Ускользающая Истина - 3 Аристотель

     Аристотель (384-322 до Р. Х.)
Великий древнегреческий философ Аристотель родился в 384 г. до Р. X. в Стагире – греческой колонии на северном берегу Эгейского моря, близ Македонии. Семья Аристотеля по происхождению принадлежала не к местным «варварским» племенам, а к природным эллинам. Аристотель очень рано осиротел и вынужден был покинуть Стагиру. Сначала 15-летний юноша отправился в Малую Азию к своему опекуну Проксену, а в 367 году до нашей эры обосновался в Афинах, где стал учеником Платона. Аристотель изучал не только политику и философские течения, но и мир животных и растений. В общей сложности он пробыл в Академии Платона около 20 лет. Только в 345 году до н.э. Аристотель уезжает на остров Лесбос в город Митилену. Через 2 года Аристотель отправляется в Македонию, куда его пригласил царь Филипп, чтобы воспитывать наследника - 13-летнего Александра. Обучение будущего знаменитого полководца длилось почти 8 лет. По возвращению в Афины Аристотель основал свою собственную философскую школу «Ликей» После смерти Александра Македонского в Афинах возрастают бунты против македонского господства, а самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в безбожии. Философ в очередной раз покидает Афины, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа – отравление ядом. Он даже произнес известную фразу «хочу избавить афинян от нового преступления против философии». Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвбей. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное число его учеников. Но философ не прожил на чужбине слишком долго. Буквально через пару месяцев после переселения он умирает на 62 году жизни от тяжелой болезни желудка, которая достаточно долго мучила его.

 Аристотель был последним греческим философом, чьё мироощущение было жизненным; после него все философы в той или другой форме проповедовали уход от жизни. В 367 году 17-летний Аристотель поехал в Афины, чтобы изучать там философию. В этом самом славном из греческих городов он прожил двадцать лет. Аристотель поступил учеником в Академию – школу, открытую великим мыслителем Платоном. Заметив блестящие таланты Аристотеля, Платон стал отличать его среди прочих своих питомцев. Но молодой философ вскоре начал отступать от многих идей своего учителя и вырабатывать собственное мировоззрение. Заметив это, Платон с горечью сказал, что «Аристотель оттолкнул нас от себя, как жеребенок – свою мать». Именно он – его блестящий и талантливый ученик – позволил себе оспаривать краеугольный камень мировоззрения своего учителя – его учение об идеях. Платон считал, что идеи образуют особый высший бестелесный мир, а Аристотель видел в них лишь сущности материальных явлений, заключённые в самих этих последних. И истина, вновь, блеснув золотистой чешуей неопознанности, ушла в ещё большую глубину понимания мира.

Таким образом МОНИЗМ Сократа, считавшего, что истина, как нечто не подлежащее пониманию, правит миром не зависимо от нашей воли и желаний, философией его великого ученика и последователя – Платона – неминуемо и закономерно перетек в иную, более высокую форму понимания мира – ДУАЛИЗМ. Именно Платон «раздробил» единую и непознаваемую истину, единолично и своенравно правящую миром, на её отдельные части – «идеи», принадлежащие и заключенные во всех предметах и явлениях мира. Аристотель пошел, в понимании мира, ещё дальше, «рассекая» уже саму истину на две части: на истину в широком и в узком смысле, предполагая, при этом, естественное участие человека, как мыслящего объекта. Таким образом Аристотель, к двум, уже реально участвующим «инструментам» понимания и познания мира: «единой истине» мира и «отдельным идеям» предметов и явлений, добавил третий элемент, уже наиболее похожий на инструмент познания мира – «мысль», как предмет, имеющий различные суждения и, как и объекты, подверженную изменению, возникновению и уничтожению. Таким образом, именно Аристотель и положил начало нового направления познания мира, уже при активном участии мысли человека, которое и получило вполне закономерное, для него, имя: ТРИНИТАРИЗМ.

Таким образом, в более широком смысле, понятие истины у Аристотеля переносится и на предметы мысли. Само собой разумеется, что без участия человека, как носителя мысли, невозможно всякое разделение истины. А она по Аристотелю, делится  на две формы: вечная «абсолютная истина» и изменчивая «относительная истина», которая в потоке времени переходит в свою противоположность и становится ложной. И если абсолютная истина является недостижимой, в принципе, то относительная зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента. Естественно, было бы совершенно необоснованно  – ввести новый «инструмент» познания мира (мысль), не выработав и не определив четких правил пользования им. Механизмом  такого пользования Аристотель и определил «мышление».  Более того он дал и четкие определения и законы для него.
 
Основным законом мышления у Аристотеля является «Закон противоречия». Аристотель называет этот закон самым неоспоримым принципом. Аристотель дает несколько формулировок этого закона. В полной формулировке он выступает как наивысший закон самого бытия. Он гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время и в одном и том же отношении и было и не было присуще одному и тому же». Наряду с этой развернутой формулировкой дается краткая формула: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было».
В качестве боле ясного и работающего уже на практике, тут же, приводится закон: «Невозможно, чтобы одновременно были истинными противоположные суждения», или уже по отношению к предмету рассмотрения: «Невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же».
Аристотелем даются и сокращенные логические формулы, позволяющие упростить применение этого закона: «Невозможно вместе истинно и утверждать, и отрицать» или: «Невозможно вместе утверждать и отрицать».

Аристотель занимался многими направлениями философии, он является создателем: этики, логики, биологии.
Он, также разработал учение о «Сущем» и «Сущности».
Сущее – совокупность единичных предметов;
Сущность - каждое единичное имеющее свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего. Здесь он близок к пониманию мира предметов и явлений по Платону, который наделял всё, наблюдаемое и изучаемое нами, своими «идеями». Но, которые, согласно Платону лишь довлели над нашими чувствами – теперь же, они по Аристотелю, подлежат постижению нашим умом.

И наконец, о выражении: «Платон мне друг, но истина дороже», так несправедливо и некорректно приписываемая Платону.
Во первых – Платон был учителем Аристотеля.
А во вторых - Греческий философ Платон в сочинении "Федон" приписывает Сократу слова: "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине"
Сам   же, Аристотель в сочинении "Никомахова этика", полемизируя с Платоном и имея в виду его, пишет: "Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине"
 Выражение "Amicus Plato, sed magis amicaveritas" – "Платон мне друг, но истина дороже", сформулировано Сервантесом во 2-й части, гл. 51 романа "Дон Кихот", в 1615г..
Всё это, и не только, говорит о том, как дорога и камениста была дорога мыслителей и философов древности к истине – истине, которая для нас, сегодняшних, увы, не стала, не только  ближе, но может стала даже дальше.


Рецензии