Покупка керосина

Покупка керосина.
Эту золотисто оранжевую прозрачную жидкость с характерным горьковатым запахом нефтепродуктов жители барачного поселка построенного около фабрики кинопленки № 8 покупали регулярно, ведь это было единственное топливо, на котором подогревалась вода для стирки белья, готовилась пища, а если отключалось электричество, то освещение комнат производилось тоже в основном за счет керосина. Вначале потребность в керосине была меньше, так как у людей было печное отопление, и они грели воду и варили еду на печах, а керосин или свечи использовались только тогда когда отключали свет. Но потом во всех бараках установили батареи центрального отопления, которые зимой обогревали помещение, поэтому надобность в печах постепенно отпала, и жители стали готовить пищу, и подогревать воду на различных устройствах использующих в качестве топлива керосин. В быту стали использовать четыре разных устройства работавших на керосине. Это были керосинки двух видов, примус, керогаз, или керосиновая лампа, которую зажигали, если в домах отключали свет. Электрические плитки для приготовления пищи в шестидесятые годы еще не применяли, поэтому кому либо из семьи, хотя бы раз в месяц приходилось ходить за керосином, который по определенным дням на бензовозе привозили в поселок. Машина похожая на ту, которая изображена на фотографии, всегда становилась прямо у дороги, ведущей к клубу имени Куйбышева недалеко от нашего 22 барака, и люди с бидонами, и канистрами, или другими  емкостями становились в очередь, чтобы запастись привезенным керосином. 1.  Приезжало, как правило, два человека, водитель обычно оставался сидеть в кабине машины, а продавец отвязывал закрепленный к бочке деревянный поддон и клал его на землю позади цистерны. Затем сверху на него он ставил специальную железную квадратную емкость, чтобы льющийся из крана бензовоза керосин, тек в эту емкость а не на землю. Доставал из бардачка большую воронку, с помощью которой заполнялась посуда с узким горлышком, и два мерных металлических стакана цилиндрической формы с длинной ручкой, один литровый а второй рассчитанный на половину литра. Так как керосин весил намного меньше воды, за ним обычно матеря отправляли своих детей или приходили сами. Мужчин в очереди к бензовозу обычно не было видно. так как их обязанностью было таскать с коронки более тяжелую воду. Среди жителей поселка ходили слухи, что продавцы имеют очень большие левые доходы от продажи керосина. И сейчас, по прошествии многих лет с тех пор стало понятно, почему эти слухи появились. Они действительно с каждого литра проданного топлива могли получить небольшой доход. Обычно продавец вставлял в горлышко бидона воронку, после чего литровым черпаком зачерпывал из емкости стоящей под открытым краном бензовоза литр керосина, и прежде чем вылить его в емкость покупателя подставлял свою банку под текущее из крана топливо. Не дожидаясь когда пузырьки воздуха поднимутся к поверхности, он быстро опрокидывал свой черпак, в воронку выливая содержимое своего мерного стакана в бидон покупателя. Естественно пришедшему за керосином человеку доставался в итоге не литр топлива а меньше. То же самое происходило, если покупателю требовалось добавить еще половину литра керосина. Зная эту хитрость продавцов, люди молчали, ведь приехавший бензовоз, был единственной точкой где можно было купить керосин. Конечно, топливо можно было купить и в городе, но вот перевозить легко воспламеняющиеся жидкости в общественном транспорте было строго запрещено. Проще говоря, образовался замкнутый круг, где простые жители, оказались зависимы от продавцов топлива. Не возмущало такое положение людей еще и потому, что в те времена вся торговля занималась подобным обманом, недоливая, и обвешивая покупателей, и это для простых людей, в то время было в порядке вещей. Купленный керосин, обычно хранился в общем коридоре, где стояли устройства для приготовления пищи и куда выходили входные двери комнат. В нашем 22 бараке использовались в основном керосинки различных конструкций и в редких случаях примусы. Например керосинка которой пользовалась наша семья представляла из себя поддон на ножках куда