Москва. Часть 2

                ЦАРИЦЫНО

Усадьба на этом месте была известна с середины 17 в., тогда она носила неблагозвучное имя «Черная Грязь». В 18 в. здесь хозяйничали князья Кантемиры. В свое время они построили там роскошную оранжерею и выращивали виноград, лимоны, персики и другие нетипичные для средней полосы фрукты.

Сегодня – как и 250 лет назад — под словом «Царицыно» обычно имеют в виду комплекс дворцовых построек конца XVIII века и живописный парк вокруг них. Изначально ансамбль строится как загородная резиденция императрицы Екатерины II по проекту архитектора Василия Баженова. Однако в 1786 году Баженов попадает в опалу и отстраняется от дел. Работу продолжает его ученик Матвей Казаков.

Я не большой знаток архитектуры, но проекты Баженова мне очень нравятся. Как сплав элементов барокко с готическим декором.

                Баженов

Василий Иванович Баженов (1 марта 1738, Москва — 2 августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник (с 1796 г.).

После смерти Екатерины II работы в Царицыне прекращаются. Парк становится местом загородных прогулок и пикников. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

В 1775 году Екатерина II приезжает в Москву на торжества по случаю окончания русско-турецкой войны. Весной она прогуливается по окрестностям своей резиденции Коломенское. Расположенная на месте будущего Царицына живописная усадьба «Черная Грязь» приводит Екатерину в восторг. Сделка совершается всего за неделю.

В мае 1775 года Екатерина покупает имение и окрестные деревни за 30 000 рублей. А в конце лета выходит указ о переименовании села Черная Грязь в село Царицыно.

Придворный архитектор Василий Баженов получает распоряжение заняться постройкой новой резиденции. Выбор императрицы неслучайно падает на Баженова: во время недавних торжеств на Ходынском поле она восхищается «увеселительными павильонами» его работы. Каждый павильон представляет собой аллегорию на отвоеванные у турок города.

Вот как их описывает один из исследователей XIX века С. Любецкий: «Ходынское поле представляло великолепную панораму: на нём сооружена была целая громада построек, составлявшая целый временный город. Каждое здание, отличавшееся своим цветом, в турецком вкусе, с минаретами, киосками, каланчами, имело вид крепости, острова, орды и корабля.

Они назывались Азовом, Таганрогом, Керчью, Еникале и так далее».
Екатерина II высоко ценит фантазийный подход архитектора и нанимает для строительства Царицына именно его. Она подчеркивает: дворцовые постройки тоже должны быть «в мавританском вкусе» или «во вкусе готики». Парк же должен быть «пейзажным» – то есть с использованием естественных ландшафтов и иллюзией минимального вмешательства в природу.

В течение лета 1775 года Баженов снимает подробный топографический план местности. Затем на большом белом полотне чертит контуры будущей усадьбы и наклеивает вырезанные из бумаги планы зданий в предполагаемые места построек.

По его замыслу архитектурный комплекс должен выглядеть именно как «россыпь построек» – все они находятся внутри треугольного периметра и при этом стоят отдельно друг от друга. Свободная расстановка зданий естественным образом вписывается в ландшафт старинного парка.

В плане Баженова ансамбль располагается на высоком мысу между оврагом и прудом. Центральное место в нем занимает Большой Кавалерский корпус – для приближенных императрицы. Южнее располагаются одинаковые дворцы для Екатерины II и ее наследника — цесаревича Павла с женой. Впоследствии между ними возводится небольшой дворец для внуков императрицы. Все эти три здания образуют главный дворцовый корпус.

Вокруг — вдоль оврага и по берегу пруда – должны разместиться вспомогательные постройки. Кухонный корпус (Хлебный дом). Три кавалерских корпуса. Камер-юнгферский корпус (для девушек-прислуг). Шестиугольный и Крестообразный павильоны. А также Средний и Малый дворцы императрицы.

Парадный въезд в усадьбу осуществляется через так называемый Фигурный мост. Баженов также планирует Большой мост через овраг – он связывает ансамбль с заовражной частью. Сказочный мост очень понравился.

Выражение «во вкусе готики» для России XVIII века в принципе означает «нечто за рамками принятых архитектурных норм». Что Баженов и делает. Его «готика» (в переписке с Екатериной он осторожно называет ее «нежной готикой») — это талантливый сплав древнерусского зодчества и московского барокко. Для всех построек используется красный кирпич. Для выразительного и многогранного декора — белый камень.

Из-за нехватки средств он даже вынужден брать кредиты на свое имя и расплачиваться с бригадами строителей. Все же в период с 1776 по 1779 гг. в Царицыне возводится большинство мелких построек. К 1782 году закончены все три дворца. В 1783 – Большой Кавалерский корпус. В 1784 – 1785 гг. Кухонный.

Все здания внутри оштукатурены и ожидают покраски. Намерения Екатерины относительно отделки помещений неясны. На протяжении десяти лет Баженов тщетно пытается добиться от императрицы ответа на вопрос «чем и как убирать здания». Но Екатерина отвечает туманно: «на то будет времени». Она только отдает распоряжение покрыть полы керамической плиткой и устроить изразцовые печи.

Архитектор предлагает Екатерине расписать стены «во вкусе арабеск или убирать в древнем Египетском, Греческом и Геркуланском вкусе». Однако на это императрица повеления не дает.

