Я Есть

Одна из моих первых учителей психологии рассказывала, что когда её мать, женщина очень преклонного возраста, смотрела на себя в зеркало, то нередко вслух восклицала: "Нет, ну не может быть, чтобы это была я... Внутри я ощущаю себя совсем иначе..."

Главным образом это относилось к изменению внешности, ведь не так просто привыкнуть и принять свои возрастные изменения, тем более женщине. Особенно где-то после 40-45 эти изменения начинают происходить очень быстро, и чуть ли не каждый день прибавляется новая морщинка или седой волос...

Но также это относится и к внутреннему ощущению своего "я". Внутри ты всё такой же, как и раньше, полон жизни и планов...

Хорошо помню, когда это самоосознание, "Я Есть" проявилось во мне где-то в 3 года. До этого память словно смазана - вроде что-то вспоминается, но очень расплывчато, как в тумане, и нет уверенности, к какому периоду жизни это воспоминание относится - да и не добавлено ли к нему некоторое количество фантазии, домысла. Такое случается с памятью (смрити+випарьяя на языке йоги).

Но вот после возникновения этого "Я Есть" появилось гораздо больше отчетливости, за действиями стал различаться его субъект. При взгляде на события того прошлого можно буквально ощутить всеми органами чувств (в тонкой форме, в уме) - какие окружали запахи, какие были краски, формы предметов, голоса людей, тактильные переживания, вкусы итд.
Это "я" включилось в активное переживание мира. И интересно, что это самоосознание "я" с тех пор не изменилось. Чувство чистой бытийности и субъект всех действий, всего опыта, всего процесса познания и разнообразного чувствования.

За жизнь поменялось всё - внешность, вкусы, интересы, идеологии, отношения, виды деятельности - всё это менялось и продолжает меняться: что-то очень быстро, что-то помедленнее.

Но за всем этим всегда оставалось и остается нечто неизменное - главное действующее лицо всей этой драмы жизни. Тот, кто желает, познает, получает опыт, мыслит, чувствует, наблюдает - проживает жизнь - иногда осознанно, иногда нет.

И это - я.
Над которым словно не властно время...


Рецензии