История седьмая. Северное сияние

Хель решает еще раз пройтись по списку, внимательно изучая содержимое рюкзака:
-Так. - со знанием дела задумчиво протягивает девочка. - еда, бечевка, спички, нож, компас... А где компас? - она копается в собранных вещах, но не найдя искомое, принимается взволнованно озираться по сторонам, бурча под нос - Компас... компас. Куда же он делся? Без него ведь никак.
Хель сидит посреди коридора, устроив вокруг себя грандиозный беспорядок. Но того обязывает очень ответственный процесс. Шутка ли, когда человек собирается в экспедицию? Девочка много раз наблюдала за тем, как тщательно дедушка каждый год готовиться к предстоящей недельной рыбалке. Тем более, Хель всегда с гордостью помогала ему в этом нелегком деле, потому точно знает что и зачем ей понадобится в грядущем путешествие.
Самое главное - собрать рюкзак. И чтобы не абы как, а надежно. В нем должно находится не слишком много вещей, ведь придется долго идти, поэтому нести тяжести - терять драгоценные силы. Но, вместе с тем, все то, что может понадобится в экстренной ситуации обязано быть под рукой. Дедушкин рюкзак, конечно, подошел бы намного лучше для столь длительного похода, но Хель прекрасно понимает, что тот слишком велик для шестилетней малышки. Благо, у нее есть свой. Хоть и маленькие, но довольно вместительный. А еще он красивого ярко-зеленого цвета.
Девочка так взволнована, что боится что-нибудь упустить из виду. Ведь сколько раз получалось: собирался человек в дорогу, сотню раз все проверил, вышел из дома и обнаружил - забыл. И не мелочь какую-нибудь, а, действительно, нечто важное. Настолько важное, что приходится все сворачивать и возвращаться домой. А это обидно.
Эль по-кошачье бесшумно подкрадывается к девочке сзади и, чуть склонившись, выпаливает:
-Бу!
Хель даже не вздрагивает. Она так увлечена сборами, что все вокруг отходит на второй план. Девочка лишь небрежно отмахивается от друга:
-Не сейчас, Эль. Я занята.
Мальчик внимательно оценивает обстановку и озадаченно уточняет:
-Чем это именно? Разводишь беспорядок?
-Нет! - восторженно выпаливает Хель и, с по-детски наивной радостью глядя на друга, поясняет - Я еду на северный полюс.
Эль удивленно моргает, пытаясь осознать услышанное. Но у него возникает лишь масса наводящих вопросов, поэтому он, обойдя рюкзак, садится на пол напротив девочки:
-Это еще зачем? - пытается выпытать мальчик.
И тут Хель словно бы "взрывается" от переполняющих ее эмоций. Целый день она носит их в себе, боясь раскрыть тайну: а вдруг что-то не получится, вдруг ее начнут отговаривать. Но желание рассказать все лучшему другу, поделиться тем, что творится в ее душе с самого утра, побеждает. И девочка принимается говорить, немного сбивчиво, порой глотая окончания и усиленно жестикулируя:
-Сегодня ночью мне снился чудесный сон. - ее взгляд полон мечтательности. - Передо мной открылись бескрайние просторы, окутанные полярной ночью. И снег. Столько сверкающего снега вокруг, что он словно застывшее море. Снежинки, вихрем слетающие с поверхности серебристых барханов, точь-в-точь брызги от волн. А вдалеке неясные очертания ледяных глыб принимали форму то мачты, то кормы, идущего ко дну корабля. И среди всего этого великолепия я казалась себе безмерно крохотной. Такой крохотной, что восторгу было безмерно тесно в моей душе. Я подняла голову, и в тот же миг небо, усыпанное звездными зернами, внезапно озарилось северным сиянием. Будто бы некто незримый и большой нечаянно опрокинул краски, которые тут же разлились, стекая по гигантскому стеклянному куполу. Это было, было... - Хель осекается. Девочке не хватает ни слов, чтобы назвать свои ощущения, ни воздуха  в легких, чтобы хотя бы их выдохнуть.
