Шато-Гайар. эпизод 22

Робэн Кюис-Мариа стоял чуть в стороне. Он не хотел мешать им прощаться.
- Господин Берсюме, я не прощаюсь с Вами. Я вернусь. Ждите меня и молитесь, чтобы у меня все получилось!
- Я буду молиться за Вас! Ступайте, Клоре! Вас ждут! – он кивнул головой в сторону Робэна.
Она отступила от него. Но старик Берсюме не мог сдержаться.
- Клоре, если вдруг у Вас ничего не получится, забудьте о нем! Спасайте свою жизнь и никогда больше не возвращайтесь сюда!
Она закивала головой.
- Спасать свою жизнь? – повторила она. – А что есть моя жизнь без него, Робер?!!



Она улыбнулась.
- Я не прощаюсь, господин комендант! До встречи!
 Клоре кивнула и, повернувшись к нему спиной, пошла туда, где ждал ее Робэн. Но вдруг она остановилась.
- Робер, еще одно, - она обернулась. – А кто такой Шале де Сегю?
Робер был удивлен ее вопросом.
- Он? Он граф. Приближенный короля. Дипломат. Участник самых  жестоких сражений. Он всегда там, где происходят самые кровавые схватки. Он отличный воин! Храбрец!  Он всегда в самом пекле сражений  вместе со своим другом де ля Мотом!  В бою они неудержимы, как сам дьявол! Клоре! -  она увидела, что Робер забеспокоился.
- Я встретила этих двоих в Венсенне. И я знаю, что это они привезли меня сюда.
- Девочка моя, - Робер был не на шутку встревожен. – Я заклинаю Вас всем, что Вам дорого, не ищите встреч с ними! Не пытайтесь мстить им! Не дай Вам Бог столкнуться с ними еще раз! Поверьте мне, Клоре, они отчаянные храбрые воины. Но они жестоки с теми, кто встает на их пути! Я заклинаю Вас, забудьте о мести!
- Не беспокойтесь, Робер, - ответила Клоре.
Она отвернулась от него и направилась к Робэну. Он подвел ей коня и помог взобраться в седло. Конь под ней затанцевал, предвкушая скорую скачку. Она похлопала его по загривку и что-то прошептала. Робэн Кюис-Мариа  вскочил на свою лошадь и направил ее к воротам. Отряд из пяти всадников последовал за ним. Клоре замыкала строй. Она натянула поводья, оглядевшись по сторонам.
- Фрэнсис! – прошептала она.
Но его нигде не было.
Она пришпорила лошадь и вскоре скрылась за воротами.
- Храни тебя Господь, девочка! – произнес ей в след Робер Берсюме. Он осенил крестом всадников, покидавших крепость. А потом, смахнув со щеки слезу,  поправил висевший на поясе меч и пошел проверять посты.
Они проскакали по подъемному мосту, и она остановилась. Конь нервно забил копытом.  Клоре еще раз обвела взглядом каменные стены крепости.
Она увидела его!
Фрэнсис стоял в проеме бойницы Северной Сторожевой башни.
Он был далеко  от нее, но их души… они были рядом! Их сердца  слились воедино! И никакая сила не могла больше разлучить их!
Он поднял руку.
И Клоре почувствовала, как полились из глаз слезы. Она так долго не видела его, что начала думать, что он забыл о ней.
- Я слишком долго ждал ее! – она вспомнила, как он говорил о ней своему отцу.
- Подожди еще немного! – прошептала она.
Клоре кивнула ему в ответ, и в следующий миг ее лошадь понеслась вперед,  высекая искры из камня, которым была вымощена тропа.

