Советское Шампанское

Ранним зимним утром 31 декабря 1983 года Славка и Андрей - студенты-первокурсники из Красноярска, заняли очередь за шампанским. Когда стало светло, коротали время у специализированного магазина винзавода, за игрой в шахматы. Высокий и шустрый Славка притащил малюсенькую доску с крохотными фигурками на магнитиках. Играли стоя, на импровизированном штабеле из деревянных ящиков у входа, бдительно проверяя не прибавилось ли в очереди лишних. Оба только что закончили школу. Оба учились на юридическом факультете, только Славка жил в общежитии в Студенческом городке, а Андрей в Академгородке. Познакомились они несколько месяцев назад. Сдружились на сельхозке, куда отправили их факультет в сентябре.
 
Андрей скукожился от холода в простенькой дублёнке из искуственной кожи, зимних ботинках, мохнатой шапке и пижонских кожанных перчатках. Славка балагурил и радовался, как ребенок, совсем близкому Новому году. Его душа была на распашку. Он привычный к морозам, даже не надевал шерстяную перчатку для хода. Играли быстро, азартно.

В девять утра дверь из толстого стекла, под напором покупателей, исключительно мужчин, открылась. Толпа ринулась внутрь. Пришлось попихаться. Урвали две бутылки дефицитного «Советского Шампанского». Раскрасневшиеся и растрёпанные, зажимая высоко над головой по драгоценной бутылке, заспешили на остановку сорок пятого автобуса. На конечной «Академгородок» вышли. Холодный ветер со стороны Енисея продувал насквозь. Хорошо, что дул в спину, и, как парус, гнал молодых ребят. До общаги, петляя привычной тропой между многоэтажек, добрались быстро. Спрятали перед входом за пазуху шампанское, с ленцой оббили о коврик на входе обувь от снега, прошли мимо вахтера, любезно поздоровавшись в широкой улыбке. Славку давно принимали за своего, его не остановили.

Согревшись горячим чаем в комнате у Андрея, сразу помчались в комнату девчонок на последнем этаже. Гордо предъявили новогодний напиток – Советское Шампанское.

- Новому году быть! – торжествовал Славка.

Холодильника, понятное дело, в комнате у девчонок не было. Оксана – подруга Андрея аккуратно выставила бутылки на подоконник за окно, рядом с авоськами с продуктами от родителей к Новому году. Вьюга со снежинками залетела в открытую створку.
 
- Зябко, - поежилась Ольга – подруга Славки, кутаясь в пуховую шаль.

Славка наладил простенького «козла» - сооружение кустарного производства для обогрева комнаты со спиралью, как на электрической плитке. Убедившись в том, что аппарат работает, одним броском подсел к Ольге на кровать с панцерной сеткой и обнял её. Она для приличия отстранилась, но руки его не убрала.

- Славка, ты такой шумный, - на щеках у неё появился румянец.

- Девчонки – Новый год. 1984.

- Как у Оруэлла, - саркастично вставил Андрей.

- Мальчики, нам нужно подготовиться к празднику и накрыть стол, - строго сказала Оксана. Она напоминала Андрею Синеглазку из рассказов Носова про Незнайку. У неё были такие же очаровательно огромные, как у стрекозы глаза, и толстые косы.

- Вы свою миссию добытчиков выполнили, теперь наша очередь. Будет здорово, если вы раздобудите несколько игрушек для ёлки и пару свечей на праздничный стол. Приходите к десяти вечера.

В углу возле окна, заполняя комнату хвойным ароматом, стояла живая лесная красавица. Её купил Андрей за три рубля прямо из кузова ЗИЛка в Академгородке день назад. С игрушками действительно было скудно. С неохотой молодые люди удалились.

