Пенсионерская осень. Окончание

Ноябрь.

Сказано-сделано. Мы в Филармонии, где в основном присутствуют дети 6-7 лет с родителями или бабушками. Чуть-чуть опоздав, перед нами садятся 2 очаровательные девочки-близняшки с изогнутыми косичками как у Пеппи. Они постоянно капризничают, им не нравятся места, они пересаживаются. Видимо, мама настояла, чтобы они пришли в театр с такими необычными, привлекательными причёсками. Мама явно переусердствовала, и в результате сестрички явились без настроения. Как же нам, взрослым, не хватает терпения и понимания, что главное - "не делать нервы". А Юлия Пересильд в образе озорной Пеппи уже дирижирует губернаторским симфоническим оркестром! Из зала слышен смех юных зрителей. Близняшки вместе со всеми радостно аплодируют весёлым проделкам Пеппи.
Было опасение, что чтение отрывков из знакомой сказки в сопровождении оркестра Сергея Оселкова не понравится нам, но талант исполнителей достигает самых прекрасных уголков души и сердца. Это ясно по нашей детской непосредственности, с которой мы двинули после спектакля в кафе, оживляя моменты детства и непрочитанные актрисой истории из жизни непослушной девочки.
- Тань, помнишь, как Пеппи стояла на крыльце дома, куда её пригласили в гости, и, не решаясь войти, скомандовала себе решительно, напугав хозяйку дома: «Ружья наперр-р-ревес! Шагом марш!» - вспоминает Поля и пересказывает мне главы из книги.
- А как ты на Новый год заплела себе 2 тугие косички и сшила костюм Пеппи, сделав сюрприз родителям?
- Да. Было всё не просто: я в волосы вставляла спицы! - тараторит Поля, держа меня за руку.
Мы входим в Горьковскую библиотеку и спускаемся в кафе "Пешков". Поля берёт себе "Мясо по-французски" и пирожное с компотом.
- В этой библиотеке все книги есть, - сообщаю я.
- Да? А меня запишут?
- Спросим.
Полю записывают.
Я горжусь своей внучкой, которая любит читать. Дай бог тебе счастья, Полина, любовь моя! И я благодарю тебя за иллюстрации к моим сказкам.


Как только внучка уходит домой, я тороплюсь на литературную экскурсию. Вот ведь чистая правда - кто понял жизнь, тот не спешит. На ходу допивая горячий чай, левой рукой закрываю входную дверь. И куда теперь чашку девать? Не в почтовый же ящик? Хорошо, что я в приметы не верю -  каждый раз возвращаюсь: то забуду ключ, сейчас чашку некуда пристроить.

 Доезжаю до "Цирка", а потом спускаюсь по ступенькам и мимо хлебозавода, откуда вкусно пахнет свежей выпечкой, подхожу к ТЮЗу. Издалека замечаю свою подругу Нину - яркую блондинку в лёгком светло - малиновом пальто. Известно, что люди делятся на тех, с кем приятно строить отношения и тех, с кем лучше не иметь никаких дел. С Ниной всегда интересно общаться и всюду приятно бывать.
- Здравствуй, дорогая Нина! Ты прекрасно выглядишь.
- А вот из-за таких молоденьких, как ты, нам и прибавили годы выхода на пенсию, - шутит она.
- Недолго мы с тобой продержались без экскурсий! Только недавно слушали рассказ Игоря Канаева.
- Да. Мне понравилось путешествовать с ним по Приокскому. Особенно запомнилось, как он поэтично провёл параллели с фильмом "Весна на Заречной улице", рассказывая о нашем посёлке, где есть и улица Заречная, и голубятня, и заводская проходная.   
- Когда-то мы рассказывали студентам о Рязани, а теперь наступили золотые времена, пусть нам говорят, а мы с удовольствием послушаем.
- С погодой повезло: солнечно, но немного ветрено, - замечает Нина, надевая на ходу модный палантин, сверкнув французским маникюром.


