Русский песенный фольклор. Предуведомления

Предуведомления к Сборнику Русской народной песни.

     В подборе текстов для Сборника Русской народной Песни были использованы следующие материалы:

     Гербель Н. Русские поэты в биографиях и образцах. 138 поэтов.
     Киреевский П.В. Песни, собранные П. В. Киреевским. 1929.
     Листопадов. Песни донских казаков. 1949.
     Лопатин Н.М. и Прокунин Н.М. Сборник русских народных лирических песен. 1889.
     Песни тиролек и московских гризеток. 1860.
     Попов Н.П. Смоленский рукописный сборник. 1883 г.
     Розанов А.Н. Рыбинский рукописный сборник. 1936 г. 1944 г. 1952 г.
     Ройский К. Избранные русские народные гимны и песни в руководствах для пения Маренича, Альбрехта и др. 1888.
     Сальников А. Русские поэты за сто лет в портретах, биографиях и образцах. 123 поэта. Сальников даёт биографические сведения и образцы творчества таких поэтов, как Андреевский, Арсеньев, Афанасьев, Будищев, Бутурлин, Быков, Величко, Гербель, Деларю, Ковалевский, Коринфский, Кусков, Ладыженский, Лебедев, Медведев, Оболенский, Позняков.
     Соболевский А.И. Великорусские народные песни. 1895 г.
     Собрание песен народных, малороссийских, цыганских, святочных и свадебных, художественных романсов и т.д. 1877.
     Чулков М.Д. Пулковский песенник. Конец 18-го века.
     Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах. 1898.
     Якубович П.Я. Собрание лучших оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века. 113 поэтов.
     Якушкин П. И. Народные стихи и песни. 1884.
     +++++++++++++++++++

     Особое место среди Сборников и Песенников Русской фольклорной лирики занимает Сборник Киреевского, который безусловно относится к памятникам мировой культуры, представляющей поэтический гений русского народа, вместе с Махабхарата, обеими Эддами, Манасом, Калевале.
     У истоков собрания, его вдохновителями, стояли братья Языковы, Гоголь, Соболевский,  Востоков, Даль, Кольцов, Якушкин, Погодин, Кавелин, Шевырев, Вельтман, Стахович, Костров, Писемский, Жадовская, Маркович, Жуковский, Пушкин, Гоголь, считавшие, что такого рода произведение станет неоценимым сокровищем, которое даст миру чистое, верное, золотое зеркало всего русского, настоящим научным подвигом.
     Пушкин передал в самом начале исследований Петра Киреевского тетрадь песен, которую он сам собрал в Псковской губернии. Пушкин же предложил создать Единый свод всех народных песен России. Он также написал предисловие к первому тому первого выпуска этого Единого свода.
     Сборник Киреевского стал Великим подвигом всей передовой русской интеллигенции середины 19-го века. Ничего подобного не наблюдалось в отношении народного фольклора ни в одной стране мира ни до, ни после этого события.
     Сперанский отмечал, что семья Киреевских своей собирательной деятельностью застолбила немедленно и сразу за собой центральное место среди собирателей и исследователей России. Пётр Васильевич, как вождь этого движения, чётко обозначил цель и путь к ней, постоянно синтезируя бродящие в русском обществе идеи.
     В сборнике были собраны песенные сокровища от Архангельска до Астрахани, от Украины и Кубани до Алтая.
     Везде интеллигенция с воодушевлением восприняла идею собирания песенного творчества русского народа. На Севере эту работу возглавил адмирал П.Ф. Кузмищев, просто учитель Н.П. Борисов, на Урале группу вдохновлял В.И. Даль, На Волге работали братья Языковы, на Украине откликнулся М.А. Максимович. Многие студенты Московского и других Университетов России пошли в народ. В их числе были П.И. Якушкин, Н.А. Костров, П.М. Перевлесский.
     Сердцевиной этого первого общенационального фольклорного свода, фольклорной энциклопедии стали песни, записанные самим П.В. Киреевским в Центральной России. Он почти за четверть века объездил Московскую, Тульскую, Орловскую, Калужскую, Рязанскую губернии.
     Ранее появлялись сборники русских песен, но они не охватывали уникальную широту русской народной песенной словесности, её жанровое и тематическое разнообразие. В Сборник вошли все виды поэтического песенного народного творчества: былины, народные стихи, исторические, обрядовые, календарные песни, шуточные, сатирические, бурлацкие, ямщицкие, разбойничьи, солдатские и другие. Пушкин сравнил эти жанры с лестницей чувств народа к окружающему миру. Это были чувства трагические, лирические, эпические, протестные, гнев, сатира, юмор.
++++++++++++++++++++
     Детство Киреевского Петра и его старшего брата Ивана связано с Долбино. Идея собирания русского фольклора, как полезная и интересная работа для воспитания духа принадлежит Жуковскому, которые жил неподалёку. В одном из своих писем матери братьев, которые тогда были ещё мальчиками, он писал, что хотел бы, чтобы братья Киреевские и его сёстры занялись бы собиранием для Жуковского русских сказок и преданий.
     Он писал, что нужно заставлять рассказывать деревенских рассказчиков, всё, что они умеют, и записывать их известия. В то время это выглядело смешно. Но Жуковский называл эти рассказы национальной поэзией, которая пропадает, потому что никто не обращает на неё внимания. Он считал, что в этих рассказах заключаются народные мнения, предания, легенды и мифы, в которых даются понятия о нравах, просвещённости народа, о его старине.
     Жуковский полагал, что собирание народного творчества является лучшим педагогическим способом воспитания детей. Это наилучший способ нравственного воспитания, основа любого порядочного образования. При таком собирании вырастают не скороспелки, а вдумчивые участники своего времени. Собирание народного творчества должно стать основой для будущего освоения наук, ибо эти науки придут сами и очень скоро. Для их освоения дети уже получат зачатки ума, охоты к занятию, характерность. Остальное будет легко.
