Четыре невесты Ивана-Царевича. После свадьбы

Пышную свадьбу устроил царь своему сыну! Созвал царей со всех государств и важных и уважаемых людей из своего царства. Позвали и Елену Прекрасную, и Василису Премудрую, и Марью Искусницу с родителями. Пригласили Бабу Ягу, Кощея и Змея Горыныча из соседнего леса. Своих богатырей-защитников Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича не забыли кликнуть. Да и всех друзей Ивана и Настеньки тоже за стол посадили.

- А что, уважаемый царь, неужто не смог ты найти ничего достойнее своему сыну, кроме деревенской девчонки? – по-дружески спросила царя Баба Яга. – Не по чину ему она. Он то смотри: красавец, образованный, управленец не на словах, а на деле. А она кто? Пустышка деревенская: ни красоты, чтобы в обществе представать, ни образования, чтобы мужу помогать государством управлять.

- Уважаю я тебя, Яга! – ответил ее царь. - Давно ты живешь, традиции чтишь, людей от их пороков избавляешь, своими хитростями их умней да сильней делаешь. Только одинока ты. Не в твоей это ком-пе-тен-ции.. тудыть ее.. о любви да отношениях рассуждать. Сам мой сын выбор сделал, сам за него отвечать будет, сам себе счастье добудет.

- Ну-ну, смотри царь, - покачала головой Баба Яга, - ты – отец, сына своего знаешь. Мог бы ему сам найти невесту, на уровне, так скать. Он бы тебе потом спасибо говорил всю жизнь. А ты ему позволил в дом бесприданницу привести. Сам еще намучаешься, и сын мучаться будет. Помяни мое слово, - участливо произнесла Яга.

Потом взяла бокал, встала, подмигнула царю и сказала:
- Пью за то, чтобы у молодых не было в жизни трудностей! Горько!

Гости тост подхватили, выпили, грянула музыка, и все пошли в пляс…

- Ах, мамочка, какой мужчина! – смотрела на Илью Муромца Елена Прекрасная и восхищалась. – Плечи необъятные, руки накачаны, складка на переносице, взгляд жесткий. Настоящий полковник! Вот бы мне такого заполучить! Всю жизнь на руках бы меня носил. А уж сколько бы мне желаний исполнил! - закатив глаза, мечтала царевна.

Елена посмотрела в зеркальце, подкрасила губы, нацепила на себя соблазняющий взгляд и пошла прямиком через весь зал к Илье. Участь его была решена.

- Внимание, уважаемый царь, дорогие молодые и гости. У меня есть тост и подарок, - объявил Добрыня Никитич. – Хочется мне пожелать молодоженам, чтобы в их семье всегда царила гармония, как царит она в музыке. А теперь подарок!

Добрыня запел свою песню. Была она о любви. О том, что каждый хочет ее найти, да не каждому она показывается. О том, что принимают за любовь люди кто ласку, кто внимание, кто страсть. Только не она все это. Настоящая любовь только тем дается, кто в нее верит и не предает в тяжелых испытаниях.

Василиса Премудрая смотрела выступление Добрыни и понимала, что это ее шанс. Он такой талантливый, этот богатырь, такой творческий, но неизвестный никому. Даже вон царь смотрит на него с изумлением – первый раз услышал, как его страж поет. А ее продюсирование давно привлекало. Только подходящей кандидатуры не было. А так и он прославится, и она и известной станет и денег заработает. Не мешкая, она пошла к Добрыне и предложила ему выгодную сделку. Он ее замуж берет, а она в него деньги вкладывает. Участь богатыря была решена.

А свадьба продолжалась.

- Разрешите вас пригласить на танец, - к Марье Искуснице несмело подошел Алеша Попович.
- Пожалуйста, - с неохотой встала Марья. Надоели ей кавалеры. Все только и смотрят, какая она хозяйственная да добрая. Думают, возьмут ее в жены, она будет семью тащить, а они сами будут, как сыр в масле, кататься, управлением да творчеством заниматься.

- Вы знаете, тут у нас в царстве Змей Горыныч затеял по своему образу и подобию машину соорудить, чтобы летала по воздуху, - начал говорить Алеша. - Меня пригласил в инженеры. Да вот устал я чего-то, видно. Никак не получается одно противоречие разрешить. Хожу по кругу в своих поисках, разорвать не могу. Вот и подумал, пойду на свадьбу, развлекусь.
- А что ж вы, просто так развлекаться не любите? – удивилась Марья.
- Так дела неотложные да серьезные у меня. Некогда развлекаться. Надо змеелет конструировать.
- А что там за противоречие такое? – спросила у Алексея Марья, подумав, что этот богатырь вроде не лентяй.