Мы спешим за экскурсоводом Светланой, которая повествует о зданиях, где бывали, работали, служили, преподавали, гостили или жили в разное время писатели Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Константин Георгиевич Паустовский, Константин Симонов, Александр Исаевич Солженицын, сёстры Софья, Прасковья, Надежда Хвощинские. В дом на Семинарской приезжал художник Иван Николаевич Крамской, чтобы написать портрет Надежды Хвощинской по заказу купца-мецената, создателя картинной галереи Павла Михайловича Третьякова. Надежда согласилась позировать при условии, что портрет будет выставляться только после её смерти. Скромность Хвощинской, писавшей под псевдонимом Крестовский, меня поражает. Я бы с удовольствием согласилась иметь свой портрет на холсте кисти известного художника. Так я размышляю о своей нескромности, когда мы проходим мимо Пушкинского сквера, где любили гулять студенты в 18-19 веке. У задней стены фабрики "Рязаньвест" Нина вспоминает, как ей пришлось год до института работать здесь.
- Век не забуду один кошмарный поздний вечер, когда моя напарница Любка перебрасывала через кирпичную стену стыренную пару обуви.
- Кто умеет, тому и карты в руки.   
- Вот-вот, а я шнурки не в состоянии спереть с ботинок, не то что вынести женские сапоги. И бежала по этим тёмным коридорам вслед за Любкой только из-за того, что мне с ней домой идти с этой ночной смены.
Нина - прекрасная рассказчица и умеет посмеяться над собой, но не умеет и не желает ловчить. Вспоминая курьёзные ситуации и "как молоды мы были", возвращаемся к ТЮЗу, где до 1961 года находился театр.


После интересной экскурсии я у мамы.
Она встречает меня почти со слезами:
- Я ведь себе чуть глаз не выколола.
- Как же так?! - сочувствую я, наблюдая её покрасневший левый глаз. (Хорошо, что зашла, думала один день пропустить).
- Лежу, молитвы слушаю на телефоне. Вдруг нечаянно ткнула большим пальцем, да так сильно, думала, кровь пойдёт, прямо в белок попала, не успела закрыть.
- Нужно "скорую" вызвать! - набираю я 112:
- Алло! Маме 90 лет, повредила глаз. Вы можете приехать?
- Мы посмотрим и отвезём в клинику.
Вот и определились планы на вечер. А я гадала - идти мне на мероприятия в Горьковскую библиотеку или нет.
Мы заранее собираемся в путь, ожидая "Скорую", но врач осматривает глаз и не обнаруживает повреждений:
- В "Семашко" ехать не надо.
В аптеке я покупаю глазные капли "Гентамицин" за 100 рублей. Не стала искать за 14, такую дешёвую цену назвал доктор. У мамы есть деньги, ей можно ни в чём себе не отказывать! Я же без финансовой поддержки дочери и мужа долго не протяну. Пенсию выдают 11 числа. Через неделю её обычно не остаётся.


Мама засыпает, а мои приключения на этом не заканчиваются. Я еду на улицу Грибоедова в центр культуры и туризма на выступление артистов молодёжного экспериментального театра МЭТ. Спектакль-перфоманс "Осенние метаморфозы" студентов 3 курса института культуры мне нравится. Это пародии, мизансцены, танцы, вокал. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Василий Грищенко представляет свою труппу - молодых красивых девушек и юношей. Особенно запоминаются два брата - близнеца, высокие блондины, талантливые будущие актёры, безусловная гордость наставника. Певец и поэт Нурислан Ибрагимов говорит, что теперь подобные представления будут постоянно устраиваться в этих стенах.   
Отдохнувшая и впечатлённая представлением, под огнями вечернего города спокойным шагом через площадь Свободы, по крутым деревянным ступеням вверх по улице Новослободской, переходящей в Почтовую, сворачиваю вправо. Вот и библиотека!


С минуты на минуту начнётся настоящий праздник - "Ночь искусств"! Зрители сомкнулись кольцом в ярком, светлом фойе вокруг готовящегося к выступлению молодого танцевального коллектива. Есть время спуститься в раздевалку, где продаются поделки ручной работы: куклы, свистульки, украшения - ярмарка творчества! Приобретаю вязаную лошадку для внучки и бегом наверх, где уже играет гармонь, звонко стучат каблучки девушек, которых парни кружат в весёлом хороводе! Зрители занимают удобные места для просмотра на всех 3 этажах библиотеки. В программе множество мастер-классов. Есть и хореографический "Танцующий город" от школы танцев "Губернский бал". В основном же мероприятия рассчитаны на детей - изготовление бумажной скульптуры, открыток, закладок, поделок из природного материала, обереговых кукол из ткани и многое другое. Я с удовольствием учусь делать журавля и голубку (оригами). В "Одноклассники" я размещаю фото, где уютно расположилась в кресле у парикмахера Киры из салона "Стрижки-книжки", которая колдует над моими волосами, сооружая причёску. В общем я чувствую себя моделью, несмотря на то что мастер-класс имеет название «Длинна коса - девичья краса».
Вот чем запоминается замечательный День независимости и единства - 4 ноября! 


