Ожившие образы

На картинке: рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" отображает теорию о человеческих пропорциях древнеримского архитектора Витрувия.


Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной.
            Леонардо да Винчи, итальянский учёный, живописец и просто - гений 


Если Бог создал нас по своему образу и подобию, мы сумели ответить ему тем же.
                Вольтер, французский философ-просветитель




С самого раннего возраста наши родители читают нам сказки. А что в них? Много всякого интересного: какие-то змеи-горынычи, какие-то бабки-ёжки, золотые рыбки, коньки-горбунки, коты в сапогах и много ещё всяких разных персонажей, населяющих удивительный мир сказок. И все они - в той или иной степени воплощение человека. Живущие по образу и подобию людскому, говорящие человеческим голосом, обладающие людскими признаками. На их примерах мы учимся понимать разнообразие и многообразие отношений, неосознанно экстраполируя это в нашем сознании до жизненных реалий в окружающем нас не сказочном мире. Посредством сказочных персонажей мы учимся распознавать добро, зло, предательство, искушение. Познаём цену свободной жизни и заточения в неволе. Сказки учат, сказки предупреждают, сказки успокаивают. У сказок со счастливым концом, а они почти все такие, мы учимся оптимизму и постигаем чувство справедливости. Учимся принципам неотступной наказуемости зла и вознаграждению добра. И, что характерно, "мода" на сказки не устаревает с годами. Века проплывают за веками, а эти дивные истории как возбуждали детское воображение, так и продолжают неразрывно услаждать и интересовать поколения вновь прибывших в этот мир.

Меняются времена, возникают новые технологии, сопутствующие неизбежному прогрессу цивилизации, некоторые сказки воплощаются в быль. И вот уже подростки, с детства постигающие азы интеллектуальных компьютерных сетей, постепенно вырабатывают в своём сознании какое-то новое отношение к пониманию общения между людьми, привнося одушевлённые признаки средствам современной коммуникации, изначально заложенные в первооснове их создателями в компьютерный мозг по принципам функционирования человеческого разума.

Человек учится у природы, сам являясь её неотъемлемой составляющей. Создавая летательные аппараты, человек почерпнул основные принципы конструирования аппаратов для воздухоплавания у птиц. Принципы движения по воде - у рыб. Продукты открытий и разработки инженерных мыслей общество впитало в себя и продолжает это делать, копируя общую природную эстетику, дизайн и функционирование окружающего мира.

Познавая природу, человек пропускает все её проявления через своё сознание, а поскольку это сознание человеческое, то и полученные результаты  носят в себе признаки человеческого понимания и восприятия.
Мы хотим видеть во всём себе подобных. Мы желаем поддерживать и утверждать этот постулат, приняв за основу аксиому господства и превосходства человеческого разума, что на самом деле так оно наверное и есть, черпая в себе для этого моральные силы из доступного нам и понимаемого до сих пор во всех сферах жизнедеятельности: в социальном развитии, в науке, в религии и во всех основополагающих сферах нашего существования.

К ещё одному признаку организации нашего местонахождения на земле можно отнести признак стремления к систематизации и упорядочиванию. У каждого элемента жизненных проявлений есть своё, исторически сложившееся архивное название. То, о чём было сказано ранее относится к явлению под названием "Антропоморфизм", что в буквальном смысле соответствует перенесению человеческого образа и его свойства на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественные существа, на абстрактные понятия и так далее. Очень типичное, надо сказать явление. Об этом и сказ. Не желая перегружать читательское восприятие продолжением предыдущих размышлений, мне представляется возможным и любопытным обратиться к собственному опыту погружения в антропоморфизм. Не против? Если нет, тогда я так и сделаю.

В начале своей профессиональной деятельности я, относительно ещё молодой человек, волею судеб, логично продолжил инженерное институтское образование работой в том же направлении. Накапливая опыт практических навыков, усердно и скрупулёзно постигал "таинства" теплоэнергетического архипелага. Давалось это нелегко, как и любое новое дело. В своём большинстве, моя деятельность заключалась в пуске и последующей наладке работы промышленных паровых и водогрейных котлоагрегатов. В связи с этим, пришлось немало поездить по разным городам и не менее разным весям. Для общего сведения, работа эта, связанная с контактом и непосредственным управлением промышленными котельными установками с высокой температурой и высоким давлением, классифицируется, как опасная, с соблюдением множества соответствующих правил безопасной эксплуатации оборудования и требований государственной инспекции котлонадзора. Это всё более чем серьёзно...

