Бегуны

Бегуны.
Это явление появилось похоже еще на заре становления первых человеческих сообществ, когда у людей появились первые правители. Правда теперь таких людей называют по другому (эмигранты), но от этого суть проблемы не меняется. Пока существуют различные народы управляемые правителями, будут и те кто по какой либо причине недоволен властью, поэтому пытается либо бороться с ней на месте если у человека хватает на это смелости, или старается просто убежать подальше, как говорят куда глаза глядят. Народная поговорка, рыба ищет где глубже, а человек где лучше, тоже видимо появилась очень давно, когда проблема бегства из родного дома стала актуальной. Но иммиграцию не всегда можно считать злом, ведь благодаря ей появились такие народы, как Американцы, или например Австралийцы, сформировавшиеся из пришлых людей. Да и в современном мире это явление очень распространено, вспомним хотя бы массовое бегство людей из Африки, и Азии, в благополучную Европу, ведь на их родине сейчас происходят военные конфликты, поэтому жить там  становится просто опасно. У такого явления как эмиграция может быть множество самых разных причин, а не только война где люди могут погибнуть. Это может быть нехватка воды, или продуктов питания, невозможность найти дома приличную работу, или каким либо другим образом реализовать себя, притеснение по языковому, или национальному признаку, сильный диктор препятствующий проявлению индивидуальности и творчества человека, или притеснение его по религиозному признаку. Все такие явления можно отследить в современном мире и сейчас, если конечно внимательно присмотреться к тому, что происходит вокруг. Поэтому оставив внимательному читателю возможность самостоятельно судить о том, что происходит в этом плане в современном мире, обратимся к Казанской истории, где тоже имеется множество примеров бегства по разным причинам людей со своей родины. Первым таким примером может быть  бегство племен Отяков от крещения Руси, еще в момент существования Булгарского царства на берегах Волги. Конечно, не от хорошей жизни бежали Отяки за Каму реку, а потому, что на родине их принуждали отказаться от прежних привычных богов, и поверить в нового чуждого им Христианского бога. Вместе с принятием новой религии, у людей на Руси отбирали все существовавшие прежде обряды, праздники, и привычную национальную одежду, а так же передававшуюся из поколения в поколение устную историю, которая естественно была вся пропитана упоминаниями о языческих богах. После появления на этой территории Казанского ханства, бегство населения в обе стороны только усилилось. Для этого не нужно даже читать текст летописи, а достаточно просто посмотреть какие районы до настоящего времени сохранились в современной Москве. До настоящего времени в этом городе остались названия связанные напрямую с жившими здесь в древности Татарами. Например, кто не слышал такого названия как Арбат, где селились этнические Татары, или наверное не все знают, что в Москве имеется улица носящая имя старо Татарская на которой тоже проживали представители этого народа. Даже среди Российской элиты можно найти знатный род князей Юсуповых явно ведущих свое родство от прежних Татар. Все эти сведения подтверждает и старинная летопись о Казанском ханстве. Вот что в ней говорится о том времени, когда Русское войско помогло Татарскому царевичу, жившему в Москве сесть на царский трон в Казани. (Посадил же на Казани Великий Князь служилого своего царя Мухаммед Эмина Ибрагимовича приехавшего из Казани к Москве с братом своим Ходелетифом.) 1. Чтобы еще больше укрепить родственные связи с Казанским царем, Московский князь отдал в жены его родному брату Кудайкулу свою старшую дочь Евдокию. Правда, все эти старания оказались напрасными, ведь через семнадцать лет дружбы, и мирных отношений  Казанский царь приказал перебить всех Русских к тому времени живших в ханстве, а их добро забрал себе. Естественно вскоре, ранней весной из Москвы пришло сто тысячное войско, чтобы наказать предателя, нарушившего клятву жить в мире. Но случилось так, что Русское войско под Казанью было разбито, и погибло вместе с ним пять главных воевод, двое из которых видимо были Татарами, пришедшими из Москвы. Вот, что говорится в летописи на этот счет. (Воевод же великих тогда пять убили, трех князей ярославских, князя Александра Яткова, князя Михаила Курбского, Карамыша с братом его Романом, да Федора Киселева, Димитрия Щенятьева в бою живого поймали, и замучил его царь муками горькими в Казани.) 