Мир Инвери 4. Шаман

начало: http://www.proza.ru/2019/01/08/1950

Умирал, да недоумер, понимал, да недопонял,
Поднимал, да недоподнял свои ломаные луны.
Я родился не от света, потому так к свету тянет.
Не держали меня руки, потому так руки манят.
И настигли меня волны до души моей убогой,
И не знали меня птицы, даже демоны и боги.
Я и сам себя не помнил, весь разбитый на осколки,
Под ракитовой рукою собирали меня волки.
И на них была охота - алый шрам на белом снеге,
О свободе знал я много, но не ведал о побеге.
И в ушах кричали ветры, и у ног земля горела,
Так я стал тотемом серым, и на мне цвела омела.
Под лучом закатным стоя, я надрезал вены небом
И с последней каплей крови стал, как снег, шаманом белым.


Эо разбудил весёлый солнечный луч. Она лежала на спине, и яркий сноп света из окна падал прямо на её лицо. Девушка повернула голову, уклоняясь от слепящих лучей и, открыв глаза, увидела безмятежно спящего рядом Маури. «Я заснула или проснулась?» - озадаченно подумала Эо. Она приподнялась на локте, огляделась по сторонам и обнаружила, что находится внутри тесного, почти пустого помещения. На округлых боках бревен стен кое-где пучки сухих трав, пол застелен грубой циновкой. Вместо потолка от балки конька крыши вниз под острым углом расходились плотно подогнанные друг к другу доски. Между ними торчали жёлтые пучки соломы. В одной стене квадратной комнаты ослепительно сияло небольшое окошко, наполняя всю комнату, все её углы, ликующим утренним светом. Напротив окна темнел ровный прямоугольник закрытой двери. Печка, широкий, довольно высокий диск чурбана, служивший, видимо, столом, и рядом с ним короткая низкая скамья – вот и вся мебель. Ну и, конечно, застеленная мохнатой шкурой лавка у стены, на которой они с Маури сегодня переночевали.

Эо осторожно тронула Маури за плечо. Юноша повернулся на спину, потянулся и открыл глаза. Наверное, Маури снился такой хороший сон, что он не сразу понял, где находится и почему. По мере того, как сознание возвращалось, менялось выражение лица Маури. Недоумение, настороженность и любопытство по очереди отражались на его  лице, глаза ещё не обрели осмысленное выражение. Эо не выдержала, рассмеялась и затормошила любимого, взлохматив мягкие кудри. Маури окончательно проснулся, соскочил с жёсткого неудобного ложа и с хрустом потянулся. Эо села, опустив ноги на теплый коврик солнечного света на полу:
- Доброе утро, любимый! – ласково проговорила она. - Как это здорово, что мы можем теперь всегда вместе просыпаться! А ты такой забавный, когда спишь!
- Доброе! - ответил Маури, нагнулся к Эо и коснулся губами её светлых шелковистых волос.
- Что с нами теперь будет? - в голосе Эо не было озабоченности, одно только любопытство.
- Не знаю, что будет, но сейчас очень кушать хочется!
Маури подошёл к окну и, поражённый, выдохнул:
- Ну и ну!
- Что там? - Эо вмиг оказалась рядом. - Вот это - да! - только и смогла произнести девушка. Поляна, к которой они прошлой ночью вышли из леса, оказалась большим озером. Его поверхность пестрела цветами белых лилий и жёлтых кувшинок, поднявших свои любопытные головки из почти сплошного зелёного ковра круглых листьев. Между листьями, в извилистых просветах воды отражалось безоблачное голубое небо. Длиннокрылые и длиннохвостые насекомые размером с ладошку Эо стремительно носились над этим великолепием.
- Как же так, Маури, ведь мы вчера спускались вниз, прежде чем попасть в эту избушку! Разве бывает так, чтобы вода была выше, чем земля?
- А потом взбирались наверх по канату, забыла? Хотя, сдаётся мне, в Диком мире и не такое бывает. Что интересно: мы так наломались вчера, а я сейчас чувствую себя сверхбодрым.
- Я тоже. А ведь вчера думала, что это был мой последний день! – согласилась Эо.

