизвели совсем недавно.

Удивительно развитая цивилизация оставила в наследство потомкам множество открытий и технологий. Список включает: колесо, гончарный круг, плуг, парусные суда, скульптуру из камня, архитектурные элементы: арка, свод, купол; шитье иглой, методы обогащения руды, плавка металлов, медное и бронзовое литье, клёпка и пайка, гравирование и инкрустация, первая печь для обжига кирпича, производство цветного стекла, добыча соли и нефти, первая система письменности, первые школы, первые правовые кодексы, деньги в виде полуколец и брусков, налоги, двухпалатный парламент, профессиональную армию, солнечно-лунный календарь, знаки зодиака, астрономию с математическими формулами и астрономическими таблицами, космогонию и космологию, медицину, библиотеки, книжные каталоги.

Шумеры впервые в истории человечества пытались добиться мира и гармонии в обществе. Они старались организовать жизнь, соблюдая свод правил и наставлений – божественные законы «Ме».

Роман «Намтар» – художественное произведение на основе научного материала. В нем много вымысла и не следует искать в нём неких исследовательских достоинств. Для этого существуют труды специалистов-ассириологов и шумерологов, но они часто скучны. Исторические факты, детали и допущения послужили лишь обрамлением для воплощения художественного вымысла.

Владимир Василенко
Варна. Болгария. 2018 год


Рецензии