Размышления об антисемитизме

               
               
                «Вспомни, Господь, о позоре твоих слуг, ведь я ношу
                в сердце  своем  презрение  всего  человечества».               
                Из книги Псалмов.
               
Вступление
      С незапамятных времен Западный мир будоражит удивительное и загадочное явление нашей культуры под названием антисемитизм.  Он как роковая тень неотступно на протяжении веков преследует евреев всегда и повсюду, где только они не появляются. Явление это чрезвычайно своеобразное, выходящее за пределы обычной национальной неприязни, и заслуживает особое внимание. Не нужно путать антисемитизм с ксенофобией: «все народы Европы не любят друг друга, но вместе все они ненавидят евреев». Ксенофобия – это низкое, почти зоологическое чувство неприятия чужого. Антисемитизм, несмотря на неприглядные формы его проявления, в основе своей – чувство этически окрашенное, связанное с отношением человека к своим нравственным представлениям о хорошем и дурном.

      Полагая, что причины антисемитизма не могут быть вне самих евреев, многие исследователи (нееврейские источники) брали за основу те или иные конкретные свойства еврейского характера и в богатой еврейской истории искали исторические, религиозные, экономические предпосылки своим положениям. При таком подходе выводы оказываются скорее поводами и предлогами. Существуют ли вообще какие-либо причины возникновения специфически национальных черт евреев, столь неприятных для нееврея? Где корни явления? Что значит «неиссякаемый источник антисемитизма»?

      Сами евреи никогда не искали рациональных причин антисемитизму, ибо Тора и пророки предсказали, что нарушение Закона, неисполнение заповедей Торы, приведет их к изгнанию (галуту). Если евреи не раскаются, их ждёт необъяснимая ненависть народов стран пребывания, гонения и преследования. Может быть, эта ненависть, прежде называемая «гневом Божьим», а теперь антисемитизмом, и есть проявление той силы, которая сохранила еврейский народ? Вопреки исторической логике, находясь в рассеянии более 2000 лет,  евреи так и не ассимилировались и не исчезли.

      «Антисемитизм – величайшая  тайна бытия», - сказал рав Адин Штейнзальц. Тайна – это не секрет, который можно открыть и показать. Но размышления о духовных корнях этого непреходящего явления могут приблизить нас к пониманию проблемы. В очерке антисемитизм рассматривается как психологическая несовместимость, возникающая в связи с различием этических ценностей людей, как одна из форм нравственного отрицания. Эта мысль послужила мне проводником в поиске коренных причин проявления негативного отношения к евреям.
 
      Деликатность проблемы требует небольшой оговорки: все мои предположения об истоках и роли этого явления не следует расценивать как оправдание антисемитизма.

Евреи и антисемитизм
      Евреи – специальный народ с четырехтысячелетней историей, давший миру основы этики, народ Закона и пророков, народ идеи, народ Книги. (Среди цивилизованных народов мира только у евреев в течение тысячелетий не было безграмотных).  Еврейская уникальность проявляется во всем: в происхождении, призвании, национальной идее, в исключительности своей истории.  Еврейский народ возник до того, как получил свою землю. Он сложился на идеологической основе, а не на этнической. Родство евреев устанавливается не по крови, а по вере, т.е. не по этническому, а по религиозно-этическому признаку. Запреты изготовления и обожествления изображений, изваяний, поклонения идолам (кумирам) способствовали восприятию и развитию абстрактных идей, ставили духовность выше чувственности. Вера в духовного Бога вызывала у евреев чувство национальной гордости и культурного превосходства над язычниками. (Ведущую роль в нравственном сознании еврея играет идея,  у христианина – чувство).

      Евреи явили миру принципиально новую концепцию человеческого общежития. Дарование Торы – Закона истинно человеческого существования, было, в сущности, актом сотворения народа с новой идеей справедливости, предполагающей равенство всех перед Законом. Законодателем системы ценностей Торы, всех ее заповедей (запретов и повелений) является не человек или группа лиц, а внесистемный Бог. Тора учит человека, как этически правильно поступать. Она утверждает, что принципы этики (что есть хорошо, а что – плохо) не зависят от меркантильных «полезно – вредно» или ожидаемых «счастье – горе».

