День первый - день седьмый 8

«Концентрационный лагерь Флоссенбюрг, его 26 периферийных филиалов и отделений. Бавария 1933–1945 гг.». (Обозначено жёлтыми квадратиками).
   Трагический путь моего отца в самом конце войны из одного лагеря в другой и третий известен, как «Марш смерти» (в истории к/лагерей их было несколько) –обозначен чёрной стрелкой. Своей рукой я написал название места, где отец был освобождён американской армией– Шмиттмюллен. Я был там везде, я видел этот АД!»
 
Слов; к тебе

   Дорогой мой отец, я не смогу вернуть те счастливые часы, недели и годы, когда я мог видеть тебя, учиться у тебя, получать то, что называется опытом и основой жизни. Я не смогу повернуть колесо времени назад, но снова и снова буду всматри-ваться в твоё лицо, твои строчки, буквы, в твой сложный и светлый путь! Я, с твоего разрешения, попробовал добавить к твоим словам что-то своё, чтобы вместе с тобой написать и прочитать то, что стало фундаментом и моей жизни!
Я, как и обещал тебе, посетил все твои места – луг, где стоял ваш хутор „Зелёный гай“, Яковлевичи, где ты пошёл в школу, Козловичи, где жили многочисленные род-ственники, Оршу, где ты учился. Я долго стоял у твоей речушки Леща, от истоков которой и началась твоя взрослая жизнь.
   Память тебе вечная, мой дорогой Учитель!
  Я, как и обещал тебе при жизни, сделал тебе этот подарок – повествование о те-бе и твоём пути. В этой книге есть и доля моих переживаний и высоких чувств к тебе, чего нет и не будет по отношению к матери.
   Что я вижу в этот миг на твоей фотографии – единственном теперь средстве об-щения с тобой? Твой взгляд направлен в будущее – наверно, и моё (остался я один), твоих внуков, где бы они не проживали, а главное, что читаю я в нём – почтение к отцам, пройденному пути и к твоей любимой жене, остающейся с тобой навсегда! До следующей беседы, отец!

Отвечу тебе в твоём же стиле –

Omnia mutantur, nihil interit! – Всё меняется, но ничто не исчезает!
 
07.02.2018

Строчки складываются в гимн отцу.
Как смогу, хотел бы дань отдать
Ему – Учителю и той войны Бойцу,
Когда шли они ратью за рать,

Сердцами и душами закрывая
То, что домом и семьёй зовётся.
Гибли, к небу и Богу взывая,
К памяти, что в космос взовьётся!

И там, среди звёзд дрожащих,
Засветится та, что именем его
Я назову и буду чтить надлежаще,
Всматриваясь в далёкий лик Его.

Месяца три назад, разыскав в интернете координаты мемориала в городе Цайтгайн, я отправил туда письмо с просьбой сообщить данные о пребывании моего отца и в этом лагере времён войны. Мне повезло – буквально через пару дней раздался телефонный звонок, и сотрудница этого музея с красивой армянской фамилией Нора Манукян, доставшейся ей от деда, также сидевшего в этом же лагере, рассказала мне о ме-мориальном центре и попросила выслать установочные данные на отца. Обещали, что обязательно найдут в архивах доку-менты о нём, плюс – выслали мне приглашение на участие в торжественной встрече 23 апреля 2018 года. Вот как получается! Этот неожиданный звонок, приглашение приехать и рассказать им там о его жизни – разве не подарок Судьбы, не знак Божий?
   И здесь в Цайтгайне и в Флоссенбюрге будут стоять книжечки моего отца, нес-колько его фотографий, жизненный путь и, может быть, перевод на немецкий только что написанной книги, но это в будущем!
   Будут приходить разные люди, всматриваться в лица узников, исчезнувших и вы-живших, в его лицо также, и что-то думать, переживать...
   Буду приезжать туда и я... Пока есть силы...
Вот и закончил я свою работу. Думаю, она бы понравилась ему...

P.S.

23 апреля 2018 года я посетил мемориал «Цайтгайн». Я видел там всё, я всматри-вался в лица погибших, в их наполненные грустью глаза... Я использовал материалы мемориала в этой книге.

Два слова о соавторе

   Ковалёв Олег Васильевич, 31.08.1947 г.р., из семьи педагогов-филологов высшей квалификации, с 1952 по 1962 г.рос, познавал жизнь, учился в школе №1 г. Червень Минской области, где работали его родители, где он был солистом школьного хора и рекордсменом по лёгкой атлетике района, области и республики. Учился в Минском музучилище, имеет
два высших образования.   
   В 2007 году был принят в Союз белорусских писателей с единственным в мире удостоверением под номером 740?! Издал три книжки прозы и две – стихов. Проживает в Германии.
Пишите мне.

Мой E-mail:oleg@igumenist.de
22 июня 2018 года

Отсюда наши корни…

   Август 2016 г. Возле останков дома любимых бабушки и дедушки в уже несущест-вующей дер. Красилово Толочинского района Витебской области. Здесь я провёл, выезжая к ним каждое лето, лучшие годы детства вместе с моими родителями, двою-родными сёстрами и братьями – Эдуардом, Тамарой из Питера, Нелли и Юрой из Втебска, Ларисой и Леной из Рязани, моим братом Святославом, Людмилой и Сергеем из Толочина, Людмилой и Юрой из Бытеня. Сюда я часто возвращаюсь, чтобы посто-ять, подумать и вспомнить всех их...
   Красивая некогда деревенька с говорящим названиием «Красилово» исчезла пол-ностью, и только придорожный указатель, поставленный, наверно, по настоянию кого-то из бывших и благодарных жителей, стоит на шоссе и напоминает о родине моей матери и месте, куда с удовольствием приезжал мой отец..
   Здесь особый мир – ещё стоит яблоневый сад, в нём моя ранетка. Ещё растут и пахнут по осени яблоки, потерявшие вкус и одичавшие без хозяев, из-под зарослей травы видны остатки бани, а сама хата, уже без крыши и того, что было внутри, давно прячется в буйной зелени, постепенно исчезая и растворяясь в ней, стано-вясь лишь декорацией к той канувшей в Лету жизни, которая неторопливо текла под дланью Господней и голубым белорусским небом...


Рецензии