А окна в вашем классе чистые?

                А окна в вашем классе чистые?
                Воспоминания снова уводят меня в прошлое.  После семьи главной в моей жизни была учительская работа,  о которой я мечтала ещё в юности. Мне довелось преподавать  в разных школах города Харькова в Украине.  И я встречала таких руководителей  школ,  которых я забыть не могу. Одним из них  был бывший  директор средней школы,  где я сама училась,  Емельянов Станислав Сергеевич.  Он  пригласил  меня  преподавать  русский язык и литературу, несмотря на то, что  опыта работы у меня не было.
Но я хорошо помню ещё одного директора по имени Галина Константиновна.  Она была белокурая,  её лицо обычно было серьёзным,  и она смотрела на людей очень подозрительно. Женщина небольшого роста заставляла  относиться к ней очень настороженно.
Я получила должность учителя русского языка и литературы  в средней школе №72. У меня были хорошие ученики. Я работала в своём собственном  уютном  кабинете. Все были довольны, я получала удовлетворение от любимой работы.
В это время моя семья получила новую квартиру, и мы жили довольно далеко от моего места работы. Чтобы вовремя попасть в школу, мне нужно было делать две пересадки на общественном транпорте. Иногда я опаздывала и приходила после предварительного звонка на первый урок. Мои ученики сами заходили в классную комнату и рассаживались.
Дело в том, что мне приходилось возить с собой  старшего сына Влада, который не отличался организованностью. Ему было лет 10, и он дважды забывал в транспорте свой школьный рюкзак  с книгами и тетрадями. Ой-ой! Я была вынуждена вернуться на автобусную станцию, чтобы забрать вещи сына. Часто в городе  лил сильный дождь, и общественный транспорт работал очень плохо! Приходилось нервничать, всё-таки меня ждали примерно сорок человек!
В нашей средней школе было неписанное правило:  директор стояла  утром  возле входной двери, и каждый входящий должен был приветствовать её, сказав «Доброе утро!» Но она сама никогда-никогда не отвечала на приветствия, она выглядела очень хмурой! В общем, с самого утра наше настроение было испорчено!
И я решила её немного проучить. Однажды я пришла на работу вовремя и не поздоровалась с Галиной Константиновной, просто молча прошла мимо. Она была очень удивлена и спросила меня, почему я не приветствовала её? И я ответила: «Потому что   вы никогда не отвечаете на наши приветствия!» И что вы думаете? Начиная со следующего дня, директор, увидев меня, первая здоровалась! Поняла!
Администрация в школе была очень серьёзная. Завучи любили проверять работу учителей, и они иногда сидели на уроках с первой и до последней минуты. Мне было нелегко под взлядами строгих проверяющих объяснять новые правила русского языка. Администраторы смотрели на классную  доску и в ученические тетради заглядывали. Они что-то записывали в «амбарные» книги  и после звонка быстро уходили. Я не успевала перевести дыхание, как в начале следующего урока вдруг без стука открывалась дверь, и, о Боже, заходил следующий завуч! Это было слишком! Я чувствовала себя очень уставшей после таких визитов!
Но и директор  Галина Константиновна тоже не спала в  течение школьного дня! На большой перемене она проверяла насколько чистой осталась классная комната после урока. Она очень внимательно смотрела под партами и, если находила листики бумаги, то говорила учителю: «Ваш урок был плохим!  Ученики передавали друг  другу записки! Это ужасно!» После таких слов я чувствовала себя преступницей! А директор на педсовете перечисляла фамилии учителей, которые были виновны  в таких  же грехах, как и я! Вот горе!
Однажды Галина Константиновна открыла рывком дверь в мою классную комнату во время урока. Она не сказала ни слова, зато вынула из кармана  чистейший белоснежный носовой платок. И что она сделала, как вы думаете? Она подошла к  окну и стала платочком(!) проверять, насколько чистые стёкла в них! Вот это и повергло меня и моих учеников в шоковое состояние!  Разве учитель, кроме своих прямых обязанностей обучать, должен ещё и мыть окна?! Мать родная!
