Путеводитель по Копенгагену

Я поначалу принял его за нищего человека, за цыганина румынского происхождения,  которых в Данию за последнее десятилетие понаехали толпы: поворовать, попопрошайничать, не знаю, чем они еще занимаются. Мой нищий был оборван, оборван и еще раз оборван, был грязен, небрит, немыт, нестрижен, дурно пах. Я сунул ему в ладонь десять крон, что, в общем-то, немалое подаяние, я вообще редко подаю, но чтобы столько подать, видимо, был в духе. И пошел дальше, я ведь гулял. Но нищий потянул меня за рукав, так что мне пришлось остановиться.
- Что тебе?- спросил я.
Я все еще был в духе, расстроить дух, конечно, может все, что угодно, но не грязный цыган из Румынии, и даже не несколько десятков грязных цыган.
- Больше ничего не подам,- сказал я, но увидел по его лицу, что он не понимает ни одного моего слова.
В то же время и он мне что-то говорил на каком-то полуптичьем языке, и я, в свою очередь, ничего из его слов не понимал. Я дернул рукой, чтобы высвободить ее, но он вцепился в меня крепко. Он продолжал что-то щебетать, затем сунул мне в карман пиджака какую-то небольшую форматом, но толстенькую книжку, покит-бук.
Меня так и порывало тут же выкинуть книжку в мусорный контейнер, но я все еще был в духе, нисколько не рассeржен, была мысль, что нищий румынский цыганин за мной наблюдает, и мне не хотелось его огорчить, он и так был несчастен. Да и место было тесное, центральный вход в Тиволи, столпотворение, кто-то даже толкался, никогда мне этот участок не нравился. Прошел до парламента, уселся на ступеньки, слева монумент Хо Си Андерсену, взирающего на проходящих  с какой-то прозорливой ухмылочкой: он уже тогда, якобы, все про всех знал. Мне в его обществе было достаточно уютно, я осмотрелся вокруг: тибетцы выставили однодневную фотовыставку, рассказывающую о преступлениях Китая против тибетцев, бессмысленная акция, забудем о ней, а лучше вернемся к книжке, которую сунул мне в карман румынский нищий.
Книжка была новенькой, нечитанная, без загнутых уголков, открывалась с девственным скрипом, шелковистые листочки, если вы не цените кги так, как я их ценю я, то вам не понять мои чуства. Я подержал книгу в руке: хоть и толстенькая, но почти воздушная, мне такие редко встречались. Я повертел ее в руках, осмотрел обложку спереди, сзади, понюхал с наслаждением листы, впитался типографской краской, лизнул обложку, получил невероятное наслаждение. Новая книжка - это примерно, как новая женщина: нужно сначала изучить ее со всех сторон, а уж после проникать внутрь, листать день за днем страницы, постигать скрытый в ней смысл.
И лишь затем взглянул на название книги, оно было странным: "Твой личный путеводитель по Копенгагену", и книга была на датском, издательство "Портфолио", или "Портфель", что все равно глупость. Что эта книга могла рассязать мне о Копенгагене, который я знал как пять своих пальцев? Меня вообще можно было поставить где-нибудь в центре города, чтобы люди подходили ко мне и спрашивали, как бы пройти туда или сюда, и я бы отвечал им за небольшие деньги, а к вечеру возвращался бы с набитыми мелочью карманами. Возможно, что и с парой-тройкой любовниц. Вот такая жизнь по мне, уставал бы, конечно, но какая приятная это была бы усталость, ненавижу ленность, хотя и склонен к ней.
Начал читать книгу с первой страницы, где мне было сказано, что я очень голоден, потому должен встать, пройти от памятника Хо Си Андерсену два квартала вправо, после свернуть налево, и я увижу кафе Белла Наполи, которое находится в подвальчике, и к нему ведут десять ступенек, третья разбитая, так что нужно быть поосторожнее. Кафе называется итальянским, но этому верить нельзя, потому что хозяин палестинец, тощий, мелкий, психованный хмырь, который зовет себя Джозефом, хотя на самом еле Юсуп. В книге было сказано, что его надо сразу ставить на место и объяснено как.
- Добрый день, Юсуп,- сказал я, когда "итальянец" подбежал ко мне.- Сколько народу сегодня ограбил? Как жена, как дети? Сердечко все еще пошаливает? Итальянец Хусайн все еще работает на кухне?- все по книге.- Ну, неси свои торталини - это лучшее, на что ваш ресторан Белла Наполи способен.
Путеводитель нисколько не врет.


Рецензии