Стихи

СТИХИ


Давит окно дождь,
Рисуя круги и оси.
Я не люблю неоновую осень.
Цветных реклам мигающую дрожь.

Трамвай трясет в судороге.
Сырость сковала сумраком.
Жменями влагу выбросив,
Разбрасывает брызги.


           ***
Уже в тревоге зимний снег
И опускаются сугробы
На сани, лестницы, дороги
Закончен мартовский набег.

Но я еще не родилась…
Еще кривляясь и робея,
Бежит ручей, чертя аллею,
Что резко под гору вилась.
Нет! Я еще не родилась.
                1963

         



 ЗАРИСОВКА

В песочнице играли дети.
Старик боль заглушал лекарством.
Белье трепал и гладил ветер.
Из будки пес смотрел опасно.

Сидели у дворов хозяйки.
В траве играли чьи-то тени.
Шел дождь. Немного стало зябко.
Апрель продрог и ждал у двери.
          
                Март 1963г








ВЕСЕНИЙ СОЛНЦЕВОРОТ.

Как почки набухает день.
И напролом нагл и неистов
Идет по прошлогодним листьям
Всепоглашаюший апрель.
Как почки набухает день.

И этот миг – вздох вздох или звук
Все повторяющий снасала.
Печаль мудра и величава.
Весна спешит явиться вдруг.
Да! Этот бег – безумный круг.
 
                Март 1963.


                Времена года.

И был декабрь и был чужим
Огромный город. Город Харьков.
На грязный снег с сухих вершин
Листву последнюю выхаркивал.

А, может быть, опять весна?
И город сроки перепутал,
Связал в своих тончайших путах
Трамваи, улицы, дома.

А люди словно монументы
Из черно-белой киноленты.


                ***         



Весна мне радость обещает
Аорты настежь. Рассвело
Вокруг. Все снова  ожило.
Не это ль называют счастьем?

Набухли почки и вот-вот
Родятся листья. Воздух глохнет
От крика ошалелых птиц. И детский флот
У марта якорь подберет.

Или все сниться? Город глух
А на дерьвьях комья снега,
Слепились ледяной опекой.
Напрасно напрягаю слух
                Апрель. 1982г.
 Как трудно быть!
Будь проклят серый день!
Зима на лица наложила тень.
Задушенное солнце не проснется.
Лишь в тесных двориках тоскою задохнется.
Не разогнуться, не расправить крыл.

Расставлены дома, деревья и кусты рассажены –
Порядок этот прочен.
Повисла сырость – проникает в почки.
Отравою зимы в трубе клокочет.
А ты – так трудно жить.

                1977г.
    

МЫСЛИ ВСЛУХ.
                О.Л

Я сплю давно
        Что может быть страшней!
Ночь или день
          Блаженство или ужас –
Мне все равно.
         Мне талисман не нужен.
Повсюду ускользающая тень

Так знайте же,
          Что нет беды сильней!
Сон или явь? Все круговой порукой.
Распутство и обман.
           Огонь давно поруган.
Скажите мне
             Чему учить детей?

Как угораздило
              Родиться в смутный век,
Где гордость вызывает только смех,
Где низость и невежество угодны,
Любовь смешна, а ложь природна.

Так как  же быть!
              Зачем приходит утро?
Что проку в нем нем?
               Оно проходит зря!
Неужто это все,
                По правде говоря,
Ведь я еще не умерла,
                Как будто.

               



                ***

Как тупо пялятся ночные фонари.
Их желтые зрачки мерзки до рвоты.
А улицы с улыбкой идиота
Зевотой тягостною раздирают рты.

Стоят угрюмо сдвинувшись дома,
Будто готовые в атаку роты.
Сейчас меня настигнут! Я одна
Пустой трамвай мелькнул за поворотом

Пожар страстей или их вовсе нет
Погибло все и только боль тревожит?
Как тихо в лампах догорает свет
И жизнь на смутный сон похожа.