Они скакали весь день, сделав всего одну остановку в пути, чтобы дать лошадям напиться. От невыносимой жары мутило в голове, но Робэн спешил попасть в Мортен. Карл IV  вместе со своей свитой наведался в Бретань: в Ситэ развлекалась его сестра Изабелла Английская со своим любовником Мортимером. Карлу IV  надоели эти бесконечные праздники и гулянья. Он решил покинуть столицу, оставив ее и  королевскую резиденцию под присмотром довольного Карла Валуа.
Король решил  посетить Бретань.  Конечной целью путешествия был Ренн, куда Карл и должен был отправиться на рассвете. А сейчас королевский двор остановился на ночлег в Мортене. И именно поэтому Кюис-Мариа спешил доставить Клоре к королю.
Они  въехали в город далеко за полночь. Стражники, охранявшие городские ворота, хотели было учинить тщательный досмотр ночным путешественникам, но, увидев регалии,  которыми был отмечен Робэн, пропустили всадников без расспросов.
Сейчас город спал. Отряд двигался мимо старинных каменных домов, где над каждой дверью чадил масляной фонарь, освещая тусклым светом дорогу.
Мортен был возведен на месте старых кельтских поселений. Его узкие улочки едва протискивались между домами. Клоре посмотрела вперед и в свете луны увидела возвышающийся на пригорке монастырь.  Она знала, что в этот час за стенами монастыря кипит жизнь. Это горожане могли позволить себе поспать в эти минуты. Но только не монахи! От полуношницы до утрени монахи  в кельи не возвращались, даже если ночь еще была глубока. Послушники отправлялись с наставниками в Капитулярный зал учить псалмы. Одни монахи задерживались в церкви для ухода за богослужебной утварью, другие, и их обычно было большинство,  выходили во двор и прохаживались в молчаливой медитации, пока колокол не позовет их к утренней.
Клоре удивилась, когда они проехали мимо ратуши, хотя Робэн говорил, что королевская свита  разместилась на ночлег именно там.  Лошадь Робэна поравнялась с ее конем, и юноша ответил на ее немой вопрос.
- Короля сейчас нет в ратуше. Там остались только королева и ее приближенные. А Его величество решил провести ночь в молитвах вон в том монастыре, - Робэн указал на монастырь, который только что рассматривала Клоре.
- Он отправил слуг и остался  один под охраной святых стен. Он ждет Вас, Клоре!
- А господин д,Лон? – спросила девушка.
- Готье д,Лон в этот час охраняет покой королевы. О Вашем визите знают только двое – я и Готье. Мне доверили эту тайну. Не переживайте, Клоре, я умею держать язык за зубами!
- Но почему господин д,Лон сам не  приехал за мной?
- Королева слишком подозрительна. Она, если честно, не доверяет господину д,Лону. Он единственный  друг короля, а значит, наш государь может во всем доверяться ему.  И, в свою очередь, считает королева,  преданный слуга и верный друг в одном лице никогда не предаст своего повелителя! Поэтому, когда граф де Сегю передал послание господина Берсюме Готье д,Лону, король решил послать за Вами меня. На мою скромную особу падет меньше всего подозрений. Королева уверенна, что я не достоин быть поверенным в тайны ее мужа! – Робэн улыбнулся.
Он протянул руку и осторожно коснулся пальцев Клоре.
- Я рад, сударыня, что хоть как-то причастен к тому, что вы, наконец, на свободе!
- Спасибо, Робэн! – ответила Клоре. – Знать бы только, во что мне обойдется эта свобода!


