Противоречивость в сознании верующих в Бога

Не верь тому, кто говорит красиво,
В его словах всегда игра.
Поверь тому, кто молчаливо,
Творит красивые дела.

Омар Хайям


   Это  жанровая   зарисовка из 21-го века, когда вернули православную церковь в легальную  почву,  и более того размножили её   в такой степени, как не было даже при официальной вере в Бога.

       Монастырь в  Покровское-Стрешнево.    У ворот стоит молодая женщина с маленькой собачкой на руках, её  мать зашла на территорию монастыря  с тем, чтобы в церковной лавке купить, что–то съедобное.  Пытаясь выбрать, какую-то выпечку   из предлагаемого ассортимента, из  булочек ядовито-жёлтого цвета и прочей снеди,  начинённой обычными вкусовыми   добавками, которые  мало напоминают   рекламируемую монастырскую пищу, она повернулась  спиной к открытой входной  двери. Тем временем,  крошечный   пёсик   начинает нервничать, потеряв из  поля своего зрения хозяйку, мать молодой женщины, и дочь делает  ровно полшага вперёд, находясь до этого у   церковной ограды,   с тем, чтобы собачка могла видеть своего хозяина, и понимать, что её не бросили.

В этот  момент у ворот появляется служка, женщина в  длинных   чёрных одеждах,  и приказным тоном предлагает  удалиться молодой  женщине с собачкой   —     у них запрещено с животными, с теми самыми божьими тварями,  находиться на   территории   монастыря,  и это без учёта, что никто  и   не находился, а только полшага  сделал, пересеча границу дозволенного.

На слова о милосердии  и сострадании  к живым существам, эта  служительница   божественного  и  церковного  культа, заявила даме,  что они разговаривают    на разных языках,   она, служка,  говорит    на языке церкви и  бога, а все остальные, те, что не служители в церкви,   миряне, на мирском, и потому, хоть и те, и эти, дети или рабы божьи, но друг-друга им не понять.

       А где-то,  лет 30 назад, ещё в 20-м столетии, когда вера в Бога была запрещена на официальном уровне, такая же,   святоверящая назвала свою будущую невестку шлюхой, только по причине, что она  в гости к её сыну пришла,   чаю попить, а потом  до года не видела свою внучку, то есть неверующая в Бога невестка-шлюха сумела   простить верующей в Бога  свекрови её клеветнические  оскорбления, правда эта верующая,   так же, как и та из 21-го века,  люто ненавидела тварей божьих, собак, они ей просто мешали  и  не давали жить, а её  сын, комсомолец, бывший муж женщины, хозяйки  маленькой собачки из Покровского Стрешнево,  верящий в Бога, выкручивал престарелой соседке  в   общей квартире   лампочки и просто всячески ей  пакостил,  как и позже,  этот верующий отказался от собственного ребенка только ради того, чтобы не платить алименты.  Он, вообще, всегда мечтал, и собственно, и  воплощал эти свои  мечты в жизнь, о том, чтобы на чужом горбу ещё при жизни   въехать в рай.   Уже тогда, как видно,  копил на свечи, для того, чтобы со значением входить в святую обитель,  где всегда  мог, согрешив, отмолить свои плохие дела, испросив у священника  божеского прощения и получить благословения   на будущие какие-нибудь  дела.

      То есть,  что такое хорошо, а что такое плохо, и  что такое нравственно, а что безнравственно, он не знал или не понимал, изучив Закон Божий вдоль и поперёк, ему надо было постоянно напоминать об этом, хотя, как и для   многих   верующих,  толку от этого, от этих напоминаний  было мало.

