Рекрут

      Я болею, лежу. Опять «достал» меня застарелый бронхит. Как только приходит поздняя осень и зима, несколько раз наступают обострения. Эта болячка у меня - следствие покупки нашей первой машины «копейка» в июне в Киеве (Стоял в очереди, был холодный ветер, а одет в легкой рубашечке). А сейчас температура небольшая, но вставать не хочется, леность и слабость одолевают. Читать нет охоты и сил, поэтому в голову лезут всяческие мысли, «пережевываю» прожитое. Лишний раз подтверждается, что мозг человека всеобъемлющ и запоминает все, что попадало в него на протяжении всей человеческой жизни. Поэтому вдруг вспоминаются совсем незначащие события  давних лет, а иногда мотивы песен, причем самых необычных, которые и не пел никогда, но слышал. Иногда такой мотив долго не покидает тебя, и время от времени ты прокручиваешь его. Вот и сейчас ко мне прицепился мотив народной песни «Последний нонешний денечек…», который навеял  в голову разные мысли о судьбе рекрутов в старые времена.
       Как известно, тогда дворяне служили в армии в обязательном порядке, а крестьяне становились рекрутами на крестьянских сходах по жребию. На каждое село приходилось определенное число новобранцев  в зависимости от численности.  Если семья была богатая, то могла откупиться, заплатив за рекрутский билет, который, кстати, стоил не дешево. Служили в старые времен долго, до 25 лет и только в 19-м веке Александр I  уменьшил срок службы до 10 лет. И вот молодой крестьянин, попадая в рекруты, отрывался от своей семьи, от молодой жены и детей на долгие-долгие годы! То есть, практически, самую деятельную часть жизни он проводит в казармах или на войне и оторван от нормальной крестьянкой жизни. По сути, жизнь потеряна!
        И вот представилась мне такая картина. Крестьянский сход  и не повезло крестьянскому парню, вытащил он несчастливый жребий идти в солдаты. А он молодой и полный сил, недавно женился, а впереди ждет неизвестность и трудная солдатская служба.   
          И вот ему по традиции  устраивают в семье проводы. Собираются родные  и друзья. Вечер, смеркается. Большая изба, за столом сидят, в основном мужики, а бабы в стороне на лавках, дети устроились на печи и полатях. Стол большой деревянный, гладко выструганный. На столе капуста, картошка, куски мяса, большие ломти черного хлеба, кружки с брагой или  самогоном. В избе по углам темно, но огня не зажигают. Рекрут сидит, подперев голову рукой. Малый лет 20, светлые волосы цвета льна с прямым пробором. Рядом отец сидит, положив обе руки на стол, руки, натруженные с узлами вен, борода и волосы с сединой. Вид отца подавлен – отходят из дома рабочие руки, которых так не хватает в крестьянском труде. Бабы в слезах, концы головных платков у глаз. Новобранец сидит  с опущенной головой, но иногда поднимает ее, обводит взглядом родные стены. Взгляд растерянный и как бы спрашивающий «За что?»  Он немного хмельной, пытается петь, начинает несколько слов и мелодия обрывается, голос его надрывный, хриплый - «Последний нонешний денечек, гуляю с Вами я друзья…» Роняет голову на грудь, но не плачет, а как будто не хватает у него воздуха, чтобы продолжить пение. А на лавке сидит его молодая жена, вся в слезах. Кто она теперь такая? Она - «солдатка». И что с ней будет? Дождаться мужа через 25 лет? Это не реально.  Хорошо, если свекровь с добрым сердцем и примет ее в семью, как родную. А если нет?
       Вот такие  грустные мысли навевает на меня мой хронический бронхит, видимо, и он устал сопровождать меня, аж, с 1976 года!
       А ниже и песня это, что позволила мне окунуться в воспоминания!
Последний нонешний денёчек
Гуляю с вами я, друзья!
А завтра рано чуть светочек
Заплачет вся моя семья,
Заплачут братья мои, сестры,
Заплачут мать и мой отец,
Еще заплачет дорогая,
С которой шел я под венец.
Карета к дому подкатила,
Колеса о землю стучат,
В карете старшие вскричали:
«Готовьте сына своего!»
Крестьянский сын давно готовый,
Семья вся замертво лежит.
«Прощай, папаша и мамаша,
Прощайте, все мои друзья!
Прощайте, все мои кусточки,
Прощай, любимая моя!»


Рецензии
Интересная зарисовка. Впечатляет.

Артур Грей Эсквайр   10.01.2019 18:16     Заявить о нарушении