Через четверть часа отряд спешился у ворот монастыря. В монастыре, видимо, были предупреждены о позднем визите гостей. Едва ноги Робэна коснулись земли, как оконце в воротах распахнулось, и оттуда выглянуло встревоженное лицо монаха.
- Кто здесь? – спросил он.
Робэн показал ему королевский перстень, и монах, что-то запричитав, поспешил открыть ворота.
- Добро пожаловать, господа!  Да благословит Господь на долгие лета нашего государя, - он раскланялся,  пропуская Робэна и Клоре в монастырь.
Солдаты, сопровождавшие их, остались за воротами.
- Проводите нас к королю, святой отец! - сказал Робэн.
- Как пожелаете, господин! – монах закрыл ворота на задвижку. – Как пожелаете!
Он обогнал Робэна и засеменил впереди, теребя висевшие на поясе четки и бормоча молитву.
Робэн обернулся и посмотрел на Клоре. Она стояла и разглядывала   освещенную факелами тропу, которая вела к ступеням монастырской церкви и по которой вереницей шли к утренней мессе монахи.
- Клоре! – юноша позвал ее. – Нам нужно торопиться!
Она кивнула и последовала за ним.
Она вздохнула с облегчением, когда они свернули с тропы, по которой шествовали монахи, на узкую дорожку, петлявшую между деревьями. Под ногами захрустел гравий. Клоре протянула руку, боясь в темноте натолкнуться на ветку или на что-нибудь еще.  Она улыбнулась, когда Робэн взял ее за руку, и смело последовала за ним.
В воздухе запахло подсолнечником, и Клоре догадалась, что где-то поблизости находится маслодавильня. Они прошли мимо низких амбаров, рядом с которыми возвышалась  Храмина с пятью башнями. Сейчас там никого не было. После вечерни она замыкалась – доступ туда был строжайше запрещен. И поэтому сейчас она смотрела  в ночь  своими темными окнами.
Пение монахов осталось позади.
- Как тихо, - прошептала Клоре. Она так давно не ощущала в окружающем такого умиротворения и покоя.
Шато-Гайар, где она прожила полгода, порой напоминал ей поле боя, где никогда не стихает  канонада и лязг оружия. Там было так шумно: кричали люди, ржали лошади, звенела сталь. И вороны! О, от этого вечного шума можно было сойти с ума! От него не спасали даже толстые каменные стены. А здесь велась размеренная жизнь, и повсюду царил покой.
Ряд деревьев закончился, и  они оказались у западного фасада церкви. Клоре охнула от неожиданности: в темноте деревья скрывали  подступавшую к ним стену церкви, а сейчас она неожиданно выросла перед ними как скала.
- Вам сюда, господа! – произнес монах, указывая на проход между двумя невысокими башнями.
Клоре заметила над входом окно – розетку, за стеклами которого мелькал тусклый свет.
- Король ждет  вас! – монах пропустил их вперед, а сам как призрак исчез  в тени деревьев.
Робэн выпустил руку Клоре.
- Король ждет Вас, сударыня! Произнес он. – Но не меня. Я выполнил свою миссию и  вынужден покинуть Вас.
Он увидел, как расстроилась девушка.
- Таков приказ Его величества, Клоре. Мне были даны четкие указания, и я обязан их исполнять.
- Я понимаю Вас, Робэн, - ответила Клоре. -  Но разве вы не будете сопровождать меня в обратный путь?
- А Вы уверенны, что отправитесь в обратный путь? – переспросил он.
- Конечно, - Клоре закивала головой. – Я приехала сюда не насовсем.
Робэн почему-то вдруг нахмурился. Она почувствовала это по тому, как между ними повисло напряжение.
- Я не намеренна оставаться здесь… с ним…
Она вдруг только сейчас поняла, что Робэн Кюис-Мариа  был уверен в том, что она согласилась ответить на чувства короля, и поэтому из Шато-Гайар так скоро отправился гонец к господину д,Лону.
- Вы ошиблись, Робэн, я приехала сюда по делу. И я намеренна возвратиться назад!
- Зачем, Клоре? – он не удержался от вопроса. – Что  ждет Вас там?
Она улыбнулась.
- Я не могу Вам сказать этого!
- Ох, простите меня, Клоре! – он спохватился, что не смолчал и полез не в свое дело.
- Вас ничего не должно тревожить, друг мой, - успокоила его Клоре. – Я безмерно благодарна Вам за помощь и сочувствие.
Она посмотрела на него долгим взглядом.
Юноша кивнул ей и произнес:
- Храни Вас Господь, Клоре! Вам пора! Его величество ждет Вас!
Он поклонился  и, развернувшись, пошел по тропе – туда, откуда они только что пришли.
 Ночь совсем скрыла его в листве деревьев.
Клоре слышала только, как хрустит под его ногами гравий. Она повернулась и решительным шагом направилась к церковному входу. Поднявшись на несколько ступеней, она оказалась перед небольшой дверью и, осенив себя крестным знамением, открыла ее и вошла вовнутрь.


Рецензии