      Идея богоизбранности древнего народа определила особую судьбоносную миссию евреев на Земле. Иудаизм стал религией, мировоззрением и образом жизни евреев. Его принципы были выражены в еврейском Священном Писании – Танах (в христианской традиции – Ветхий Завет), нравственное влияние которого можно проследить в течение всех веков европейского развития. Евреи, казалось, сделали все, чтобы исчезнуть вместе с многочисленными соседними племенами. Но двум коленам во главе с домом Иуды надлежало стать живым мостом между Древним и Новым миром.

      Проблему антисемитизма нельзя рассматривать без учета особой роли, которую евреи призваны были сыграть в развитии нашей цивилизации. О влиянии общепризнанной эллинской традиции говорить не приходится. Следует лишь уточнить ее нравственную суть. Путь свободы личности, по которому шагали древние эллины, неминуемо должен был привести Запад к высшему нравственному сознанию современного общества – свободе совести. Именно на этом пути античный мир встречается с христианской идеей, которая сформировалась на Востоке в одной из еврейских сект. Замечательно, что – на  Востоке, которому совершенно чужд путь личной свободы и где, напротив, еврейский этический монотеизм десятки веков культивировал отказ от личности. Трудно переоценить благотворное влияние этой идеи на Запад.

      «Так возвышенный и чистый горный поток Востока послужил обновлением начинающему мутнеть широкому течению античного мира, образуя русло реки, устремившейся на север в полуночную страну с семитическим названием Европа»1. Вот почему в фундаменте христианского мира наряду с эллинскими камнями мы видим еврейские. Именно на перекрестке этих, казалось, совсем разных путей начинается столбовая дорога европейской цивилизации, по которой с новыми силами устремились молодые, только что заявившие себя, германские племена. Характерные для нашей цивилизации рационально – иррациональные противостояния между верой и знанием, наукой и религией, культурой и цивилизацией берут свое начало в главном противоречии исходных составляющих западной культуры – античной и иудео-христианской традиций.

      Путь свободного самоопределения индивидуума, на котором осознал себя Запад, предполагает постепенное становление личности и затем переход к высшему нравственному состоянию через отказ от нее. Так на пути к свободе личный произвол и развитое своеволие уступает место духовной свободе.

      У евреев душевный строй восточного типа, и многочисленные запреты еврейского Закона систематически ограничивали развитие индивидуализма как потенциального врага сплоченности и национальной идеи. Поэтому в образе еврея у западного человека всегда недоставало черт самобытности, т.е. качества всего более ценимого независимым характером индивидуалиста. Понятно, что антисемитизм как чувство, отвращающее от такой точки зрения на личность, способствовал еще большему развитию индивидуализма, помогая тем самым восприятию христианской идеи индивидуальной совести, свободной от национальных или других общественных интересов. Позднее эта роль антисемитизма еще более возрастает в процессе становления и развития христианской Европы.

      Итак, евреи призваны были сделать двойной вклад в развитие Европы. Во-первых, в недрах иудаизма была сформулирована христианская идея, оплодотворившая западный индивидуализм – наследие эллинского мира. Это одна из фундаментальных идей, переданная Западному миру евреями в рамках своей исторической миссии. Во-вторых, оставшаяся иудейская их ветвь, будучи рассеянной по всему христианскому миру, не приняв христианства, пронесла сквозь века ярко выраженную идею отказа от личности, возбуждая антисемитизм и способствуя развитию индивидуализма.