     Ещё раньше, в 1801 г. Андрей Тургенев, участник Дружеского литературного общества, призывал заняться собиранием образцов народной поэзии, считая её основополагающим источником самобытности народа и самой литературы.
     К тому же призывали Херасков, Карамзин, Львов, Шишков, Востоков, Мерзляков.
     Первыми же на этом поприще проявили себя Пушкин и Гоголь, которые сами начали вести тетради с народными записями. Пушкин начал свои собирательства в период своей Михайловской ссылки между 1824–1826 гг.
     И вот наконец, вдохновлённый гениями литературы, начальниками собирательства, рождается новый гений, собственно собиратель, Пётр Киреевский, который решается на свершение Великого Подвига во славу русского народа.
     К тому времени существовали сборники песенные, но они собирались не из уст народных, а из разных источников. Тексты песенные были в них изменены в угоду действовавшему тогда снисходительному отношению к русскому народному гению, они были причёсаны по последней картинке моды.
     Певучесть русского крестьянина не знает границ, такого певучего народа больше нет нигде в мире. Песня присутствует во всех мгновениях жизни русского крестьянина. Он посвящает свои песни всем видам своей жизни: и одиночеству, и общественной жизни, земледельчеству, ремесленному труду, всё сопровождается песней. Оттого так много русских народных песен. Их на самом деле необъятное количество. Не успеют собиратели что-то записать, как на следующий день появится песня про их приезд, содержание которой обязательно свяжется с важными обычаями в жизни села.
     Особенность Киреевского сборника заключалась в том, что все тексты шли с голоса. Этот принцип был новым словом не только в славянофильстве, но и в мировой национальной литературе. Песни, которые поются в народе, должны быть записываемы и воспроизводимы слово в слово, без изъятия и разбора. Таков основной принцип Песенной прокламации Петра Киреевского. Этот принцип соблюдался всегда, соблюдается он и до наших дней.
     Впервые принцип фонетической фиксации народной речи с отражением в записях всех видов и форм диалектных произношений использовали Костров и Якушкин
     Неподготовленному читателю или исполнителю песен поначалу кажется не совсем удобным восприятие таких текстов. Они не сразу укладываются в систему современных ритмических установок. Но у этих текстов есть своё неоспоримое преимущество, поскольку они являются отражением дыхания самого русского языка. На первый взгляд чтение текстов кажется неприятным для глаза, но со временем природа языка, струящаяся из текстов, берёт своё, и, преодолев неприятность, читатель начинает воспринимать текст больше ушами, получая истинное наслаждение.
     К тому времени популярный сборник шотландских песен составлял 77 текстов, германский сборник содержал 100 песен. У Киреевского в рукописях содержалось 2000 песенных текстов, записанных с голоса.
     В 1821 году в Долбино, в имении Киреевских был создан Долбинский университет из местных крепостных крестьян, для которых Жуковский разработал правила записания народных песен, сказок, стихов.
     Имение Жуковского было неподалёку от имения Киреевских, он часто бывал у них, принимал участие в воспитании детей, в чём помогал их матери, овдовевшей после 1812 года.
     Именно воспитанникам Жуковского, братьям Киреевским, выпало на долю совершить Великий подвиг собирания русского народного поэтического творчества.
     Мерзляков, один из университетских наставников Киреевских, писал, что интеллигенция его времени лишает себя удивительных сокровищ. В русских песнях есть и нравы, и истинные чувства, и правда, и доблесть. Всё это постыдно называть варварством и первобытностью.
     Одним из зачинателей собирания русских песен в Московском университете стал Снегирёв, профессор по римским древностям. Он был членом Румянцевского кружка и считался наиболее авторитетным специалистом в археологии, этнографии и фольклора.
     Адам Чарноцкий (Ходаковский), польский этнограф и фольклорист в 1820–1822 годах осуществил экспедицию на русском Севере, собрав внушительный объём материалов для Словаря названий городищ и урочищ. Петру Киреевскому тогда было всего 15 лет, но он помогал Ходаковскому разбирать этот архив. Впоследствии он будет активно использовать технологии топонимики Ходаковского.
     Основоположником украинской фольклористики был Максимович, который издал в 1827 г. Сборник Украинских народных песен. В этой работе также отметился труд Петра Киреевского.
     Пётр Киреевский к 1827 году получил солидное образование, уже свободно владел семью языками, издавал много своих переводов в Московском Вестнике.
     С 1829 г. братья Киреевские проходят стажировку в германских университетах. По возвращении Пётр начнёт записывать народные песни, а Иван будет издавать журнал Европеец.
     Именно после Германии братья обращаются к славянофильству, как имеющему величайшее значение для Русского народа, отмечаемому свежестью и гибкостью своих способностей, одушевлённостью. Глубина и широта русской народной словесности в порядки превосходила германскую, по мнению Петра.
     Так из западников по всем внешним признакам братья Киреевские становятся славянофилами.
      Оба они восхищались Шеллингом, ездили в Германию слушать его философские проповеди. Шеллинговская Философия Свободы, Искусства привлекала русских интеллигентов. От неё веяло дыханием природы.
     Шеллинг разметал философские и эстетические догматы, он открыл источники тёплых весенних лучей, которые пробудили в новых молодых семенах дремлющие силы.
     Насытившись шеллингианством, имея уже опыт общения с русской народной поэтической словесностью, Киреевские отмечают, что эта Гора породила всего только мышь. В беседах в Шеллингом они не находят подтверждения своим помыслам и опытам, зародившимся в в Долбинском крестьянском Университете.
