Марко Поло о обычаях времён Великих ханов

Из путешествий времён татарских Великих ханов Марко Поло донёс до нас следующие обычаи:
 
В области Каражан(Караджан) – (ныне китайская провинция Юньнань) – которой управлял Эсень-Тэмур (Эсен-Тимур), внук великого хана Хубилая, обычай таков:
 
«На то, что один у другого жену отбил, не обращают никакого внимания, коль не против воли жены.»

Кроме того, «существуют грешницы, мирские, значит, жёны, что за деньги людям служат, в городе жить не смеют; живут они по предместьям, и не поверите, сколько их тут! Добрых двадцать тысяч их тут! И все за деньги служат, и все заняты, потому что каждый день многое множество купцов и иностранцев приходит и уходит. Если столько мирских жён, легко понять, сколько народу в Канбалу (Ханбалык)» (одна из столиц татарских ханов в Китае 13-го века. Прим. автора)


(В области Зардандан и Арбандан, т.е. Зердендан, персидский перевод китайских слов «золотые зубы») Марко Поло отметил:
 

 «Мужчины все по их обычаю рыцари. У них всякий зуб покрыт золотом, они делают золотые слепки с зубов и надевают их на верхние и нижние зубы, ходят на войну да на охоту, а других дел не делают. А женщины этого не делают.
Все дела исправляют жёны да те, кого они на войне полонили да в рабов обратили; вот эти-то вместе с жёнами все дела исполняют.

Родит жена, вымоют ребёнка, укутают в бельё, муж тут ложится в постель и ребёнок с ним. Лежит он сорок дней и встаёт он только по нужде. Друзья и родные навещают его, остаются с ним, веселятся и потешают его. Делается это потому, что жена, говорят они, истомилась с ребёнком во чреве, потому не следует ей мучиться ещё сорок дней; и жена, как только родит, встаёт и начинает хозяйничать, да и мужу в постели прислуживать.


Марко Поло описывает любопытный обычай на Мужском и Женском островах Индии так:


«В пятистах милях на юге от Кесмукарана (Макран) в море Мужской отстров. Жители крещёные христиане, в вере крепки, живут по обычаям ветхого завета: когда жена беременна, пока она не родит, муж не живёт с нею и потом ещё сорок дней не трогает её, а спустя сорок дней, коль пожелает, - живёт с ней.
 
 
На этом острове ни жёны, и никакие другие женщины не живут. Живут они на другом острове, и зовётся он Женским. Мужья уходят с этого острова на Женский и живут там три месяца: март, апрель, май. На эти три месяца ходят мужья на тот остров жить с жёнами, и все три месяца они наслаждаются, а через три месяца иду к себе, на остров, и девять месяцев занимаются делом....
 

От этого острова до того, где жёны живут, около тридцати миль. Не живут там мужья потому, что коли стали бы круглый год с жёнами жить, так и жить бы нечем было.

Сыновей кормят матери на своём острове, а минёт сыну четырнадцать лет, мать отсылает его к отцу, на тот остров.... Жёны, по правде, только детей выкармливают, да плоды собирают на своём острове.

P.S. Выдержки из сборника "Этнографические этюды"


Рецензии