Антисемитизм в христианском мире
      Говоря об истоках христианского антисемитизма, следует упомянуть Зигмунда Фрейда, который считал, что «…источник ненависти христиан к евреям коренится в неосознанной ненависти к Христу, в бунте против „христианского ярма“, возникшего в результате насильственной христианизации Европы. Психологически это наиболее достоверное мнение. Когда христианство стало, наконец, государственной религией Римской империи (IV век), антисемитизм и борьба с христианскими ересями составили основу ее тоталитарной идеологии. Обвинение евреев в богоубийстве легло в основу религиозной мотивации антисемитизма, который стал частью христианской Веры вопреки букве и духу учения Иисуса Христа. Этот антисемитский дух христианства сохранился вплоть до настоящего времени.
      Характерным  его отражением стало очень популярное в средневековой Европе предание о Вечном Жиде2. У каждого европейского народа есть своя версия христианской антисемитской легенды. Это легенда о незнающим пристанища еврее-скитальце, приговоренного «всю жизнь скитаться, не зная смерти» за то, что он, якобы, оскорбил несущего на Голгофу свой крест Иисуса. В немецком варианте имя этого еврея Агасфер. Столетиями эта тема обыгрывалась в европейской литературе, в том числе такими поэтами, как Гёте, Шелли, Жуковский.  В эпоху Просвещения образ Вечного Жида стал символом вечности еврейского народа.
 
      Во взаимоотношениях евреев со сменяющими друг друга государствами и народами одна забота на протяжении тысячелетий остается незыблемой – сохранение в чистоте национальной идеи. Но никакие самые строгие человеческие меры, направленные на сохранение чистоты расы, не могут гарантировать столь длительное существование неизменной идеи, если сама судьба не позаботится об этом. Таким своеобразным защитным механизмом оказался антисемитизм, который обеспечил евреям обособленность. Не только евреи, но многочисленная армия неевреев заботится об этой чистоте, создавая своей неприязнью к евреям нравственную преграду, которая как китайская стена оградила их от остального мира. Таким образом, в течение тысячелетий народ без территории и государственных границ сохранил свою самобытность и нравственную самостоятельность.

      Важно отметить, что в процессе европейского развития антисемитизм стимулируется с обеих сторон: еврейской и нееврейской. Антисемитизм всегда шествовал рядом с движущими силами индивидуализма. Было ли это во времена рыцарства и крестовых походов или во времена жестокой инквизиции – всякий духовный подъем индивидуализма сопровождался вспышками антисемитизма. С другой стороны, история еврейской диаспоры показывает, как только ослабевает связь евреев с иудаизмом и своим историческим предназначением, в стране их присутствия обязательно возбуждается антисемитизм3,4. 

      После пятисотлетнего процветания евреев в Испании, связанного с исламским владычеством на Пиренейском полуострове, наступает эпоха инквизиции. Её начало (1492 г.) ознаменовалось насильственным изгнанием евреев, которые оказались перед выбором: покинуть эту страну, быть сожженными заживо или принять христианство. Это была самая большая катастрофа в еврейской истории до Холокоста.

      В эпоху Возрождения идеи гуманизма осуществляют переворот в системе ценностей. На первый план снова выходит человек со своим достоинством, свободой выбора и стремлением к духовности. Доминирующей чертой культуры становится индивидуализм. Влияние христианской церкви продолжает падать в эпоху Просвещения. Антисемитизм известных гуманистов Вольтера и Д. Бруно уже свободен от религиозной мотивации: евреи критикуются с позиций "чистой" этики. Позднее, во времена Наполеона его министр просвещения объяснял вечную жизнь богоизбранного народа, все его вековые преследования и антисемитские настроения в обществе тем, что «евреи пользуются привилегией, имея своим законодателем Господа»2. Главное приобретение этого периода развитого индивидуализма явилось провозглашение принципа свободы совести, т.е. права личности на свое собственное понимание добра и зла.

      Дальнейшее развитие христианской Европы уже требовало внутреннего противоречия. Появляется германский протест. Протестантизм – самое индивидуалистическое из христианских течений. Рост германского протеста сопровождается ослаблением уставшего католического властолюбия, оказавшегося, как бы, в плену у возродившихся муз. Лавры первенства переходят в центр Европы. Все более слабеющий католический Запад высвобождал огромные силы германского протеста, отправляя их к философии, науке и политике. Но и этих приложений оказалось недостаточно. Значительная их часть, постепенно накапливаясь, создавала нравственный вулкан, взорвавшийся впоследствии в форме фашизма. Одной из форм проявления германского протеста стал расовый антисемитизм, беспримерный подъем которого привел к Катастрофе. На знамени этого трагического движения были начертаны слова Гитлера: "Совесть - это изобретение евреев», «Я освобождаю вас от этой химеры, именуемой совестью".