     Но именно благодаря идеям Шеллинга братья нашли то, что им нужно было. Ведь основополагающей идеей этого германского философа была необходимость признания основой культур её национального исторического происхождения, основанного на национальном же бытие. Кумир отвлечённого духа всегда будет побиваем цельным и самоответственным значением своего происхождения.
     Сама идея славянофильства обсуждалась за тридцать лет до Шеллинга, ещё в 1801 году, когда в Дружеском Литературном обществе Жуковского и адмирала Шишкова уже называли славянофилами. Тогда же участники этого кружка призывали к необходимости обращения к фольклору.
     Кюхельбекер призывал в одном из своих воззваний, к тому, чтобы слава Российской поэзии возносилась из русского народного творчества. Отсюда будет подниматься Русская Держава как в гражданском, так и в нравственном Духе, воздвигнув Святую Русь на пьедестал первой державы во всей Вселенной. Только вера дедов и праотцов, только нравы отечественные, только народные летописи, песни и сказки принесут чистейшие и вернейшие источники для русской великой словесности.
     Во всём мире начинались движения за национальную литературу. Но были и критики устремлений в фольклористику, которые утверждали, что национальная принадлежность полезна до известной степени. Так или иначе, говорили они, принадлежность ко всему миру представляется выше и лучше. Лучшее в поэзии каждой страны и народа, это не национальное, а общее, утверждали западники.
     Путь братьев не был гладким. Романисты, проповедники западнического направления в литературе имели свои возможности для продвижения западнических программ на самых высоких ступеньках иерархической лестницы русского общества. Журнал Европеец после публикации обзоров «Девятнадцатый век» и «Обозрение русской литературы за 1831 год» был немедленно закрыт. Спасло заступничество Жуковского. Это был Николаевский режим, который был силён и в литературе. Несогласных могла ждать суровая кара.
     Первые публикации народных песен Киреевский готовил к 1832 году. К работам по собиранию народных песен привлекались целые дворянские семьи, как это было с семьёй Языковых, который в одном из своих писем достаточно красноречиво скажет, что, несмотря на наши труды по собиранию народной лирики, счастье большое, что нашёлся на Святой Руси человек, взявшийся столь добросовестно заниматься собирательством русского фольклора, Пётр Киреевский, на котором, как на граните и должен соорудиться Храм народного фольклора.
     Датой рождения Собрания Киреевского можно считать 1831 год. Как раз в это время Пушкин в Царском Селе пишет Сказку о царе Салтане, Жуковский создаёт Сказку о спящей царевне, а Гоголь трудится над Вечерами на хуторе близ Диканьки.
     В это самое время Гоголь пишет Жуковскому, что вместе со Сказкой о царе Салтане начинается воздвижение Храма чисто русской поэзии, которому станут поклоняться наши потомки, имут место, где возносить будут молитвы свои. Как прекрасен удел великих зодчих русской народной словесности, восклицал Гоголь.
     С 1831 года Пётр Киреевский заложил основы и принципы собирания народной поэзии, что стало замечательным фактором национальной культуры на все века. Отсюда Пётр становится главой целого направления, в котором участвуют множество известных и незаметных собирателей, писателей, военных, одним словом всех людей, способных к пониманию народного творчества.
     Киреевский перечисляет многих из них в своём первом издании. Имена своих беззаветных вкладчиков он даёт в хронологии передачи песенных материалов в коллекцию Собрания:
     Языковы, П. М. Бестужева, Ек. М. Хомякова, Д. А. Волуев, А. С. Пушкин, А. X. Востоков, Н. В. Гоголь, М. П. Погодин, г. Тихомиров, Перевлесский, И. М. Снегирёв, С. П. Шевырев, В. М. Рожалин, А. Н. Попов, К. Д. Кавелин, В. А. Трубников, Д. П. Ознобишин, А. Ф. Вельтман, В. И. Даль, И. И. Клементьев, А. Н. Кольцов, Ю. П. Гудвилович, С. А. Соболевский, Сопиков, П. И. Якушкин, П. А. Улыбышева, Н. П. Киреевская, М. А. Воейков, Е. И. Попов, Д. А. Путилов, М. А. Стахович, И. С. Савинич, М. А. Максимович.
     Самые ранние тексты, вошедшие в Собрание Киреевского, относятся к рукописи 1790 года из Румянцевского музея.
     Идея Собрания Русских Песен, как единого песенного свода русской лирики, принадлежала Пушкину.
     Первый вариант Сборника Киреевского, куда были включены также записи Пушкина и Соболевского был готов уже в 1830 году. Материалы были отправлены за границу для издания, но там пропали.
     К 1933 году общий объем Собрания народных песен П. В. Киреевского предположительно составлял около десяти тысяч песен. Так что ни дореволюционная, ни Советская, ни уж тем более современная наука до сих пор не в состоянии реализовать его полное издание.
     Авторами русской народной поэзии являются десятки тысяч безвестных русских людей вместе с великими поэтами и композиторами. Передовая русская интеллигенция всегда испытывала интерес и тягу к народной лирике. Сумароков вместе с Державиным ещё в 18 веке обнаруживали в своём творчестве тяготение к языку устной народной лирики. В 19-м веке Пушкин, Даль, Лермонтов поставили русскую поэзию на путь фольклорной самобытности.
     19-й век отметился поистине всенародным стремлением к единению народной и литературной поэзией. В творчестве гениев и столпов русской поэзии произошло соединение стремления народа к литературе, а интеллигенции к фольклору.
     Это была выдающаяся встреча двух творческих направлений, отражающих две идеологические установки того времени, характерность которой мало изменилось и сегодня. Эти установки таковы: литературно-книжное творчество ищет общее в поэзии всех стран и народов, фольклор вырабатывает это общее из своего бытия.
