Он. Рассказ неизвестного и Черный монах

«Он. Рассказ неизвестного» Леонида Андреева и «Черный монах» А.П. Чехова: трагические контаминации художественных мотивов двух произведений

Мистико-психологический рассказ Андреева «Он» был воспринят современниками как нетипичное, «неандреевское» произведение, выбивающееся из общего ряда сочинений писателя. По собственному признанию Андреева, приступая к написанию «Рассказа неизвестного», он находился под влиянием готической новеллы английского романтика Э.А. По «Падение дома Ашеров».

Небезынтересным здесь также будет отметить фабульное сходство андреевского рассказа с психологической повестью Генри Джеймса «Поворот винта».

Джеймс, наряду с Андреевым, использовал обыденный антураж мещанской идиллии, на пасторальном фоне которой разворачивались сверхъестественные события — в отличие от Эдгара По, поместившего мистические события «Падения дома Ашеров» в привычную для готической новеллы обстановку романтического упадка, разворачивающегося на руинах аристократического замка. Так, гувернантка у Г. Джеймса лицезреет призраков средь бела дня [1].  Невыносимый широкоплечий ночной гость в черном котелке впоследствии начинает посещать андреевского гувернера днем — черный гость чеховского Коврина также позволяет себе являться в середине дня во время обеда.

Созерцание ночных кошмаров в столь непривычном для обыденного сознания измерении, а именно при свете дня — придает мистическому ужасу реалистичности, наделяя его атрибутами конкретности, материальности.

Это довольно тонкий художественно-психологический прием, на что в частности, блестяще указал в cвоем романе «Золотой храм» японский писатель Юкио Мисима:

«Жестокость рождается совсем в иные минуты — например, в такой вот славный весенний день, когда сидишь на подстриженном газончике и разглядываешь солнечные пятна на травке, а, как по-твоему? Все жутчайшие кошмары, произошедшие в истории человечества, начинались именно так. Вид же корчащегося в предсмертной агонии, окровавленного тела — причем среди бела дня, заметь, — придает кошмару конкретность, материальность» [2].

Как известно, архетипические представления о зле у разных народов тесно связаны с тьмою. Мотив неотвратимо надвигающегося зловещего мрака по сей день с успехом эксплуатируют  голливудские кинодельцы в своих низкопробных «ужастиках».

Исследователи давно обратили внимание, что структурные компоненты системы образов в повести Андреева выступают художественным продолжением и развитием идейно-сюжетных элементов не только «таинственной новеллы» Э. По (образ госпожи Норден), но также и не менее загадочной повести Чехова «Черный монах» [3].

Чеховский «монах», как и андреевский «Рассказ неизвестного», начинается с описания старинного парка с прилегающим садом. Угрюмый парк раскинулся на целую версту от дома до реки, где оканчивался крутым обрывом; «внизу нелюдимо блестела вода» (ср. у Андреева описание «серой, плакучей воды»).

В центре повествования обоих писателей — таинственный антропоморфный морок, загадочный мираж, внезапно возникающий и преследующий главного героя неотступно. Параллельно с мистической трактовкой природы таинственного гостя автором-рассказчиком предлагается вполне рационалистическая версия происхождения потустороннего посетителя: галлюцинации, душевный бред. Видение вызвано расстроенными нервами склонного к ипохондрии героя: Андреев упоминает о безрадостном детстве и одинокой юности неизвестного рассказчика, в свою очередь, чеховский Коврин, ординарный профессор, перенес тяжелую психическую болезнь на почве осознания собственной посредственности. Однако последняя версия у Андреева выражена не столь явно: психическое возбуждение героя в произведении Чехова неизбежно сопряжено с физическим истощением — только избавившись от визитов черного монаха, Коврин начинает исправно набирать по фунту весу, тогда как безвестный студент из рассказа Андреева сокрушается, что даже не может отправиться к психиатру, так как абсолютно здоров и ежедневно прибавляет в весе [4].

Расставание с «призраком» разрешается для обоих героев трагически. Андреевский студент «почему-то умирает», горестно заключая, что теперь встретил бы своего таинственного ночного визитера «с некоторым удовольствием». Профессор Коврин, проведший после «выздоровления» в нравственном отупении два бесцветных года, исходит кровью под ласковый шепот оставленного им монаха, и на лице его навеки застывает «блаженная улыбка».