      Антисемитизм широко распространен в пределах национальных государств европейского типа с ярко выраженной этнической национальной идеей, главным культурным признаком которых является индивидуализм. Л. Поляков в своей «Истории антисемитизма» констатирует отсутствие антисемитизма в странах Азии и Африки3. У афро-азиатских народов нет нравственных претензий к евреям, им чужд индивидуализм. Поэтому арабов (семитов) правильнее называть не антисемитами, а антисионистами, воюющими с израильтянами независимо иудеи они, христиане или атеисты. Кроме того, проявления антисемитизма ослаблены и не характерны для таких стран Нового Света, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Несмотря на то, что у этих стран западной цивилизации индивидуализм остается главной движущей силой, национальная идея у них не этнического характера.

       Антисемитизм, как общественное явление, по сути, есть форма проявления национализма. Европейский антисемит – всегда националист. Он стремится проявить свою неприязнь к еврею не ради себя, а для нации, в которой он как бы растворяет собственную индивидуальность. У Зэева (Владимира) Жаботинского есть интересное замечание: «Национализм – это индивидуализм народов».

      Итак, во внутренней взаимосвязи исходных тенденций западной цивилизации, можно выделить важную закономерность. Основные движущие силы европейского развития, два его фундаментальных культурных признака оказываются, вместе с тем, главными условиями проявления антисемитизма:
     1. Индивидуализм как признак персонального развития, утверждающий первостепенное значение личности, ее свободу и независимость, честь и достоинство.
     2. Национализм как признак общественного развития, утверждающий ценность нации как высшей формы общественного единства для государственного созидания (национальная идея страны несет выраженный этнический характер).

      Эта закономерность показывает, как глубоки корни антисемитизма – неизбежного явления европейской культуры, и подтверждает слова известного ученого В. Лефевра: «Антисемитизм – это одна из необходимых граней внутренних противоречий системы ценностей западной цивилизации, без которой она не могла бы состояться и развиваться».

Об этике персонального антисемитизма
      Поиски духовных корней антисемитизма неминуемо приводят нас к основному нравственному закону духовной жизни человека, который предписывает нам творить добро и не держать зла. Его называют по-разному: иногда «внутренним законом», чаще «законом высшей справедливости». Достоевский окрестил его законом «преступления и наказания». Наши вероучения называют его Законом Божьим, подтверждая, что все религии – лишь разные двери в один и тот же дом. Душа живет свободой воли и свободой выбора, реализация которых составляет опыт каждого конкретного человека и всей человеческой истории.

      В чем же суть духовного закона? Человек свободен в своих проявлениях (в слове, намерении, поступке), но он не властен над их последствиями. Иначе говоря, человек волен поступать по своему желанию в соответствии со своим свободным выбором, но последствия осуществленного выбора с роковой неизбежностью повлияют на его внутреннее благосостояние, изменят его духовность.
      В основе любого душевного волнения человека, тайного намерения или открытого поступка лежат два побуждения: корыстное – эгоистическое желание ради себя и бескорыстное – совесть (отдача ради других, благодать). В сфере бескорыстного мы можем, в свою очередь, различать две области – чистой (свободной) совести и нечистой (связанной) совести. В свете нравственного сознания нечистая совесть представляется нам долгом, требующим исполнения, отдачи для освобождения, очистки совести. Не зря говорят, что долг лежит на совести.
      
      Таким образом, с этической точки зрения все многообразие наших устремлений стимулируется тремя внутренними побудительными причинами – желанием (эгоизмом), долгом (справедливостью) и совестью (альтруизмом). Когда оба начала (корыстное и бескорыстное) осознаются, внутренняя жизнь человека, его душевная работа превращается в постоянный процесс нравственного выбора между этими побуждениями.

      Известны два пути достижения (развития). Один – бескомпромиссный путь к своему идеалу, когда цель преследуется исключительно по убеждению, не взирая на препятствия и соблазны. Другой путь можно назвать компромиссным, потому что человек уступает во всем, что находит для себя второстепенным, чтобы сохранить важное, главное. Что более предпочтительно?