В этот момент дверь отворилась и в комнату, пригнувшись, вошел невысокий коренастый человек. На его лице, почти полностью скрытом под длинными пепельными волосами и бородой, выделялись яркие янтарные глаза. Эо поёжилась. Ей показалось, что она уже видела этот пронзительный взгляд, но при каких обстоятельствах, вспомнить не смогла. Хозяин избушки, тем временем, довольно долго разглядывал постояльцев.
- Приветствую вас, гости непрошеные! Как спалось на новом месте? – наконец, произнёс он приятным, хрипловатым голосом.
- Хорошо, - настороженно ответил Маури, с недоверием глядя на вошедшего и заслоняя Эо собой.
Незнакомец насмешливо посмотрел на Маури.
- Вижу, не доверяете, - сказал он, прищурившись. - Правильно делаете. Только от магии Свободного мира ты, мальчик, вряд ли сможешь защитить свою красавицу. 
- От какой магии? В природе нет никакой магии. Это суеверия и предрассудки, - с вызовом ответил Маури. - И доказательство тому — Верг. Если бы в Диком мире существовала магия, разве удалось бы Властителю отстроить империю?
- А ты уверен, что твоя империя отстроена без использования магии? - рассмеялся незнакомец.
Не выдержав их перепалки, Эо храбро выступила из-за Маури и почтительно произнесла:
- Благодарим Вас за приют, добрый хозяин! Мир Вашему дому, Вам долгих лет! Меня зовут Эо, а это – мой жених Маури.
Эо грациозным жестом указала на любимого и спросила:
- А вы кто будете?

Незнакомец подошёл к «столу» и поставил на него кожаную суму.
- Живу я здесь, - ответил он, чуть помедлив. - Все называют меня Шаманом, и вы так зовите. Поешьте вот, вопросы потом.
Он достал из сумы румяный каравай душистого хлеба, жареную птичью тушку и плотно закрытый жбан с булькнувшей внутри жидкостью. Комната наполнилась умопомрачительным ароматом. Маури и Эо не заставили себя уговаривать. Шаман стоял и с едва заметной улыбкой наблюдал, с каким аппетитом уплетают юные гости его скромное угощение.
- Так вот какая бывает настоящая еда! - проговорил Маури с набитым ртом. - Да только ради этого стоило сбежать!
Эо, аккуратно пережёвывая, кивнула.
- Наши повара так готовить птицу не умеют, - поддакнула она. - Хотя, может, птица другая.
- Выходит, даже птица становится вкуснее, если жила на свободе, - подытожил Маури. - Хотя, я и выращенной в неволе птицы не пробовал, не знаю.
Эо поморщилась.
- Не начинай, Маури. Мы же договорились.

Когда от еды остались только крошки и косточки, а содержимое жбана было выпито, Шаман присел на скамейку у «стола», а гостям предложил устроиться на лавке, где они спали ночью.
- А теперь расскажите-ка о себе. Начни ты, юноша. Маури, так?
- Да. Что рассказывать? Родился. Вырос. Влюбился.
- Ага. На территории Вачо. И откуда ни возьмись оказался в Свободном мире, - поддакнул Шаман. - Да ещё с прекрасной принцессой.
Маури удивлённо посмотрел на Шамана.
- С чего вы взяли, что Эо принцесса?
- А разве нет? Одного взгляда достаточно: манеры, стать, речь. Выражение лица, наконец, - с усмешкой ответил Шаман. - Не надо быть провидцем, чтобы не увидеть очевидного.
Маури кивнул.
- Ну, да. Эо — дочь Правителя Пронтоса.
- И что заставило прекрасную принцессу сорваться из привычной роскоши в неудобья Свободного мира? Да ещё с простолюдином.
Эо порозовела и с достоинством ответила:
- А вы слышали когда-нибудь про любовь?