…К концу вечера на свадьбе, кроме счастливой пары молодоженов, появились еще три.

***
- Иванушка, радость моя, - с утра, поцеловав любимого, сказала Настенька, - колечко ты мне подарил и сердце свое драгоценное. Теперь моя очередь подарки дарить. Возьми вот крестик березовый. Пусть будет он для тебя охраной от несчастья и памятью обо мне.

- Спасибо, Настенька, - взял подарок Иван. - Только что это ты про память заговорила? Разве мы прощаться собираемся?

- Всякое в жизни может быть. Ты береги его. Частица моей души туда вложена. На век пусть она тебе принадлежит.

Встали молодожены, да пошли к царю, завтракать.

- Доброе утро, дети мои! – улыбаясь, сказал царь. – Рад тебя видеть Настенька. Хорошо ли выспались?
- Спасибо, батюшка. Хорошо.
- Ну что ж, тогда слушайте: сегодня к нам с визитом прибывает восточный шейх. Интересы у него торговые. Вечером ему прием устраиваем. Надо, чтобы вы шейха встретили, дабы связи в будущем с ним уже вы поддерживали. Я то на пенсию собираюсь.
- Как скажешь отец, - ответил Иван, - встретим. Тебе и правда отдохнуть требуется после такого пира.

Вечером явился во дворец восточный шейх, подарки для них выложил: морские деликатесы, фрукты заморские, сладости восточные. Иван встретил его, за стол усадил, начал разговор вести. А Настя растерялась: не знает ни как диковинные фрукты и деликатесы есть, ни что шейх на своем тарабарском языке говорит. Он ей поклоны бьет, а она не понимает, чего он хочет. Иван на Настю смотрит, знаки ей делает, да только толку в том мало.

Еле дождалась Настя пока прием закончится. Пришли они с Иваном в свои покои, и разревелась Настенька.

- Зачем ты меня с собой взял? Зачем меня и себя позорил? Видишь, я себя вести не умею с такими гостями. Как же стыдно то!

- Милая моя, Настенька. Не переживай так сильно, - успокоил жену Иван.- Ты – красавица, шейх был восхищен твоей красотой. А опыт не сразу приходит. И я раньше в таких случаях терялся, пока отец меня не приучил ко всему. И ты научишься. Только надо языки учить. Будешь со мной заниматься языком аглицким, на нем почти все иностранные торговцы говорят.

- Я же девчонка деревенская, - не унималась Настя, - куда мне языки знать! Подведу я тебя, Ванюша.
 
- Нашла о чем переживать, - погладил ее по голове Иван. - Вон Баба Яга и та выучила. А ведь старуха уже. А у тебя ум молодой, пытливый – выучишь.

И стали они заниматься языками да этикетом. Стала Настенька потихоньку в себе уверенность ощущать.

***
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Год прошел, как молодые вместе живут. В царстве много дел было сделано. Отец на пенсию ушел, отдал правление Ивану. Тот царем стал. Появился у Вани с Настей сын - царевич Елисей. А Баба Яга смотрела на их жизнь, завидовала, да и решила устроить им гадость.

- Царь Иван, дошли до меня слухи страшные, - пришла она к Ивану, - что в странах заморских зреет заговор. Хотят на наше царство басурманы злые напасть, захватить земли да народ закабалить. Съездил бы ты туда. Узнал что да как. Ход на опережение, так скать, сделал бы. Авось дипломахтически бы вопрос и разрешил.
 
- А не врешь ты, Яга? – с недоверием спросил Иван.

- Да что ты, как можно! – замахала руками Яга. – Век уж на страже государства стою, разведкой руковожу. Докладывают мне мои помощники правду.

- Ну ладно, значит надо разобраться съездить, - покачал головой царь Иван. – Готовьте поездку.

Узнала Настенька, что собирается Иван в поездку далекую, опечалилась.

- Вот и пришло время расставаться, - говорит. – Помни про крестик, меня не забывай. Скучать мы с Елисейкой будем сильно по тебе. Езжай с богом.

- Я тоже по вас скучать буду, - вздохнул Иван, – да делать нечего, надо ехать.
Распрощались они, и уехал царь.