Время до праздника пролетело незаметно. Славка и Андрей плотно пообедали в столовке и хорошенько выспались. Отгладив стрелки на брюках, почистив бархоткой ботинки и надев чистые рубахи, друзья прошлись по комнатам знакомых на этаже. Шли не с пустыми руками. Водка «Андроповка» с зелёной этикеткой и банка огурцов домашнего посола из Ачинска, откуда Славка был родом, помогла раздобыть и игрушки и даже новую парафиновую свечу. Сами практически не пили, делали вид. Настроение и без того прекрасное. Чуть взбудораженные наступающим праздником, пошли к девчонкам. Подождали некоторое время под дверью, пока, наконец, им не открыли.

В комнате царил полумрак. Надёжный магнитофон «Романтик» на шести батарейках, изливал душевную музыку братьев из группы «Би-Джиз». Стол манил разнообразием яств и уютом. На экране черно-белого телевизора уже протрезвел Лукашин из Иронии Судьбы. Приглушили свет, накинув шаль Ольги на настольную лампу, зажгли свечу, сели за стол. Уплетая новогодние салаты, Славка смешил компанию байками и анекдотами. Андрей был сосредоточен и серьёзен, он едва дотрагивался до еды. Андрей решился новогодней ночью признаться Оксане в любви. Она была чудо, как хороша в облегающем платье с блёстками. Её потрясающе красивые глаза, казалось подтрунивали над ним.

- А если я ей безразличен? – вертелась в голове неприятная мысль.

- На Новый год полагается загадывать желание, - громко сказала Ольга.

- Пусть будет мир во всём мире! – выпалила Оксана.

- Свободу Нельсону Манделе! – дурашливо выкрикнул Славка.

- Нет-нет, я о другом.

- Будем жить, - вставил Андрей, упомянув, пожалуй, самые популярные в году уходящем слова американской девочки Саманты Смит, гостившей в 1983 году по приглашению Генсека Андропова в СССР.

- Фу, какие вы скучные. А как же новогодняя сказка и чудеса в новогоднюю ночь?

- Может быть ты ещё и в деда Мороза веришь? – рассмеялся Славка.

- Может быть и верю, - обиделась Ольга.

- А давайте откроем бутылку шампанского и проводим год уходящий, полчаса осталось, скоро Андропов будет поздравлять, - предложила Оксана.

- Это мы мигом, - сорвался Славка.

Он открыл окно и выудил одну бутылку. Плотно прикрыв створку окна, он какое-то время внимательно рассматривал шампанское, переворачивая его. Улыбка медленно угасала на его лице.

- Ребята, - в ужасе пробормотал Славка, - Оно замёрзло.

Теперь уже подскочили все.

- Срочно давай сюда вторую. Их надо отогреть, - первым взял себя в руки Андрей.

В бестолковой суете с отогреванием шампанского в раковине под струёй тёплой воды в женском туалете, он оказался ближе всех, промчались драгоценные минуты перед Новым годом. Девчонки, поддавшись всеобщему желанию успеть, как будто от этого зависело всё в этой жизни, теребили ребят. Ольга сиюминутно подбегала, оглашая количество оставшихся минут до боя курантов.

Резкий звук вылетевшей пробки совпал с короткой паузой перед боем главных часов Советского Союза. Славка, торопясь, по-гусарски лихо разлил шампанское, заливая пеной новогоднюю скатерть. Они успели поздравить друг-друга с Новым годом и громко прокричать: «Ура».

Андрей обнял Синеглазку, когда она сама нашла в поцелуе его губы. Ему показалось, что мир взорвался газовыми пузырьками шампанского на её губах. Он забыл загадать желание, а может оно уже исполнилось.

Вместо послесловия.

В 1984 году Андрей и Славка ушли в армию. Синеглазка перестала писать Андрею через три месяца после призыва. Новый 1985 год Андрей тупо проспал. Отцы-командиры провели 31 декабря в роте «Спортивный праздник». Целый день, бегая с автоматом, одолевая десятикилометровую дистанцию на лыжах, поднимаясь на перекладине переворотом, рота мертвецки уснула точно в 22.00.

Ольга верно ждала Славку, но не дождалась. 31 декабря 1984 года Славка погиб под Кандагаром, не встретив столь любимый им Новый год.


Рецензии