Шаман нахмурился.
- Речь сейчас не обо мне. Ты, девочка, помолчи пока. Пусть он говорит. Только не торопись, Маури, а то я плохо тебя понимаю. Давай-ка поподробнее.
Эо обиделась и молча кивнула в знак согласия. Маури решил не обижаться. Каждый новый знакомый поначалу с трудом понимал его речь. Маури сел поудобнее и уже приготовился подробно поведать обо всём, что с ними произошло, когда вдруг понял, что  по сути, уже всё сказал.
- Не знаю я, что рассказывать, - проговорил он нерешительно.
- Я узнал от Лесовика, что вы убежали из под власти Вачо, - всматриваясь в лица гостей, пояснил Шаман. - Это невиданный случай в нашей истории. Я хочу узнать, как живётся в Верге и почему вы так рисковали: ваши кровожадные твари пожирают всё, что движется на пограничной территории.
- Мы сбежали, потому что спасали свою любовь! - неожиданно вновь вмешалась Эо. - Господин Шаман, а можно и мне кое о чём спросить?
- Спрашивай, - с усмешкой разрешил Шаман. Маури с удивлением заметил, что после  слов о причине их с Эо побега, выражение недоверия и неприязни в глазах этого странного человека сменилось на живой интерес.
- Шаман — это ведь это не имя, а род занятий, или даже титул! У нас в Пронтосе в обращении к титулованным особам принято добавлять «господин», – проговорила Эо. - Но если это имя...
- В Свободном мире нет господ, - нахмурившись, сказал Шаман. - Так что, давайте обойдёмся без иничижительных обращений. Ты права, девочка, я шаман по роду занятий. За много лет приросло ко мне это название, именем стало. Я здесь для того, чтобы поддерживать связь настоящего с прошлым и будущим. Чтобы помогать обитателям Свободного мира: людям, животным и тем, о которых вы пока не знаете, понимать друг друга. У меня много и иных задач, но о них не скажешь в двух словах. Да вам и знать это ни к чему! А теперь рассказывай, Маури!
- Вас интересует что-то определённое? - нашёлся Маури. - Вы лучше спрашивайте, а я отвечу. Если смогу. Честно говоря, о Верге и Пронтосе Эо лучше знает.
В это время снаружи раздался знакомый голос Лесовика:
- Мудрейший!
- Подождите, я сейчас! - Шаман быстро вышел, прикрыв за собой дверь, но вскоре вернулся.
- Погранцы доложили — в вашем Пронтосе происходит что-то необычное. Драконьеры кружат и над городом и над нейтралкой. Хватились тебя, принцесска. Не бойтесь, сюда им хода нет. Итак, Маури, кто твои родители, бабушки, дедушки? Чем ты занимался в Пронтосе? – продолжил он прерванный разговор.
- Можно, я тоже буду звать Вас Мудрейший? - попросил Маури. - Мне так удобнее.
- Зови, как хочешь, - нетерпеливо ответил Шаман.
Маури немного помолчал.
- Я не помню своих родителей, - проговорил он тихо. - Меня воспитывал брат моего отца. А бабушек-дедушек у нас не бывает — стариков отправляют в специльные посёлки. Там за ними ухаживают, следят за здоровьем, создают условия для отдыха.
Шаман удивлённо вскинул брови.
- Посёлки? - переспросил он. - Интересно. Мы много лет по всей границе наблюдаем за Вергом. Нет там никаких посёлков. Только города за высокими стенами. И красноглазые летучие твари над ними.
Маури похолодел — неужели дядя Друм был прав? Шаман заметил его смятение и сказал, качая головой:
- Вачо далеко пошёл. И во лжи, и в действии.
Маури посмотрел на Эо.
- Ты это знала?
- Что? - не поняла она.
- Что происходит со стариками. Есть посёлки для стариков или нет?
- Маури, ты говоришь со мной, будто это я правила Пронтосом. Как будто я всё знаю, - недовольно сказала Эо. - У меня нет никаких дедушек-бабушек и не было никогда. Зачем мне об этом думать? Я вообще не зацикливаюсь на прошлом. Мне всегда интересно то, что происходит в настоящем. Можно пофантазировать, что будет. А ворошить прошлое, это, как говорит папа, неконструктивно.
Мужчины переглянулись.
- Понятно, - с усмешкой сказал Шаман. - Очень удобная позиция.
- Нам в школе так говорили, - подтвердил Маури слова Эо. - Уводили из тёмного прошлого, нацеливали на светлое будущее. А меня, почему-то, всегда интересовало, что было раньше. Как жили люди до империи Верг. Ну, и хотелось узнать, кто ещё существует в мире Инвери, кроме людей. Может даже, есть другие разумные существа. Нам говорили, что люди — венец творения Абсолюта, что в империи Верг созданы идеальные условия для жизни. Поэтому мы должны быть благодарны Абсолюту и почитать Властителя.
Маури посмотрел на Шамана. Тот слушал с горькой усмешкой. Увидев сомнения в глазах Маури, он сказал:
- Продолжай, мальчик.
- Мне повезло, что я — мастер по ремонту инфотехники, - начал было Маури, но Шаман перебил:
- Инфотехники?
- Ну, это такие устройства, при помощи которых можно получать любую информацию...
- Любую? - уточнил Шаман.
- Ну, я имею ввиду, информацию, разрешённую Служителями. При помощи инфотехники можно общаться на расстоянии, играть в фантастические игры, смотреть фильмы...
- И, как я понял, манипулировать людьми, - добавил Шаман.
Маури задумался.
- Может быть, - сказал он неуверенно. - Мне это как-то в голову не приходило. Зато во время работы я часто замечал, что многие фрагменты нашей истории или затёрты, или не совпадают по времени, или заменены. Это меня заинтересовало и я начал изучать прошлое. И чем больше узнавал, тем меньше верил тому, что говорят Служители. Я хотел узнать правду. Дядя Друм тоже кое-что рассказывал, что не вписывалось ни в историю Инвери, ни в историю Верга.
- Любопытно, что за истории вам рассказывают, - заинтересовался Шаман. - Хотя бы в общих чертах.
- Мне тоже. Но я уже давно запутался, что было, чего не было, - вздохнул Маури.
- В учебниках для Простых много корректировки, - вступила в разговор Эо. - Там всё упрощено до безобразия. В школах для детей Правителей и Служителей информация надёжнее. Насколько я знаю, древний мир был сложен и разнообразен. Когда он стал настолько сложен, что готов был самоуничтожиться, Абсолют решил упростить его и разделил на две части. В более совершенную были отобраны лучшие представители человечества, она была огорожена от деградирующей половины для дальнейшего развития. А всё остальное пущено на самотёк и обречено на постепенное вымирание. Власть в Империи получил самый достойный человек – Властитель. Его выбрал всемогущий Абсолют для воплощения своих замыслов. В каждом городе Властитель поставил своих помощников – Правителей. Правителям подчиняются Служители, Служители заправляют Простыми. Всё просто, эффективно и разумно.
Эо посмотрела на Шамана и Маури, как бы говоря — видите, я тоже кое-что знаю, чего не знаете вы.
- А нас, Простых, - усмехнувшись, сказал Маури, - учили, что раньше, до империи, люди часто воевали, законов никаких не было. И религий было столько же, сколько народностей.  И так, как правила устанавливал сильнейший, большинство страдали, бедствовали. Слабых унижали, убивали. И тогда появился он — Властитель. Властитель объединил все народности в империю, дал веру в единого бога, придумал справедливые законы. Он построил города, в которых удобно и безопасно жить. Он призывал всех людей жить в империи, но согласились не все. Причём, не просто не согласились, а стали мешать строить счастливое будущее. Пришлось Властителю их уничтожить. Ну, не всех, но многих. С тех пор мы живём в мире и ни в чём не нуждаемся. Такая вот история для Простых.
- Что же, пожалуй, можно сказать, ваша история основана на реальных событиях, - проворчал Шаман.
- Как это? - не понял Маури.
- Так. Берутся реальные события и переворачиваются под интересы вашей империи. Где реальных событий не хватает или они не устраивают ваших правителей, властителей, служителей и всех прочих ителей, добавляются нереальные. Ненужное выбрасывается. Причём для верности, в разных вариантах, но так, что одно другому не мешает.
Шаман сцепил руки так, что хрустнули суставы.
- Да, Вачо оказался и в самом деле великим организатором, - добавил он.
- Да кто такой Вачо? И Вы, и Лесовик уже не раз упоминаете это имя, - спросила Эо.
Шаман хмуро взглянул на неё.
- Вы что, не знаете, как зовут вашего Властителя? Хм... любопытно. Было время, знались мы с ним.
- Как? - воскликнул Маури.
Шаман лишь усмехнулся и замолчал. Маури и Эо переглянулись. Эо не выдержала и покашляла. Шаман очнулся от своих мыслей,  встал и вытащил из-под лавки, на которой спали Маури и Эо, небольшой сундук. Откинув крышку, достал оттуда и протянул своим гостям две длинные меховые жилетки:
- Возьмите, пригодятся. В Свободном мире мои жилетки послужат вам защитой.
- Ну что Вы, Мудрейший! - покраснел Маури. - Вы и так для нас ....
- Берите, берите, - сурово проговорил Шаман. - Если не хотите быть съеденными дикими зверями или погибнуть от стрелы первого встречного.
Маури, смущённый добротой Шамана, одну жилетку протянул Эо, другую взял себе.
Шаман встал, направился к двери.
- Ступайте за мной, Маури и Эо, я покажу вам Свободный, или, как вы называете, Дикий мир. - сказал он и он вышел из избушки.