                ***

Стоят, придвинувшись дома,
Они молчат , кричат деревья
И будто на земле зима,
Псы съежились, окаменели.

Я листья желтые беру
И порошком их в пыль ссыпаю.
И вдруг – о лестница крутая,
Ее касалось столько рук.

Моя рука в тринадцать лет.
Иду домой. Скрипят ступени
И ворох листьев на колени
Упал. Нагнулась вижу след

Ноги, здесь до меня ступавшей.
Кто и когда? Как стало страшно.
От человечьих болей, бед,
Надежд, отчаянья и счастья
Что остается? Только след
Ноги на лестнице скрипящей.

                1979 -1982

 
               

                ***

Опять по улицам кружит.
Притих бульвар в ночном апреле.
Хребтом выламываю двери.
Хотя бы до утра дожить.

О! Ты знаком мне, лик утрат.
Когда в одном калейдоскопе
Мелькают ночи и утра –
Следы недавней катострофы.

На улицу! Опять кружит!
Проспект! Бульвар! В нем зов апреля.
Мне не под силу выбить двери.
Мне только б до утра дожить.

                1980- 1984.




             ОТЧАЯНИЕ
Пришло. Перевернуло дом.
В квартире разбросало вещи.
Потом оскалилось зловеще
И кануло в дверной проем.
Исчезло. Дай-то бог, навечно.

Февраль 1983г.



ВЕСЕННИЙ СОЛНЦЕВОРОТ.

Как почки набухает день
И напролом – нагл и неистов
Идет по прошлогодним листьям
Всепоглащающий апрель.
Как почки набухает день.

И этот миг- вздох или звук
Творенье мира величаво
Весны,вернувшейся в начало.

Апрель спешит явиться вдруг.
Да! Этот бег – безумный круг.

 Март 1983 г.
 



  В потоке дней

 Они бегут   
                куда?

И с каждым годом
                Все быстрей и горше.
Нельзя так остро
                Надо бы попроще
Мне искренне
                советуют друзья.

В потоке дней так чужд земной  уют.
Претит работа.
                Бесполезны встречи
И сладкий миф неторопливой речи.
И не забыть его
                и не вернуть назад
Того,
         что никогда нельзя обратно.
Уходит все,
                что дорого и свято
И время невозможно
                Повернуть.
На памяти  -  рубцы утраты.

Апрель 1982г.            
               
          ***


            

              ***
               -1-
Нам не дано предугадать исход
И каждый день таит в себе беду.
Как лихорадит сильно! Я в бреду.
Мне холодно! С меня сочиться пот!

Сплетенье чувств напоминает смерч.
День задохнулся в собственном дерьме.
Я не ошиблась он лежит в траве.
Устал.Уснул. Его настигла смерть.
               






                -2-
Сплетенье чувств? Нет! То обличье скверны.
Укрыться в сон от этих передрязг.
Ты веришь в чудо? Старческий маразм
Спокойней и безжалостней наверно.

Ложь на домах. Уже впиталась в стены.
Что делать с ней? Ее удар сечет.
Казненных и убитых страшный  счет.
Давно уже не верю в перемены.

День отгорел. День отдышал истомой.
День задохнулся и лежит в траве.
В его зрачки уже глядит история
И новые рисунки на листке.

                Май 1978-ноябрь 1979г.

                ***
                М.Л.
Твой облик, как застывший крик,
На улицах,обвитых тенью,
Трава царапает колени
И в каждом дереве горит

Твое лицо- в зрачках прохожих.
Как трудно воздух проглотить.
Огонь испепелил мне кожу.
Кого о помощи просить?

О! Этот воспаленный день!
В ознобе прыгают колени,
А лестницы как карусель,
Но без перил – они сгорели.

В падучей кружиться стена,
И окна, глаз бездонных космос–
Немых речей молящий голос :
Вернись.Прийди. Я жду тебя.