     К 1860 г. В.А. Елагин стал правопреемником бесценного наследия П.Киреевского Собрания народных песен. Он по настоянию и просьбе К.С. Аксакова передал права на издание Сборника Обществу любителей российской словесности». При этом В.А. Елагин выразил пожелание принять также и самому участие в трудах по сему изданию, не только в разборе архивов, но и частичном покрытии издержек. Что касается «барышей» от издания, то оные он хотел бы направить на поддержание в пользу малолетних наследников покойного.
     В издании Собрания принимали участие К.С. Аксаков, П.А. Безсонов, В.И. Даль, Н.Н.Гиляров-Платонов, Соболевский С.А.
     Было издано 1200 экземпляров по цене за каждый в 50 коп. серебром. 100 экземпляров полагалось раздать Членам Общества бесплатно, согласно § 6 Устава Общества.
     Материалы для последующих после 1832 года изданий не ограничились только теми, что были найдены в архивах П.Киреевского. Сюда, в пополнение издания, были присоединены другие песни из печатных изданий. Это были Сказки, Исторические показания, Предания.
     Опубликованные на сегодняшний день русские народные песни, составляют всего лишь небольшую часть всей народной лирики, поскольку составители популярных сборников сознательно не включали в них многие песни, имевшие большой успех, но с точки зрения заказчиков, редакторов, издателей, духовных руководителей государства, слабые в художественном и идеологическом отношении. До сих пор основная масса собранных братьями Киреевскими народных песен, пылится в архивах и ждут своих певцов.
     +++++++++++++++++++++++++++++++

Киреевский систематизировал материалы, которые подготовил к изданию. Он делил их следующим образом:
1. Авторские песни, которые вошли в русский фольклор.
2. Народная песня.
3. Русская песня. Авторские подражания народным песням.
4. Песня. Авторские подражания народным песням.
5. Романс. Авторские подражания народным песням.
6. Исторические песни. Теперь их называют Эпические песни
+++++++++++++++++++++++++++++++++
            
             1. Авторские песни, вошедшие в фольклор.
     В жанре русской песни западники Дельвиг и А.К. Толстой творили вместе поэтами крестьянами. Изустная классическая народная лирика, часто попадала в песенные сборники, став популярной среди литературной элиты. С другой стороны, многие романсы в авторстве литераторов проникали в фольклор, лубок, где, в свою очередь, подвергались фольклорной переработке.
     Авторские тексты и стихотворения, ставшие песнями, это такие произведения, где предметом воспевания становится отношение авторов к народу. В таких песнях есть общие характеристики: связь песен с трудом и ремеслом, с окружающей средой, с впечатлениями от песни на песенников и слушателей.
     Что касается литературных песен, то они давались в авторских вариантах. К ним добавлялись переделки, если они были интересны публике, а также незабываемые с художественной точки зрения. Многие хорошие песенные тексты оставались за пределами сборников просто потому, что их невозможно было поместить в виду ограниченности места.
     В комментариях к песням указывалось то, откуда были взяты тексты, авторы, даты возникновения, даты публикаций, авторы музыки, даты проникновения в фольклор и в лубок.
     Многие авторские песни, перейдя в разряд народных, исполнялись даже в хоровом или детском пении.
     Пожалуй, самые сильные впечатления литературные авторы получали от ямщицких песен. Это было связано с тем, что собирателям приходилось подолгу общаться с ямщиками во время своих экспедиций за народным фольклором. По своему характеру это были протяжные, долгие напевы. Как это у Пушкина: то разгулье удалое, то сердечная тоска.
     Из поэтов, которые активно откликнулись на появление в песенных сборниках народной лирики, были Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Каждый из них по-своему и оригинально отразил в своём творчестве народную лирику.
     У Пушкина это стали ямщицкие, молдавская, шотландская, цыганская песни.
     Лермонтов считается самым музыкальным из плеяды авторов народных песен. Он отмечал, что в народной речи иной раз значенье темно иль ничтожно! Но ей без волненья внимать невозможно.
     Пушкин и Лермонтов отразили в своих народных песнях романтическую поэтическую школу, которую больше интересовало творчество всех народов, их фантазия, важность поэзии в повседневной жизни народов.
     Некрасов же представлял иную народную поэтическую школу. Он тяготел к демократическим преобразованиям в обществе. В своих песнях он отразил крестьянские страдания, его надежды на лучшее будущее.
     +++++++++++++++++++++++
              2. Народная песня.
     Народная песня отличается тем, что в ней заточены горести, нужды, слёзы, обиды крестьян, однако переданные они животворными звуками, звуками птиц поднебесных, с радостью и стремлением к жизни.
     Народ придумал и пустил в свой культурный оборот бесчисленное количество песен, напевов, запевалок. Есть такие, которые знает каждый и готов поддержать совместное пение. Как только запевается такая песня, никто не может остаться к ней безучастным. Этим народное песенное творчество отличается от песен, которых коснулась рука книжных авторов.
     Самыми же популярными песнями были весёлые, плясовые, игровые, хороводные, соборовые, свадебные, венчальные. По красоте мелодий, по смыслу, по настроению, такие песни вошли в золотой фонд русского народного песенного творчества.
     Происхождение народных песен не всегда понятно. Первоначально предполагалось, что фольклорная песня является продуктом коллективного народного творчества, в основе которого лежит индивидуальное творчество.
     У народной песни, конечно, был всегда какой-то выдающийся зачинатель. Затем песня подхватывалась перехожими людьми, погорельцами, ямщиками. В их устах она преобразовывалась, получала новые расширения и возвращалась назад уже как народная.