Маури с Эо надели подаренные Шаманом жилетки и вышли вслед за ним.


Избушка Шамана стояла на вершине головокружительного обрыва. Окно её смотрело на поверхность каменной чаши, наполненной студёной водой, и дальше — на зелёную стену леса, за которым остался Пронтос. Дверь выходила на небольшую бревенчатую площадку, будто летящую над пропастью. С площадки открывался такой вид, что у жителей городских каменных ущелий, не видавших никогда буйства красок живой природы, перехватило дыхание. Насколько хватало глаз, перед ними раскинулся огромный лесной океан, переливающийся множеством оттенков зелёного, с вкраплениями жёлтого, бурого и красного цветов. Глубоко внизу, под скалой, сверкала расплавленным серебром узкая лента речки, с золотистой песчаной каймой берегов. Высоко над головами, по бескрайней синеве неба медленно плыли белоснежные облака.
- Ух, ты! – невольно вырвалось у Эо. - Какая красота!
- Да, девочка, красота. И эту красоту так настойчиво пытается уничтожить ваш властитель со своими служителями! - мрачно проговорил Мудрейший.
- Как уничтожить? Почему? – Эо удивлённо перевела на собеседника широко открытые глаза, и на мгновение Шаману показалось, что само небо смотрит на него.
- Потому что у вашего властителя нет власти над Свободным миром! А это для него опасно. Для него опасно всё, что он не может подчинить себе. И он прав! Свободные жители будут защищать свой мир и себя от вмешательства человека, возомнившего себя Богом. Лесовик! – позвал Шаман громко.
- Я здесь, Мудрейший! – раздался откуда-то снизу знакомый скрипучий голос.
- Окажи мне услугу, отведи юных жителей мёртвого мира в долину.
- Да, Мудрейший!
- Почему, Мудрейший, вы называете Верг мёртвым миром? – удивился Маури. – Ведь там живут живые люди!
- Потому что там правят мёртвые законы. Потому что Верг убивает всё живое так, как это делают чужеродные создания, враждебные жизни! - угрюмо ответил Шаман.
В этот момент Маури увидел, что прямо у него под ногами из-под площадки показался толстый сук с закреплённой на нём вчерашней лестницей.
- Прощайте, Маури и Эо, - тихо произнёс Шаман. – Желаю вам не потеряться на этих просторах и сохранить свою любовь. Может быть, именно она спасет и вас, и Дикий мир!
Шаман окинул влюблённых задумчивым взглядом. Что-то в этом взгляде заставило Маури насторожиться. Но Эо спугнула мимолётную тревогу:
- Почему прощайте? – испуганно воскликнула она. – Разве вы не поможете нам? Разве не приютите нас хотя бы на первых порах? Мы же ничего не знаем здесь и ничего не умеем! Мы погибнем одни!
- С чего вы решили, что я собираюсь помогать вам? – нахмурился Шаман.
- Но вы ведь уже помогли! – Эо разрумянилась от волнения, её светлые длинные волосы расчёсывал тёплый ветер. Она была так красива, что Маури, затаив дыхание, не мог глаз отвести от лица любимой.
Шаман усмехнулся:
- Я не убийца! Я не дал вам погибнуть в первый момент обретённой вами свободы. Но дальше вы должны сами отвечать за себя. У вас получилось сделать первый шаг, поздравляю. Дальше учитесь выживать. Если сможете, значит в том, что вы попали сюда, есть смысл. Смысл, о котором я сейчас даже подумать не решаюсь! Будьте осторожны, возможно, скоро у вас появится очень опасный враг. А может быть, и нет! Теперь идите! – и он легонько подтолкнул Маури к свисающему канату.
- Пошли, Эо! – Юноша взял подругу за руку. – Мы сумеем позаботиться о себе! Раз здесь живёт хоть один человек, значит, и мы сможем!
Услышав его слова, Шаман как-то странно усмехнулся в свою густую пепельную бороду, но ничего не сказал.
Маури и Эо спустились по верёвочной лестнице. Внизу их поджидал ночной знакомый.
- Приветствую вас снова, кролики-бегуны! – в голосе Лесовика звучала лёгкая ирония. – За мной ступайте, не отставайте, гнилой корень!
Он повернулся и пошёл, не дожидаясь ответа.
- И тебе хорошего дня! – отозвались ему в спину Маури и Эо, двинувшись вслед за своим провожатым по упругой травяной подстилке, и стараясь не наткнуться на ветку-хвост, равномерно раскачивающуюся из стороны в сторону в такт неторопливым шагам Лесовика. Эо оглянулась, но наверху, на площадке перед избушкой Шамана, уже никого не было. Не было и лестницы-каната, по которой они только что спустились. Правда, девушке показалось, что в ближайших кустах орешника мелькнул белый бок крупной собаки или волка. Но тут она споткнулась и дальше предпочла смотреть себе под ноги, а не по сторонам.

