Черта -вщина и околотекстовые измышления санина

                ОТСТУПЛЕНИЯ ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ
Кто про что. Голый – как обычно – про баню. А Санин, так уж повелось в последние годы, про Солина.
Но что делать, если недавно автор, очевидно в отместку за мои рецензии под отрывками из «Черты», угостил полным текстом в электронном виде? Читать! И не отозваться я не могу.

Интересное совпадение, незадолго до того, как сесть за чтение ЧЕРТЫ, мне довелось перелистать Канта. Тоже философ, если кто забыл, и сосед Солина по Балтике (речь не о пиве). Что скажу, Солин, да простит меня немецкая классическая философия, круче. Пишет круче, по крайней мере. И яснее.
Тем не менее, и он противопоказан тем, кто не хочет (может, умеет) думать. Ниже будет цитата-подтверждение.

И еще одно наблюдение. Солин – автор, которого невозможно читать по диагонали. Он требует внимания. Даже бдительности. Иначе что-то не поймешь или поймешь не так. Впрочем, все мы разные и одинаково видеть-понимать не можем. В том числе и с самим автором. Где уж тут критику!

                ИТАК, Ч Е Р Т А.

Предупреждаю сразу, что мнение мое субъективно, пристрастно и антинаучно, поэтому оно обсуждению и осуждению не подлежит, подлежит (ненужное вычеркнуть). Оно как реакция на анекдот слушателей в случайной компании. Один слушатель глазами моргает, второй неодобрительно хмурится, а третий хохочет, пополам согнувшись. Воспитаны все по-разному, с мозгами неодинаково, шеи разной длины. До кого-то дошло сразу, а до кого-то нет.
Вот и со мной так. Книжка понравилась еще в отрывках. Теперь понравилась и вся. Без исключения. Пример-объяснение для сравнения, когда-то «Война и мир» напрягала двумя вещами – французским языком и философией. Солин заботливо перевел с французского, а философия его, пусть не обижается Лев Николаевич, на сегодняшний день интереснее.

Предупреждаю еще. Если вы не готовы к насилию, крови, эротике и богохульству – не читайте эту книгу. Если вы только это и ждете от книги, тоже не читайте.

Предупреждаю в третий раз. Этот роман бездонно афористичен. По произволу автора он обладает странным гипнотизирующим, омутообразующим свойством – заставляет выделять в тексте емкие, кинжальные фразы. И думать при этом: «Ну, надо же! Ведь это моя мысль, только автор думал и сказал ее лучше!» И слегка завидовать. Ведь увидел Солин рифму между нуворишами и «неорашами» - новыми русскими! Увидел и элегантно вплёл в сюжет.

Заботливо ещё один раз предупреждаю. Самый крупный недостаток-черта ЧЕРТЫ в том, что мало кто из нас способен воспринять-принять-понять этот текст. Если у вас нет времени на медленное чтение, дождитесь такого часа. Я прочитал уже два раза, и во второй раз увидел больше, чем в первый. При этом не все понял, поэтому еще вернусь. И не сомневаюсь, что открою новые связи. Новые кольца и петли. Новые параллели и пласты.

И окончательно предупреждаю (как в свое время Китай предупреждал США сколько-то там сотен раз), мой отклик-опус на книгу кто-нибудь (и не без оснований) воспримет как рекламу. Ребята, простите, я последние 15 лет из 60 работал в PR-сфере, это наложило неизгладимо-неисправимый отпечаток на все, что я делаю. Но за текст я не получил ни копейки! Хотя с автором и общался, и обсуждал некоторые вопросы. Кстати, Солин просил, не тратить зря время на рецензию, но я пренебрег его просьбой.

Так вот, о чем же книга? Да… как всегда у писателей. Нет тут ничего особенного. О жизни и любви. О мужчинах, женщинах и людях вообще. О карьере и ее цене. О добре и зле. О зависти. О смысле жизни. Об искусстве…

«Энциклопедия, однако…» - расстроился северный человек. Его поправили: «Википедия!»