И она начинает еще усиленнее жестикулировать, пытаясь нарисовать невидимую картину пережитого ей во сне. Но тут же понимает, что все ее попытки тщетны, поэтому замирает, чтобы перевести дух. Пару минут она молчит, собирается с мыслями, кусая от возбуждения губы.
Эль тем временем, подперев подбородок ладонью, пристально смотрит на подругу. Взгляд его внимателен, но, вместе с тем, чуть рассеян, словно бы, обдумывая каждое услышанное слово, он погружается куда-то глубоко в собственные переживания, абсолютно далекие, только все же тесно связанные с тем, о чем ему пытается рассказать Хель. Но девочка этого не замечает. Она слишком поглощена происходящим, да и поуспокоившись, снова начинает находить нужные слова:
-С тобой бывало так: ты видишь что-то настолько значимое и волшебное, что напрочь, до мурашек, забываешь как дышать, а сердце... становится непонятно: то ли оно бьется все сильнее, то ли остановилось, и внутри тебя осталось лишь эхо? - с надеждой глядя на друга, спрашивает девочка.
-Бывало. - загадочно улыбается Эль. - Но не во сне... - но тут же замолкает, спохватившись, и выпадает из неясного забытья. - Постой, так ты собираешься отправиться на северный полюс, чтобы увидеть сияние наяву? А бабушка в курсе?
-Да. - кивает девочка. - Просила только дождаться дедушку.   
-И ты думаешь, он тебя отпустит совсем одну?
Хель вновь кивает.
-Ясно. - мальчик отводит взгляд в сторону.
И тут Хель вздрагивает. Ее лицо начинает гореть от стыда, и чтобы это скрыть, девочка принимается усиленно делать вид, словно вновь ищет компас.
-Где же он? - нарочито недовольно бурчит Хель себе под нос. Но на самом деле, перекладывая вещи с места на место, девочка корит себя.
Какая же она... плохая! Мало того, что не поделилась своими планами с Элем, так еще и не позвала друга с собой. Позор. О чем она только думала? Думала... думала, это покажется ему не важным. А теперь... Лучше бы ругал ее, упрекал, обвинял. Но вместо этого мальчик не только молчит, но и помогает Хель искать компас.
И девочка не выдерживает, хватая друга за руку аккурат, когда тот находит искомое, и, зажмурившись, с отчаяньем выпаливает:
-Я думала, для тебя все это будет пустяком, ведь у себя дома ты видел северное сияние сотню раз.
Хель вся сжимается, ощущая вину. Но Эль поворачивает руку девочки ладонью вверх, и вкладывает в нее компас:
-Не считается. - шутливо отвечает он. - Пусть даже тысячу раз, но без тебя - не считается, понимаешь?
Девочка ошарашено уставляется на друга. Сейчас сердце ее - гитарные струны, которые дрожат, если коснуться их. Хель безумно счастлива, но вместе тем от чего-то смущена. Странно как-то, вроде бы Эль не сказал ничего особенного, просто как обычно поддержал, но будто бы и как-то совершенно по-особенному прозвучали его слова. И не до конца понимая в этот миг, Хель уточняет:
-И ты пойдешь со мной?
Эль вздыхает. Он прекрасно понимает, что вся эта идея с экспедицией - полный абсурд. Но сказать об этом Хель не может. Ведь это все равно, что сломать чей-то песочный замок. Однажды, конечно, его все равно смоет водой, только... пусть еще немного не сейчас. Ведь это так просто: радоваться тому, что тот, кто рядом - рад. Совсем не обязательно навсегда, но очень необходимо - на какое-то время.
-Я пойду с тобой хоть на край света. - "главное, что с тобой" хочет добавить Эль, но в этот момент щелкает дверной замок.
Хель, вскакивая на ноги, бросается навстречу дедушке, едва тот успевает переступить порог квартиры.