Настенька ребенка растит, принимает послов да торговцев во дворце, за государством следит. Ей отец-батюшка помогает. Тяжело Насте, да и скучает сильно по мужу, беспокоится, как бы его басурманы не обманули. Месяц прошел, второй, третий заканчивается, а Иван только все письма шлет, что не удается пока с басурманами деловой разговор повести. Пишет, что тоскует сильно, каждый вечер крестик в руках греет, чтобы даже на расстоянии Настя согрета была теплом его.

Через полгода только сумел Иван решить вопросы межгосударственные, да еще месяц по морю на корабле возвращался. Долгую разлуку организовала Баба Яга молодым, да только не смогла их любовь погасить. Правду сказывают, что разлука, что ветер, слабые чувства гасит, а сильные раздувает сильнее.

Вернулся Иван домой. Настенька его встретила, на шею бросилась и не отпускала от себя целую неделю.

- Что хоть в государстве происходит, как дела идут? – в минуты отдыха от бесконечных поцелуев и ласк спрашивает Иван жену.

- Трудно было без тебя Иванушка. Но вроде справилась я. Послы заезжали к нам, торговцы. Рассказывали, что в мире происходит.

- И что же?

- Говорят, что чудес много. Змей Горыныч вместе с Алешей Поповичем змеелет испытывают. Летает, говорят, быстрее самолетов. Василиса вместе с Добрыней Никитичем гастролируют по странам, он даже Соловья-разбойника перепел. Во как голос поставили ему.

- А как Елена с Ильей поживают? – вспомнил красавицу Иван.

- Сказывают, что тяжко Елене с ним приходится. Начала она было, как со всеми остальными по привычке, указания давать да загадки загадывать. Да не тут то было! Пару раз он просто отказался ее глупые запросы выполнять, а когда не унялась, то стукнул по столу кулаком, и пришлось замолчать ей. Сам знаешь, какой кулак-то у Ильи. Живет Елена, из последних сил его терпит, да боится из дома прогнать. К тому же взялся он подремонтировать дворец ихний, работы много еще, надо, чтобы закончил он ее.
 
- И правда, диво, что в мире творится.

***

Потекла жизнь в царстве своим чередом. Месяц за месяцем. Елисей подрастает, мать с отцом радует. Царь государством управляет, Настя ему помогает, чем может.
А Баба Яга все завидует, новые планы злые строит.

Поехал как-то Иван по делам по соседним странам с визитами.
- Поеду, посмотрю, как наши знакомые живут. Может, чем помочь им надо, может, что нового они придумали, так опыт перенять, а то и так просто повидаться.

- Езжай Ванечка. Приветы от меня всем передавай.

Уехал Иван, Насте с дороги письма шлет. Побывал, мол, у Елены. Совсем они с Ильей разошлись. Илья ремонт доделал, она ему и заявила, что не хочет больше терпеть его в своем доме. Он ушел. Теперь, мол, страдает Елена, привыкла ведь к мужику. Не всегда он грозным был, и помогал много, и ласкал нежно. Теперь ей другие мужчины не нужны, не интересны стали, да только Илья возвращаться не собирается, как Елена его не зовет.

А к Насте тем временем Баба Яга является и шепчет:

- Красавица моя, не хотела я тебя расстраивать, да только не могу в себе держать такую новость. Уж не прогневись.

- А что случилось?

- Дошли до меня слухи, что твой Иван в путешествии своем с Еленой любезничал сильно. Да и не только любезничал. Сама понимаешь, что между мужчиной и женщиной бывает, когда она свободна, а он от дома да жены далеко.

- Врешь ты все, Яга! – раздраженно ответила Настя. - Знаю я, писал он мне, что Елена бросила Илью. Но только она все-равно его любит, жалеет, что расстались. Иван ее просто утешает, переживает за нее. Не чужая ведь.

- Вот-вот, не чужая, - поддакивает Яга, - совсем не чужая. Как бы родной скоро не стала.

- Уходи, не желаю тебя слушать, - прогнала Бабу Ягу Настя, а сама расплакалась.

К ужину явилась заплаканная, нос распух. Отец-батюшка и спрашивает ее:

- Что случилось Настенька? Чем так опечалена?

- Баба Яга ко мне приходила, сказала, что изменяет мне Иван с Еленой. Что, дескать, мужчины перед ней так до сих пор устоять и не могут. А коли она одна сейчас, так и увеличилась ее сила вдвое. Мол, как бы породниться вам не пришлось.
 