Помню, однажды, в моём присутствии, при пуско-наладочных работах на ТЭЦ Карловского сахзавода на Украине, по невнимательности старшего инженера-наладчика, давлением перегретого пара в 44 атмосферы, с температурой 440 градусов по Цельсию, с выпускного парового коллектора парогенератора сорвалась с резьбы  гильза термометра сопротивления, как пушечный снаряд пробила толстое перекрытие крыши и улетела туда, где её ищут до сих пор. Наверное, вышла на орбиту Земли... Шучу конечно. А тогда нам было не до смеха. Инженер каким-то чудом не пострадал. ТЭЦ в аварийном порядке остановили, замерли паровые турбины, а значит, остановился и весь огромный завод из-за прямой зависимости между технологией производства и снабжением для этого паром.   

Ещё один случай. В начале 1950-ых годов, на мыловаренном заводе в Одессе, где я имел удовольствие трудится позднее в качестве командировочного подрядчика, мне рассказывали живые свидетели, "хлопнул" котёл. Произошёл взрыв газовой смеси в топке котла. Разлетелась кирпичная обмуровка котла, высотой с трёхэтажный дом. Были жертвы. На расследование аварии, а время было суровое - сталинское, приехал генерал МГБ...

На том же заводе, в другое время, газорезчик отрезал верхнюю металлическую крышку цилиндрического хранилища с чем-то взрывоопасным. Взорвались остатки содержимого ёмкости, сорвало огромную тяжеленную крышку и она, как летающая тарелка, взвившись в небо, перелетела через одесский железнодорожный вокзал и приземлилась где-то позади на запасных путях...
Таких подобных случаев я знаю ещё немало... Убедил ли я вас в важности соблюдения правил безопасности? Достаточно ли обрисовал то, что может последовать в результате халатного отношения к эксплуатации сосудов под давлением? Думаю - да.

... Для большего понимания взаимосвязи технологических цепочек котлоагрегатов и, что называется, более глубокого проникновения в тонкости комплекса происходящих процессов работы оборудования, я, вооружась идеями антропоморфизма,  непроизвольно и по какому-то наитию в своём сознании построил эксклюзивную, только для внутреннего употребления, модель конструкции типового парогенератора, перенеся физиологическую конструкцию человеческого организма на неодушевлённый предмет - парогенератор. Наглядности ради. Что у меня получилось - судите сами. Моя диаграмма называется "Человек-котёл". Почти, как у В.В. Маяковского - "Человек-пароход" в его поэме "Товарищу Нетте - пароходу и человеку". Теперь я мог, как тот доктор, лечить моих подопечных, всякий раз ставя им диагнозы в соответствии с лечением людей в аналогичных ситуациях. Что это, как не антропоморфизм на практике! Постараюсь объяснить в общих деталях... 

… Но до этого, позволю себе расширить область обобщений, призвав на подмогу ещё одного человека, когда-то обратившегося в эту "веру" после перенесённых проблем со здоровьем. О нём и его теории, прочитав книгу "Активное долголетие", я узнал уже годы спустя после формирования собственных умозаключений. Его убеждения, созвучные с моими во многом, на самом деле являются их зеркальным отображением. Этакий анти-антропоморфизм. Заранее прошу прощения, что пытаюсь хотя бы постоять с ним рядом, но справедливость всестороннего изложения собственных взглядов настоятельно этого требует.

А "постоять рядом", хотя бы виртуально, мне бы хотелось с Александром Александровичем Микулиным - выдающимся конструктором авиационных двигателей, академиком, одним из первых Героев Социалистического Труда, ставшим им ещё в 1940-ом году, четырежды лауреатом Сталинских премий и так далее во множественном числе.