      Потому что все эти святоверящие, встречающиеся на пути той хозяйки маленькой, но повзрослевшей уже собачки, вели себя как-то неподобающе, идя в разрез с церковными канонами, в которых говорилось: не убий, не укради, не суди, и не судим,   будешь,  «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» написано было в Мф. 7:12, и потому, видно,   они  и  грабили, и убивали, прикрываясь при этом,  теми постулатами из Священного Писания и иконами с изображениями Христа.  Они  постоянно осуждали, говоря о том, что кто-то,  по их мнению,  не  подобающе себя   ведёт,    они жалели таких безнравственных людишек, чаще атеистов,  сразу и до конца, обещая  по возможности быстро  сгонять в церковь  и там помолиться за их грешные души,  и там же  поставить за них свечку, ту самую, на которую копил бывший муж и отец  своей  дочери, от которой   он   отказался из-за денег. А  позже хозяйка съёмной квартиры,  в которую только-только  заселилась  та   женщина с выросшей давно и без родного отца  дочерью и с  собачкой,  затребовала с   них платёж раньше срока, оговоренного в договоре аренды, потому что ей надо было совершить турне по святым местам, но и вернувшись из   поездки, не прошло и полгода, как  она   решила выставить жильцов, потому что сантехники не могли установить причину, скапливающейся в  ванной комнате воды, причём, пообещав им устроить повторное выселение, когда их уже выдворяли оборотни в погонах с другой жилплощади.   Она,  до того хвасталась как многому научилась, прочитав книжку из Жития Святых, но ей это чтение взад и вперёд, не помешало пойти против очередных канонов и Божьего Закона, который она тоже знала наизусть.

    Такие же   верующие   на вопрос-размышление   —    "Никто не знает, почему чаще, обычного, из  благочестивых уст христиан, вылетают непотребные  слова?",  запросто  посылали на  три буквы, полностью подтверждая суть того вопроса,  который был задан,  как и на простое замечание о том, что  без приглашения не внедряются   в приватное пространство, потому что, как  известно,  непрошенный гость хуже татарина,  эти святые люди злобно харкая, кричали в ответ что-то   про злобного атеиста… снова подтверждая  слова о противоречивости их натур.


     Они, эти верующие   в Бога и в  Христа,   реально могли убивать, а потом сидя   под какой-нибудь иконой Богоматери,  спокойно  рассуждать на  темы добра и зла, говоря о том,   что для того, чтобы узнать, что такое хорошо, надо сделать плохо, то есть убить или украсть, снова пойдя в разрез с божественными постулатами «не убий и не укради»

        И все эти люди, знали Закон Божий, как они  утверждали, знали, что такое хорошо и что такое плохо, они об этом в книжке священной прочли. Потом им священник ни раз, вдалбливал, с паперти о том же,  чтобы не забывали  про то,     что прочитали.  То есть, не внушаемы, получается, эти люди, называющиеся верующими, не могут никак, уже какой век, какое столетие усвоить элементарных вещей, как поступать, чтобы снискать любовь Бога, если не уважение простых   людей.

         И как-то, совсем  недавно  в нашей стране  произошло  одно событие, будто бы   в подтверждение тому, что этим   людям, постоянно надо напоминать, не просто об элементарных вещах,  говоря  о канонах из Закона Божия, которые они, свято верящие не только в Бога и его сына, но и в свою непогрешимость, а значит, и безнаказанность, ибо всегда уверены в своём прощении за  совершённые прегрешения перед Богом  и людьми, надо только за счёт других, чуть утрируя, скопить на свечку и сходить потом на поклон к батюшке, который, хоть и не сам Господь, но скажет культово-заезженное, «Господь простил тебя сын мой, или дочь моя, ступай с Богом»  и что называется,   до новых встреч, когда вновь  понадобится ещё одно  прощение за плохой поступок, о котором тысячу раз и больше уже,   читалось в Законе Божьем, в котором дано  определение плохого и хорошего,  для того чтобы, изучив его, можно было  распознавать добрые дела от худых, что  есть  следующие средства: закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и тот самый, книжный.

    Но верующим в правду Бога,  этим святым людям, не грозит даже  та фраза из  анекдота «поздно каешься, сын мой»,   им никогда не поздно покаяться и испросить, хотя и так знают, знали до того, как совершали, что плохо поступают, но забыли, и потому снова, как напоминание о том, что такое грех,  Рязанский митрополит Марк,     увидев   в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!" противоречие христианству, той самой христианской морали, о которой и так десять раз  написано и столько же раз  сказано, в своей  поздравительной речи прихожанам   отметил, что церковь, не Бог, хотелось бы обратить внимание,  призывает людей к труду и работе над собой, а в фильме случилось чудо без труда.

       "Не нужен труд, можно просто встретиться, посидеть, напиться — и чудо произойдет само собой», — отметил он.