3 июня 1785 года Екатерина посещает Царицыно. Бегло осматривает несколько залов Главного дворца и молча уезжает. Через несколько дней она пишет цесаревичу Павлу: Царицынский дворец «внутри должен быть изменен, ибо так в нём было бы невозможно жить». Помещения кажутся ей слишком тесными и узкими.

Истинная причина недовольства Екатерины — в фигуре самого Баженова. Архитектор связан с масонской ложей и переписывается с руководителем московского кружка масонов Новиковым. Тот активно выступает за передачу власти сыну Екатерины – Павлу.

Императрица решает подавить «масонский заговор» в зародыше и покончить со всеми его фигурантами. В 1796 году Баженов внезапно отстраняется от должности с сохранением годового жалования. Дальнейшие работы в Царицыне Екатерина поручает его ученику и помощнику Матвею Казакову.

Императрица повелевает заменить здание уже построенного Главного дворца новым – более парадным и помпезным. По замыслу Казакова новый дворец состоит из двух корпусов с центральной высокой галереей.

Перед дворцом должна раскинуться просторная площадь с пандусами. В связи с этим Казаков вынужден разобрать баженовский Главный дворец до основания. Также разбираются Большой Кавалерский корпус и корпус камерюнгфер.

Новый дворец отчасти сохраняет «готические» детали Баженова. В нем появляются башни со шпилями. Он так же выполнен из красного и белого камня. Однако в нем гораздо больше от популярной в то время европейской классицистической архитектуры.

Спокойные уравновешенные пропорции. Колонны. Пилястры. По своему размаху новый дворец уже вполне сопоставим с петербургскими резиденциями Екатерины.

Но и проект Казакова постигает неудача. Финансирование вновь сокращается из-за очередной русско-турецкой войны. Потом умирает Потемкин – фактический вдохновитель царицынского строительства. В 1793 году императрица в целях экономии повелевает уменьшить проект на один этаж и убрать чересчур помпезный тронный зал. Замысел Казакова фактически разваливается на глазах.

В 1796 году Екатерина II внезапно умирает. Новый император Павел I распоряжается: «В Царицыне никаких строений не производить». Все работы в резиденции останавливаются.

В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для загородных прогулок – это что-то вроде парка культуры и отдыха для столичных купцов и мещан. В связи с этим некоторые постройки дворцового комплекса переоборудуются под кофейни и гостиницы.

К началу 1980-х годов большинство зданий превращается в руины. После масштабных реставрационных работ 1986-2014 гг. исторический облик царицынского ансамбля восстановлен с максимально возможной достоверностью.

В 2007 году парк «Царицыно» был кардинально отреставрирован. Из руин были восстановлены Хлебный дом и Большой дворец Казакова, появились аллеи и ровные дорожки, а на Верхнем царицынском пруду был построен светомузыкальный фонтан (новодел), но понравился. Новые интерьеры дворца не несут в себе никакой исторической правды.

Все очень понравилось, вновь отстроенные дворцы и сам парк. Особенно запомнился «Большой мост» через овраг — красивый и самый крупный из сохранившихся мостов 18 в. Интересные закоулки парка в Царицыно. Поднялись на павильон «Миловида».
Полюбовались чудесным видом на Верхний Царицынский пруд.

Двигаясь вдоль берега подошли к необычной «Башне-руине» по лестнице поднялись на нее и осмотрели замечательный ландшафтный парк. Конечно привлек внимание грандиозный фонтан, который функционировал на полную мощность. Провели в парке почти целый день. Был выходной день было много народа. Встретили несколько свадеб, которые приехали на фотосессии. Обедали в местном ресторане.

                Оружейная палата

Оружейная палата Московского кремля. Оружейная палата — музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.

Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.

Запомнился трон изготовленный, который принадлежал царю Алексею Михайловичу. Трон был выполнен иранскими мастерами в 1659 году и подарен царю купцом Захарием Сарадаровым от армянской торговой компании в Иране. Столь драгоценный дар был присоединен к прошению торговать на территории России без пошлины. В вознаграждение за трон купцам было пожаловано 4000 рублей серебром и 19000 рублей медью.

Остов трона выполнен из сандалового дерева. Облицовка - золотые и серебряные пластины, украшенные причудливыми орнаментами, бирюзой и алмазами. За преобладание этих драгоценных камней в отделке (их более 800) трон назван «Алмазным».

На спинке трона в обнизанном жемчугом картуше, который поддерживают два гения, вышита надпись: «Могущественному и непобедимейшему Московии императору Алексею на земле благополучно царствующему сей трон, великая искусством сделанный, да будет предзнаменованием грядущего в небесах вечного блаженства. Лета Христова 1659».

Не слишком большой музей, но есть что посмотреть. Были рады, что зашли. Смотрели с большим интересом.

Рецензия на «Москва. Часть 2» Михаил Струнников от 09.04.2019

Интересно написано! Вроде бы и я что-то знаю, а всё равно... В Царицыне я не был. Был в Кускове у Шереметевых, там в пруду искупался. Не понравилось: мелок.

Рецензия на «Москва. Часть 2» Евгений Куманяев от 30.05.2019

Отличный репортаж! С уважением, Куманяев Е.


Рецензии
Много читала про Царицыно, было бы интересно попасть туда на экскурсию.

Татьяна Бегоулова   26.07.2023 16:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.