Путешествие по истории

     В начале 70-х годов 20 века студенты москвичи, будущие историки, собрались провести летние каникулы в туристическом походе по Крыму. Польза от такого путешествия была большой. Помимо отдыха и физического укрепления здоровья, можно было, как говорится пощупать историю руками.

 Другого места, где можно охватить практически всю историю человечества от первобытных людей до наших дней, подобрать было трудно. Три юноши и три девушки купили билеты на поезд до Бахчисарая, собрали рюкзаки и отправились в путешествие.
 
     Прибыв в Бахчисарай, они первым делом отправились в Ханский дворец и осмотрели его. Дворец был построен в 16 веке и с учетом вида старого города с узкими улочками, мечетями, домами своеобразной архитектуры, создавалось впечатление, что это, восточный город.

 После дворца группа отправилась осматривать стоянку первобытных людей, в балку Канлы-Дере (кровавое ущелье), живших здесь много тысяч лет назад и оставивших наскальные рисунки, затем они направились к пещерному городу Чуфут-Кале по узкому ущелью Марьям-Дере (ущелье Марии).

 Оно было вытянуто в длину на 2500 метров, а в ширину до 500 метров между двух отвесных скал с названиями Бурунчак и Девы Марии, как между двух высоких стен. На протяжении этого небольшого участка земли можно было проследить историю в тысячу лет.

 Здесь были остатки первого ханского дворца, медресе(школа мусульман), мавзолеи первых ханов династии Гиреев, кладбища трех религий мусульманское, караимское и христианское, бывшие монастырские здания, в которых располагалась тогда психбольница.

 Погода стала портиться, тучи заполнили ущелье. Когда группа поравнялась с пещерным, заброшенным храмом, началась гроза. Такой грозы наши студенты ещё не видели и особенно не слышали. Молнии ударялись, то в ущелье, то в соседние скалы, а потом приходил раскат грома, усиленный окрестными долинами и многочисленно отраженный от двух соседних скал.

 Пошел сильный дождь, и нужно было укрыться. Они поднялись в пещерный храм по крутой лестнице, выбитой в скале. Храм был закрыт, до закрытия в 1921 году действовал тысячу лет.

 Всё громыхало и сверкало, студенты стали размышлять, где остановится на ночлег и как приготовить ужин. У них была большая палатка, запас продовольствия, но нужно было найти подходящее место и собрать дрова. Кто-то предложил остаться в храме, но девушки воспротивились, страшно им было.

 Решили всё-таки идти на Чуфут-Кале и там ночевать. Когда дождь стал меньше, они вышли, спустились вниз и увидели над храмом созданное природой изваяние Святой Девы Марии. Возможно эта, словно вырубленная в скале икона была причиной, основания монастыря.

 Дальше на их пути лежала Иософатова долина и древнее, караимское кладбище Балта Термез (топор не руби) где было похоронено от 5 до 10 тысяч человек. Караимы считали дуб священным деревом и поэтому дали кладбищу такое название, там когда-то была дубовая роща.

 Наша группа туристов, не сразу заметила, что попала на кладбище, так как в ущелье уже начало темнеть. Один из юношей собирал хворост и провалился, одной ногой прямо в могилу.  Увидев памятник, он издал такой крик, что девушки взлетели к южным воротам крепости очень быстро, хотя расстояние было не малым, и после дождя земля была мокрой и липкой.

 Парни вытащили товарища, и пошли догонять девушек. Обследовали пещеры ниже крепости, но подходящего места стоянки не нашли. Прошлись по самой крепости, и нашли закрытый дворик, во дворе которого стояли два небольших дома. Здесь решили остановиться, развели костёр у стены, поставили по центру двора палатку.

 В качестве ужина решили пожарить колбасу на шампурах, запах привлек местных кошек. Сидели у костра и рассказывали всякие страшилки, что с учетом увиденного за день и осознания древности самой крепости создавало особое впечатление. Наступила полночь. Кошки, сидевшие поблизости, вдруг взъерошились, стали шипеть и в мгновение разбежались.

 Кто-то посветил фонариком вокруг. Возле домов показались два белых пятна.
    – Приведения, пошутил один из парней. Девушки заскочили в палатку, а парни после минутного замешательства подошли ближе. Два больших зверя похожих на соболей не испугались и сидели неподвижно. Их тоже видно привлекла жареная колбаса.

 Один из парней поднял камень и швырнул в них. Они скрылись в темноте. На домах были таблички, на дверях и окнах решётки. Подошли ближе и под фонарик прочли надписи.

 Оказалось это кенасы, караимские молебны, дома построенные в 16-18 веках.
   – Вот это кампания, прошептал кто-то. Стали прислушиваться, внутри помещений, кто-то разговаривал.
   - Похоже, мы тут не одни, сказал один из парней.
   - Да караимы пришли помолиться из 16 века, пошутил другой. Но решили все же, пойти в палатку к своим дамам, у них и теплее и веселее. Всю ночь наша компания провела в палатке, ветер завывал вместе с кошками, слышались голоса в домах и на соседней древней улице, слышались удаляющиеся раскаты грома.

     Утром группа пошла бродить по пещерному городу. Древний город Чуфут-кале(иудейская крепость) был большой, здесь были не только пещеры, но дома, мавзолеи, мощные оборонительные стены.
    Их путь теперь лежал еще к двум пещерным городам Мангуп-кале и Эски-Кермен и они отправились дальше, по прохладному после дождя лесу, в поисках новых приключений. Но это уже другая история.
      


Рецензии