заливалось топливо. Сверху этот поддон закрывался крышкой, на которой располагалось три плоских фитиля шириной примерно десять сантиметров, концы которых при закрывании конструкции оказывались погруженными в керосин. Здесь же на крышке имелось три вертушка, концы которых всегда оставались снаружи, с помощью которых фитиля можно было вытянуть наверх, или опустить ниже регулируя пламя при горении. Сверху на закрытую крышку керосинки ставилась третья деталь в виде трубы высотой сантиметров двадцать в результате чего все три фитиля оказывались внутри керосинки. Для отслеживания, и регулировки пламени, в этой третьей детали, сбоку имелось круглое отверстие, диаметром сантиметра два в которое вставлялась прозрачная пластина слюды. Сверху над зажженными фитилями можно было поставить кастрюлю, или сковородку на которых готовилась еда. Другой тип керосинки немного отличался по своей конструкции. В ее нижней части имелась полностью закрытая емкость, керосин в которую заливался сбоку через отверстие закрытое винтовой пробкой. На верхней стороне емкости имелись пазы для двух или трех фитилей, и на каждом таком фитиле тоже имелись барашки для их регулировки торчащие из керосинки в сторону. Верхняя часть керосинки, обычно квадратной формы, на петле откидывалась назад а установленная на место удерживалась защелкой. В этой конструкции тоже имелось окошечко, для слежки за горением фитилей. Все наши ближайшие соседи пользовались керосинками той или другой конструкции, а вот примуса использовали жильцы дальних концов барака. Здесь горение осуществлялось совсем другим способом. В нижней части примуса находилась плоская, круглая герметичная банка на ножках, керосин в которую заливался через боковое отверстие закрываемое резьбовой крышкой. На другой боковой стороне банки имелся насос с помощью которого внутри примуса создавалось избыточное давление. По длинной трубке керосин поднимался вверх к головке примуса, где под давлением через очень тонкое отверстие разбрызгивался в стороны, попадая на металлическое кольцо внутри которого и располагалась головка. Разжечь примус было немного сложней, чем керосинку, но когда кольцо вокруг головки нагревалось, становясь красным, попадавший на него небольшими порциями керосин моментально вспыхивал, создавая очень мощное пламя которое нагревало воду значительно быстрей чем керосинка. Конечно, этот прибор требовал периодической подкачки давления внутри примуса, так как пламя могло просто погаснуть, когда разбрызгивание керосина из головки прекратиться. А вот в соседнем с нами бараке, стоящем ближе к клубу, хозяйки использовали в основном керогазы. Как устроена эта штука я точно не знаю, мне известно только, чтобы его разжечь они зажигали запальник испарявший топливо, а горели уже пары керосина, поэтому аппарат и получил такое название керогаз. Эта штука, хотя и славилась наравне с примусом очень быстрым кипячением воды, но была очень опасна, так как часто загоралась. Несколько раз мне самому приходилось через окно видеть, как хозяйки из соседнего барака. выбегали из подъезда с горящим керогазом, завернутым в тряпки и бросали его на улице. Конечно, примус тоже достаточно опасная штука, но я не помню, чтобы на моей памяти загорелся, или взорвался хотя бы один такой прибор. А вот устройство керосиновой лампы, предназначенной для освещения помещений, многие взрослые читатели наверняка еще помнят. Это закрытая емкость, в которую через расположенное в центре отверстие с резьбой заливался керосин. После этого в отверстие ввинчивалась головка с закрепленным в ней фитилем. Здесь, как и у керосинки имелось устройство для регулировки высоты фитиля, с вынесенным за пределы лампы вертушком с помощью которого можно было регулировать пламя. Сверху на лампу устанавливалась стеклянная колба с открытым верхом, чтобы жар пламени уходил в пространство. Иногда лампа имела ручку из проволоки, предназначенную для ее переноски или подвешивания. А вокруг стеклянной колбы, иногда имелась специальная решетка, тоже изготовленная из проволоки и предназначенная для предохранения стекла от ударов.
 Использованные материалы.
Бензовоз, фото из интернета.               


Рецензии