-Деда, мне приснился сон, там было северное сияние и я решила, что должна его увидеть, поэтому отправляюсь в экспедицию . - тараторит девочка, пока мужчина ставит на пол портфель и протирает клетчатым платком запотевшие очки.
-А что, отличная затея. - на полном серьезе заявляет он, выслушав внучку, и немного раздосадовано добавляет. - Я бы сам с тобой пошел, но мне завтра на работу.
Эль смотрит с таким изумлением, будто бы дедушка Хель только что на его глазах заново изобрел велосипед.
-Ты не волнуйся, я не одна пойду, а с другом. - радостно щебечет тем временем девочка.
-Повезло ему. А меня в следующий раз с собой возьмете? - мужчина водружает очки на нос, лукаво улыбаясь, и Эль тут же понимает что к чему: это тот самый песочный замок.
-Обязательно. - заверяет Хель.
Из гостиной выходит бабушка, заботливо интересуясь:
-Ну что, все собрала? Готова?
Хель кивает. Женщина снимает с вешалки шубку и подает ее внучке:
-Тогда одевайся, а дедушка тебя немного проводит.
-Но рюкзак я понесу сама. - заявляет девочка, просовывая руку в рукав. - И, бабуль, передай маме, чтобы она не расстраивалась, что я ее не дождалась. Просто пока я буду ждать ее с работы, то могу нечаянно уснуть. И все отложится. А так нельзя: если решил что-то сделать, то делай. - и обнимая женщину, добавляет. - Я буду очень-очень скучать, поэтому постараюсь как можно скорее вернуться. - после чего гордо водрузив рюкзак на плечи, шагает примяком к лифту, пока дедушка, взяв санки, идет вслед за ней.

Хель кажется, что лифт спускается очень долго. Чуть ли не целую вечность. Поэтому, когда двери открываются, она на всех парах мчится прочь из подъезда.       
Девочку встречает теплый декабрьский вечер. Сугробы искрятся в свете уличного фонаря и окон первого этажа. Под ногами спешащих домой прохожих весело поскрипывает снег. "Прямо как деревянные половицы или полозья дедушкиной кресло-качалки" - думает Хель, и клуб теплого пара слетает с ее губ, когда, стоя на крыльце, девочка осматривает такой привычный дворик в три дома. А с неба, подмигивая Земле, улыбается полная луна.
-Так, и в какой стороне Северный полюс? - глядя на дедушку, преисполненная решимости уточняет девочка.
Мужчина задумывается, поглаживая седую бороду:
-Точно не знаю, но сначала надо выйти из города...
Хель пытается представить масштаб пути.
-... потом дойти до тайги - продолжает дедушка.
"Сложнее конечно, - думает девочка, - но возможно"
-...пройти тайгу.
Хель мрачнеет, понимая, что в дремучим лесу легко заблудиться, а дорогу ни у кого и не спросишь. К тому же, там водятся медведи и волки, а она не вполне уверена, что сможет избежать столкновения с ними.
-...затем будет тундра, надо пройти и ее.
Расстояние и время на его преодоление все увеличиваются. Девочка удрученно смотрит под ноги, притаптывая валеночком снег.
-...а там до Северного полюса - рукой подать.
Хель стягивает с себя рюкзак и отдает его дедушке, вздыхая:
-Что-то я не уверена, что готова к такому долгому и опасному путешествию. - но тут же улыбается. - Только ты не подумай, я не сдаюсь. Просто придется немного подождать, получше все спланировать и. наверное, еще чуточку подрасти. Но я обязательно увижу северное сияние.
Дедушка садится перед Хель на корточки и берет ее за руку:
-Если человек чего-то очень сильно хочет, если готов преодолевать все преграда, возникающие на его пути, если не боится рисковать, идя к цели, то он обязательно достигнет желаемого. Я уверен, что однажды у тебя все получится.
-Однажды... - мечтательно протягивает Хель, - А пока можно я немного погуляю?
Дедушка кивает, и забрав рюкзак с санками, скрывается в подъездной темноте.