     Ритм песни «Ах вы сени мои сени», её композиция, экономичная выразительность, мудрость рифмования, считаются непревзойдённым шедевром не только российского песенного творчества. Таким песням не найти равных ни в каком ином народном творчестве, включая античное, что отмечают все наиболее прославленные исследователи и специалисты народного творчества.
     Такие ритмически совершенные песни сопровождаются устойчивым текстом. Достойные изменения народный гений пропускает довольно редко. Здесь любые изменения в попытке снять флёр местного народного колорита, терпит крах.
     Есть, к примеру, песня со словами, «как чешет кудри старая баба». В последовавших вариантах эти слова менялись на такие: «баба волосы дерёт или всклочивает». Но в народе оказался белее предпочтительным первый вариант, в котором выдержана троичность смысла.
     В такие устойчивые тексты потомки вносит некоторые изменения, но только в припевках к куплетам. Наиболее устойчивыми являются песенные тексты, где проявляются душевные силы героев. Это, к примеру, умирающий возчик в степи, который просит товарищей, чтобы не говорили ни матери, ни жене, что он умер, пусть думают, что на другой женился, остался жив. Это выражение глубокого сердечного чувства. Это песни о свободе, о выборе, о силе и ловкости, о способности к работе.
     Есть сюжеты, которые странствуют из одного фольклора в другой, к примеру, рассказ об умирающем в далёкой степи воина, который просит своего коня, чтобы он дал знать о судьбе своего хозяина, что он не умер, а нашёл своё счастье на чужбине.
     Не всегда народные песни возникали в крестьянской среде. Есть сюжеты, сопровождаемые специфической лексикой, которые не имеют корней в крестьянстве, скорее они возникли в среде зажиточных крестьян, купцов, особливо если там речь идёт о некой грамотке, которую голубь должен отнести милому.
     Было бы ближе к истине, если бы определить народные песни, как творчество всех русских людей. Здесь есть и модные песни, имеющие временный успех, есть местные, есть посвящённые общенациональным деяниям, таким, как войны с иноземцами, сюжеты которых приносили домой уставшие солдаты.
     В народном песенном творчестве проявилась также любовь народных гениев к словотворчеству, к любованию словами, к игре суффиксами, к смене ударений.
     Именно живость и свобода самовыражения, заявленные в народных песенных текстах, привлекли внимание русских композиторов, которые, увлёкшись написанием романсов и песен на эти тексты, увеличили славу и распространение народной лирики не только в России, но и в Европе, вставляя народные песни в авторской переделке в свои оперы.
     Будучи опубликованными, народные песни получали литературно-книжную прописку, получая вторую жизнь.
     +++++++++++++++++++++++
                3. Авторские подражания народным песням.
     Теория литературы 19-го века сильно отставала от жизни. Она по-прежнему изучала литературные явления, которые уже давно прекратили своё существование, но никак не желала признавать новый жанр, только что появившийся, благодаря трудам братьев Киреевских, вдохновлённых Пушкиным, Жуковским и Далем, жанр русской народной песни.
     Теоретики указывали на то, что русские песни делятся на народные (крестьянские) и художественные или искусственные (написанные поэтами), подчёркивая этим, что народные песни не могли иметь тех художественных характеристик, кои имели авторские песни.
     В чём теоретики были правы, так это в том, что тексты авторских песен этого нового жанра можно назвать авторским подражанием народной лирике, поскольку, по словам Белявского, подражательность является той самой характерной чертой таких песен. К ним можно отнести тексты Тимофеева, Мерзлякова, Башмакова, Дельвига, Цыганова и других авторов, популярных и полузабытых уже в то время, а наше время и совсем забытых.
     Раздел этого жанра «Романсы», теоретики русской словесности того времени называли подражанием французской народной песне, хотя уже тогда романсы прочно вошли в жанр русского народного творчества. Так или иначе, но все такие произведения признавались сильно приближенными к народным песням.
     Такие плодовитые авторы подражаний, как Дельвиг и Кольцов, называли свои песни в жанре народного подражания как Песни, Романсы и Русские песни.
++++++++++++++++++++++++++++++
               4. Русская песня
     Особо следует отметить в направлении подражаний жанр Русской песни, который зародился ещё в 18-м веке, развился в 20-е годы 19-го столетия и расцвёл в 30-е годы того же столетия. В этом жанре наиболее интересные поэтические следы оставил Кольцов, который считается здесь классиком. За ним можно поставить Мерзлякова, Дельвига, Цыганова, Никитина, Алексея Толстого, Сурикова.
     Это всё популярные поэты. Но было много в жанре Русской песни и малоизвестных лириков, последователей, многие из которых писали просто так, как, к примеру, Мочалов, Лажечников. Многие песни этого жанра, входя в фольклор или в лубок, теряли своих авторов.
     Нелединский, сочинявший в жанре подражаний задолго до корифеев этого жанра Мерзлякова и Цыганова, отметился несколькими песнями, которые исследователи только с натяжкой относят к Русским песням, за их приторную сентиментальность, излишнюю игру с суффиксами, мало свойственные мудрому и острожному в проявлении чувств русскому фольклору.
     Более точны в стиле Русской песни М.Попов, Чулков и Митрофанов. Все они, кстати, не принадлежали к дворянству.
     Песни сентиментального характера М.Попова, всего 22 песни, почти все, исследователи относят к разряду Русской песни. Они появились в конце 18-го века.
     К тому же времени относится сборник песен Митрофанова. Там их 12. Тексты выстроены в простонародной лексике. Их литературная теория тоже относит к разряду Русской песни.
     Жанр Русской песни отличается от жанра русской народной лирики тем, что изустная русская народная поэзия создавалась даровитыми русскими талантами, имена которых не сохранились, а лирика жанра Русской песни создавались авторами не из народа, но и не из дворянства. Хотя попадаются несколько авторских зарисовок как из той, так и из другой категории, но их меньшинство.