      Иудаизм проложил дорогу от рабства эгоизма к свободе альтруизма, проходящую через компромисс между корыстным и бескорыстным, эгоизмом и альтруизмом, желанием и совестью. Христианство освещает путь к свободе через бескорыстную любовь и аскезу, через прямой отказ от эгоистичного желания (отрицание в действии).

       В поиске корней персонального антисемитизма мы должны сравнить душевный строй двух участников этого явления, двух основных представителей европейской культуры. С одной стороны – полиактивный тип классического иудея, с другой – его антипод, потенциальный антисемит, национально ориентированный индивидуалист. Прежде всего мы обнаруживаем у них принципиально разные способы решения конфликтных проблем и ситуаций. Рассматривая далее, мы убеждаемся, что это связано с глубоким различием их главных душевных качеств – нравственной оценки себя в ситуации, и механизма выбора.

      У евреев компромисс между корыстным и бескорыстным не только возможен, но всегда оценивается положительно, самооценка растет. Такой тип нравственной оценки называют компромиссным, он выражается простым «хорошо то, что хорошо для всех» или «причиняющий ущерб другому, причиняет ущерб самому себе».

      В иудейской этике сам компромисс считается заповедью (дословно, повелением). В отличие от логического компромисса, основанного на фактах и доказательствах, в еврейской традиции есть еще этический компромисс, добровольное примирение ради Шалом, т.е. ради Мира, как высшая форма справедливости.

      Иудаизм не признает принципа категорического противоречия в духовном, он предполагает глубинное внутреннее согласие даже при сохранении формального разномыслия. Не может одна сторона конфликта быть безусловно правой, а другая – абсолютно неправой. Обе стороны конфликта могут быть правы и неправы, обе должны уступать в стремлении достичь Шалом. Шалом – не просто мир. Это высшее духовное состояние праведника, наступающее в результате компромиссного решения Суда и Милости. Такой способ решения конфликтов придаёт специфический оттенок еврейской морали и справедливости.

      Компромисс невозможен для еврея лишь в случае, когда проблема касается нарушения запретительных заповедей типа «не убей». Такое нарушение – это уже не просто персональное преступление против человека, ибо оно направлено также против общества и Бога, установившего Закон. Компромисс в таком случае будет новым преступлением. Итак, компромисс невозможен только при нарушении запретительных заповедей. В остальном поиск компромисса между добром и злом приводит к осознанию своего долга, который необходимо выполнить, чтобы очистить совесть, освободиться от чувства вины, «угрызений совести». Это – еврейский путь нравственного развития.

      Для индивидуалистов характерно бескомпромиссное следование идеалам, компромисс здесь недопустим (в любом случае «торг неуместен») и оценивается отрицательно, самооценка падает. Характер, тип совести индивидуалиста определяет триггерный механизм его нравственного выбора. («От любви до ненависти – один шаг»). Готовность к нравственным компромиссам воспринимается индивидуалистом как личная моральная неразборчивость, как беспринципность, безнравственность и презрительно оценивается им как снижение самооценки. Отдавшись во власть отрицательному чувству неприязни, антисемит ощущает повышение своей страдающей самооценки и собственной значимости. Препятствием осмысления нравственного переживания ситуации служит традиционная индивидуалистическая психология, которая с юношеским максимализмом рассматривает человека как самодостаточную личность, единственной целью которой быть самим собой (самореализоваться).

      Итак, компромиссный тип совести, определяющий критерий нравственной оценки (самооценки) и механизм выбора еврея, вызывают не всегда осознанное чувство нравственного отрицания в сознании индивидуалиста, которое может оказаться главной духовной предпосылкой проявления персонального антисемитизма. Эмоциональные и ментальные проявления этого айсберга составляют лишь его видимую часть, отражающую скрытое нравственное сознание.

      Можно сказать, в основе персонального антисемитизма лежит конфликт двух различных типов совести, определяющих две этические системы с разными духовными приоритетами, ценностными ориентирами и разными понятиями греха. Как правило, люди не видят, не осознают различия этических систем. Поэтому достойный в своей этической системе человек может восприниматься представителями другой системы как недостойный.