И вот тут я понял, что, вооружившись знаниями, умениями и навыками, полученными в институте на курсах «Введение в литературоведение», «Теория литературы» (искреннее СПАСИБО Эдуарду Александровичу Абельтину и Альбине Леонтьевне Кошелевой и Абаканскому государственному педагогическому институту) и других, можно успешно располосовать, расчленить, расчетвертить Черту. Превратить ее в дефисы, тире и точки, но при этом самому ни на шаг не приблизиться к пониманию. И, разумеется, в итоге ничего не дать читателю.

               ПОЭТОМУ МЫ ПОЙДЕМ НЕ ТАКИМ ПУТЕМ.
Ниже я приведу некоторое количество цитат, которые с ментовской ухваткой вырвал из текста и контекста, чтобы подтвердить-проиллюстрировать свои изыскания. Изолировал от текста и перемешал, и рассортировал, как заблагорассудилось. Далеко не везде это сделал корректно (а вы часто встречали корректных ментов?). Поэтому, дорогие друзья, вы имеете полное право проверить меня, поблагодарить или отругать. Впрочем, что ждать? Благодарите сразу, я вам как изюм из булочки столько мудрых мыслей наковырял. Назад заковыривать предлагаете? Нет. Не буду. Некогда. Сами!

Не все они вам понравятся. Но мудрые мысли – не рубли, чтобы нравиться всем без исключения. Кроме того, здесь они, напоминаю, вырваны из целого. Некоторые осмелюсь комментировать.

                Солин о Боге
«Создатель знает, кого каким сделать».
«Никогда мыслящему человеку не постичь мудрости Создателя, ограничившего самодержавный причинно-следственный произвол игристым своеволием дофина-случая!»
«Астрологи – какая наглость: если они знают, что нас ждет, то куда девать Бога?!»
«…надо менять не человека, а законы мира, а обожествлять не Создателя, а искусство».
             
                Солин о женщинах и чуть-чуть о мужчинах
«…громче всех жалуются благополучные женщины».
«…если бы женщины не сели за руль, мы бы так и не узнали, сколько среди них идиоток...»
«…осознавшая свои достоинства женщина всегда найдет повод для измены».
«…когда изменяла - прекрасно понимала, что делала, а когда опомнилась, никак не могла понять, зачем это сделала».
«…все женщины на один манер - мы воруем для них олимпийский огонь, а они думают, как на нем поджарить яичницу».
«Для женщины смена мужчины равнозначна смене вероисповедания».
«…каждая женщина должна знать свои достоинства и недостатки и старательно прикрывать первыми вторые».
«…закон любовного бутерброда таков, что женщина всегда внизу, даже если она наверху».
«…только некрасивая женщина принадлежит самой себе, красивая же – достояние всеобщее».
 «…парни - забавный народ и почти всегда выбирают то, о чем потом жалеют». Напоминание от Санина: на просьбу ученика дать совет древнегреческий философ оставил всем нам универсальнейший ответ «делай, как хочешь, все равно пожалеешь».
«…мужчины - это эгоистичные и, в сущности, никчемные существа, чьи единственные и главные достоинства заключены в штанах». И Санин подумал, почему-то с кавказским акцентом: «Абыдно, да!»
               
                Солин о нас – грешных. О людях
«…обтесывая балясину вашей личности, природа не очень-то печется о разнообразии инструментов и качестве обработки. В ее распоряжении два топора, один из которых зовется кнутом, а второй – пряником».
«…поведение большинства людей сводится к тому, чтобы обмануть самому и не дать обмануть себя».
«…без людей у нас порой скушно, с людьми часто страшно».
«…при том мизерном сроке, что нам отведен, имеет значение только жизнь нашей бессмертной души в бренном теле».
«Если, рассказывая о рыбалке, человек не привирает, это скучный человек, в нем нет полета».
«Оставив в стороне ваш ограниченный ум, можно говорить о том, что осталось как о брюхе с двумя потребностями и видеть подлинные пружины людских поступков только в голоде, половом вожделении и тщеславии». Здесь автор вставил реминисценцию. Я не разгадал, кто автор этих слов. Но родилась реплика Санина в сторону: «Хорошо рифмуется с А. Дольским. Бард отчеканил в ХХ веке: «Голод, страх и вожделенье – три великих божества». Но так хочется поворчать на автора за натурализм. Обидно, что человек – это брюхо с двумя кранами: через один втекает, а через второй…»