     Из дворян -- это барон Дельвиг, князь Шаховской, князь Шаликов, граф А. Толстой, дворцовый чиновник Нелединский-Мелецкий, камергер Мятлев, С. Стромилов, А.И. Римский-Корсаков.
     А вот не дворянского сословия среди авторов жанра Русской песни было огромное количество. Это купцы Мерзляков и Лажечников; разночинцы Серебрянский, Красов; это мещане Кольцов, Никитин. Это Цыганов, Суханов, Алипанов, Разорёнов, Дрожжин, Панов, Суриков – все из крестьян. Отец и сан Ибрагимовы были родом из татар, а среди татар крестьянского сословия не было.
     Таким образом, авторами текстов жанра Русские песни были с одной стороны талантливые самоучки без специального образования, их было большинство, и авторы из высокородных семей, получивших университетское образование, часто за границей. В результате в этом жанре соединились дворянская тяга к народной лирике и стремление выходцев из народа к литературе и книге.
     Жанр Русской песни приобрёл черты гибридности от смешения литературной поэзии с изустной фольклорной лирикой.
     Обращает на себя внимание лексика жанра Русской песни. Здесь нет варваризмов, но нет и изысканности, свойственной лексике литературных кружков при столичных университетах. Здесь нет сложных предложений, нет запутанных фраз, свойственных придуманным русским сказкам, сочинявшимся специально для чтения дворянским детям. Здесь нет грубостей, которыми изобилует народное творчество, здесь мало упоминаний об особенностях быта.
     В этом смысле Русская песня является в некотором смысле облагороженным жанром Русской народной песни. Она более сентиментальна, не увлекается описанием реального быта, обстановки. В этом жанре авторы всё больше заостряют своё внимание на чувствах, преимущественно нежных и грустных. Из природы в их стихах всё больше птички и цветочки. Реальности крестьянской мало.
     Из плеяды авторов жанра Русской песни можно особо выделить Кольцова, поскольку только ему удалось отразить в своём творчестве вычурную чувственность авторской песни с высоким драматизмом народной песни, на основе внешних форм народной бытийности. В его песнях есть реальная тяжёлая крестьянская обстановка, но сила духа побеждает все невзгоды.
     Из всех высоких достижений жанра Русской песни, народ воспринял только те, в которых торжествовали весёлость и бодрость.
     Цыганов, современник Кольцова, считается литературными исследователями истинным виртуозом Русской песни. К нему можно присоединить также Тимофеева. И тот, и другой пользовались известным успехом у композиторов.
     К Кольцову можно присоединить Никитина. Особенно Никитину удаются тексты, в которых он воспевает душевную силу или удаль.
     Крестьянский сын Суриков, хорошо знавший быт крестьянской жизни, больше обращает внимание на её трудности, что потребовало от него поиска новых поэтических и образных форм. К Сурикову были близки Дрожжин и Панов, не только по своему крестьянскому происхождению, но и по сути песенных текстов.
     ++++++++++++++++++++++++++++
                5. Романсы и литературные песни.
     Литературная песня – это царство приятности, нежности, гибкости в лирике, королевство одического парения. Здесь авторы текстов и музыки стремятся к естественности, лёгкости и трогательности воспроизведения, в совокуплённости с игривой страстью и без всякого поучительства.
     В чём отличие Песни книжной от Народной песни. Народ сочиняет свои песни в ритме танца, в хоре. Вместе с текстом рождается напев и музыка. Народная лирика не существует без напева. Литературная песня начинается с текста, который сочиняют поэты, потом, если стихотворению повезёт, его в свой оборот брал композитор, создавая музыкальное сопровождение. В результате получался чаще всего романс, который в 19-м веке обозначился как весомый поэтический жанр, в котором неустанно работали почти все известные писатели и поэты вкупе с выдающимися композиторами.
     Не все песенные тексты известных авторов, создававшиеся для музыкального сопровождения, стали романсами, многие так и остались песнями для чтения. Под песенный лад попадали не только специально написанные тексты, но оды и даже отрывки из эпических произведений.
     В песни и романсы литераторов основной упор делается, как и в Русской песне на чувство, которое передаётся простыми набросками, чем достигалась цельность произведения. Тем не менее, описание чувственных переживаний в литературных песнях выглядят сложнее, а в романсах даже противоречивее, чем в народных.
     Чаще всего поэты и писатели использовали для написания песен и романсов хорей, больше двухстопный или трёхстопный. Попадаются и другие стихотворные метры, к примеру, Державин иногда использовал ямб, хотя ото всех требовал хорея для романсов. 
     Четырёхстопный ямб применял Языков. Но ямбовский метр не сильно подходил для Литературной песни и Русского романса, музыканты предпочитали выбирать песенные тексты, выстроенные в хорее. Лишь немногим песням в метре ямба повезло сохраниться до наших дней.
     У Литературной песни и Романса, за некоторым исключением, почти нет припевов, которыми обильно снабжены народные песни. Хотя в процессе культурного оборота, в народном пении, некоторые романсы и песни получили свои припевы.
     Зато у Литературной песни есть рефрены, это когда каждая строфа или какое-то слово продолжается несколько раз заключительной строкой.
     Народная песня, связанная неразрывно с напевом, часто для увеличения эффекта напевности, повторят некоторые стихи. Примером может служить песня «Тёмным Лесом».
     Литературная песня и Романс избегает повторов. Если они и присутствуют, то только ради смыслового эффекта, усиления важности чего-то.
     Романс закольцовывает текст, последняя строфа может повторять первую. Романс может удивить интересной рифмой или её расположением в тексте.