Израиль и «новый антисемитизм»
      Еще совсем недавно казалось, что для реализации своего предназначения евреи должны пребывать в галуте, по крайней мере, до заката европейской цивилизации. Но в середине ХХ-го века после двухтысячелетнего рассеяния забрезжил свет в длинной ночи галута. Из пепла Холокоста чудесным образом возрождается еврейское государство на Земле Обетованной. Мир стал свидетелем исторического чуда: в течение очень короткого срока (нескольких десятилетий!) произошла социальная интеграция еврейских иммигрантов со всего света, представителей разных культур и цивилизаций, говорящих на 70 языках. Вопреки филологической науке воскрес «мертвый» древнееврейский язык Библии. Народ Израиля заговорил на иврите. Произошел сдвиг в еврейском самосознании: народ общей веры превращается в народ общей судьбы.

      Антисемитизм был основной движущей силой сионистского движения. Как сказал известный ученый Ю. Магаршак6: «Создание государства Израиль было артефактом мирового антисемитизма». Не ужасающий геноцид евреев ХХ века и не желание народов мира помочь евреям приобрести, наконец, свой дом были главным фактором принятия решений ООН по созданию еврейского государства. Решающим, пожалуй, было, желание Европы, пережившей Холокост, избавиться от вечного еврейского вопроса. Она искала решение проблемы: что делать с оставшимися после Катастрофы евреями, которых ни одна страна Европы и Америки не хотела принимать. В послевоенной Европе, «собирающей разбросанные камни», в атмосфере приспущенных флагов индивидуализма и национализма, открылась новая страница в истории еврейского народа.

      Представления сионистов о том, что проблему антисемитизма можно решить путём создания еврейского государства оказались наивными. Антисемитизм иррационален: о какой логике может идти речь, если он процветает в странах, где вообще нет еврейской диаспоры (в Польше, например).  Более того, появился дополнительный, т.н. вторичный антисемитизм, смысл которого раскрывается в крылатой фразе: «Немцы никогда не простят евреям Освенцима». Вторичный антисемитизм связывают с известным психологическим механизмом защиты от чувства вины, когда негативные эмоции переносятся на жертву. Это приводит к росту европейского антисемитизма и к проекции вины на Израиль. Запрещенный персональный антисемитизм находит выход, трансформируясь в межгосударственный – антиизраильтизм.

     Большинство европейских государств вместо защиты крошечного оазиса демократии на Ближнем востоке, форпоста западной цивилизации, проявляет «новый антисемитизм» в направлении Израиля, живущего во враждебном окружении многочисленных арабов с зоологической жаждой его уничтожения. При этом современная западная демократия в своей конфронтации с религиозными культурами Востока приближается к поражению, предвестником которого служит демографический кризис Европы. Зато эта форма антисемитизма стимулирует резкое развитие самого Израиля.

      Антисемитизм уже собрал на Земле Обетованной почти половину еврейского населения мира. Сегодня еврейский гений, сконцентрированный в одном только маленьком Израиле, показывает чудеса интеллектуальной креативности, занимая по количеству технологических изобретений второе после Соединенных Штатов место в мире. Станет ли лучше народам мира, если все евреи соберутся в своем государстве? Сможет ли народ Израиля сохранить свою национальную идею богоизбранности и создать на основе ценностей своей диаспоры универсальную культуру, несущую свет миру? Выстоит ли еврейское государство в беснующемся море исламской пассионарности?

      Еще до создания государства еврейский философ М. Бубер, первый президент Академии наук Израиля, предупреждал: «Израиль обречен на гибель, если он желает существовать только как политическое образование»2. Безопасность и выживание еврейского государства возможны лишь при условии «признания бремени своей уникальности» и выполнении своей исторической миссии. Сохраняя свою национальную идею, Израиль вернет себе изначальную гармонию иудаизма – единство индивидуального и общественного развития. Духовная сила евреев, устанавливающая их тесную связь с судьбой мира в галуте, с еще большей силой проявит себя в Эрец Исраель. Израиль непременно реализует свое предназначение до конца.

Старый Григ. Киев 2015.