Некоторое время шли молча. Правда, Лесовик что-то бормотал в свои ветки-усы, похоже, что напевал сочиняемую на ходу песенку.
- Почтенный Лесовик! – позвал Маури.
- Слушаю тебя, человеческий детёныш! – добродушно отозвался их новый друг.
- Я не детёныш, я уже взрослый! – поправил его Маури. – Меня зовут Ма…
- Ты ещё очень молод, взрослый человеческий детёныш! – перебил Лесовик. – Вы оба ещё очень молоды. Будете взрослыми, когда доживёте до созревания. Если доживёте! Когда сможете стать собой. Дать плоды. Принести пользу Миру. Пока же вы только думаете, что взрослые!
Маури промолчал. В какой-то степени Лесовик прав. Они действительно ещё только начинают жить в чужом, неведомом пространстве, и шансы выжить невелики. Они представления не имеют, как себя вести в незнакомом мире, о котором до сих пор приходилось слышать только самое худшее. И, наверное, лишь несмышленый мальчишка мог, не задумываясь о последствиях, подвергнуть себя и самого дорогого человека такой опасности. Маури посмотрел на смиренно идущую рядом Эо и понял, что иначе он поступить просто не мог. Любовь важнее и жизни, и смерти. Их взгляды встретились, и юноша понял, что Эо думает также.
- Почтенный Лесовик! – после некоторой паузы снова позвал Маури. – А что ты знаешь о Шамане? Откуда он пришёл? Давно ли здесь живёт? Он ведь, как и мы, человек, и может быть, нам поможет его опыт?
- Человек? Нда. Наверное. У каждой жизни свой опыт, скажу я вам, – вздохнув, проворчал Лесовик. – Никто не прислушивается к опыту чужой жизни. А Мудрейший здесь вырос. Его опыт никак не может пригодиться вам — извергам!
Маури не нравилось, как Лесовик называет их с Эо, но во второй раз поправлять своего провожатого он не решился. «Правильнее будет узнать что-нибудь полезное, чем обижаться или выказывать недовольство», - решил он.
- Что значит - здесь вырос? – с удивлением спросила Эо. Ей показалось, что Лесовик с удовольствием готов поболтать с ними. - Родители Шамана жили в Диком мире? А где нам здесь искать других людей? Лесовик, отведи нас к ним, пожалуйста!
- Не мчитесь впереди хвоста, взрослые-детёныши-кролики-бегуны! - Лесовик будто прочёл мысли Маури и постарался подобрать не обидное обращение для своих спутников. - С другими людьми, вы ещё успеете встретиться. Не уверен, что вам придётся по душе эта встреча. Ну, а что касается Мудрейшего - родителей его погубил Вачо.
Голос Лесовика сердито заскрипел.
- Отец и мать Шаму, так звали Мудрейшего в детстве, были друзьями и учениками Вачо. Давно, гнилой корень, было это. Вачо и тогда был далеко не молод. Я-то в те времена только-только малым ростком проклюнулся. Однако я хорошо помню дни, когда Мир Инвери не делился на части. Нда. Все разумные создания обитали в нём наравных. Да и неразумные тоже. Не было ещё никакого Верга. Не было этих ваших ужасных каменных громад-городов, убивающих землю.
- Почему - убивающих землю? – не понял Маури.
- Вспомните, дети Верга, растет ли в вашем городе трава? А деревья? Я корнями чувствую, как страдает закованная в камень земля.  Много вы видели там у себя птиц, бабочек и других насекомых?
- Всё, о чём ты говоришь - вредно для человеческого организма! Птицы – разносчики всякой инфекции. От земли, в которой растут деревья и цветы, бывает грязь, в ней живут смертоносные микробы. Бабочки получаются из червей или гусениц, в общем, из чего-то очень противного! – попыталась оправдать городскую жизнь Эо. – Нас этому учили в школе.
- Да, полезным вещам вас учили в вашей школе! – возмущённо проворчал Лесовик. – Почему тогда сбежали из своего рая? Почему не захотели ходить до конца своих дней по камню, в который заключили живую, плодородную землю? Дышали бы воздухом без микробов, без комаров и других насекомых. А свободными быть вас научили? Зачем вы увязались за мной? Вы и так учёные, гнилой корень! Сами придёте, куда захотите.