Завтра нет сил пойти на студию, куда приглашает меня руководительница ассоциативного танца Алла. Это наверняка ярко, многообещающе! Алла умеет удивить своим творчеством.
- Алла, поздравляю тебя с началом нового проекта.
- Да ещё рано.
- Если есть уже помещение, реклама, твой опыт работы как организатора и преподавателя танцев, то всё получится.
Весь день с удовольствием читаю книгу Гузели Яхиной "Дети мои", не забыв, конечно, сварить красный борщ. В 19.00, не желая критики со стороны мужа (вчера весь день не была дома и сегодня снова куда-то едешь на ночь глядя?)говорю:
- Прогуляемся? (если нет, поддержу Аллу)
- Пошли.
- Алла, я не успеваю. Ты до которого часа будешь? – звоню.


Интуиция подсказывает, что ездить со спального района в центр поздним вечером не смогу. Театральную студию я бросила, а заняться движениями мне давно пора. А если обратиться в Дядьковский сельский клуб, который в двух шагах?
Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра!
Прогуливаюсь за 20 минут до клуба и записываюсь на "Танцы народов Мира" к Галине Мосякиной. В "Одноклассниках" она неподражаема и обаятельна в зелёном индийском костюме. На прекрасном первом занятии после разминки повторяю новые движения. Молодые женщины страстно исполняют бразильский танец и под кассетный магнитофон водят хоровод. А молодая пара репетирует "Танго". 3 танца в костюмах будут исполнены на мероприятии через 2 недели. Я не успею выучить все движения,которые они репетируют с июля, но не это главное: преподавательница мне нравится, группа тоже. Девушки на разминке болтают о работе, о том, что поменяли резину на своих автомобилях.
- Молодцы, девушки, - говорю, - всюду успеваете и сами рулите.
- А вы тоже на авто приехали? - спрашивает Галина.
- Нет, я люблю пешком, особенно перед сном.


Маме я не рассказываю о группе "Бирюза". Во-первых, она очень плохо слышит, во-вторых, ей самой хочется повспоминать, в-третьих, может, я не стану ходить на танцы по каким-либо причинам, как и на театр.
Сегодня с мамой вяжем пятку у носка. Она показывает, как аккуратно у неё получается, и рассказывает истории из жизни. Ей не лень перевязывать, если не нравится.
- В деревню приезжала в отпуск из Питера дальняя родственница Лиза, которая выступала в цирке как воздушная гимнастка. Так вот, она просила меня научить её пяточку вывязывать.
- Ты её научила?
- Да, она меня сердечно благодарила за это.
Мама начала вязать с самого раннего детства и пошла в первый класс в чулках, связанных самостоятельно. В нашем селе Польное Ялтуново Шацкого района вязали все: ходили по улице и носили с собой сумочки с вязёнкой. Пока идёшь к дочери с одной улицы на другую, например, с Порядка на Неголь, можно связать полноска. Шерсть была всегда, потому что держали овец и научились прясть кудель. До сих пор на чердаке деревенского дома сохранилась бабушкина самопряха, возле которой папа запечатлел меня, трёхлетнюю, на чёрно-белом снимке вместе с бабушкой Катей за прялкой. Я держу в руках клубок с нитками и хитро смотрю на кошку. Спасибо тебе, дорогая мама, что ты подарила мне жизнь и не жалеешь любви, воспитывая и балуя, прощая всё на свете. В "Одноклассниках" я размещаю фото мамы: "Прекрасна в 90 лет мамочка моя". Маму приятно удивляет, что более 50 человек, её знакомых и незнакомых, откликаются добрыми пожеланиями здоровья и долгих лет жизни.


Возвращаясь домой от мамы, вспоминаю о ещё одном важном мероприятии, на котором я очень хотела быть, но не смогла. Это презентация сборника "Переяславль" с публикациями авторов Рязани, в котором напечатаны и 3 мои сказки: " Добрыня Никитич и меч-кладенец", "Звёздочка", "Яблоневый сад".
Дома включаю ноутбук и не нахожу на флешке так увлечённо напечатанные утром мгновения золотой осени. Ничего не сохранилось! За помощью иду в ближайшую детскую библиотеку. Вдруг помогут! Доброжелательная женщина участливо относится к проблеме, отыскивая мои записи.
- Введём название. Какое?
- "Пенсионерская осень"... Такой писатель, - вздыхаю я.
- А что Вы написали?
- Вот, дарю вам книгу сказок «Дни недели».
- Приглашаем Вас выступить перед четвероклассниками на краеведческом кружке в декабре.