- Ну и Яга! Тудыть ее.. Что плетет! – раскричался отец. – Неймется старой все!

- Батюшка, но ведь правда, что Елена – соблазнительница большая, могла Ивана окрутить. А Ванюша такой безотказный, такой доверчивый и сочувствующий, – заплакала вновь Настя.

- Вот что, доченька, - обнял Настю отец, - не реви. Сейчас толку нет расстраиваться. Вот приедет Иван, спросишь его, что да как было, посмотришь в глаза ему и подскажет тебе сердечко, кому верить. А кого премии лишить за недостаточную проверку сведений!

Настя улыбнулась шутке батюшки.

- А вообще, Настасья, запомни мои слова: не словам людским верь, а сердцу своему. Если ты любишь, надо верить своему любимому. Вон Ванюша в тебя поверил, и стала ты и этикетом владеть, и на языке аглицком говорить. Вот и ты в него верь, что бы не случилось.

Поуспокоилась Настя, новое письмо от Ивана прочитала. Писал он ей, что скучает, что подарки ей везет, что скоро вернется.

..Вернулся.

- Скажи, Ванечка, любишь ли ты меня по-прежнему? Только правду скажи!

- Конечно, люблю, милая, – Иван поцеловал жену. – Так скучал без тебя и Елисейки.
Настя внимательно смотрела в его глаза.

- Да что случилось то? – Иван непонимающе уставился на Настю.

Рассказала Настя мужу все, как было.

Он рассмеялся сначала, а потом серьезно сказал:

- Не могу я тебе, Настя, ни свою верность доказать, ни свою неверность опровергнуть. Не думал я, что такая беда случится, не смог заранее предусмотреть этого. Хочу сказать, что все это время был со мной твой крестик, грел я его в руках все это время. А ты видно не чувствовала этого. Виноват я. С государственными делами мало внимания стал тебе уделять, что стала ты во мне сомневаться. Попросить хочу, не верь Яге, не давай сомнениям любовь разрушить.

Насте стыдно стало.

- И ты прости меня. Глупая, нашла, кому верить. Люблю я тебя, Ванечка. Верить тебе буду, что бы не говорили, - промолвила Настя. – Лучше расскажи, как дела у других наших соседей.

Иван увидел, что лицо у жены просветлело, и сам заулыбался:

- Вот и хорошо. Про Елену я рассказал уже вроде. Успокоилась она, страстью своей управлять научилась благодаря Илье. Только вот потеряла его. Да что ж делать? Может и наладится еще все. Добрыня с Василисой по заграницам ездят. Застал их случайно дома. Жалуется Василиса, что стал, мол, Добрыня выпивать все чаще, не может, видите ли, песни сочинять без допинга. Гастроли все больше расходов несут, чем доходов. Недовольна она. Марья с Алешей хорошо живут. Он до главных инженеров у Горыныча дослужился. Деньги хорошие зарабатывает. Марья ими умело распоряжается. Родилась у них дочка Катенька. Счастливы оба.

И снова время потекло, как вода в речке бурной. Уж счет ведется не на месяцы, а на годы. Одно событие другое сменяет. Родилась у Вани с Настей дочка Дашенька. Государство окрепло, богаче стало. Царь Иван лихо политикой занимается. Настя университет заграничный окончила, на экономиста выучилась, чтобы мужу помогать таким большим хозяйством заниматься.

У соседей тоже дела на месте не стоят.

Елена салон красоты открыла, да так удачно и талантливо, что слава по всему миру пошла о ней. А когда один заморский принц ей предложил руку и сердце, то, не раздумывая, вышла за него замуж и уехала. Не все ли равно где красоту творить.

Добрыня у Василисы совсем спился. Надоело ей за ним ходить, как за ребенком. Оставила его на попечение Ильи Муромца, а сама вернулась в свое царство родителям помогать. Старенькие они у нее стали. Отец едва справлялся с делами. Подзапустил государство. Дел много ей предстояло.

Алеша с Марьей себе хоромы новые построили. Сынишка родился у них. Алеша совсем в работу ушел. На место Горыныча встал, задумал ракету к луне запустить. А Маша стала консультации по дизайну дворцов давать, да книжки со сказками издавать.

А Баба Яга только злее становится. Не унимается. Решила извести Настеньку. Подсыпала ей в яства всякие снадобья, чтобы она заболела.
Так и получилось.