     Будто, в церкви нет подобных чудес  с мироточащими иконами,   воскрешением из   мёртвых, и  не только Христа, закипанием в определённые  даты   крови Иисуса, нацеженной в колбу, чёрт знает, откуда  на самом деле,   банального избавления от Лукавого  —   ещё одно чудо, стоит только попросить, кого надо, и прочих цирковых чудес, получше или правильнее,   похлеще, чем у великого фокусника Кио, тем не менее,  такую идею митрополит назвал вредной и наполняющей душу человека несбыточными мечтами. Потому что, конечно же, надеяться можно только на чудеса от   церкви и от  самого Бога, веками  выступающего в роли великого кудесника.

Следом выступил главный герой рязановского фильма Андрей  Мягков, назвав батюшку,   мягко говоря, безмозглым,   и понеслась душа верующих и неверующих в Рай, желающих защитить своих кумиров, одни,  любимый фильм и  его режиссёра, а другие, те, что чтецы Закона Божьего, батюшку рязанского.

Первые кричали, что фильм не безнравственный и что Мягков прав, а вторые давили на религиозные каноны, пытаясь тем самым отстоять свою правду, говоря, что митрополит Марк прав, и вообще, что это  негоже со своими нравственными устоями, а правильнее с их отсутствием, залезать в чужой огород и наводить там порядок.
 
Впрочем, и батюшка мог так же отказаться от высказывания своего мнения,  а доверять всё же своей пастве, не сомневаясь в её   закалке   на предмет,  моральных устоев. Но мы же помним, что эта  категория людей, непогрешимых и святых, хоть и читала и слышала ни раз, всё равно нуждается в лишнем напоминании и   убеждаемости  в том,  что это  —  плохо, а это  —  хорошо. И потому защитники облика морале со святыми нимбами   стали утверждать, или убеждать противоборствующую сторону в том,  что    если не знать Закона Божьего,  то ответ о богоугодности  будет не понятен.  А вот,  верующему,  на этот счет,  объяснения не нужны. А зачем тогда батюшка рязанский всё же разъяснил, добавив, что этот фильм христианам смотреть строго противопоказано. Тоже видать,  не уверен, или что?

   Тут же дело в чём?   Батюшка назвал фильм   слишком  мирским, хотя и тут поспорить можно, зная все истинные качества верующих христиан,  которые не  полным списком были  озвучены  выше в этом тексте.  Но  для кого он тогда, этот фильм?   Для мирян? Но миряне это же  те самые прихожане!  Так даже сказала та служка из 21-го столетия женщине с собачкой, с божьей тварью на руках.

      «Богу не угодно»  -   об этом сказал священник, узнав от Бога,  опять мирянам/прихожанам или своей пастве,  которой не нужны,  вроде, разъяснения  —   верующим мирянам  сказал.   Правда, тут опять и ещё одно противоречие  вступает в силу, а именно,  получается, что, если фильм безнравственный, а так и говорит об этом батюшка, то верующие люди  являются носителями  нравственных  устоев, а неверующие  полностью безнравственные  люди. То есть всех рабов или детей божьих сходу поделили  на верующих  и  неверующих, по степени их нравственности.

Хотя,  если оценить  фильм Рязанова с иной точки зрения,    скажем,  отставить в сторону то, что он создавался,  как новогодняя комедия, то можно предположить,  что режиссёр хотел   высмеять и   вынести на поверхность человеческие  пороки, не  как пример для подражания,   такие как безнравственное  поведение героя своего фильма, подав его в таком виде, каким мы его видим на экране, традиционно  напивающимся каждое  31-е декабря, разбивающего,  уже в какой  раз,  чужую жизнь, бесцеремонно  влезая в чужие отношения,  то есть,  пытаясь построить своё  счастье на чужом несчастье,  и при этом, чувствующим себя героем, хотя,  на самом деле, он просто абсолютно бездушный человек, плюющий на других, и, если большая часть населения этого не увидела, то это их проблемы.

Но разве   для разъяснения, что нравственно, а что нет, а  в данном  случае содержание фильма Рязанова,  нужен священник?   И  в то же время, как  говорит ярый церковный адепт,  верующим не надо ничего объяснять. Или всё же надо?
А иначе, чего бы это митрополит Рязанский вылез со своим заявлением в новогоднюю ночь?