1. Ильина О.А. Понятие греха в произведении Генри Джеймса "Поворот винта" // research-journal.org
2. Мисима Юкио. Золотой Храм. Глава 4 // miuki.info

3. http://elena-isaeva.blogspot.com/2011/01/blog-post.html?m=1

4. https://profilib.top/chtenie/32165/leonid-andreev-on-6.php


Рецензии
В советском детстве была еженедельная передача по пятницам "В гостях у сказки", там крутили фильмы. В одном из них злой колдун мелькал прямо посреди солнечного дня в каком-то радостном лесочке. Именно так - мелькнула спина и это было жутко. Будучи школьником начальных классов, гуляя с друзьями в точно таком же лесочке возле дома, которого вскоре срубят под чистую, я ловил себя на мысли, что мелькни сейчас кто-нибудь злоколдунистый, мне будет страшно. И этот эпизод выдаёт и ответ. Ужас в попрании незыблемых тёплых законов дня и ночи, нечто хтонических глубин легко прорывает границу и наш покой блеф. Как ни крути, страх, всё-таки, зверь ночи - немота, потерянность, безвременье, ожидание ужаса. День слишком певуч и заполнен ясными деталями. Но день - иллюзия, всё, что можно сказать определённо, нас окружают объекты, а переливы красок звонкая маскировка, святая ложь, мы живём во тьме. Так и покой сказка беспечной глади озера, пока в него не рухнет камень. Помню, на одни новогодние каникулы я буквально сбежал от школьных васьков, вылезя с другом из окна раздевалки. Стояли ослепительные морозные дни, я встречал Новый год, ходил в кино, и думал только об одном - меня будут ждать. А, может, встретят и на улице. Дарованные богом минус сорок оттянули катастрофу на два дня, но... Первые два урока я был бел, но ещё жив, а значит, похоже, обо мне забыли. Ну, слава богу, - сказал товарищ по парте, когда я выдал, наконец, реплику. Мне кажется, тот случай явился некой прививкой от подобного страха в будущем. Не панацеей, но всё-таки. Конечно, о мистике здесь речь уже не идёт, да и Вы на ней не замыкаетесь. Чудесным днём упомянутый товарищ по парте нырнул в воду и сломал позвоночник о балку. Восхитительным вечером дня последнего экзамена в училище я мчался к нему домой, глупо надеясь, что он всё-таки жив. В объятиях солнца одноклассник пошло хохмил на его поминках. Мда. Но надо жить. И желательно, без всяких чёрных монахов.

Андрей Рамодин   16.01.2019 22:22     Заявить о нарушении
Можно еще вспомнить пресловутый "черный воронок", приезжающий за либералами темной ночью. Напоминает сказку про "черный гроб на колесиках в черном-черном городе черной ночью". А если серьезно, то когда начинаешь думать, что где-нибудь сейчас в лесополосе орудует маньячила (а он таки орудует), пока ты тут нежишься на солнышке, недолго и с ума сойти. Мелькнет подлая мысль "не меня", да и по тв уровень транслируемого насилия зашкаливает, так что мы давно уже стали невосприимчивыми. Но ведь и война 22 июня началась фактически на рассвете... Вы как всегда предельно обстоятельны. Простите за некий сумбур с моей стороны. Чувство отложенной неотвратимой угрозы, отсроченной, но неминуемой, как дамоклов меч, знакомо и мне. Неоднократно доводилось испытывать тревожное чувство от нависших неприятностей, однако прививки выработать, подобно вам, мне так и не удалось.

Паша Цвибышев   16.01.2019 22:43   Заявить о нарушении
Да, примеры почище моих.

Ну, и я далеко не Будда.
С другой стороны, наоборот, именно тревожности нам и не достаёт. Живём, как бессмертные, а жизнь утекает сквозь пальцы. Мозг нас усыпляет. Хм, вот Вы спрашивали про неуместность Путина. Передача Курил гос.измена, т.о. во власти реальные изменники. А что, если так ведёт себя и наш мозг? Стоит ли удивляться, что мы жили и живём как идиоты? В-общем, истинное сознание, если оно есть, похоже, странный, мало пока нам понятный противоречивый коктейль из тревоги и безмятежности.

Андрей Рамодин   17.01.2019 23:17   Заявить о нарушении