Праздник

Рецензия-миниатюра из дневника

Удивительно, какую же крамолу увидели думцы в фильме Алексея Красовского "Праздник"?! Ведь вроде б с тех блокадных лет в человеческом плане в России мало что изменилось - только тогда была война, и россияне были буквально в кольце врага; так и сегодня Россия окружена "кольцом врагов", но без войны (об этом не перестают вопить в СМИ; мол, "кругом враги"?). Понятное дело, что мы и увидели в фильме, - и тогда и сейчас: руководители (генсеки, олигархи... и прочие системные люди), как говорится, сыты и пьяны, а их руководимые... - более 20 млн человек за чертой бедности - перебиваются как могут; некоторые едва сводят концы с концами. Кстати, в эту страшную цифру вмещается несколько тогдашних Ленинградов! И ведь не сочные куски сала (вероятно, украинского?) на новогоднем столе героев фильма "заточили" взгляд российских чиновников так, что они отказываются поддержать производство и прокат картины? Во что, конечно, не верится! Тогда, - что же?!

...Так, может, взять да похлопать режиссёра по плечу? Похвалить за то, что показал ту жизнь и тех людей (а с ними и сегодняшних) такими, какими они и были на самом деле?; весьма приближёнными к правде?! Конечно, запросто может назреть повод для возмущения - мол, в комедии Красовского, как и в драме "Левиафан" Звягинцева, днём с огнём не сыщешь... надежду?! Всегда традиционно идущую в советских и постсоветских фильмах в ногу с верой и любовью? Однако, это не так! На мой серый провинциальный взгляд, надежда - в детях биолога (учёного, по всей видимости, по заданию партии и государства мастерящего в своей лаборатории не иначе как... химическую бомбу - "подарок" Гитлеру от Сталина?)...
Оба прекрасно сыгранных "ребёнка" - старшая Лиза и младший Денис (лучше назвать его на английский манер - Дэнис, с ударением на первый слог; он интеллигентен, джентльмен в обращении с дамой сердца, сразу предлагает ей с дороги ванну; он художник, рисует портреты, и говорит в полный голос. В кромешную тьму в доме, при налёте вражеской авиации, Денис смело зажигает спичку - он луч света в тёмном царстве! В отношении с хлебом он готов перед Машей переступить грань - съесть всю буханку; он свободен... Аналогично выглядит - сестра Лиза. Сообразительна; да, её подводит Максим и по-молодости лет она совершает ошибки, однако воспитание не покидает её, и она готова к изменениям в лучшую сторону - в будущем) - и есть надежда для российского генофонда! Правда, не исключено, что сталинская система исковеркает их судьбы так же, как и судьбы миллионов советских людей, поселив в их душах страх и двуличие?

Маша. Она - продукт сталинской системы, допустившей блокаду многомиллионного города. Чувство вины за гибель своих родителей (в чём она признаётся за новогодним столом) не позволяют девушке не судить семью Дениса за её "благоустроенность, сытость и пьяность" посреди войны и голода; Маше так легче... и тяжелее: она бежит прочь из дома. Денис кричит ей вернуться (он - джентльмен Дэнис, а не петух, бегающий за курицей), и тут мама Дениса восстанавливает "порядок вещей" - торопит сына бежать за его подругой. Новогодний праздник продолжается... под "стук сверху", напоминающий бой кремлёвских курантов.

Ещё один персонаж, который, кажется, тоже "не рождён для войны" - это Виталий - жених Лизы. Начиная с имени "Виталий", видно, что он... поборник движения и жизни; конструирует игрушечные велосипеды и прочее, говорлив, весел, хорошо выпивает и хорошо закусывает, оптимистичен - как и положено торговцу с базара? Последняя сцена - его конёк: украв у учёного "сталинский" маузер, он намеревается прикончить "нежизнь" - поднимается к парализованной бабушке, чтобы прекратить её мучения и мучения домочадцев снизу, которые терпели бабушкин стук сверху, словно это был стук Всевышнего судьи с молоточком... После выстрела слышен последний стук бабушкиной "клюшки" (один удар как сигнал, что "всё хорошо"?). Все выдыхают. Занавес.

"М-да... собственно, о чём же этот фильм?" - спросим мы себя после просмотра, на досуге, вспомнив странные сцены сюжета, относящие фильм к комедии с балабановскими "нервными смешками" и прочими реакциями организма.

