Моему Любимому дедушке Ашоту...

  Дети называли тебя Золотым дедушкой - из-за волос цвета Солнца... 
Бабушка величала тебя Рижа (в смысле Рыжий)...
Для меня ты был и остаешься тем, кого я фанатично любила и люблю...
 Мой Дорогой и Любимый дедушка, когда ты мне снишься, я, проснувшись, долго не открываю глаза, чтобы твой образ не рассеялся как туман.
Яркие голубые глаза, словно весеннее небо...

 Я с гордостью и долей эгоизма могу сказать, что была саааамой любимой внучкой и… дедушкиным мальчиком (так он меня назвал)!!! И это, конечно, отложило отпечаток на мою жизнь и характер. Я выросла не по-женски непокорной, сильной и своенравной. С этим моим статусом – дедушкин мальчик - было много курьезов.
В один из вечеров нашей размеренной деревенской жизни, прогуливаясь с дедом, мы столкнулись с дальней родственницей. В разговоре дед говорит про меня: мой любимый мальчик. А я была к тому же в брючках. Родственница в недоумении восклицает: «Я знаю, что у Левана две дочери! Откуда мальчик?» Дед в ответ: «Нет, что ты! Это самый настоящий дедушкин мальчик!» А тетушка не унимается: «Ашот, ты меня сведешь с ума! Я что, не знаю, что у моего Левана нету сына!» Я подыгрываю деду: «Я мальчик!!» Бедной женщине ничего не оставалось, как спустить с меня штанишки и проверить наличие мужских гениталий.
А еще есть анекдотичная  история об исчезновения ботинка. Как-то раз нам с сестрой купили новую обувь, и мы сразу поехали в деревню, к дедушке. Я тогда уже начала ходить в школу и считала себя почти барышней. И вот, как обычно, дедушка мне говорит: «Угости-ка меня, дедушкин мальчик, своим достоинством!» (в кавказских семьях часто звучат подобные выражения в знак огромной кровной любви и гордости).
Я уже стеснялась таких разговоров и потому выдала первое, что пришло в голову. Говорю: «Нету, дедушка!» - «А куда делось?» Я в ответ: «Упало в ботинок». Дед не сдается, берет меня за руку, и мы идём на улицу к ступеням, где стояла в ряд вся обувь ... и хоп - чудеса - пёс утащил мой ботинок!
Не было ничего такого на всем белом свете, чего бы я попросила, а дедушка не смог исполнить. От ночных походов в подвал за клубничным компотом - до сумасшедше стреляющей в кастрюле кукурузы… До сих пор чувствую запах подгоревшего пури на дровяной печке, вкус овечьего сыра и зелени. Помню, как дед ровными пластинами нарезал картофель и раскладывал на раскалённое железо, присыпав солью. Как же было вкусно и душевно!
А сказки, придуманные им на ходу, наверное, заслуживают Нобелевскую премию!
И как же мы с сестрой ждали наши совместные веселые походы в кино! Тогда, во времена моего детства, были модны индийские фильмы. Обычно наша троица приходила в обшарпанный старый деревенский клуб, садилась в первых рядах с лимонадом и конфетами. Дедушка говорил: «Дети, разбудите меня, когда все закончится» -  и засыпал на начальных титрах. Он очень уставал, ведь вставал на рассвете, работал, не покладая рук и не жалея сил... Но я не помню, чтобы он хоть раз отказался нас порадовать. А самый прикол начинался потом, когда публика замирала в напряжении от сцен на экране - мёртвая тишина в зале, и вдруууг... на весь кинотеатр раздавался дедушкин сладкий храп!
Мечтаю вернуть то волшебное время, когда он был с нами... Когда пел нам: «Таши, капик вар ари, чамич кудам пар ари», что означает: «Таши, обезьянка, спускайся, дам изюма – станцуй!». А мы с сестрой весело пускались в пляс, по-детски абсолютно не задумываясь о смысле песни, всем сердцем ощущая тепло и Любовь... Мы обожали приезжать в дедушкино королевство фруктов, овощей и ягод. В холодильнике нас неизменно ждал сюрприз - целый тазик клубники, пересыпанной сахаром. 
А однажды, прибыв на ранчо - так мы в шутку называли поместье, где дед хозяйничал – обнаружили, что он почему-то неровно ходит. На вопрос «что случилось», бабушка вдруг выдала: «Ваш дедушка - Гагарин!» Это как??!! Оказалось, что он залез на самую макушку белой черешни - и полетел вниз. Слава Богу, полёт завершился лёгким ушибом.
Как только папа ни уговаривал его оставить работу и не мучить себя - все  бесполезно: дедушка  отвечал, что не мыслит жизни без труда... У деда не было диплома, но его можно назвать гениальным агрономом, дипломатом, поваром, математиком, лингвистом, историком и оратором. На память пересказывал истории, читал поэмы, говорил чисто на четырёх языках, вёл расчёты, был великолепным ветеринаром, искусно лепил хинкали и устраивал пиры для первых лиц Грузинской ССР. 
Называть Ашота Барсеговича своим другом было честью для каждого, его знавшего! Человек слова, честный и мужественный... Спасибо ему за то, что в сложные времена он сохранил для потомков фамилию, не поддался уговорам сменить национальность. Было и такое... Подарил нам чувство Благодарности и Уважения... 
Очень строгий, а моментами даже жёсткий, он со мной оставался всегда мягким и нежным. Был моей поддержкой и опорой во всех вопросах. Будучи подростком, я часто злилась на многие его запреты, но, перешагнув за 40, понимаю, что это помогло мне сформироваться... Во многом благодаря дедушке, я та, кто я есть.
Продолжение следует...


Рецензии
очень душевно! Хорошо когда внуки помнят и чтят память дедов и прадедов ... Желаю Вам творческих успехов! С уважением Аркадий

Аркадий Аванесян   25.08.2020 17:37     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова! Готова бесконечно писать о любимых!

Адриана Росси   27.08.2020 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.