Мои ученики и я были под сильным стрессом! Когда директор закрыла за собой дверь, я в изнеможении села на стул и сказала детям: «Я не в состоянии сейчас учить вас!» На это детки ответили: «Мы вас хорошо понимаем!»      
Около двух лет я проработала в этой школе. Это было  тяжёлое время! Но, как преподаватель, я научилась здесь очень многому. Директор и администрация в этом плане были на высоком уровне и требовали того же и от нас. Эти навыки пригодились мне в следующей, самой хорошей моей средней школе. И я продолжала любить мою учительскую работу и моих учеников, с которыми у меня были дружеские отношения. Я пыталась помочь им хорошо знать русский язык и литературу.               
И вот в один прекрасный день  Галина Константиновна решила прийти на проверку моей работы. Её лицо выглядело невесёлым, она прошла по кабинету и внимательно проверила всё-всё: документацию, план урока и даже тетради учеников! И снова посмотрела под школьными партами! Ученики затаили дыхание и замерли!
И что я чувствовала  в это время? Я чувствовала себя как замороженный   кусок  воды. В конце концов эта женщина покинула мой класс! Спасибо тебе, Господи!
А мои ученики сказали мне: «Раиса Михайловна! А вы знаете, что вы повторили свой урок, который давали нам вчера?» Я была удивлена и спросила их: «А почему вы не сказали мне об этом раньше?»  И  школьники ответили: «Здесь был директор школы. Мы не хотели говорить при ней! Мы просто ещё раз учили этот материал». Школьники меня любили и не хотели мне неприятностей! Их ответы были очень хорошие, они показали знание правил! Этот эпизод был как бы ответом на мои старания от моих учеников. Чудесно!
По вечерам, после второй смены, у нас были педагогические советы или партийные собрания. Нужно было обязательно присутствовать там. Даже если ты и  не член партии. Мы обязаны были изучать новые документы  партии и правительства, новые методы преподавания и т.д.
Директор и администраторы рассказывали о посещённых уроках. Часто  мы слышали фамилии нерадивых учителей. Иногда и я попадала в этот список... Собрания обычно были неинтересными и скучными. Ведь только малая часть учителей была для администрации хорошей, а все остальные так себе...
У меня в это время подрастал второй сын Сергей. Влад  тоже вынужден был сидеть допоздна  в моей школе. Сергей ходил в детский садик, куда отвозил его  мой муж. Целый день малыш скучал по своей маме, но я приходила поздно и готовилась к урокам на следующий день. Ну и жизнь!
 Моему мужу не нравилась эта ситуация. И вот что он сделал! Он с ребёнком на руках, проехав автобусом с двумя пересадками, пришёл в школу, открыл дверь в кабинет, где было очередное комсомольское собрание, и втолкнул Серёжу в класс! Ребёнок плакал и кричал: «Мама! Я хочу к тебе!»
И директор важно сказала: «Раиса Михайловна, вы можете идти домой. А мы продолжим собрание!» Вот так-то!
Многие учителя не переживали насчёт упрёков в их адрес и не обращали на это внимания. А я принимала  замечания близко к сердцу и старалась их исправить. Мой кабинет русского языка находился на  3-ем этаже. Во время второй смены на улице наступала темнота , видно было, горит ли свет в кабинете директора. Если не горит, значит, её нет в школе! И мои коллеги тоже смотрели на окна начальницы по той же причине. Учителя давали детям задание побольше, а сами выходили в коридор и травили анекдоты. Помню круглолицую учительницу английского языка, у которой отсутствовали почти все передние зубы, она была очень смешная и странная. В её лексиконе не переводились бранные слова Мы смеялись над её рассказами, настроение поднималось. И никто не доложил директору! Класс!
Это был наш протест  против суровой женщины, руководившей нами. Я никогда не забуду годы, проведенные в этой средней школе. Галина Константиновна, когда я перешла в школу, расположенную недалеко от нашего дома, дала мне отличную характеристику. И на последнем педсовете перед каникулами она сказала: «Вы были самой лучшей учительницей в нашей школе!»
Фантастика! Спасибо вам, Галина Константиновна!


Рецензии
Вот это да!
С уважением,

Галина Козловская   03.08.2019 21:56     Заявить о нарушении