     Но все эти особенности Романса и Литературной песни диктуются уже композиторами, которым не хватало пространства стиха для выражения своей музыкальной версии. С Народными песнями это было сложнее произвести, поскольку там уже присутствовал напев, и он являлся доминантой. В Авторской песне композитору было куда вольготнее себя реализовать.
     Разную роль в Литературной песне играют расположение гласных и согласных. При пении текстов гласные выглядят более выразительно, особенно в Народной песне.
     И в жанре Народной песни, и в жанре Романса рассудочность, поучительность только отягощают пение. Здесь, особенно в народном жанре, допустимы слова без определённого смысла. Важно только, чтобы они при звучании вызывали соответствующие смыслу текстов эмоции у певцов и их слушателей.
     Русская песня отличается тем, что в ней авторы стремились быть ближе в выражении своих чувств к формату Народной лирики. Здесь допускались и допускаются сейчас подражания.
     Литературная песня отличается тем, что авторы песенных текстов, как правило, были людьми профессиональными в писательском ремесле, они владели в совершенстве литературным языком и способны были достигать выражения своих чувств в простой, ясной читателю и слушателям лексике, так что им не приходилось подражать народному стилю.
     Романс является производством искусных в литературе творцов, в котором они выражали свои чувства достаточно сложным образом высоким литературным, в некотором смысле поэтическим языком. Поэтому многие произведения, записанные в такой стилистике становились романсами и никак не претендовали стать песнями. У романса свой особый синтаксис, изобилующий причастиями и деепричастиями. Исполнение таких произведений доступно только в камерном исполнении профессиональными певцами.
     В романсе отметились многие поэты, писатели и литераторы, которые не приветствовали устремлённости интеллигенции к народным стилям.
     Хотя, конечно, и здесь были исключения, которые, как и положено исключениям, были талантливыми. Граф А. Толстой сочинял во всех лирических песенных жанрах. Ему был доступен стиль Русской песни, просто Песни, но в большей степени стиль Романса.
     Практически все выдающиеся литераторы 19-го века искали своего выражения в Русской народной лирике. Самые твёрдые и глубокие следы в этом творчестве ставили Пушкин, Державин, Лермонтов, Некрасов.
     Державин в своей пьесе «Добрыня», вышедшей в 1804 г., вставил ряд своих песен в стиле народной лексики. Правда, все его песни остались хлебом только для литераторов и критиков. Народ его песни не услышал.
     Пушкин проявил значительную часть своего таланта в жанре народной лирики. Он откликнулся на фольклор не только русского, но и других народов. У него есть песни всех доступных его познаниям российских народов. Его творчество в этом жанре активно поддерживал Глинка.
     Лермонтов сочинял в сущности Русскую песню без подражания народной лексике. Ничего не упрощая в выражении своих чувств, он сумел донести свои стихотворения до самой души русского народа, за что народ русский Лермонтова отблагодарил, впустив его песни в свой фольклор и лубок.
     Некрасов сильно выделялся из плеяды авторов в романтическом жанре, достиг наиболее возможного приближения к народной бытийности и крестьянским чаяниям. Он выработал наиболее удобные для песенного исполнения метрические размеры стихов, где нашли место и хорей, и анапест, и дактилические рифмы.
     Следует отметить, что наряду с выдающимися литераторами 19-го века, отметившимися в жанре песни и романса, поднялась в этом жанре и слава великих композиторов, таких, как Римский- Корсаков, Алябьев, Верстовский, Гурилёв, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Варламов, Чайковский.
     Ряд песен, из ставших популярными на театральной эстраде опер, затем перешла в фольклор, даже вытесняя в некоторой степени деревенский фольклор из повседневной жизни селян.
     Тургенев начинал свою литературную карьеру именно как поэт, когда из-под его вдохновенного, юношеского ещё, пера вышли «Утро туманное» и «Баллада». Многие исполнители даже и не помнят сегодня, что это Тургеневские песни. А цыгане приписали себе авторство Романса «Утро Туманное».
     К песням и романсам устремлял свои поэтические интересы и Дельвиг, сочинявший как в Песенном жанре, так и в жанре Русских песен. Наибольшей популярностью стали пользоваться его Русские песни, возможно, благодаря его сотрудничеству с композитором Алябьевым.
     Языков одним из первых прослыл собирателем русских народных песен. Он стал одним из первых самоотверженных вкладчиков в эпохальное собрание народных песен Киреевского. Языков тоже сочинял в жанре Русской песни, но больше для студентов. У Языкова было много последователей, которые отметились переработками его текстов до неузнаваемости.
     Граф Соллогуб отметился написанием шлягеров в формате студенческих песен в жанре Русской песни. Его последователи сделали много переработок с целью подведения его стихов под те или иные музыкальные мотивы.
     Гребенка был известен в литературном мире 19-го века как украинский поэт, писавший на мове. В русской песенной поэзии и лирике он написал несколько песен и пару романсов. Можно вспомнить его текст «Очи чёрные», авторство которого приписывают себе цыгане. А песня «Молода ещё девица я была» вошла в фольклор, претерпела множество переделок, одна из которых о комиссаре сохранилась и по сей день. Правда поют её только на сцене.
     Майков следует заветам Пушкинской традиции. Он отметился поистине мастерскими переводами и переработками фольклорной лирики других народов. Этот поэт много стилизовался в переводах и переработках греческих песен на новый, русский народный лад.
     Мей больше тяготел к славянофильству и занимался переводами песен славянских народов.
     Тимофеев, малоизвестный автор, который, однако, отметился множеством популярных песен и романсов. Среди них до сих исполняется песня «Нас венчали не в церкви».
     Мочалов, драматический актёр, хороший знакомый Цыганова. Известны его несколько лирических произведений в песенном народном жанре, к примеру, «Ах ты солнце, солнце красное».