Литература
         1. О. Йегер. Всемирная история. Том 1. Древний мир. Санкт-Петербург,
            1904 год.
         2. М.Бубер. Еврей в мире. 1934. (Речь в Еврейском учебном центре во
            Франкфурте-на-Майне).
         3. Л. Поляков. История антисемитизма. Книга 2. Эпоха Знаний.
            Издательство «Мосты культуры / Гешарим» 2008.
         4. М. Даймонт. Евреи, Бог и история. Издательство «Мосты культуры /
            Гешарим» 2009.
         5. Теодор Герцль — Еврейское государство (1896).
         6. Ю. Магаршак. Создание Израиля решением ООН являлось проявлением
            гуманизма или проявление антисемитизма? 10 августа 2013.  Блоги
            журнала "Семь искусств".


Рецензии
Уважаемый Григорий! Нет ничего лучше чётких определений.

Национализм - это практика ненасильственного сохранения народов (этносов) в многонациональном мире (государстве). Национализм предполагает: ориентировку лиц одной национальности на национальный бизнес и национальные общественные организации, взаимную помощь и поддержку между лицами одной национальности, сохранение этноса браками лиц одной национальности, сохранение языка, традиций, обычаев, культуры, религии и т.п.

Нацизм часто ошибочно считают разновидностью национализма. Однако нацизм, в отличие национализма, практикует насилие и террор лиц одной национальности в отношении людей других национальностей по национальному признаку. Нацизм в отличие от национализма резко критикуется и осуждается мировым сообществом.

Международное определение антисемитизма гласит: "Антисемитизм - это определенное восприятие евреев, которое выражается в ненависти по отношению к евреям. Словесные и физические проявления антисемитизма направлены против евреев и не евреев и/или против их собственности, против еврейских общин и организаций и религиозных учреждений".

Это определение антисемитизма дополняется 11-ю примерами его проявления.

1. Призыв к убийству евреев или причинению им вреда, способствование этому или оправдание соответствующих действий во имя радикальной идеологии или экстремистских религиозных взглядов.

2. Заведомо лживые, обесчеловечивающие евреев, демонизирующие их, а также клишированные, голословные заявления о евреях как таковых или могущества еврейства как собирательного образа; особенно показателен в этом отношении миф о всемирном еврейском заговоре или о том, что евреи контролируют средства массовой информации, экономику, правительство или любые другие общественные организации.

3. Возложение на весь еврейский народ ответственности за реальные или выдуманные преступления, совершенные евреем или группой евреев, или даже действия совершенные не евреями.

4. Отрицание факта, масштаба, механизма (например, газовых камер) или преднамеренности геноцида еврейского народа, осуществлённого нацистской Германией, её сторонниками и подручными во время Второй мировой войны (Холокоста).

5. Обвинение евреев как народа и Израиля как государства в фабрикации преувеличении Холокоста.

6. Обвинение евреев в том, что их больше интересуют интересы Израиля, чем интересы страны, гражданами которой они являются.

7. Отказ еврейскому народу в праве на самоопределение, например, утверждения, что существование государства Израиль является проявлением расизма.

8. Применение двойных стандартов, с требованием от Израиля поведения, которое не ожидалось или не требовалось ни от какого другого демократического государства.

9. Использование символов и изображений, ассоциируемых с классическим антисемитизмом (к примеру евреи убили Иисуса или про ритуальные убийства) для характеристики Израиля и израильтян.

10. Проведение параллелей между современной политикой Израиля с политикой нацистов.

11. Перекладывание на евреев коллективной ответственности за действия государства Израиль. Следует подчеркнуть, однако, что критика Израиля, не выходящая за рамки той, которой подвергается любая другая страна, не может расцениваться как проявления антисемитизма.

Международное определение антисемитизма и 11 примеров его проявления взяты с сайта Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) http://www.osce.org/ru.

ОБСЕ, объединяющая 57 государств-участников из Северной Америки, Европы и Азии, – это крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности, ведущая работу по обеспечению мира, демократии и стабильности на пространстве с населением более миллиарда человек.

И напоследок очень важная цитата от Жан-Поля Сартра. "Антисемитизм не является идеей, подпадающей под защиту права на свободу мнений".

Геннадий Гасилов   09.01.2019 13:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.