Досконально зная тонкости инженерного дела, академик Микулин перенёс инженерные аналогии на строение человеческого тела, подметив их прямое сходство. Настоятельно рекомендую всем ознакомиться с его теорией. На мой взгляд, она того заслуживает.

Академик Микулин был инспирирован желанием прожить долго, разделить свои мысленные и экспериментальные наработки со всеми. Прожил он 90 лет. (Кстати сказать, другой такой же фанат системы долголетия - академик медицины, известный кардиохирург Н.М. Амосов прожил 89 лет). В конце-концов, мне представляется, что здесь важнее говорить не только о том как долго прожил, а и как прожил. А возрастной порог у каждого свой. Предписано и неотвратимо...

Наконец, позволю себе не только "постоять рядом" с А.А. Микулиным, но и высказать своё принципиальное несогласие с ним и замечание по поводу самого его подхода к сформулированной им атеистичной теории. С уверенностью в моей правоте, и без боязни подвергнуться остракизму априори. Дело в следующем. Объективно позиционируя себя, стоящим довольно далеко от совокупности совершенных знаний в области теологии, смею утверждать, что, всё-таки, Человек является Венцом Творения, а не наоборот - машина! Человек в совокупности с животным миром – создания божественные. Машина - создание рукотворное. И из этого следует, что мы не можем придавать характер рукотворного божественному. Только наоборот, и только в одностороннем порядке, подчиняясь здравому смыслу и с уважением к божественной первооснове.

Для поддержки и подтверждения своих слов, заручусь утверждением ещё одного академика. Я специально не привлекаю в этот научный теологический спор представителей духовенства, свято чтя принцип сравнения соизмеримых величин, а другими словами, привлекаю для этого людей, находящихся в одноименных "конфессиях", способных придти к общему знаменателю на более значительной и обстоятельной основе. Итак, академик Яков Борисович Зельдович - один из главных создателей атомной и водородной бомб, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, четырежды лауреат Сталинских премий и так далее, в не менее множественном числе. Оппонент что надо! В конце своей жизни и на протяжении многих лет, отойдя в сторону от атомных дел, Яков Борисович полностью и без остатка отдался изучению космологии.

В 1986 году в одной из центральных газет я прочёл его небольшую статью. Что я выделил из неё для себя, почему запомнил и что меня удивило, и поразило? Прочитать такое, да ещё в коммунистическую эпоху! Академик Зельдович писал (цитирую по памяти, но в точности передаю мысль): "Чем больше я изучаю устройство и происхождение Вселенной, тем ощутимее я убеждаюсь в присутствии творца при её создании". Каково! Прямо не называет, но читается между строк элементарно. И это говорит не представитель духовенства, а технарь, что называется, "до мозга костей", которому можно доверять безгранично, как одному из просвещённейших людей своего времени.

… Слышу ворчливые голоса моих оппонентов, мол, упрощаете, уважаемый, пытаетесь перенести функциональность сложных природообразований на какие-то примитивные неодушевлённые предметы. В ответ на это предъявляю известный рисунок гениального Леонардо да Винчи "Витрувианский человек", иллюстрирующий теорию древнеримского архитектора Витрувия. Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: "Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения древний римлянин Витрувий использовал при строительстве своих зданий". То есть, для достижения идеальных построек он переносил наши с вами пропорции на кирпичи и... был, как говорится, таков.

По поводу же задевшего меня за живое вашего просвещённого замечания, что я "упрощаю", могу возразить: не я упрощаю, а вы, не менее уважаемые, усложняете. А в поддержку себе, напоследок, вытащу из своей игрально-полемической колоды настоящего "Туза" - Альберта, сами понимаете - Эйнштейна. А Туз, как известно - карта старшая, всех бьёт! Осознавая всю ответственность при ссылке на высказывания гениального физика и в подтверждение их достоверности, воспользуюсь книгой Владимира Львова "Жизнь Альберта Эйнштейна", выпущенной издательством "Молодая гвардия" в 1959 году, в серии ЖЗЛ.