  Кстати, а где  это  он раньше был?  Или   его коллеги по цеху?  Где они все были до этого момента?  Что же  они все дружно больше 25 лет  молчали и никому не сказали, что фильм сродни порнографии? И это запрещенное кино для православных христиан, а то, не дай бог, они поддадутся соблазну, и как герой Мягкова,   начнут рушить чужие семьи, напиваясь при этом вдрызг и раздеваясь в чужих квартирах до трусов. Вот это порнография, так порнография,  слов нет, почти Хью Хефнеровские   плейбой - зайчики, и не Андрей Мягков в роли Жени Лукашина, тихого  ленинградского интеллигента,  врача по профессии,  в  характере которого, как в омуте, черти водятся.

Вот он, тот самый случай, когда надо начинать усиленно креститься и причитать:  Боже спаси меня от лукавого,   потому что Богу мы  всё так и  верим, а себе не доверяем и потому идём в разрез с  канонами.

    А что же те, кто не верит, ни богу, ни чёрту,  а  полагается исключительно на свою совесть, то есть ещё и Закон Божий не читал?   Не в курсе,  так сказать, что такое мораль.   Что он-то делать будет в таких случаях, как ему-то выходить из таких щекотливых ситуаций, когда на экране  мужик в трусах, на чужой кровати,  и   вот-вот разобьёт ещё одни отношения   —   героини этого фильма,  Нади и второго героя Ипполита? Им может быть, глаза на всякий случай закрыть,  чтоб не подвергаться   столь безумно-страшному  испытанию медных труб и клетчатых бельевых трусов?

            Что об этом говорится в том самом,  слове божьем, и  вообще, о чём оно,   это слово?


  Знают  ли об этом   все эти уверенные в своей непогрешимости, христианские верующие, гораздые свечку поставить при первом же удобном для них случае,  и помолиться за спасение души неверующих безбожников, злобных атеистов, и знает ли что-то об этом,  в первую очередь,  тот батюшка, который, вот те раз, спустя 18  лет  в  21-ем   столетии решил  позаботиться о нравственности   своих  прихожан, заявив что вот теперь - то фильм стал полностью антихристианским.  Он сейчас только это понял, когда миллионы людей и его  прихожане в том числе по  n-разу посмотрели новогоднюю комедию Рязанова «Ирония судьбы  или С  лёгким  паром»,   оказавшейся реально  иронией судьбы?

Потому что  ирония вышла и  для тех, кто кроме смешных ситуаций  там ничего не углядел, всей пакостной натуры главного героя, к примеру,   и  для тех, кто теперь знает о всей безнравственности  этого кинофильма.

      Так что же это такое Закон Божий, которые многие столько раз читали, но им всё равно требуется напоминания, и что он для тех, кто с ним незнаком?

Вот  как  вкратце трактует его  протоиерей Серафим Слободской:

    «Для того чтобы распознавать добрые дела от худых, мы имеем следующие средства: закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божий, О внутреннем законе Свящ. Писание говорит следующим образом: Они (т.е. язычники) показывают, что дело закона написано у них в сердцах: о чем свидетельствует совесть их, и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2:15). При внутреннем законе, существующем в сердце каждого из нас, дан еще и внешний закон, потому что люди не слушались внутреннего закона, и,   провождая плотскую греховную жизнь, заглушали в себе глас духовного закона: почему и нужно было напомнить его им внешне посредством заповедей. Для чего же закон? говорит апостол   Павел, он дан после по причине преступлений (Гал 3:19).»


       Это часть высказываний отца Серафима о тех, кто верит в Бога, и для тех,   кто не пожелав слушать внутренний голос совести,   призван не заглушать его, а напоминать себе о нём с помощью чтения Библии.

     Но  имеют ли представление о Божественном нравственном законе те, кто никогда не читал  ни Писаний, ни сочинений святых отцов?   Что  считает по этому поводу   Серафим Слободский, названный так   в честь Серафима Саровского?

Сначала святой отец     рассказывает нам  о том, что   во времена Ветхого Завета закон Божий был преподан Израилю в десяти главных заповедях   и во множестве других требований ,  более частного характера.

Но  с   пришествием в мир Сына Божьего, Иисуса Христа  и образованием Церкви Христовой к участию     в Завете с Богом были призваны все народы земли  нашей. Когда и сформировалось христианское вероучение.
 
Но значило   ли это, что  люди,   как и   в дохристианскую эру, далекие от иудейской веры, так и в новозаветный период люди,  далекие от Православия,   пребывали   в неведении относительно нравственных требований Божьего закона?

                -  Отнюдь нет.  -  Отвечает нам   отец  Серафим.