2. Упоминание в летописи воеводы Карамыша говорит о том, что Русское войско видимо частично состояло из этнических Татар, которые тоже пришли из Москвы воевать с Казанью. Описание существования ханства в последние годы в этом плане тоже говорит многое. Например известно, что вместе с Русским войском против Казани воевало двадцать семь тысяч Касимовских Татар возглавляемых хашом Шиг Алеем. Кроме них в Русском войске было десять тысяч Золотоордынцев, под началом двух Татарских царевичей, которые после штурма крепости тушили загоревшиеся от взрывов подкопов стены, не дав огню разрушить все постройки. А вот среди защитников сидевших внутри крепости летописец упоминает множество Русских, называя их перевертыши, так как они сменили Православную веру на Ислам. По словам взятых в плен после штурма крепости Татар, эти Русские бились даже злее чем другие воины, так как не ожидали для себя пощады в случае пленения. Просматривая летопись можно даже примерно сказать, сколько таких людей сменивших веру жило в Казанском ханстве. Так в тексте можно найти строки в которых говорится, что еще за год до окончательного завоевания города, Татарская знать заключила мирный договор с Касимовским царем Шиг Алеем командовавшим всем Русским войском провозгласив его своим правителем. По этому договору, он должен был взять женой их царицу Сююн Бека, а на Русь отпускались все бывшие в ханстве пленные в количестве ста тысяч. Далее в тексте летописи говорится, что многие отказались вернуться домой и потом погибли все окаянные. Так сколько же человек отказалось уехать из Казанского ханства? Это можно узнать прочитав так называемую Никоновскую летопись, в которой автор говорит об этих же событиях но находясь на Русской стороне. Из этого источника видно, что на Русь вернулось только шестьдесят тысяч человек, а это значит примерно сорок тысяч решили остаться. Так вот именно эти люди поменявшие веру, и уже видимо имевшие семьи находились среди защитников ханской крепости. Причем не все эти люди пришли в Казань в виде пленных. Так в одном месте летописи говорится, как Московский царь узнал о сношениях своих бояр с Казанью с помощью грамот, которые привез ему хан Шиг Алей свергнутый с трона в результате заговора устроенного Татарской знатью. Когда Московский царь решил примерно наказать своих предателей бояр имевших сношения с врагом, то у него ничего не получилось. Только один боярин покончил с жизнью отравившись, а все остальные около десяти человек просто убежали с Руси. Естественно эти люди убежали в Казанское ханство, с которым вели до этого тесную переписку. Кстати говоря, и автора летописи, фрагменты которой представлены выше можно отнести к тем сорока тысячам перевертышей, ведь как он сам пишет про себя, юношей был взят в плен на Руси, после чего в течении двадцати лет служил Казанским царям писарем и переводчиком, став в конце концов Мусульманином и заведя здесь семью. Поэтому вполне естественно, что автор летописи участвовал в мирных переговорах с ханом Шиг Алеем, и наверное сам лично составлял текст мирного договора с Русскими воеводами, сидевшими в Свияжской крепости на реке Волга. А можно ли сейчас, по прошествии нескольких сотен лет, с тех пор хотя бы примерно сказать, сколько бывших Славян защищало ханскую крепость? Да такая возможность имеется, если мы знаем, что в ханстве осталось примерно сорок тысяч человек отказавшихся возвращаться на родину. Большая часть оставшихся наверняка уже имела семьи и детей, поэтому непосредственное участие в защите крепости могла принимать примерно одна треть оставшихся, а это около десяти тысяч человек, которые просто боялись возвращаться обратно домой, где их могло ждать наказание, за совершенные на Руси, или в плену преступления. Из текста летописи известно, что в осажденной Татарской крепости сидело тридцать тысяч защитников, треть из которых могла быть в прошлом этническими Славянами. Конечно, за несколько сотен лет прошедших с тех пор, в мире многое изменилось, остались в прошлом рабовладельческие государства, но проблема бегства за рубеж людей и капиталов осталась. Всем хорошо известны современные нувориши, наворовавшие на родине миллиардные капиталы и сбежавшие с ними за границу. Да и дети крупных чиновников управляющих страной, как правило учатся, и живут за границей, видимо ожидая прихода того времени когда их родитель уйдет в отставку, и тоже переберется к ним купив за бугром элитную недвижимость. Такая практика появилась очень давно, задолго до произошедшей в стране февральской революции 1917 года, когда основная масса Российской элиты представлявшей цвет общества, чтобы не быть попросту физически уничтоженной была вынуждена бежать за границу. Установившаяся в стране после февральской революции Советская власть тоже способствовала бегству людей за рубеж, просто высылая одаренных деятелей культуры критиковавших новые порядки, без права их возврата на родину. У этого явления даже появилось свое особое название, вторая волна иммиграции. Современная молодежь, не способная реализовать себя дома, тоже стремится сбежать за границу, видимо руководствуясь принципом, хорошо там где нас нет. Молодые девушки, например, всеми силами стараются выскочить замуж за иностранца думая, что там им жить будет лучше, чем на родине. Но осознают они свою ошибку только оказавшись за рубежом, ведь простого человека без средств, там в скором времени ожидает полное  разочарование, а вот вернуться обратно на родину у многих уже не хватает денег. Конечно Россия очень сложная для жизни страна, но и за бугром начинать жизнь с нуля тоже не просто. Поэтому, нужно наверное руководствоваться принципом, где родился там и пригодился, а не искать лучшей жизни за границей, где не текут молочные реки с кисельными берегами.
                Использованные материалы.
1. Фрагмент текста летописи, о зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.
2. Фрагмент текста летописи, о зачатии и взятии царства Казанского Московским царем Иоанном Васильевичем.               


Рецензии