Возможно, мы где-то встречались - 51
В середине лета приехали Лиза и Серёжа, оставив квартиру на попечение племянниц, которые, соблазнившись рассказами тёти и дяди о преимуществах жизни на берегу большой реки, приехали из Донбасса после окончания школы в надежде удачно устроить своё будущее.
Алексей всё подготовил к приезду жены и сына.
С помощью брата удалось выхлопотать семейный щитовой домик, рядом со школой, где Серёжа будет учиться.
Лиза устроилась в отдел снабжения. Работа связана с постоянными командировками, зато это неудобство возмещалось солидными командировочными.
Что ж, надо зарабатывать деньги, для того сюда и приехали.
Осенью Серёжа пошёл в школу.
Может быть, к этому времени он повзрослел и стал серьёзнее, а может потому, что друзья остались далеко на Украине, а новых пока не завёл, отвлекаться особо не на что и поневоле всё его внимание сосредоточилось на учёбе. Способный от природы, вскоре стал одним из лучших учеников в классе.
Постепенно жизнь устраивалась, налаживалась и казалось, всё хорошо. Но трудности были впереди.
Приближалась зима. О ней побеспокоились заранее, закупили тёплые вещи: полушубки, меховые унты, шапки-ушанки, тёплые шерстяные носки, рукавицы, и ещё множество всяких утеплений.
Поначалу зима радовала: выпавший снег не таял, все катались на лыжах, для коньков залили водой небольшую площадку возле школы. Но день за днём морозы крепчали, и вскоре градусник установился на минус сорок, и выше не поднимался.
В такой мороз люди старались бегом пробежать на работу, в школу или магазин, закутав лицо тёплым шарфом.
В помещениях тоже было прохладно. Щитовые домики плохо держали тепло. Особенно холодным был пол, так как домик стоял на подпорках и под ним свободно гулял ветер.
Ещё хуже было на производстве. Огромные полукруглые ангары, прозванные «бочками», собранные ускоренными темпами из металлических утеплённых щитов, совсем не держали тепло.
Проектировщики позаботились обо всех удобствах работы в таких ангарах, но явно не учли сибирских морозов. Руки примерзали к металлу, от морозного воздуха перехватывало дыхание. Тепла от электрокалориферов нехватало и, чтобы хоть немного согреться, люди стали мастерить и приспосабливать возле своих рабочих мест всевозможные дополнительные электрообогреватели, которые кто-то прозвал «козлами».
Эти «козлы» были пожароопасны и не столько спасали от холода, сколько сжигали, буквально «пожирали» электроэнергию. От перегрузок на подстанциях горели предохранители, и тогда весь посёлок погружался в холод и мрак. Электрики не успевали устранять постоянные поломки. Надо было срочно искать выход из сложившегося положения.
Человек удивительно находчивое существо.
Нашёлся кто-то, чье имя так и осталось неизвестным широкому обществу, кто додумался приспособить для выработки тепла списанные паровозы, уныло ожидавшие своей очереди в металлолом. Много их доживало последние дни на запасных путях отдалённых тупиков на всей необъятной территории Союза. Они ещё вполне могли вырабатывать пар, благо, есть чем топить - леса вокруг немерено.
Пригнали паровозы, смонтировали, заизолировали и утеплили паропроводы. В помещениях понаставили батарей, и сразу двух зайцев убили: разгрузили подстанции и существенно повысили температуру в производственных помещениях.
Стройка века не может остановиться ни на минуту.
Щитовые жилые домики тоже отапливались электрокалориферами и, хотя там было значительно теплее, чем на производстве, но всё же довольно прохладно для нормального существования людей. Спасались самодельными печками «буржуйками».
Алексей тоже соорудил в домике такую печку, использовав для этого толстостенную бочку. Напилив чурок и наколов дров, вносил их в домик. Иначе могут украсть. Рубить дрова на таком морозе мало радости, проще взять готовое.
Тот, кто приходил домой раньше, начинал топить печку. Она раскалялась докрасна, дрова потрескивали, от них шёл приятный смолистый аромат, и тогда в домике становилось уютно, тепло, даже жарко. Но через несколько часов тепло уходило.
Сильные морозы сковывали всё. Для питья вместо воды использовали лёд, который специально рубили в самом чистом месте реки и привозили в посёлок. Каждая семья запас льда держала в вёдрах. Если надо было что-то приготовить, куски его бросали в кастрюлю или чайник. Готовить старались на один раз, а если что оставалось, то посуду ставили повыше. На полу вода замерзала и могла её раздавить.
Особую сложность представляло сохранить картошку и другие овощи. Их привозили в посёлок специальными вагонами, и люди покупали всего понемногу. Овощи подвешивали к потолку в плотных мешках, чтобы не промёрзло. Вспоминались подвалы, к которым привыкли с детства, но в вечной мерзлоте подвал рыть бесполезно. Лёд - не земля, в нём овощи не сохранишь.
Самой ходовой пищей были пельмени. Их лепили сразу по нескольку сотен, замораживали и держали в холодных коридорчиках. С ними быстро можно приготовить суп и даже борщ, не говоря уже о том, чтобы просто отварить. Для этого надо совсем немного времени, уже через полчаса можно утолить голод горячей калорийной пищей.
В магазины часто завозили всевозможные консервы: рыбные, мясные, овощные. Особой популярностью пользовались болгарские голубцы с мясом и рыбная уха. Подогрел содержимое прямо в металлической баночке, открыл, поел, и сыт. Никакой мороки, быстро и дёшево.
Человек приспосабливается ко всему, да и зима не вечна. Морозы стали падать, все с нетерпением ждали весну. После суровой зимы её приход был особенно мил и радостен.
Приближались и выпускные экзамены в школе. Сергей сидел над учебниками, заглядывая одновременно и в экзаменационные вопросы для поступающих в ВУЗы. Он решил поступать в Киевский мединститут. Родители были только рады, в Киеве жил Лизин брат, медик. Так что и поможет, подскажет в учёбе, если понадобится, и присмотрит. Хоть сын уже и взрослый, но ещё долго ему надо ума-разума набираться.
Летом Лиза оформила себе отпуск и поехала с Серёжей в Киев. Вернулась в Тынду одна, оставив сына-студента на попечение брата и невестки.
Теперь Лиза вообще редко бывала дома. Не успев приехать из одной командировки, тут же уезжала в другую. Она курировала поставки цемента, которого для стройки нужно несметное количество.
Алексей хозяйничал один, хотя попадал домой только на ночь. Они с Лизой жили теперь в постоянных заботах, не замечая, как летит время. Да наверное, так было даже лучше. Не надо думать, как занять досуг, потому что его просто не существует.
Даже на личную жизнь не хватало ни времени, ни сил. Лиза почти не бывала дома, Алексей тоже пропадал на аварийных ремонтах, так что каждый жил сам по себе.
Как чужие люди, словно и не были мужем и женой.
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2019/01/11/1315
Свидетельство о публикации №219011000921
Грустно, конечно, что жили они как чужие люди. Но и ругаться некогда было. Вроде небольшой плюс в тоскливой жизни.
С уважением.
Владимир Чугай 01.03.2020 19:31 Заявить о нарушении
С теплом и симпатией,
Людмила Киреева-Силенко 01.03.2020 21:17 Заявить о нарушении