                Солин о любви
«Вот и получается, что любовь - это стремление одухотворить случайность, брак - желание ее легитимизировать, а жизнь - попытка с нею ужиться».
«Как важно, чтобы рядом с тобой был тот, кто ждал бы твоего пробуждения, чтобы тебя поцеловать...»
«При этом акт, который происходит между мужчиной и женщиной, при всем его камасутровом разнообразии догматичен, не выходит за рамки физиологической потребности, и его прикладная природа неизменна. Сделав отправным пунктом размножения, эволюция сопроводила его ощущениями, которые невозможно описать, зато можно испытать вновь и вновь. Диапазон их весьма широк: от вульгарного до возвышенного. Можно отдаваться ему всем сердцем, вкладывать в него душу и жертвовать жизнь, как это делают влюбленные, а можно видеть в нем супружеский долг, который, как и все долги, так не хочется отдавать».
«На самом деле любовь - это тонкий культурный слой, прикрывающий дикие скальные породы похоти…»
«Слишком многие, получив на руки любовь, не знают, что с ней делать. Не удивительно: ведь они часто не знают, что делать с самой жизнью!»
«…человек либо любит, либо нет, и тогда он либо есть, либо его нет».
«…люди всегда нуждаются в обмане и что любовь - это красивая декорация, скрывающая скотный двор нашей жизни!»
А? Заметили, как тут Солина штормит? Как его колбасит! Как мотает автора от цинизма к искренней вере в чудо и обратно! Объяснить легко. Это мнения разных персонажей, объединены они двумя скрепами – автором и текстом.
Солин о смысле жизни, судьбе и роли случая:
«Скажу непозволительно откровенно, скажу жирным шрифтом: существует черта, которой ограничены притязания человека, и эта черта проведена не через пространство и время, а через смысл». Черта у Солина – это флажки у Высоцкого в «Охоте на волков».
 «…судьба - всего лишь роман, который я пишу в соавторстве с вашей волей».
«Что до земного бытия, то принято горевать из-за его бренности, в то время как горевать следует по поводу его бессмысленности».
 «…случай - не стрелочник: он не направляет события по одному из возможных путей, а делая тайное явным, легализует уже назревшую тенденцию».
«…большинство из вас не знает, что делать с краткой жизнью, а тут целое бессмертие!» Санин почесал затылок. У него обоняние н и к а к о е, но так напахнуло Патриаршими прудами! Даже сердце сладко заныло.
«Нет ничего более чреватого и самонадеянного, чем расплетать и заплетать косы судьбы».
«…жизнь наша – стойкая череда непредсказуемых разочарований…» Как точно, ёмко и горько!
«Познание, как и выживание есть цель и крест вашего существования».
«…обретение смысла - это и есть обретение счастья».
«…смерть - это не навсегда, это как путешествие в другую страну, где можно когда-нибудь встретиться!» Это здорово обнадеживает!
«Уж коли вам довелось жить - ищите опору и не забывайте, что опереться можно только на то, что внутри вас: то, что снаружи может подломиться».
«…лелея непорочное зачатие помыслов, помните о надгробных речах – финальных титрах жизни».
«Вот так и живем: уйдешь, а после тебя остаются анекдоты и сплетни, потому что никто не знает, какие мы настоящие».

                Солин о литературе:
«…литература, как и смертельная рана несовместима с жизнью…»
«Невелика хитрость говорить и писать о том, что видишь. Попробуй, напиши о том, чего не видишь и видеть не можешь!»
«Договоримся также различать предметный смысл и текстовый - то есть, будем различать смысл, как ценность и смысл, как сообщение с его особо ценимыми побочными оттенками, доставляющими штучное удовольствие рафинированному вкусу людей…»
«Лотки – вот чем храм искусства помимо религиозного чувства похож на храм божий.»
«Сказанное художественным образом художественным же образом и воспринимается. От этого литература подобна письменному заговору, которому вы легко и добровольно поддаетесь».
«Трудясь на пользу и в назидание потомкам, летописцы быстро смекнули, что пробелы в материале превосходно латаются гладкой выдумкой».
«…писатели всего лишь в той или иной степени торгуют своей биографией».
«Литература же придумана для того, чтобы поселить на земле мечту. Литература - это убежище для тех, кто страшится жизни, а бегство от нее скрывает социальной озабоченностью».
«Серьезные стихи - для разочарованных: юность ценит смех, зрелость – усмешку».
«А между тем сочинять - это нести ответственность не только перед словом, но и перед миром. Зрелость - это в первую очередь ответственность».
«Критики - препараторы вымысла, шакалы от литературы». Критик Санин поднял руку на эту мысль, но не опустил.