Дело в том,   —   дальше повествует он,   —    что уже при создании человека Бог наделил его особым личностным качеством  —    нравственным чувством. Это качество было встроено в человеческое естество, называемое   Сущностью.  Стало быть, все без исключения люди владеют сим чувством существенно и неотъемлемо.

Названное чувство обнаруживается в человеке с раннего возраста, считает Серафим Слободский.  И хотя поначалу оно проявляется не в виде чётких, конкретных понятий, но лишь через упрощенное понимание того, что есть  — хорошо, а что есть  — плохо, со временем, под влиянием этого чувства, в разуме человека формируются устойчивые критерии нравственности и правил поведения.

То есть,  то самое   осознание человеком того, что и как следует делать, а что и как делать нельзя, основанное на нравственном чувстве, называется естественным нравственным законом, которое согласуется с Божьим законом, и с тем, что начертано  в Кигах Писания, ибо нравственное чувство заложено в естество  человека самим  Создателем, Богом,  в которого многие верят.

Нравственное чувство обнаруживается в голосе совести. Вот почему человек, живущий по совести, и даже   незнакомый с Божественным учением, способен, в какой-то степени, избегать богопротивных мыслей и поступков, и   совершать, как бы  богоугодные дела, не будучи, при этом христианином.  И  чем чище совесть и чем внимательней относится человек к её голосу, тем в большей мере его поведение соответствует Божьему закону.
 
Таким образом, даже если человек, в силу тех или иных обстоятельств, оказывается незнакомым с Божественным учением, он не лишен знания основных его черт, имея их в своей совести и нравственном самосознании. Что означает глас совести, сродни божественному  гласу, призывающему жить по законам справедливости.

    Но об этом сказал протоиерей Серафим Слободский, человек, который,  осуществляя пастырское служение, не забывал и  про  свой  дар живописца и находил нужное время для занятий иконописанием, а позже, зная о том, какой    низкий   религиозно-образовательный   уровень  в эмиграционной среде и о нехватке доступной, но вместе с тем ёмкой и содержательной литературы,    создал   учебник по Закону Божьему,  за что был  удостоен награды    золотого креста и камилавки, и где он и высказал  вот эти свои мысли о нравственных устоях людей,   верующих в Бога,  и    неверующих людей-атеистов.

    Ну, а  эти   простые верующие в Бога,  сочли себя выше всех остальных, которые  не разделяют с ними их веру во Всевышнего, и   продолжают творить дела, идущие   в разрез с канонами Слова Божьего. Разумеется, и  атеисты не без грешны, и тоже совершают разного рода преступления, и творят гнусности, мало  отличающиеся от  преступления христиан,  но их не ждёт прощение  от   батюшки в церкви, им с этим   грузом идти по жизни самим, без оглядки на всепрощающего Бога и жить  в разладе с собственной совестью, той мерной единицей, которая порою не  допускает   для  кого-то безнравственности   по отношению к другим, а, если злодеяние совершено и осознанно, то груз  этот нести им на себе так же, как когда-то Иисус тянул деревянный   крест на вершину   горы  Голгофы,  освободив  от такой ответственности за свои преступления людей, которые безжалостно расправились с ним, уже  тогда  не желая   жить в  соответствии   с голосом совести.   И  они хотя бы, совершая, что-то безнравственное,   делая плохо другому,  не прикрываются своей верой в Христа и теми канонами, которые верующие,   почему-то не желают соблюдать, напоминая другим об этих постулатах и скромно, при этом,  обходя себя самих   стороной, наверное, потому что знают, что им обо всём этом  напомнят церковники, потом, если что, они же и простят, за несоблюдение, сказав по обычаю  «Бог простил…» «ступай  с Богом...»

    И   вот они и ступают по этой земле,  уже заранее очищенные от   скверны, почти с сияющим нимбов над своими грешными душами, не замечая  ни тех, ставших уже вечными,   противоречий, когда слова у них  каждый раз расходятся с делом, ни того, что те люди, которые ещё помимо них самих  есть в этом мире,  и которые верят во что-то иное, ни чуть не хуже и не лучше их, верящих в Господа,   и презирать их за то, что они атеисты, это ещё одно нарушение постулатов божьих, когда Христос сказал: возлюби ближнего своего,  но   не  добавил   при этом,  только  искренне верящего в меня, в отца и святого духа,  прибавив  лишь  - Аминь!

10.01.2019 г
Марина Леванте


Рецензии