Лесовик не на шутку рассердился, замолчал и остановился. Он стоял спиной к Маури и Эо, ветка-хвост едва заметно подрагивала, ветви на спине и зелёные веточки над головой шевелились, хотя ветра не было.
- Дорогой Лесовик, прости пожалуйста, я не хотела тебя обидеть! – растерянная Эо обошла его и заглянула в глаза. – Мы и сами давно поняли, что многое из того, чему нас учили – неправда! Ну, пожалуйста, Лесовик, ну не обижайся! Ты так интересно обо всём рассказываешь, продолжай, прошу тебя. Я буду молчать, вот увидишь. А у тебя что, правда, корни есть? 

Она погладила Лесовика по тёплой шершавой коре. На Эо невозможно было обижаться. Девушка так искренне, так умоляюще смотрела на непривычного к милому женскому обществу лесного жителя, что он перестал хмуриться и примирительно улыбнулся:
- Корни? А как же! Мне надобно питаться, пить, узнавать, что происходит вокруг. Листвой много не узришь. Корни — другой вопрос. Главный вопрос, я бы сказал. Корни здравы, вершки цветут. А загнили, - Лесовик вильнул веткой хвостом, - и всё... труха или сухостой. Ладно, взрослые-детёныши-кролики-бегуны, откуда вам знать о том, чего вас лишили с рождения. Нда, на чём это я остановился? Вспомнил. Когда-то на месте ваших городов были густые леса и цветущие поля, и жили там те, для кого лес и поле были родным домом. Многих теперь уже нет, - вздохнул Лесовик, - уничтожены или изгнаны. В те времена Вачо только мечтал об объединении человечьих общин. Княжества — так, кажется, он их называл... Да, княжеств, в единую империю. Среди людей много о нём слухов ходило. И что колдун он. И что помогает ему нечисть чёрная. Я того не ведаю. Далеко мне уходить никак невозможно, а сороки на хвостах порой такого принесут, что и лисий хвост не заметёт! Так что, скажу только, что сам знаю. Хватало у Вачо и учеников, и сторонников. Умел он цветисто да красочно завлечь посулами да описанием счастливого будущего. Отец и мать Шаму были родом из разных, враждебных друг другу княжеств. Полюбили друг друга, вместе хотели быть. Вопреки воле своих родственников, а как же! Им, как никому, речи Вачо близки и понятны были. Верили они ему, помогали с полной отдачей молодых сил своих. Как учителя, отца своего духовного, чтили. А он...

Лесовик, сокрушаясь, взмахнул сразу всеми своими ветками. Немного помолчал. Маури и Эо молча шли следом, терпеливо ожидая продолжения рассказа. Лесовик не заставил долго ждать.

- Нда. Не все князья шли за Вачо. Это их и спасло. Как вы сами знаете — всё у Вачо получилось. Где хитростью и коварством. Где подкупом, где силой. Да только, гнилой корень, и тех, кто его поддерживал, и тех, кто сопротивлялся, одинаковая участь постигла. Не завидная, доложу я вам. Всех, всех жестоко сгубил изверг. После того, как возвысился, никто не должен был остаться в живых из тех. Я про тех, кто помнил его обычным человеком. Отныне в глазах людей он должен был стать божеством! – Лесовик укоризненно вздохнул и немного помолчал.
 