- Что-то стало мне в последнее время тяжело, Ванюша, - жаловалась она мужу, - сил нет совсем. Не знаю, что со мной. Старею уже, - невесело шутила она.

- Да что ты, Настя, ты у меня молодая совсем, - улыбался Иван.

А сам подумал-подумал, да и собрал лекарей со всех государств. Что, мол, с моей женой творится? Кто ее вылечит, тот получит награду достойную. Разное говорили лекари после осмотра. Кто-то видел обычную хандру у Насти, мол надо курс психотерапий пройти и пройдет болячка. Кто-то новый невиданный вирус обнаруживал, мол, лекарство только за морями есть, надо большие деньги за них заплатить, тогда может и вылечится она. А ведунья местная сказала, что, дескать, тут Баба Яга поработала, яду насыпала Насте в еду. Вот та и чахнет.

Все перепробовал Иван. И психотерапии, и лекарства заморские. Не помогает.

- Что же делать то мне? – хватаясь за голову, спрашивал Иван у старушки.

– Время то идет, а легче ей не становится.
 
- Твою любовь теперь Яга на прочность проверяет. Иди к ней. Проси противоядия.
 
- Да кто она такая, эта Яга, чтобы мне у нее чего-то просить! – возмущался Иван.
– Я – царь или кто?!

- Ты умерь свой пыл, Ванюша, - продолжала ведунья, - выбора то у тебя нет.

С поникшим взором и опущенной головой пришел Иван к отцу, совета просить. Мол, леченья всякие мало помогают в ее болезни, а ведунья говорит, что тут Яга виновата. Надо к ней идти за противоядием.

Выслушал сына отец и говорит:

- То, что Баба Яга тут свою руку приложила, не удивительно. Права тут ведунья. А вот идти к Яге за снадобьем, я не советую. Или обманет, или плату возьмет неподъемную. Богатства то ей не нужны, а вот здоровья, внуков, радости и счастья у нее нет, будет их просить.

- Так что ж делать то, батюшка? – поник Иван.

- Думай, сынок, пусть тебе сердце твое подскажет, как быть.

С тяжелым сердцем вышел Иван из дворца и пошел к ручью, у которого они с Настенькой по молодости встречались. Сел под деревце, достал подарок Настенькин, крестик березовый и зарыдал.

"Так я люблю свою Настеньку, так хочу, чтобы она выздоровела, стала как раньше бодрой, веселой и ласковой! Здоровья у меня и так не много, детей своих я Яге не отдам, а радости и счастья мне самому бы у кого занять. Что же делать то, господи?".

И вдруг видит, что крестик в руках влажным стал. Наполнился он его слезами, и пробился из него малюсенький росток. Просохли глаза Ивана от слез и побежал он такое чудо Настеньке показать. Настя к тому времени уж неделю лежала, не вставала. Лекари говорили, что недолго ей осталось на земле жить.

Увидела она росток, подивилась на чудо такое. Посмотрела на Ивана, увидела, как осунулся он за то время, пока лечение ей искал, как покраснели его глаза от слез. Обняла его Настенька, поцеловала, заплакала.

- Да как же я тебя оставлю одного, милый мой? Раз случилось такое чудо - ожил мой крестик березовый, значит и я смогу на ноги подняться. Вижу, что нужна я тебе, что любишь ты меня по-прежнему. А я раскисла чего-то, - посетовала на себя Настя. - Хватит вокруг меня хороводы водить. Лучше расскажи, что в государстве творится, какие новости у соседей?

Обрадовался Иван. Начал ей рассказывать всякие новости, шутками веселить, нежность дарить. Лекарства не забывал давать. И поднялась вскоре Настя с кровати. А потом и как прежде стала детьми заниматься, дворцом управлять да Ивану помогать государством править. Видать правду сказывают, что любовь настоящая да вера крепкая чудеса творит! Нет в мире ничего сильнее их.

***
Много лет прошло с тех пор.

Бабу Ягу тогда из царства выгнали. Поехала она к Елене да к ее новому мужу проверки устраивать. Надеялась, что может там ей чего из их счастья достанется. Не получилось. У Василисы тогда только новый кавалер появился, не стала она к ним приставать. Им и своих проблем хватало. Потом к Марье с Алешей полетела. Смотрит, а там уж и проверять нечего. Алексей как в свою работу ушел, так и не вышел. Не понял даже, почему Марья его оставила.

А Иван с Настей еще долго жили, детей растили да внуков нянчили.

(25.07.2008 г.)


Рецензии