                Просто очень хорошие слова Солина:
«Многие из вас верят, что зло есть досадная опция к добру».
«Там сначала было слово, а за ним наветы».
«Создавая препятствия, оставь шанс их преодолеть».
«Мы признаем умных людей умными не потому что они знают что-то такое чего не знаем мы, а потому что они умеют сформулировать то что мы только чувствуем».
«Время любит якшаться с отчаянными храбрецами, награждая их за это бессмертием посмертно».
«…читать мораль перед казнью - это называлось "замочить с особым цинизмом"».
«Если же вы из тех, кто полагает, что для того чтобы начать новую жизнь достаточно переименовать все улицы, полюбуйтесь, что из этого выходит…»
«…ваш орган общения часто превращается в средство разобщения».
«В конце концов, трактовка мира есть личное дело каждого. Хуже, когда от косых взглядов на мир переходят к попыткам его переделать».
«Ведь и зрячие верят в то, чего не знают и не видят».
«Правда - это одна из версий события, которая легче и охотней всего утверждается в ваших головах».
«Мало ощутить приближение общественной грозы, важнее ее пережить».
 «Неугомонным оппозиционерам следует со всей тупой и мрачной серьезностью сказать, что идеальных форм правления не существует, и что власть в отличие от философии - это то, чем следует заниматься всерьез».
«Каждое время недовольно собой».
«Талант в отличие от чести - продукт не фасованный, а рассыпной: сколько отвесили, тем и довольствуйся».
«Потомки скажут про нас: это было время, когда Россия неслась на красный».
«…природа не скрывает своих тайн. Более того, она поощряет их вынюхивание».
«Всякий ваш поступок имеет близкие и дальние последствия. С точки зрения действующих моральных ценностей он признается хорошим или плохим, но меняющаяся система нравственных координат вносит в его оценку поправки, вплоть до смены полярности».
«Этих образованных надо в узде держать, а как свободу им дашь – обязательно чего-нибудь учудят!»
«…знай, что есть лишения, перед которыми меркнет все остальное».
«Женская красота есть род навязанного женщине, как и само рождение, внешнего совершенства, обрекающего ее обладательницу на  неисповедимые последствия».
«Красота -  это послание, которое никому не дано прочесть. Являясь квинтэссенцией космического закона, красота всегда гениальна, и судьба ее редко бывает счастливой. Каково это - принадлежать одному, будучи обещанной всем?»
«И однажды ему стало ясно, что она такая же, как и все, и самое ужасное, что была такой всегда».
«…станьте обывателем и поверьте в жизнь после смерти. В противном случае вы рискуете стать философом, а то и того хуже – поэтом».
«Любовь - это гормональная симфония для двух сердец с бессонницей, а мудрость - мозговая деятельность в отсутствии тестостерона и адреналина»
«Как быстро бежит время, если его не торопить!»
«Юмор в отличие от жизни неистощим, но в больших количествах утомителен».
«Молодым дана уверенность, пожилым – сомнение».
«Бессмертны лишь доброта и меткое слово».

«Странное свойство - воспринимать чужие достижения, как свои», - походя бросил Солин. И Санин воодушевленно воспринял его открытия. И поволок в массы, как факел…
Вот и всё.


Рецензии
О-о...
Спасибо за экскурс, Виктор. Солина читала по вашей же наводке и очень хорошо понимаю ваши наблюдения и предупреждения. И некоторые главы из "Черты", опубликованные на его странице, тоже читала. Абсолютно согласна, что стоит перечитывать то, что может быть и непонято, но зацепило.
А за последнюю вашу фразу - вообще моя вам благодарность!) Прямо просится процитировать при случае)))

Людмила Май   12.01.2019 11:10     Заявить о нарушении
Удачи в солиночтении. И санино- тоже.
Всегда рад визитам и отзывам. С наступающим старымновым!

Виктор Санин   12.01.2019 11:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.