Из книги следует, что когда, в 1905-ом году, молодой двадцатишестилетний профессор Цюрихского университета Альберт Эйнштейн, теоретически сформировавший уже к тому времени основные положения теории относительности с её знаменитой формулой "ЕравноМСквадрат", прогуливая в коляске своего сына-первенца Ганса-Альберта, повстречал одного знакомого - некоего Гроссмана. На его вопрос о том, углубляет ли Альберт свои познания в математике он ответил: "Нет не углубляю. Природа, кажется, устроена проще, чем мы думаем. Мне достаточно и моих знаний"...
На этом, разрешите мне потихоньку ретироваться и отойти на исходные позиции моей прежней дислокации. С чувством уверенности в правоте и непогрешимостью в подходе к основополагающим принципам цивилизованного обмена мнениями...

Оставляю уважаемых академиков наедине с их, мною спровоцированной полемикой, а сам вернусь к своим, более прозаичным “баранам". Краткое ознакомление с инструкцией по применению моего мировоззрения в котельной технике на практике может быть представлено следующим образом:

Мало пара - добавить топливо, а по моей схеме: вялость в общем состоянии организма и мыслях - больше и лучше питаться более калорийными продуктами.
Плохой анализ продуктов сгорания - упорядочить соотношение топливо-воздух, а по моей схеме: бурчит в животе и наблюдаются неудобства и колики - то же самое, разобраться с качеством пищи.
Недостаточная циркуляция воды в трубах, могущая привести к их перегреву, вздутию или даже к разрыву - провести внутреннюю очистку труб и щелочение, а по моей схеме: забиты кровеносные сосуды - проделать соответствующее шунтирование и операцию в преддверии худшего исхода.
Химический анализ периодических и непрерывных продувок не соответствует предписанному уровню - разобраться с качеством питательной воды, а по моей схеме: плохие анализы мочи - обследовать организм с “развёрнутым” анализом крови.
Сработал предохранительный клапан превышения давления -  уменьшить подачу топлива  и увеличить забор пара на сторону, а по моей схеме: слишком много забот и нагрузок, от которых "плавятся мозги" - иди в отпуск или переключись на что-нибудь другое, отойди от этих забот и отдохни.

И это только малая толика тех возможностей, которые открываются в результате использования данного принципа обобщения на почве соединения функциональных аналогов человека и, в данном случае, - железяки. Путём её "очеловечивания" и с уважительным к ней отношением. 

И что, спросите вы? А то, отвечу я, что за двадцать лет моей интенсивной и успешной работы в качестве "котельного доктора",  котлы, как бы,  всегда отвечали мне взаимностью. Я в это верю, потому что не имел ни единого случая, связанного с какими бы то ни было неприятностями! Это, я думаю, - немало. Сказка? Явь! Чего и вам желаю.


 

 


Рецензии
Ваш текст:
//… В 1986 году… Академик Зельдович писал …:
"Чем больше я изучаю устройство и происхождение Вселенной, тем ощутимее я убеждаюсь в присутствии творца при её создании".
Каково! Прямо не называет, но читается между строк элементарно. И это говорит не представитель духовенства, а технарь, что называется, "до мозга костей", которому можно доверять безгранично, как одному из просвещённейших людей своего времени //.

Мой ответ:
1. Я поискал это высказывание,, и пока не нашёл. А без ссылки оно некорректно…
2. У Пастера, есть подобное изречение:
"Чем больше я изучаю природу, тем больше поражаюсь тому, что создано Творцом. Наука приближает человека к Богу". (Пастер, цит. по: Lamont 1995; также см. Tiner 1990, 75).
3. Похоже, что Зельдович не первый ЭТО сформулировал? Или просо перефразировал?
4. «Можно доверять безгранично» ??? Безгранично доверять нельзя НИКОМУ!
5. «Просвященнейший» ??? Кто так решил?
6. И что? Высказывание "великого" человека является истиной???