Милые планы я составляю в голове по дороге домой. Хорошо бы использовать элементы кукольного театра, рассказывая о злых медведях-великанах, которые сторожат мёртвое болото, о русалке-чамке и других чудовищах. Вместо девочки-звёздочки использую куклу. Дома я набираю текст заново. Стоит иногда потерять время, чтобы приобрести новых друзей.


Подходит к концу осень. В этом году она подарочная. Сегодня последнее воскресенье ноября. По первому снегу шагаю в Дядьковский Клуб на концерт, посвящённый Дню Матери. В зрительном зале присутствуют бабушки, дедушки, мамы и папы с детворой. Каждое выступление – на бис! Особенно трогательно читают шуточные стихи и поют частушки дети. Я с нетерпением жду ансамбль «Бирюза». Девушки появляются в ярких украшениях и жёлтых, синих, зелёных нарядах. Под зажигательную музыку они буквально «рвут зал» бразильскими ритмичными движениями!
- Браво! Бис!
Сидящий рядом со мной молодой папа с двухлетним сыном, оставив его бабушке, стремительно выбегает с фотоаппаратом. С коробкой конфет, приготовленной для Галины Мосякиной, я следую за ним, чтобы встретить девушек и поздравить с успешным выступлением. Замешкавшись, пробегаю по 2 этажу. В фойе клуба Лена в экзотической юбке лимонного цвета позирует мужу, который фотографирует её в бразильском наряде (вот молодцы, везде успевают, хотя воспитывают двух маленьких сыновей) Вот и остальные участницы ансамбля! Воодушевлённые, в приподнятом настроении и в некотором волнении друг за другом они бегут переодеваться. 
- Девушки, как вы здорово станцевали! Без единой ошибочки, всё на одном дыхании! Как улыбались! Уж не знаю, смогу ли я так?
- Спасибо!
- Да всё у Вас получится! - говорит Галина. 
По дороге домой думаю: Галина моложе меня на 7 лет, а смотрится со сцены на 30 - 40 лет, словно ровесница остальным девушкам. Впишусь ли я к ним? Нужно улыбаться, как Галина, на это вся надежда! 


P.S. Завершить свой рассказ хочу моментами встречи с однокурсницами. Если читатель помнит, в начале моего повествования в кафе "Старый парк" Зоя рассекретила все наши возрастные комплексы. Но что удивительно: после этого судного дня мы стали бывать чаще в "Сковороде" и других кафе.
Вот мы гуляем на юбилее Вики. У неё дома всё блестит: от вилок и ножей до книжных полок, которые стали большой редкостью в квартирах.
- Так кто замуж-то вышел? Я ведь не была на прошлой встрече, - интересуется Яна.
- Елена Николаевна (отчество на "Н") расписалась наконец-то с приличным человеком, с которым в отношениях уже год, -  сообщает Рита.
Мы фотографируемся с букетами цветов именинницы. Стол утопает во всевозможных яствах. Зачитываем письмо Путина, в котором он приглашает дорогую юбиляршу отметить этот день вдвоём, так как они оба рождены 7 октября. Он зовёт на Алтай, на Камчатку. Заманивает её помочь в государственных делах.
Вика отвечает:
- Да! Согласна я Вас поддержать, но юбилей буду с подругами встречать.  В "Одноклассниках" выкладываю фото нарядной, стильной Вики с шуточными подарками президента.
Мы веселы, молоды и нисколько не смущены своим осенним возрастом. Впереди белая зима, новые эмоции и впечатления:
«Пусть зима белой птицей
Унесет в небеса
Наш роман небылицей
Промелькнёт как слеза.
А пока комплименты
Кружат голову мне,
Дней осенних моменты
В ярко-рыжей листве».


Рецензии
Здравствуйте Татьяна!Это Вы правильно,что пишете в основном сказки,ещё в школе что-то читают,а уже после "В контакте" или "Одноклассник".Спасибо,что заглядываете на мою страничку и всех благ!

Сергей Шежемский   26.01.2019 00:40     Заявить о нарушении
Спасибо!И Вам, Сергей, творческих и всяческих успехов!

Татьяна Боронтова   26.01.2019 09:47   Заявить о нарушении