Фильм "Праздник" живо демонстрирует красоту и беспечность праздничных русских людей на фоне вещей, которые кружатся вокруг них и играют с ними злые шутки. Стремятся к своим противоположностям: типа, белое к чёрному; ну да... белая курица (которая тоже птица) становится чёрной и... неаппетитной. И так во всём! Новогодняя безалаберность учёного мужа придаёт находчивости игрушечному мастеру - Виталию, который, завладев маузером, пытается подчинить учёную семью своим интересам. Конечно, режиссёру "Праздника" - виднее, но всё же где-то во лбу присутствует некое гнетущее ощущение незаконченности фильма, потому думаю, что это может провоцировать зрителей на размышления и фантазии касательно возможного продолжения сюжета?

"Как же всё глупо и тщетно!" - развиваем мы кино-сценарий дальше; чёрный воронок уже мчится по указанному Лизой адресу. В его кабине - пулемёт... И что такое пистолет, пусть бы даже это подарок самого товарища Сталина (сделанный им, видимо, по-невнимательности к психотипу учёного-биолога или по злому умыслу? Второе вернее), против пулемёта? "Закончив" с бабушкой, игрушечный мастер замечает свет фар, бьющий по стеклу окна бабушкиной спальни. При подъезде воронка к крыльцу дома Виталий делает несколько залпов в лобовое стекло, простреливает голову шофёру и... всё: в считанные минуты семья погибает от крупнокалиберных пуль и гранат. Но... комедия с названием "Праздник" не должна заканчиваться печальным концом! Хотя согласимся, что жаркий бой в стиле Майкла Манна в самом конце фильма не помешал бы; разбавил бы наполовину тихие сцены, сказанные почти полушёпотом, - драйвом летящих свинцовых пуль! Только представьте себе сцену: на улице метель, сквозь которую прорывается авто, потом треск стёкол, дым, гарь и огонь... везде. Да, в этом случае, увы, комедия переквалифицировалась бы в... триллер, что не совсем то, что соответствовало бы новогодней ночи с праздничным столом, вокруг которого и разворачивается весь "сыр-бор"... Потому, может быть, интересно следующее дополнение к этой версии развития сюжета?
 
В момент атаки людей из воронка паникующий глава семейства вдруг вспоминает, что в доме есть ещё оружие - подарок от самого маршала Жукова. Целый автомат Дегтярёва с несколькими магазинами! Биолог прячет семью в подвале, а сам присоединяется к Виталию, у которого уже кончаются патроны и раны отнимают его силы. Виталий выхватывает автомат из рук учёного, который был готов стрелять сам, и бьёт по воронку длинными очередями. Бой затягивается, но исход его ясен. Семью погибшего биолога и Машу добивают при обнаружении. Затем люди из воронка успевают сесть за новогодний стол загоревшегося дома и сказать тост устами едва живого старшего по званию: "Товарищи! Враг оказал жестокое сопротивление и был уничтожен! С Новым годом! Выпьем за здоровье товарища Сталина... и за здоровье товарища Берии тоже!"

Версия со счастливым концом наиболее мила, хотя не так правдоподобна, как версия с боем. Беда обступает семью стороной. Виталий женится на Лизе, а Маша выходит замуж за Дениса. Свадьбы играются в один день, и у молодожёнов общая брачная ночь. Они предаются любви, тем же занимаются и их свежеиспечённые тесть с тёщей, чувствуя приход второй молодости. Словом, "трахается" весь дом, начисто позабыв о войне. В этот миг налетают вражеские самолёты, и уже тяжёлая бомба летит на крышу их жилища: здание за секунды складывается, будто карточный домик (блин, вновь сцены произвольного сценария рисуют не... хеппи-энд, так сильно присущий комедии, пусть даже "чёрной"!). Впрочем, нет-нет, фашистская бомба падает мимо, очень близко от спален дома; так, что только легко пугает любвеобильных домочадцев. Жизнь семьи (под прицелом маузера и всё чаще без него) бьёт счастливым ключом: у учёной пары появляются внуки и внучки, а сам биолог завершает свой научный труд по выращиванию нужных его стране бактерий. Первая бактериологическая бомба в мире падает на Берлин, в логово Гитлера. Мощные химические соединения из бактерий проедают (прогрызают) крепкую резину немецких противогазов и травят самого Гитлера и весь его подручный генералитет намертво; оставшись без командования, немецкие части на всех фронтах складывают оружие и сдаются в плен. Война заканчивается большим авралом; для россиян и пленных немцев Сталин объявляет трудовую пятилетку по восстановлению разрушенных объектов народного хозяйства. А отличившемуся биологу даёт новое задание: усовершенствовать силу бактерий для создания новой, термоядерной бомбы с их начинкой - нужно также перетравить американцев и англичан, а заодно и французов, сдавших Францию без боя.
Но, благодаря... товарищу Хрущёву, этому почину не суждено было сбыться: он подтравливает Хозяина на его даче и... спасает мир от химической заразы.

2019


Рецензии