     Аксаков, в своё время достаточно популярный среди композиторов автор в стиле русской народной песни, часть из этих песен вошли в русский фольклор.
     Кони Фёдор, автор романса Гондольер, который и сейчас можно услышать на посиделках литературных.
     Анордист, малоизвестный автор в стиле Русской песни. Отметился гениальным произведением «Вот на пути село большое».
     Ниркомский, таинственный автор, о котором мало что известно, точнее, неизвестно совсем ничего. Его творческому духу приписывают песню «Матушка, голубушка» на музыку Гурилёва.
     Григорьев. Он стал известен как литературный критик. Неисправимый друг цыганщины. Стихов издал немного где-то в далёком 1846 г. Его вдохновению принадлежат романсы «О, поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная», «Твои движенья гибкие».
     Карабанов. Пушкин в своей опере Пиковая дама ввёл пастушковую пастораль со словами Мой миленький дружок, любезный пастушок. Его же перу принадлежит популярная солдатская песня Гренадеры, молодцы, которая пережила множество переделок и дожила до наших дней.
     Молчанов. Его баллада «Было дело под Полтавой» также пережила множество переделок. Одна из них появилась в 1905 г. под названием «Было дело под Артуром». Молчанов руководил хором, и с его помощью пропагандировал свою песню.
     Малышев отметился авторством песни «Звенит звонок, и тройка мчится». Будучи регентом певческой капеллы, писал для неё хоровые произведения, некоторые из которых вошли в сокровищницу Русской народной песни.
     Митрофанов, певец, автор песни «Солнце на закате». Сам же её и исполнял в своих публичных выступлениях.
     Стромилов стал автором песни-романса «То не ветер ветку клонит». Популярность тексту придала музыкальная композиция Варламова, в которой был строго выдержан жанр Русской народной песни.
     Много других, малоизвестных поэтов были обречены на малозаметное существование в памяти потомства, если не на полное забвение. Некоторые творения из их творчества иногда попадали в антологии 19-го века. К числу таких полузабытых уже авторов относятся: Альбицкий, Аммосов, Андреев, Бешенцев, Богданов, Ваненко, Глебов, Головин, Дмитрий Давыдов, отец и сын Ибрагимовы, Ильин, Ковалевский, Коншин, Макаров, Малышев, Марин, Мачтет, Межаков, Порецкий, Разорёнов, Николай Соколов, Шатров. Все они отметились в 19-м веке одним или несколькими вдохновениями в жанре Русской народной лирики. Но мало кто из них попадал в популярные песенники, антологии или сборники.
     +++++++++++++++++++++++
                6. Исторические песни, песни былинные, побывальщины, старина.
     Здесь основное место занимают песни Богатырские, затем Исторические и Безымянные (о безымянных витязях, молодцах, разбойниках).
     Исторические песни, выставленные в Сборнике, относятся в основном к Владимирской удельной эпохе.  Есть несколько песен об Иване Грозном, о царях Петре, Михаиле, Алексее. На времени Петра возникновение исторических песен, относящихся ко всей Руси, останавливается. Этого вида творчество сохранилось только на Дону и на Волге среди казачества. Эпические песни следующей Екатерининской эпохи уже не отмечены гением народным. Их достоинства в художественном смысле намного ниже.
     По установлению самого П.Киреевского Эпических народных песен дошло до нас немного, по сравнению с другими разрядами песен. По его мнению эпические события описывались в тех формах, которые трудно было зафиксировать в народной памяти, которая сохранила лишь немногие отпечатки исторических легенд.
     Что касается Ивана Грозного, в песнях о нём и его эпохе сохранились только светлые стороны его характера и его деяний. Нет ни слова ни об опричнине, ни о казнях.
     Привлекает к себе внимание и тот факт, что период Татарского ига совсем не отмечен никаким образом в Эпических песнях, несмотря на то, что события того времени потрясли всю Россию. Киреевский предположил, что древние исторические песнопения мирного Владимирского времени лучше сохранялись в памяти народа, к тому же, они, переходя из уст в уста постепенно украшались лексическими и композиционными изысками.
     В Сборнике Киреевского нет ни одной песни об этом историческом периоде русского народа, которые историки называют Монголо-татарским игом. Такие долговременные события, по мнению Киреевского, должны проникать во все слои социального устройства, они не могли не оставить неизгладимых воспоминаний в душе народа, который сохранил в себе другие события того же времени, но не Татарское иго.
++++++++++++++++
     Интересно то, что издатели и редакторы Сборника, издававшегося в разных вариантах до 1917 года, сохраняли практически все замечания Киреевского, сделанные его рукой, не тронув ни правописания, ни знаков препинания. Исправления касались только отделения красных строк, где-то скобок.
В Сборниках против каждой песни отмечались местности, где они были записаны или напечатаны.
     Разночтения авторские или по местностям, попадающиеся по отдельным песням, не синхронизировались, а оставлялись, что позволяло сделать песни более цельными при сохранении лексической широты. В одну песню сводились только те тексты, где разночтения были минимальны.
++++++++++++++++++++
     Что касается переработок песенных текстов, то они следовали за своим временем, в соответствии с которым происходила замена образов, эпитетов, лексики с целью приближения к условиям окружающей обстановки, уточнения смысла произведения, выявления её вне временных конфузий и для повышения эмоционального воздействия на аудиторию, чем особенно прославилась советская школа переделок, где всё это было поставлено на поток.
     Так что советский народ сам стал великим критиком и редактором исторического русского фольклорного наследия.


Рецензии
Спасибо за Ваш труд, Олег. Он полезен, интересен и, несомненно, нужен в наше, действительно непростое время. С уважением и самыми добрыми пожеланиями,

Татьяна Бабина Берестова   15.01.2019 17:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.