- Теперь понятно, - догадался Маури, - почему люди в Верге имени Властителя не знают. Имя — это принадлежность к роду. А он хотел стать выше любого рода.
- Не ведаю про вашего властителя, гнилой корень. Я про Шаму, - задумчиво продолжил он через мгновение. - Событие это как раз совпало с гонениями на всех, кто помогал Вачо придти к власти. Немногие спаслись тогда, нда. Вот и с родителями Шаму неблагодарный Вачо поступил самым скверным образом. Мать его друзья предупредили в последний момент. Она перед гибелью успела спрятать новорожденного сына в лесу. Вскормили его волки. Воспитывать помогали лесные жители и Вита, младшая сестра Вачо. Вита-то чудом спаслась тогда от ненасытной и лютой жестокости брата своего. А ведь была она единственной родственницей Властителя, гнилой корень! Нет, и её не пощадил бы злодей, попадись Вита в руки его служителей. Нда… Империя, построенная на костях и обильно политая кровью… Новоявленный Властитель долго потом ещё преследовал растворившихся в лесах «государевых преступников». Именно так назывались теперь бывшие его единомышленники и друзья. Когда до него дошли слухи об уцелевшем ребёнке, растущем в волчьей стае, волков истребили немерено. До Шаму не добрались, однако. А он вырос. Впитал в себя выносливость и повадки волков. Человеческую пытливость ума. Мудрость матушки-земли. Защищать стал её и нас, лесных жителей, от Верга-то. Империя росла, как гриб поганый! Полземли слышал я, опутала сетью городов своих, гнилой корень. Когда обзавёлся своими летучими тварями, перестал преследовать людей Свободного мира. Всё одно теперь ни из Верга, ни в Верг никому хода нет. Нда, гнилой корень.

Монотонное бормотание Лесовика, похожее на шелест листвы в ветреную погоду, смолкло, но Маури и Эо заворожено продолжали прислушиваться, боясь пропустить хоть слово. Они были так потрясены, что не заметили, как миновали светлую рощицу небольших серебристо-зелёных деревьев и вышли к реке. Белобокая сорока встревожено заверещала прямо у них над головами, вернув к действительности. Перед глазами путников открылся чудный вид. Золотистый песок прямо от опушки леса полого уходил в прозрачную воду, мелкими волнами неслышно набегающую на берег. На другом берегу густые зелёные кусты уводили взгляд в поле, пестреющее белыми, синими и жёлтыми цветами.
- Вот, взрослые-детёныши-кролики-бегуны, переправляйтесь через Весёлку, и весь Свободный мир у ваших ног! – прошелестел Лесовик. – Лодка вон там, под кустами ивняка.
- Как, и ты нас бросаешь? – испуганно воскликнула Эо.
- Почему бросаю? – удивился Лесовик. – Я вас привёл, гнилой корень, в безопасное место и теперь вернусь на Границу, к своему другу Шаму Мудрейшему. Не бойтесь, кролики-бегуны, жители Свободного мира вас не обидят. Они, насколько я знаю, не едят людей и не нападают без причины. Хотя... - Лесовик вдруг замолчал, и веточки на его макушке смешно встопорщились, - Хотя... будьте всё же осторожны!
Маури показалось подозрительным это предупреждение. Что еще не договорил их новый друг? Да и друг ли? Но, после небольшой заминки, Лесовик бодро продолжил:
- Да, вот возьмите. Мудрейший передал. Хватит вам на сегодня, а потом сами пропитание себе добывать научитесь. В лесу растут грибы, ягоды и вкусные корешки. Главное - отличать съедобные от ядовитых. А в поле как раз созрела земляника. Прощайте, коли что не так! Не знаю, свидимся ли ещё, гнилой корень!
 
Он протянул Маури небольшой свёрток, неуклюже развернулся и направился обратно в лес. Маури и Эо с благодарностью смотрели вслед Лесовику до тех пор, пока деревья не спрятали своего дальнего родственника от посторонних глаз.
 
Далеко на западе, над волнующейся зелёной поверхностью леса, купались в облаках Отвесные скалы. Они надёжно защищали обширные просторы Свободного мира от империи Верг, вознесшей к небесам шпили своих многочисленных башен. Свободный мир, на каждом шагу обещающий непредсказуемые приключения, непреклонно стоял против выверенного искусственного мира, где Властителем всё определено и продумано за всех раз и навсегда. Два мира, как два исполина, ждали только удобного случая, чтобы ослабить и уничтожить противника. На границе этих двух непримиримых сторон осталась избушка Шамана, заросшее цветами озеро перед ней, Пограничный лес и Нейтральное поле. Где-то там, позади, остался привычный с детства, но, ставший за такой короткий срок чужим, родной Пронтос. Впереди ждала непонятная, таинственная и загадочная новая жизнь.

продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/11/956


Рецензии