Виктор Гаврилов Степ   14.06.2023 04:16     Заявить о нарушении
Да, Виктор, дебаты у нас с Вами удаются не шуточные. И я рад этому. Замечательно, когда приходится общаться с таким, ищущим истину человеком, как Вы, Виктор. Попробую объясниться по пунктам, обозначенных Вами:
1. Я читал эту его статью в 1986 году в одной из центральных газет. По-моему это были "Известия". Не берусь утверждать. В то время, а тем более в центральной газете даже лёгкий намёк на божественное присутствие в создании было не возможно из-за атеистической направленности в обществе. Отсюда и эта "вуаль" в его изложении. Пожалуйста, примите правомерность моей ссылки, как правду. Я бы себе не позволил фантазировать по этому поводу.
2. Утверждение Пастера подтверждает сказанное Зельдовичем. Это так. Здесь я позволю себе заметить, что невольно сравнивая с Вашей, Виктор, подачи правомерность выводов этих двух просвещённейших людей своего времени, я всё же склоняюсь больше полагаться на авторитет в этой области Зельдовича, чем Пастера по определению. Определению их сферы знаний и интересов. Пастер был человеком биологии и медицины. Вирусологом наконец. И замечательно, что он тоже пришёл к этой мысли. Посредством своих соответствующих знаний. Честь ему и хвала!
Что касается Зельдовича, то он много лет, вплоть до своей кончины занимался космологией - наукой о Вселенной. То есть непосредственно тем, что и явилось результатом темы нашей дискуссии. А до этого, кстати, самоучка, самородок, толком не окончивший школу, не говоря уже об институте, сумел получить три звезды Героя соц. труда за создание ядерного щита страны и другие работы мирового значения в области физики. Так что, я склонен больше доверять именно его авторитету. Свои знания о Зельдовиче черпаю из своёго многолетнего увлечения разнообразной литературой в области физики и истории создания ядерного оружия. Опять же, - преклоняюсь перед Луи Пастером, восхищаюсь его жизненным подвигом и научным авторитетом. Скажу утрируя, что если мне двое скажут, что, например, протекает крыша дома, то я скорее поверю тому, кто живёт в доме, чем тому, кто на эту крышу смотрит со стороны. Завершая эти пространные мысли, могу сказать лишь одно. Утверждение Пастера охватывает человека - микрокосм. Утверждение Зельдовича касается макрокосма - более общего масштаба. И того и другого.
3. См. п.2
4. Ваша ремарка имеет смысл. Соглашусь. Не могу только согласиться с оголтелым нигилизмом, отрицающим "всё" и "вся". Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Прошу простить, если увидите в этом грубый намёк. Мне бы этого не хотелось.
5. Эта моя точка зрения, основанная, опять же, на моих знаниях субъекта обсуждения (см. п.2).
6. И здесь Вы правы, учитывая, что "величие" и "истина" - понятия суть относительные.
Похоже, что мы с Вами, Виктор, постепенно находим общую почву соприкосновения. И это хорошо.
Будут мысли, как говорится, - заходите.
Спасибо.
С уважением, Александр.

Александр Кашлер   15.06.2023 09:10   Заявить о нарушении
//2. Утверждение Пастера подтверждает сказанное Зельдовичем//.

Наоборот, утверждение Зельдовича..., и не подтверждает, а развивает мысль Пастера, о Боге! Но его высказывание нисколько не заслуживает безоговорочного принятия, независимо от его гениальности и прочих заслуг?!!

Тем более что мнение одного или нескольких человек – это только «мнение» (одно на сотни других), и оно никак не истина…, и оно никак не доказывает реальность Бога…

Доверять, вы лично, конечно можете кому хотите, но доверие должно на чём-то основываться!
А вы «рекомендуете», своим читателям, поверить в достоверность ваших слов, которые ссылаются на слова других людей…

Виктор Гаврилов Степ   15.06.2023 12:44   Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор!
Похоже, что мы с Вами идём по второму кругу. По крайней мере, мне так кажется. Всё что я хотел сказать - я сказал. Мне нечего добавить. Если Вы не удовлетворены нашими поисками ответов - извините. Мы, всего-навсего, - создания высшего разума и ограничены в своём видении априори. Хорошо ещё, что нам дана возможность пытаться хоть как-то познать неисчерпаемое. Одно знаю - ничего не проходит бесследно.
Успехов Вам на этом нелёгком пути.
Александр

Александр Кашлер   16.06.2023 01:24   Заявить о нарушении