Но ты сказал: « Когда-нибудь
В иных веках, в ином обличье
Мы встретимся с тобой вторично.
Я эту встречу буду ждать»

Бессильно падала рука.
Земля отказывала в беге.
И губы стоном, полубредя,
Шептали: покурю пока.

                Август 1976 г.


М.Ц.

Я все еще в тебе, Москва.
Во мне ничто не изменилось.
Вот перекладины моста,
Здесь часто проходила мимо.
И церковки и площадей
Всегда веселое верченье.
И на Зацепе повторенье
Твоих взволнованных речей.

Иду.Снега.Москва во льду
И на Тверском и в Чистопрудном.
Ты помнишь,мы гуляли тут
И мир звенел от силы чудной.
Голодные почти всегда
Мы пировали крепким чаем
И были тем сильны тогда,
Что трудностей не замечали.

Часами нравилось бродить
По Герцена и по Арбату.
Из двориков его покатых
Так не хотелось уходить.
Однажды подошел старик
И пригласил зайти в квартиру:
«Здесь некогда жила Марина,
Дом помнит ее строгий лик»

И вот по лестницам,как все.
Нет! Как никто – идем к Марине!
И комнат мрачное унынье
Свое раздернуло лицо
Тому, что в воздухе царило,
Впиталось в стены, пылью, тиной
И превратилось в мир теней.
Жильцы! Поклон вам. В беге дней
Наперекор земной корысти
Вы отказались от удобств,
Лишь только б не коснуться кистью
И все оставить как как при ней.



Мы задержались во дворе
Где часто ей стоять случалось...


Прошу, прими меня ,Москва.
Я головой в твои колени.
На Курском сосны заболели.
А ива криком изошла.
                янв.1968- январь 1984.







                ***

Вся зелень паутиной связана.
И сквозь нее видны деревья.
Так хороши и так наказаны.
Они все поняли, поверь мне.

Где тот сентябрь? Давно уж сгинуло
И только сны мне возвращают
Наш сад, его аллеи длинные,
Твое лицо и все  сначала.

Меня в ту осень лихорадило.
Озябли пальцы.Плечи сникли
И как солдаты на параде
Мелькали  дни в привычном ритме.

В саду темно. Дорожки узкие
Усыпаны алчей и грушей.
Из дома еле слышно музыку
И мир затих, ее послушать.

А я со сборником Ахматовой
В мечтах с тобою каждый вечер.
Какой восторг меня  охватывал.!
То был канун нашей невстречи.

                1976-1984гг.
















               





              МУЗЫКАЛЬНОЕ     ВСТУПЛЕНИЕ.

В желтых травах запутались листья.
Потемнели немного, завяли,
А рябина горит как монисто,
Сколько б  птицы ее не клевали.

Вихрь невинности. Пляска безумных титанов,
Невозвратный мираж  пасторального рая.
Так, увидев единожды, можно погибнуть.
Можно душу отдать за сонет Мандельштама.

В темных лужах замерзшие ветки.
Воздух тих и немного нескромен.
Плачет день – нездоров и юродив.
Врет трубач и ему вторят скрипки.

                Ноябрь 1982г.






















                ***




Грязь и лужи. День беспутен.
На дома напала спячка.
И торчит в проеме буден
Жизнь – нелепая болячка.

Что мерещется ей, старой,
По весне в родном квартале –
Вспышки солнц в оконных рамах
Или гомон птиц, картавый.

С крыши лед после полудня
По трубе сосится в ведра.
Сколько смысла в этих буднях!
Сколько счастья в лужах черных.

                1983г.
   


                ***
Кусок последний у голодных
Последний крик убитой птицы.
Дыханье  жаркое  больного
И мое хриплое? Простите.

Уходят звонкие закаты.
Мое очередное лето
Прошло жестокую закалку
И смирно укатило в лету.











                ***

Дома на улицах мертвы.
Трава июньская сгорела.
И город высохшее тело
Бросает в желтые кусты.