Девочка спускается по ступенькам. Сев на лавочку, она загребает в ладони снег и принимается комкать его. а после кидает снежок в ближайший сугроб.
-Расстроилась? - осторожно уточняет Эль.
Хель пожимает плечами, но немного подумав, отвечает:
-Не особо как-то.
-А, по-моему, это чудесно.
Девочка изумленно смотрит на друга:
-Что?
-То, что мир так устроен, что человек не получает всего и сразу. Будь это как-то иначе, то многое потеряло бы смысл. - Эль задумчиво глядит на небо. - Жизнь не превращается в путешествие, пока человек не находит свою путеводную звезду. И имя этой звезде - Мечта. У каждого она своя: по-своему удивительная и по-своему уникальная. Но, чтобы мечта сбылась, мало просто смотреть на нее. Нужно сделать шаг, надо довериться и пойти за своей путеводной звездой. И пусть путь твой окажется, совсем не таким, каким ты ожидал сначала, пусть ты зайдешь в тупик или даже решишь повернуть обратно, но зато ты точно будешь знать, что пытался сделать все возможное, а не станешь сожалеть об упущенных возможностях и собственном бездействие.
"-Мечта - повторяет про себя Хель. - А какая у меня мечта? Увидеть северное сияние? Или, все-таки, завести собаку? А, может, стать ученой, как дедушка? Какой, оказывается, огромный выбор мечт. Хотя, если их так много, то не значит ли, что настоящей мечты среди них просто нет? Кошмар! А если у меня совсем нет никакой мечты? И никогда не будет?"
Она хочет поделиться тревожными мыслями с Элем. Но вместо этого, почему-то, спрашивает:
-А твоя мечта... какая она?
-Моя мечта прекрасна тем, что она очень далека и очень близка одновременно. - мальчик переводит взгляд на луну и, словно бы в ответ ей, улыбается. - Порой кажется, мне не хватит жизни, чтоб ее исполнить, хотя она всегда рядом, и мне всего лишь надо протянуть руку, чтобы прикоснуться к ней.
Хель собирается было задать еще кучу вопросов, чтобы выпытать подробности, но неожиданно замирает. Девочка пристально смотрит на друга, и понимает, что снова видеть его так же ярко и четко, как не видела уже давно. Особенно его улыбку. И улыбка эта волшебна. Такая мягкая и теплая, с едва уловимой искоркой хитрецы, словно само солнце, поцеловав уголки губ, сделало ее поистине обворожительной в своем искреннем озорстве. И Хель очень хочет дотронуться до нее кончиками озябших пальцев, сказав нечто очень важно. Нечто очень значимое сейчас. "Твоя улыбка - мое северное сияние" - вот в чем хочет признаться девочка. Но тут же смущенно отворачивается, испугавшись резко нахлынувших и непонятных для нее чувств.
-Почему все время надо говорить загадками? - недовольно бормочет Хель, пряча руки в карманы. Девочка настойчиво гонит от себя мысли о том, что только что произошло в ее душе, и злиться на саму себя за это. И еще чуточку, за компания, на Эля, просто потому, что нельзя быть таким вот... таким.
-А почему все время надо искать ответы? - передразнивая ее интонацию, смеется Эль, явно не замечая в подруге никаких перемен.
Хель лишь супится в ответ:
-Разве это плохо - все знать?
-Может, и не плохо, но, пожалуй, немного скучно.
-Почему?
-Перестаешь удивляться.
С пару минут они молчат, глядя каждый в свою сторону. Но Эль не выдерживает и восторженно предлагает:
-А давай, кто больше найдет созвездий?
Хель пожимает плечами, но тут же соглашается:
-Давай. Но, чур, в этот раз начинаю я.
И так они сидят, глядя в небо, объятые теплым декабрьский вечером. А вокруг сияет снег, весело скрипя под ногами бегущих мимо прохожих. 
   
12 декабря 2018г. - 10 января 2019г.


Рецензии