О наваждение! Июль!
Горит бульвар. В мольбе деревья
Истошно призывают бурь.
И день взрывается их пеньем.

На площадях асфальт раскис.
Бессилен тот, кто ищет смысл.
Ему не избежать тоски.
Жара расплавила мозги.

               


                ***




Мне лета праздничный убор
Открыл сиротства беспредельность.
Какое старое поверье.
На улицы пришел июль.
Дрожит трава. Молчат кусты.
Застыли спящие деревья.
От иступленья город пуст.
Ему не сдюжить этих чувств.
Ему не ведать охлажденья.










                ***

Как летом грустно. Ветер опаленный
Сгибает ниц тяжелые кусты.
На улицах издерганных – мосты
Из лиц ложатся в батальоны.

Иду вперед. Со мной идут дожди.
Куда наш путь? Зачем идем? Откуда?
Какая путаница. Я одна .
И город пуст как летняя простуда.

 Кустарники- сторожевые псы
Любви твоей. Она тепла не ищет.
Колышет тени - лживые столбы
Избранничества на дороге нищих.

Усталость и тоска здесь обрели приют
Нужда и беспокойство – вот обитель,
Куда однажды душу принесут,
Чтоб в зазеркалье  прошлое  увидеть.


                ***
Людей и чувства круговерть.
Живу минутой.
Живу предчувствием потерь
И новой смутой.

Кружатся листья и летят –
Конец мученью.
Так человеческий театр
Вершиться чернью.

Но у мучунья нет конца.
Конец – кончина.
Черты любимого лица
Легли в морщинах.


                1982г.

      



                СУМЯТИЦА.


На заднем плане строй домов
Готовиться  в тени укрыться.
Людей, измучанных жарой
За окнами мелькают лица.

Впечатан след в песок тропы.
В движенье теней – узел линий,
Тех, что сплетает рок судьбы
В портреты прежних поколений.

В саду изгоев пахнет тьмой.
Смерч чувств готовиться излиться.
Спасенья нет. И только боль
Предательства мне не дает забыться.


                2004г.

                ***
Сон, явь или мираж,
где стон, где плач, где крик
Раздавленных надежд
Безглазый проводник.

Согнуть,убить, взорвать –
Порыв убогих душ.
Их сатанинский план
И низок и тщедуш.

Клон это иль вампир?
Ублюдков почерк дик!
Согнать весь божий мир
На дьявольский пикник.

И вот  в слезах Мадрид
Велик его  урон.
Иерусалим скорбит,
Устав от похорон.


И нету «близнецов»,
И вместо света – тень.
Бегут стада зверей,
Скрыв масками лицо.



Террор – исчадье ночи
Плодит шахидов рать.
Безумье  сладость прочит
И чернь впадает в раж.

Свобода – избранных удел,
И век смерди т, едва начавшись,
Но полон невозможных дел,
Поет щегол в весенней чаще.

2004.




                ***
Сплетенье чувств – иль сплав аморфной массы.
Укрыться в сон ,спасаясь от гримас
Убожеств дня каких еще чураться,
Каких еще  кумиров низвергать!


               

















                ***



                Монастырь Иоанна Крестителя в Эйн Кареме.










По саду медленно брела
За мною продвигались тени
И лестниц влажные ступени
Запоминались навсегда.

Прудов стоячая вода
Помимо воли взгляд манила
И византийская могила
К себе клонила дерева.

Судьбы внезапный поворот
Тяжелый зной чужого лета
И  споры с жизнью так нелепы,
Когда влечет водоворот.

               




















                ***

Неясное значенье слов
Еще давлеет надо мною,
Мерещется в обрывках снов,
И страшно выплеснуть земное.

Назад! Куда? Круги часов
Неумолимы! Беспощадны!
В них нить космических основ,
Сплетается в бреду площадном.

И  время- только миг нещадный.
Не думать! Не сопост


Рецензии